АРТ Терропия как условие развития креативных способностей студентов художественно-графического факультета

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 12:22, курсовая работа

Описание работы

В данной работе будет рассмотрена проблема развития творческого мышления у студентов художественно-графического факультета, которые в силу рода своей деятельности, безгранично нуждаются в идеях, неординарных решениях. Так как корень решения многих педагогических задач, да и не только, лежит в поиске факторов определяющих развитие данного качества личности, то одна из задач, которые я перед собой ставлю, рассмотреть факторы, влияющие на развитие креативности. Определить при каких условиях, наиболее продуктивно развивается творческое мышление. Кроме того актуализировать важности его развития.

Содержание

1. Введение
2. Арт-технологии
2.1 -Что такое Арт технологии?
2.2 -Направления в арт технологиях
3. Креативность
3.1 -Что такое креативное мышление?
3.2 -Четыре стиля креативного мышления
3.3 -Важность креативного мышления сегодня
3.4 -Определение креативного потенциала
3.5 -Креативные люди
3.6 -Роль образования в развитии креативности
4. Арт-терапия как условие развития креативного
мышления студентов ХГФ
-Условия формирования творческого мышления
4.2 -Обсуждение и интерпретация работ
4.3 -Упражнения
5. Заключение
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

АРТ_Терропия как условие развития креативных способностей студ. ХГФ.docx

— 86.58 Кб (Скачать)

  Креативное  мышление включает в себя креативную подвижность ума и проницательность в понимании проблем. «Например, химическая структура бензина была открыта после увиденного сна  с извивающимися змеями». Более  точно креативное мышление описывает  аспекты личности, побуждающие нас  достигать выдающихся результатов, даже, несмотря на различные непредвиденные препятствия и  проблемы. Проблемы же в свою очередь стимулируют  к достижению цели, если человек  креативен и готов пойти на риск.

  Креативные  люди полностью погружаются в  интересующую их проблему и обладают умением довести начатое до конца, несмотря ни на что. «Это мечтатели, созидатели будущего», которыми движут новые идеи.

  Сегодня просто знаний мало. Творческий подход к решению проблем, вот то, что  нужно. Тот, кто сегодня мыслит неординарно, находит новые решения, предлагает революционные изменения, завтра будет  «на гребне волны».  
 
 
 

3.2 Четыре стиля креативности

  Креативность, как творческий способ мышления охватывает все аспекты нашей жизни и  подразумевает способности, которые  способствуют созиданию нового, но при этом алгоритмы решения проблем  и поиска возможны совершенно различные. По - этому креативное мышление можно разделить на четыре основных стиля:

1. Интуитивный  — сконцентрирован на результатах  и полагается на предыдущий опыт при ведении дел.

2. Новаторский  — сосредоточен на решении  проблем, систематичен и полагается на факты.

3. Образный  — способен мысленно представлять  благоприятные возможности, получать  удовольствие от сочинительства  и думает нестандартно.

4. Воодушевляющий  — сконцентрирован на социальных  переменах и самоотдаче без остатка.

  Ниже  более подробно описаны эти четыре стиля креативного мышления и  приведены некоторые типичные примеры  известных людей, которые представляют каждый стиль. 

Интуитивный тип мышления

  Этот  стиль сконцентрирован на результатах  и полагается на предыдущий опыт при принятии решений. Джек Уэлч, бывший исполнительный директор компании General Electric, является примером этого стиля. Он воскресил компанию, находящуюся в застое, являясь очень жестким, но харизматичным лидером. Он был трудолюбив и обладал духом соперничества. В отличие от многих исполнительных директоров, он концентрировался на действии и результатах. Его называли «жестким парнем, не берущим пленных», «нейтронным Джеком» и «самым беспощадным менеджером в мире». С другой стороны, есть примеры его великодушия и заботы о своих работниках и всей организации в целом. По отношению к конкурентам он всегда был жесток, но честен. Верил, что люди являются ключом к успеху в бизнесе, и делал все возможное, чтобы превратить GE в крайне успешное, приносящее прибыль предприятие. Уэлч не любил использовать слово «эффективность». Он верил, что креативность является ключевым моментом, и считал, что каждая личность имеет огромный творческий потенциал, который просто надо раскрыть. 

Новаторский тип мышления

  Этот  тип мышления сфокусирован на проблемах  и фактах; он — весьма систематичен. Новаторские личности готовы к тяжелой работе и настаивают на точных и аккуратных экспериментах. Этот стиль типичен для ученых, инженеров или изобретателей, таких как Томас Эдисон. Мария Кюри, другой пример новаторства, была ученым и вместе со своим мужем открыла радий и полоний, ее наградили двумя Нобелевскими премиями. Она не отступала перед множеством трудностей, имела превосходную память и полностью погружалась в свою работу. Хотя рабочее окружение часто влияет на выполнение человеком своих задач, по-настоящему креативные люди, такие как Мария Кюри, превозмогают физический дискомфорт и неудобства, чтобы добиться своих целей. Она жила в холодной и полуразрушенной лаборатории в Париже ради того, чтобы заниматься работой, которую она считала жизненно важной. Она верила, что самопожертвование и уверенность в себе абсолютно необходимы для достижения целей. Более того, она была личностью, которую не испортила слава.

Образный  тип мышления

  Этот  тип мышления присущ людям, которые  артистичны, получают удовольствие от сочинительства, являются лидерами по натуре, имеют отличное образное мышление и без труда могут представлять благоприятные возможности. Уинстон Черчилль является примером сильного, одаренного богатым воображением лидера, который воодушевлял других. Он был премьер-министром Великобритании в годы Второй мировой войны и написал множество книг по истории. Он обладал уникальным интеллектом, замечательной жизнестойкостью и был плодовитым писателем и артистом. Демонстрировал могучую выдержку во времена кризиса, заражая других уверенностью и решимостью и используя свое чувство юмора. Будучи одним из величайших лидеров в мире, он не успевал в школе, потому что не желал учить ничего, из того, что он не считал существенным. Его отчислили из Харроу, но позже он закончил Королевское военное училище в Сандхерсте. В молодости он служил офицером в Индии, где занимался самообучением, читая ящики книг, присланные ему матерью. Всегда внимательный к истории, он поглощал историческую и научную литературу. Его мощный, оригинальный интеллект был наполнен поразительной жизненной силой. Как и Чарльз Дарвин, Черчилль верил в то, что вся жизнь — это борьба и что шанс выжить благоволит наиболее приспособленным. Черчилль требовал, чтобы не было никаких ограничений человеческой изобретательности, если она должным образом применяется при подходящих условиях. 

Воодушевляющий  тип мышления

  Этот  тип мышления людей, проводящих в  жизнь социальные изменения и  всецело посвящающих себя делу. Мартин Лютер Кинг-младший верил в  выражение протеста без применения насильственных методов и был харизматическим лидером движения за гражданские права в 1960-е годы. Он обладал вдохновляющими ораторскими способностями и умело использовал ненасильственный протест, чтобы осуществлять социальные изменения. Он считался лидером-мечтателем. Делал акцент на образовании как необходимом элементе для интенсивного и критического мышления. Кинг был мастером ораторского искусства и обладал мудростью, которая характеризует настоящих мечтателей. Он был награжден Нобелевской премией в 1964 году, став самым молодым ее обладателем за всю историю. Журнал Time признал его человеком года. Кинг неутомимо работал, чтобы утвердить закон об избирательных правах в 1965 году. Он часто попадал в тюрьму и расценивал своё заключение как возможность пострадать за правое дело и готовность к самопожертвованию. Незадолго до того, как он был убит, он сказал, что нужно быть готовым умереть за благое дело, нельзя иначе жить ради него.

  Хоть  эти великие люди и обладали каким-то ярко выраженным стилем креативного  мышления, все же большинство из нас обладает сразу несколькими  стилями в той или иной пропорции. Например, у Микеланджело был наиболее ярко выражен новаторский стиль, при этом он обладал образным и  интуитивным стилями.  
 
 
 
 
 

3.3 Важность креативного мышления сегодня

  «Выживание  на планете Земля может в высшей степени зависеть от нашей способности  быть более креативными. Но как добиться признания креативных идей и как  побудить тех, кто обладает креативностью, использовать их способности? Чтобы двигаться вперед в нашем хаотичном мире, нам нужно поощрять и поддерживать эти ценные таланты. Креативность является основой для того, чтобы сделать наше общество жизнеспособным. Без нее мы легко можем вернуться в состояние, в котором жили наши предки, или регрессировать в такое положение, в котором пребывают многие слаборазвитые части мира». Другими словами, если развивать только левое полушарие мозга, т.е рациональную его сторону, то ничего хорошего не выйдет, наши технологии стали настолько совершенными, что без творческого подхода не удержаться «на вершине айсберга».

  Сегодня Креативность, это средство борьбы с окружающими проблемами, то насколько  успешно мы будем их решать, определит  наш статус в окружающей действительности. Важно понять, что кративность  не знание, которое можно почерпнуть из книг, а скорее, наше природное  начало, которым обладает каждый. Его  необходимо постоянно использовать и развивать, иначе оно умрет. Знание дает нам проницательность и  понимание, а креативность позволяет  нашему разуму исследовать новые  подходы к уже известным областям, которые ранее не могли быть использованы. Для этого нам нужно быть более  гибкими и восприимчивыми, стремиться к неизвестному. Это нормально - хотеть узнать, как устроен мир и как  создаются новые и более совершенные  вещи.

  Майкл Михалко сравнивает креативное мышление с нагреванием твердого материала  до тех пор. Пока он не становится жидким. В этом состоянии удаленные по смыслу идеи способны комбинироваться  между собой, создавая креативные взаимодействия. Так, например, тефлон был открыт совершенно случайно Роем Планкеттом в 1938 году, когда он работал над новым охлаждающим средством. Вместо этого в конечном итоге Рой создал успешный коммерческий продукт, названный тефлоном. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.4 Определение креативного потенциала 

  Можем ли мы определить что «побуждает» некоторых людей «выйти за рамки» заурядности? Свидетельства показывают, что некоторые личности обладают побуждением достигнуть выдающихся результатов. Это верно, в какой бы области человек ни работал, он стремится к творчеству. Мы сможем оценить ваше креативное мышление с помощью теста, приведенного ниже. Тест потенциально может предсказать, кто мог бы быть изобретателем, писателем или музыкантом. Он был основан на том, как люди отвечают на 25 специфических вопросов. Достоинство этого теста состоит в том, что он помогает нам применить свой креативный потенциал. Очень часто это происходит неосознанно. Тест на креативный потенциал похож по структуре на тест «Техника принятия решений», который был разработан Дж. Роу в 1981 году. Тот, более ранний тест, был сконцентрирован на нахождении рода деятельности, совпадающего со свойствами личности. 

Тест: Профиль креативного  мышления

  Необходимо  вписать в пустые поля таблицы, рядом  с ответами на вопросы, цифры, обозначающие относительную значимость для вас  каждого из четырёх ответов. Таким  образом, ответы на вопрос №1 могут  выглядеть так: 3,2,1,4. цифра 1 это наибольшая степень предпочтения. Результат  теста получается складыванием получившихся результатов для каждого стиля. 
 

1. Я часто думаю каким образом внести  изменения найти новое  решение сделать, чтобы

идея  стала захватывающей

лучше работать с людьми
2. Моя сильная сторона это решительность основательность воображение понимание
3. Успешные люди честолюбивы дисциплинированны готовы  пойти на риск самоуверенны
4. Свои лучшие результаты я получаю  при концентрации

внимания  на

насущных

проблемах

произведении  точного анализа применении  новых подходов получении поддержки  от других людей
5. Я вижу будущее как неизвестность вызов предоставление  новых перспектив перемены к  лучшему
6. Я высоко ценю учителей, которые ясно  объясняют свои идеи делают процесс

обучения

интересным

признают  оригинальные идеи вовлекают других в процесс обучения
7. Люди считают меня энергичным упорным педантичным активным
8. Люди.

осуществляющие

свои  замыслы

высоко  мотивированны получают удовольствие от экспериментов имеют твердые  убеждения бросают вызов

существующему

порядку

9. Успех открытия зависит от активности  исследователя любознательности  исследователя восприимчивости

исследователя к

новым идеям

широты взглядов исследователя
10. Хороший писатель убедителен подает новые  идеи открывает уникальную перспективу обладает

