Анализ и диагностика уровня семейного воспитания младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 21:04, курсовая работа

Описание работы

Исходя из сказанного цель нашей работы - теоретически и эмпирически изучить особенности семейного воспитания младших школьников.

Гипотеза – благополучная обстановка в семье учащихся первого класса обусловлена характером семейного воспитания.

Для решения данной цели мы поставили следующие задачи:

Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
Разработать и апробировать программу констатирующего исследования по заявленной теме.
Сформулировать выводы и рекомендации для педагогов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ СЕМЬИ И СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ………………………………………………….6

Семейное воспитание в трудах выдающихся педагогов………………..6
Семья, типы семьи………………………………………………………10
Типы и стили семейного воспитания…………………………………..13
Воспитательный потенциал семьи………………………………………22
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ………………………………………………………………….25

2.1. Констатирующее исследование…………………………………………..25

2.2. Выводы и рекомендации……………………………………………….....31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….36

Работа содержит 1 файл

курсовая ОЛЯ.docx

— 70.76 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ СЕМЬИ И СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ………………………………………………….6

    1. Семейное воспитание в трудах выдающихся педагогов………………..6
    2. Семья, типы  семьи………………………………………………………10
    3. