Анализ и диагностика уровня семейного воспитания младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 21:04, курсовая работа

Описание работы

Исходя из сказанного цель нашей работы - теоретически и эмпирически изучить особенности семейного воспитания младших школьников.

Гипотеза – благополучная обстановка в семье учащихся первого класса обусловлена характером семейного воспитания.

Для решения данной цели мы поставили следующие задачи:

Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
Разработать и апробировать программу констатирующего исследования по заявленной теме.
Сформулировать выводы и рекомендации для педагогов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ СЕМЬИ И СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ………………………………………………….6

Семейное воспитание в трудах выдающихся педагогов………………..6
Семья, типы семьи………………………………………………………10
Типы и стили семейного воспитания…………………………………..13
Воспитательный потенциал семьи………………………………………22
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ………………………………………………………………….25

2.1. Констатирующее исследование…………………………………………..25

2.2. Выводы и рекомендации……………………………………………….....31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….36

Работа содержит 1 файл

курсовая ОЛЯ.docx

— 70.76 Кб (Скачать)

     В 66% родители удовлетворены нравственно- психологической атмосферой в семье. В 33% вопрос вызвал затруднение.

     В 100% семей есть общие виды деятельности, в которых родители участвуют  вместе с детьми. Наибольшее предпочтение в семьях отдают совместному выполнению домашних дел(100%). Также в большинстве семей есть традиционные совместные мероприятия – это прогулки и поездки (55%), совместное чтение (55%), просмотр телепередач(33%). Следует отметить, что 66% семей родители предпочитают общение или разговоры по душам с ребёнком. 11% совместно занимаются спортом.

     Но  на вопрос о том, как часто родители принимают участие в каких- либо совместных видах деятельности с  детьми, лишь 22% ответили, что часто  и 77% - иногда. Возможно, это вызвано  всеобщей рабочей занятостью  родителей  или их личной позицией по отношению  к детям. Так 44% родителей стараются  обеспечить своих детей материально  всем необходимым. В этой ситуации эмоциональная связь родителей с детьми попросту уходит на второй план.  В 55% семей родители готовят ребёнка к самостоятельной жизни. Так же есть и второстепенные позиции родителей 22% стараются приучить детей к труду и только 11% развивают творческие способности у ребёнка.

     Общее количество времени, затрачиваемое  родителями на выполнение домашних дел  и воспитание детей, составляет более  трёх часов.

     В 44% семей ребёнок проводит свободное  время в основном дома, из них 22% проводят время индивидуально и 22% с родителями или другими родственниками. В 22% посещают внешкольные образовательные учреждения, 22% своё свободное время проводят в школе, в группе продлённого дня.11% проводит свой досуг во дворе, на улице, следует отметить, что делает он это индивидуально, то есть, предоставлен себе сам.

     Сделав  общие выводы можно сказать, что  обстановка  внутрисемейных отношений  в каждой семье разная.

     Для определения общего стиля взаимодействия родителей с детьми была проведена тест- анкета «Какой вы родитель?» Г. Семёнова (Приложение 2).

     Интерпретация результатов позволила выделить три позиции родителей:

     - жестоки в своих требованиях  к детям, не дают возможности  решать что-либо самостоятельно –33% родителей;

     - неустойчивы в своей позиции. Порой слишком требовательны к детям, порой много позволяют – 55% родителей;

     - разумно воспитывают своих детей, сдержаны , прислушиваются к мнению ребёнка – 11% родителей.

     Для определения стиля родительского  отношения к ребёнку была проведена  методика « Диагностика родительского  отношения» А.Я.Варга и В.В. Столина. Результаты представлены в таблице 2. 
 
 
 
 
 
 
 

Результаты  методики « Диагностика родительского  отношения»

                                                                                                                    Таблица 2

Тип отношения

Ф.И.О.

Принятие-

отвержение

Кооперация Симбиоз Авторитарная  гиперсоциализация Маленький неудачник
Андреева  С. А. 53%     100% 84%
Бондаренко  А.В. 92%     95% 99%
Грибанова А. В. 31%   92%   96%
Косякова  Н.А. 53%     83% 93%
Левшакова О. С. 31%   57%    
Михайлова И. Е. 53%   92% 100% 84%
Петрова А. М. 98%   92% 95% 100%
Рябцева А.О. 88%     95% 70%
Яковлева  Л.С. 53%   86%    
 

      Из  результатов, представленных в таблице  можно сделать следующие выводы.

     Принятие. По этому показателю, можно сказать, что  ребенок нравится родителям  таким, какой он есть. Они уважают индивидуальность ребенка, симпатизируют ему. Стремится проводить с ним много времени, одобряют его интересы и планы. Такой тип отношений проявляется у  33%.

     Отвержение.  Скорее всего, родители  считают своего ребенка неприспособленным, неудачливым. Им кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. Часто испытывают к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Этот тип отношений проявляется у 66% родителей.

     Симбиоз. По этому показателю можно считать, что родители стремятся к симбиотическим отношениям с ребенком. Это означает, что они ощущают себя с ребенком единым целым, стремятся удовлетворить все его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни. Постоянно ощущают тревогу за ребенка. Он кажется им маленьким и беззащитным. По своей воле родители  никогда не позволят ему проявлять самостоятельность. Этот тип отношения проявляется у 55% родителей.

     Авторитарная  гиперсоциализация. По этому показателю в отношении к ребенку просматривается авторитаризм. Авторитарные родители обычно требуют от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Они не в состоянии разделить точку зрения ребенка, стараются во всем навязать ему свою волю. За проявления своеволия сурово наказывают. Пристально следят за социальными достижениями ребенка, требуют от него постоянного успеха в этой сфере. Такие родители хорошо знают своего ребенка, его привычки, мысли и чувства. Этот тип отношения проявляется у 66% родителей.

     «Маленький  неудачник». По этому показателю в  родительском отношении, скорее всего, преобладает стремление приписать ребенку личную и социальную несостоятельность, представить его инфантильным, более младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся детскими, несерьезными. Ребенок воспринимается неприспособленным, открытым для дурных влияний. Такие родители не доверяют своему ребенку, досадуют на его неумелость. В связи с этим стараются оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия. Этот тип отношений проявляется у 77% родителей.

     Следует отметить, что приведенные описания касаются крайних случаев. Чаще всего  можно обнаружить у родителей только склонность вести себя тем или иным образом, например, контролировать ребенка, считать его неуспешным или глупым. Но и этого уже достаточно для того, чтобы определить  характер семейного воспитания.

     Таким образом, при анализе результатов анкетирования и тестирования поставленная нами гипотеза не подтвердилась. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2 Выводы и рекомендации

     Предположение о том, что благополучная обстановка в семье обусловлена характером семейного воспитания оказалась  не верной.

     Рассмотрим  особенности семейных отношений  в трёх  разных по типологии  семьях.

     Семья Левшаковых.

     Неполная, материнская семья. Один ребёнок  – девочка. В семье нет лидера, что говорит об отсутствии межличностной  дистанции в общении, которая  необходима в любом взаимодействии между людьми. Нравственно- психологической  атмосферой в семье мать довольна, предпочитает создавать условия  для возможности повышения своего интеллектуального потенциала, которым  мешает неустроенность бытового характера. В семье есть общие виды деятельности это: выполнение домашних дел, чтение и  общение или разговоры по душам. Поведение ребёнка оценивается, как достаточно хорошее. Свободное  время ребёнок проводит в школе, в группе товарищей.  Это вызвано  рабочей занятостью матери. Она старается  обеспечить своего ребёнка материально  всем необходимым, и приучает его  к труду. В школе бывает только по приглашению. В целом можно  сказать о благополучии семьи, но ребёнку не хватает родительского  внимания, а общение с товарищами и учителями в школе его  не заменит. Взяв во внимание постоянную занятость матери, неустойчивость родительской позиции, симбиотические взаимоотношения в семье и недостаточность требований к ребёнку, можно определить тип их семейных отношений, как гипоопека. Это подразумевает сочетание безразличного родительского отношения с полным отсутствием контроля. Дети могут делать всё, что им вздумается. Так же здесь прослеживается попустительский стиль семейного воспитания. Родитель с самого раннего возраста предоставляет ребёнку полную бесконтрольную свободу действий, в связи с постоянной рабочей занятостью.

