АРТ Терропия как условие развития креативных способностей студентов художественно-графического факультета

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 12:22, курсовая работа

Описание работы

В данной работе будет рассмотрена проблема развития творческого мышления у студентов художественно-графического факультета, которые в силу рода своей деятельности, безгранично нуждаются в идеях, неординарных решениях. Так как корень решения многих педагогических задач, да и не только, лежит в поиске факторов определяющих развитие данного качества личности, то одна из задач, которые я перед собой ставлю, рассмотреть факторы, влияющие на развитие креативности. Определить при каких условиях, наиболее продуктивно развивается творческое мышление. Кроме того актуализировать важности его развития.

Содержание

1. Введение
2. Арт-технологии
2.1 -Что такое Арт технологии?
2.2 -Направления в арт технологиях
3. Креативность
3.1 -Что такое креативное мышление?
3.2 -Четыре стиля креативного мышления
3.3 -Важность креативного мышления сегодня
3.4 -Определение креативного потенциала
3.5 -Креативные люди
3.6 -Роль образования в развитии креативности
4. Арт-терапия как условие развития креативного
мышления студентов ХГФ
-Условия формирования творческого мышления
4.2 -Обсуждение и интерпретация работ
4.3 -Упражнения
5. Заключение
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

АРТ_Терропия как условие развития креативных способностей студ. ХГФ.docx

— 86.58 Кб (Скачать)

 

3.6 Роль образования в развитии креативности 

  Тереза  Эмабайл обнаружила, что резкое увеличение производительности является результатом  поощрения креативности. Так, например, трехлетний ребенок, обучающийся завязывать шнурки, без какой-то ни было помощи и тренировки, может считаться  креативным. В школьном возрасте важную роль в жизни ребенка играет образование.

  Сегодня же образование «роет прямоугольную  яму вдоль свободно извивающегося  ручья» (Генри Девид Topo). Педагоги требуют от ученика знаний и развивают в нем преимущественно обычное, типовое, рациональное мышление, которое характеризуется как сконцентрированное, дисциплинированное, логичное, уравновешенное и консервативное». Другими словами в школах детям дают знания, при этом не учат проецировать их на конкретную реальную ситуацию. Креативное же мышление подразумевает владение нестандартными навыками решения проблем, оно отрицает шаблонное мышление. Уже давно многие ученые заметили, что дети, дополнительно занимающиеся в различных кружках, показывают в учебе более высокие результаты. Сегодня заметны некоторые положительные сдвиги. Появляются новые стандарты, учебные планы. Но все-таки, лекции пока наиболее популярная форма передачи информации. Как можно сидя за партой научиться быть педагогом? Необходимо погружаться в деятельность. Только через деятельность, на практике человек получает бесценный опыт. Еще одна проблема, не решая которую ни одна система образования, ни сможет ничего изменить, педагогический персонал. Сегодня мало педагогов, которые могут адаптироваться в современных условиях. Недостаток финансирования отбил желание у молодых людей идти в сферу образования, в то время как наиболее успешные, либо уехали заграницу, либо ушли в другие сферы деятельности. Системе образования важно стимулировать ученика к открытости, новым идеям. «Интересный урок даёт ученику мощный импульс. Если мы позволим студентам и школьникам быть открытыми, обсуждать новый материал и выдвигать новые идеи, мы будем на пути к более совершенной системе образования».

  Необходимо  слить воедино теоретический  материал с практикой, задействовать  различные методы: диаграммы, таблицы, наглядные пособия, презентации, эксперименты, развивающие игры и т.п. Другими  словами создать творческую благоприятную  обстановку для учебного процесса.

  Ниже  приводятся некоторые рекомендации обобщающие опыт педагогов и психологов, озабоченных развитием творческого  потенциала.

      1.  Одно из первых педагогических требований, предъявляемых процессу обучения с точки зрения развития творческого мышления, состоит в том, чтобы ни в коем случае не подавлять интуицию ученика. Часто встречаются педагогические ситуации, когда учащийся, высказывающий догадку или предложение, получает порицание от преподавателя за то, что не может логически обосновать их.

       2.  Вторая рекомендация состоит в формировании у ученика уверенности в своих силах, веры в свою способность решить задачу. Тот, кто не верит в себя, уже обречен на неуспех. Разумеется, эта вера должна быть обоснованной.