проницательным

взглядом

11. Прорывное мышление создает возможность прогресса помогает решать сложные проблемы открывает новые горизонты поддерживает  работу в коллективе
12. Я не люблю терять  контроль скучную работу следование  правилам когда меня отвергают
13. Лучше всего я общаюсь, будучи правдивым информативным интересным отзывчивым
14. Я бесконечно предан достижению  лучших результатов тому, что я  делаю лучше всего исследованию  новых идей работе  на пользу обществу
15. Креативные организации ищут правильные ответы поощряют экспериментаторов разрешают свободу  выражений поддерживают  новые идеи
16. Достижение целей зависит от  таких качеств, как отзывчивость систематичности оригинальности стремление  работать совместно
17. Я предпочитаю ситуации, где я ответственный имею сложное  задание могу использовать собственные идеи могу  внести изменения
18. Перемены происходят при получении поддержки рассмотрении  разных вариантов свободном мышлении воодушевлении других людей
19. Моя цель - это достижение  поставленных задач открытие новых  подходов признание моих идей прогресс
20. Лидеры берут на себя ответственность справляются с  трудностями видят перспективы поддерживают  других
21. Этичное поведение ожидаю его  от всех требует искренности подчеркивает  прямоту улучшает  общество
22. Искусство помогает улучшить дизайн дает новые  перспективы расширяет кругозор обогащает жизнь людей
23. Креативные мыслители достигают важных целей совершают

значительные

открытия

обладают

всплесками

фантазии

делают  мечты явью
24. Разрыв с традицией редко желателен необходимо  совершать осторожно даёт новые  перспективы помогает  достигать целей
25. Испытывая давление, я доверяюсь моим инстинктам прибегаю к  известным методам осторожно

рассматриваю

имеющиеся

варианты

избегаю конфликта
 

Среднее количество баллов для каждого стиля. 

- интуитивный……..64

- новаторский………67

- образный………….58

- вдохновляющий….61

  Нормальным  отклонением для каждого из этих типов считается соответственно:8,7,6,6 в ту или иную сторону.

  И помните чем меньше баллов тем  больше вы соответствуете тому или  иному стилю. Например среднее число  для Новаторского стиля 67 баллов, а  вы набрали 56 баллов, это означает, что  ваше соответствие Новаторскому стилю выше среднего. 

3.5 Креативные люди 

  Вы  когда-нибудь задумывались о том, насколько  отличается жизнь знаменитых личностей  от жизни остальных людей? Многие люди достигают в течение своей  жизни значительных успехов, но немногие из них удостаиваются славы или  признания. Зачастую новые идеи не признаются в силу ограниченности человека, от которого зависит судьба идеи. Много  знаменитых личностей достигли высот, но это часто сказывалось плачевно на их частной жизни. Эйнштейн внес необыкновенный вклад в наше понимание  Вселенной, несмотря на то, что страдал  дислексией и испытывал множество  сложностей в связи с этим. Креативные личности обладают сильной страстью, которая движет ими на пути к достижению невозможного. Они порождают множество  свежих идей, полностью погружены  в то, что делают, и их работа овладевает ими абсолютно. Уровень их вовлеченности  часто мешает близким, личным отношениям и семейной жизни. Яркий тому пример Леонардо да Винчи. Он концентрировался на процессе, а не на конечном результате, часто оставляя работу незаконченной. Обладая научными наклонностями, он использовал систематические наблюдения и анализировал детали, чтобы понять всю полноту проблемы, над которой  он работал.

  Он  верил, что лучший способ понять что-то, это изучение частностей, которые  составляют целое, двигаясь от детали к детали. Он открыл то, что стало  называться «Законом непрерывности», обнаружив, что если человеческий мозг сознательно сконцентрирован на различных объектах или идеях, он в конце концов найдет связь между  ними.

  Интересно, что личности, искусные в одной  области, часто делают свой вклад  в связанных сферах. Они исследуют  области за пределами своей компетенции и проявляют готовность изменить свои взгляды в любой момент. Они в дополнение к знаниям в данной области доверяют воображению и переходят границы того, что обычно от них ожидают. Те же, кто слепо следует правилам в любом деле, могут хорошо решать проблемы, но они не могут создать ничего нового. Творческая личность зачастую проявляет готовность выдерживать осуждение, что является источником необыкновенной силы. Примером личностей, обладающих креативным мышлением, могут быть Билл Гейтс, Уинстон Черчилль, Мария Кюри, Альберт Энштейн и др. 

Информация о работе АРТ Терропия как условие развития креативных способностей студентов художественно-графического факультета