     Семья Михайловых.

     Нуклеарная  семья – полная трёхпоколенная ( совместно проживает бабашка). В семье один ребёнок – девочка. В семье отсутствует лидер. Нравственно- психологическая обстановка удовлетворительная. Предпочитают равнозначное распределение обязанностей между мужем и женой. Есть общие виды деятельности , которые родители выполняют вместе  с ребёнком – это просмотр телепередач и общение ( разговоры по душам). Но происходит это редко. Скорее всего, это связано с тем, что воспитанием ребёнка в семье занимается бабушка. Всё свободное время ребёнок проводит с ней, дома. В то время как родители стараются обеспечить своего ребёнка материально всем необходимым. Время, затрачиваемое на домашние дела и воспитание ребёнка, в общем, около часа. Что недостаточно для полноценного взаимодействия родителей и ребёнка. Родители постоянно заняты либо работой, либо собой. У родителей выявилась неустойчивая позиция по отношению к ребёнку, неразвитость родительских чувств, по типу отношения – отвержение, симбиотическое отношение, авторитарная гиперсоциализация и « маленький неудачник». Здесь можно выделить два типа семейного воспитания, которые чередуются в зависимости от настроения родителей это – диктат и «невмешательство». Преобладает, скорее всего, попустительский стиль  семейного воспитания. За своей занятостью родители не видят потребности ребёнка в полноценном общении с ними, не зависящем от их настроения.

     Семья Рябцевых.

     Семья полная двухпоколенная, воспитывают  двух детей – мальчиков. В семье  есть лидер, которым является отец. Типичная нуклеарная семья.  Можно  отметить, что мать в семье выполняет роль домохозяйки, из этого следует, что у нее больше возможностей для взаимодействия с детьми. Также Рябцева А.О. является членом родительского комитета.  В семье удовлетворены нравственно- психологической атмосферой, предпочитают распределение обязанностей между всеми членами семьи. Родители часто принимают участие в совместных видах деятельности с детьми. Это выполнение домашних обязанностей, совместные прогулки и поездки, чтение книг. Поведение детей  оценивается, как достаточно хорошее. Свободное время дети проводят во внешкольных учреждениях в группе товарищей и других взрослых. Что говорит о более широком развитии детей как в интеллектуальной сфере, так и в сфере межличностного общения. Родители готовят детей к самостоятельной жизни. Общее время затрачиваемое на воспитание детей более 5 часов, родители понимают ,что процесс семейного воспитания не может быть регламентирован временем,  этот процесс длителен и постоянен. В целом можно сказать, что обстановка в семье вполне благополучна. Родители проявляют такие отношения, как принятие, авторитарная гиперсоциализация, « маленький неудачник». Они уделяют много времени, сил и внимания воспитанию детей. Одновременно с этим родители слишком требовательны к выполнению обязанностей. Возможно, это связано со стремлением дать своему ребёнку всё необходимое. В этой семье просматривается такой тип взаимоотношений   как сотрудничество и состязательный стиль семейного воспитания. Родители постоянно ищут в ребёнке выдающиеся способности, дают возможность попробовать себя в разных направлениях.

     Таким  образом, индивидуально проанализировав данные семьи мы видим, что благополучная обстановка в семье может быть как в полной семье, так и не полной. Отметим, что в семье Михайловых не зависимо от того, что она полная, трёхпоколенная, родители заинтересованы в полном обеспечении ребёнка, прослеживается неблагополучная обстановка, которая выражается в том, что воспитанием ребёнка занимается бабушка. Так же семья Левшаковых, в которой ребёнка воспитывает одна мать, прослеживается благополучная обстановка, независимо от постоянной рабочей занятости матери, она стремится к всестороннему развитию ребёнка, уделяет ему всё свободное от работы время . 

      На основании полученных результатов,  мы предлагаем следующие рекомендации  для педагогов и родителей:

Информация о работе Анализ и диагностика уровня семейного воспитания младших школьников