       3.  В процессе обучения желательно в максимальной степени опираться на положительные эмоции: удивления, радости, симпатии переживания успеха. Отрицательные эмоции подавляют проявления творческого 
мышления.

       4. Необходимо всемерно стимулировать стремление учащегося к самостоятельному выбору целей, задач и средств их решения. Человек, не привыкший действовать самостоятельно, брать на себя ответственность за принятые решения, теряет способность к творческой деятельности.

       5. Следует в довольно широких пределах поощрять склонность к рискованному поведению. Это довольно неоднозначный пункт, тут большую роль играет компетентность преподавателя, так как риск может быть опасен и для здоровья учащегося и даже для его жизни.

       6. Важнейшая задача - бороться с соглашательством и ориентацией на мнение большинства.

       7. Развивать воображение и не подавлять склонность к фантазированию, даже если оно иногда граничит с выдуванием выдумки за истину. Особенно это касается начальных этапов обучения. Любовь детей к сказкам демонстрирует ведущую роль воображения на определенном этапе их умственного развития.

       8. Формировать чувствительность к противоречиям, умение обнаруживать и сознательно формулировать их. Основная роль противоречий вмыслительной деятельности состоит в их способности служить источником новых вопросов и гипотез.

       9.  Чаще использовать в обучении задачи так называемого открытого 
типа, когда отсутствует одно правильное решение, которое остается только 
найти или угадать.

      10. Шире применять проблемные методы обучения, которые стимулируют установку на самостоятельное или с помощью преподавателя открытие нового знания, усиливает веру учащегося в свою способность к таким открытиям.

      11. Весьма полезным для развития творческого мышления является обучение специальным эвристическим приемам решения задач различного типа.

      12. Важнейшим условием развития творчества студентов является совместная с преподавателем исследовательская деятельность. Она возможна лишь в ситуации, когда решается задача, ответ на которую не знает ни студент, ни преподаватель. В этих условиях задача превращается из учебной в реальную научную или производственную проблему, что обогащает и усиливает «пул» мотивов, побуждающих творческую деятельность.

      13. Наконец, самая главная, тринадцатая заповедь, - всячески поощрять стремление человека любого возраста быть самим собой, его умение слушать своё «Я» и действовать в соответствии с его «советами». Для этого на всех этапах обучения преподаватель должен не просто показывать свое уважение к личности ученика, но и реально чувствовать ценность каждой живой личности.

  Но  не будем забывать о тех, кто, собственно, руководит процессом обучения, о  преподавателях.  «Ожидаемый дефицит  учителей составит в следующем десятилетии 2,7 миллиона человек, по данным исследования Национального статистического центра образования (МСЕS). Для того, чтобы ситуация не переросла в критическую, необходимо сохранить имеющиеся кадры и подготовить почву для новых. Создать какой-то минимум условий, при которых станет возможным выпускать компитентных педагогов. Необходим солидный базис, состоящий из общественных наук». Сегодня предметных знаний мало, необходимы надпредметные умения: синтез, анализ, умение выделить главное, способность взглянуть на проблему под другим углом. Следует пересмотреть следующие факторы: преподавательский состав, учебные планы и материальную поддержку. И главное «нужно учить детей учиться». Саморазвитие - самый мощный аспект в формировании творческой личности. Информация, полученная собственными силами, не только не препятствует формированию креативности, но и усваивается лучше.

  Итак, креативность играет важную роль в  современном обществе. Реалии диктуют  свои условия, и мы должны следовать им. Другими словами, ваше будущее в ваших руках. За любым абсурдным предложением может крыться новая идея, которой суждено изменить мир. Саморазвитие - мощный двигатель формирования личности. Открытое своими усилиями знание, завтра будет следствием новых невиданных идей.

4. АРТ-ТЕРАПИЯ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ХГФ

4.1 Условия формирования творческого мышления 

  Можно ли стать менее тревожным или  застенчивым, «просто» нарисовав серию  рисунков? Реально ли, если вас гнетет, казалось бы, неразрешимая проблема, «снять» ее с себя вместе со сделанной и раскрашенной собственными руками маской? Станет ли эффективнее профессиональная карьера вследствие работы с банальным пластилином или глиной? Ответы на эти вопросы может дать арт-терапия - метод лечения психических (и не только) расстройств и психологических проблем посредством художественного творчества.

  Учитывая  быстрое развитие современного общества, появление новых, в том числе  цифровых технологий, необходимо понимать, что следует включать данные аспекты в современное образование. Например, видео-арт или искусство видео, сегодня демонстрируют большой спектр возможностей, что делает данное направление мощным средством влияния на личность.

  Отказываться  от традиционных арт-технологий, таких  как рисование, коллаж, театральное  искусство, литература и т.п. конечно  не стоит. Нужно расширить этот спектр, создать условия для наиболее точного «попадания в творческий центр» студента. Это не значит, что  нужно как-то бессистемно менять одни методики на другие, или забыть об обучающих целях занятий. Речь идет о том, что создавая условия для формирования знаний: компоновки, установки равновесия в плоскости, сочетания цветов и т.п. – следует не забывать о другой «стороне медали», творческой. Созидание объекта искусства, продукта индивидуального и личного. Необходимо создать творческую среду в стенах учебного заведения, что, несомненно, окажет влияние на креатив студентов. Ведь там где индивидуальности, нет места шаблонам. Сама среда будет источником мотивации студентов создавать продукт творчества. Что породит конкуренцию. Конкуренция окажет влияние на желание получать новые знания. Другими словами появится мотивация изучать, исследовать, чтобы создавать, реализовывать и воплощать  мечты в реальность.

  Но  нужно понимать, что изначально важно  появление  мотивов и как следствие желания заниматься творчеством. Нужен первоначальный толчок, заинтересованность и самое главное самоосознание важности данных умений для использования в будущей деятельности. На собственном опыте мне знакомо это непередаваемое чувство, когда есть желание безгранично заниматься каким-либо проектом, который вызывает не только интерес, но и прибавляет неоценимый опыт в той или иной сфере деятельности.

  Преподаватель, который в состоянии прослеживать и очень четко понимать, что  наиболее приоритетно, должен акцентировать внимание на проектах, которые несут в себе не только учебные цели, но и общественные, личностно - ориентированные.  Такими заданиями, например, могут быть социальные проекты, которые не абстрагированы от реальной действительности. Эти задания зачастую вызывают интерес со стороны студентов. И тут важна компетентность преподавателя, который должен четко озвучить цели, представить различный наглядный ряд, так или иначе касающийся задания.

  Преподаватель тут выступает в роли «канала», по которому направляются русла реки. Он всецело контролирует выполнение задания, но, ни в коем случае не навязывает свою точку зрения. Полученный результат должен быть личностный. Студент понимая, что продукт его творческой деятельности выполнен самостоятельно, попадает в «ситуацию успеха», у него возникают различные мысли, идеи по поводу новых творческих заданий.

  Но  остановим, сейчас, своё внимание именно на продукте творчества. Ведь чувство полета и удовольствия от проделанной работы возникает не просто от того, что студент какое-то время работал, занимался творчеством, а потом по выполнении задания у него возникло чувство самоудовлетворения, что послужит толчком продолжать творческую деятельность. Да какой-то элемент самоудовлетворения присутствует, но порой, особенно на ранних этапах обучения, он крайне неустойчив, и неправильная оценка проделанной работы со стороны преподавателя, сокурсников или товарищей может «убить» желание продолжать заниматься. По – этому важно, чтобы всегда присутствовало обсуждение продукта творчества на занятиях, ведь это не только результат выполнения учебного задания, в основе которого лежат выполнение каких-либо рутинных операций, выполняющих функцию показателя осведомленности студента, в той или иной сфере деятельности. Нет, продукт творчества это личностно окрашенное понимание, каких - либо явлений и фактов. Это, своего рода, интерпретация объектов и явлений окружающего нас мира под преломлением жизненного и культурного опыта, характера или личностных характеристик студента.

  Во  время обсуждения преподавателю  следует так выстраивать процесс  общения, чтобы студент как можно  полней рассказал о своём произведении. Высказал свое отношение к работе, обнаружил плюсы и минусы. В это время у преподавателя должно сформироваться не только представление о работе, но и о студенте как о личности. О чертах характера, стиле общения, общей осведомленности в сфере культуры  и т.п.

Информация о работе АРТ Терропия как условие развития креативных способностей студентов художественно-графического факультета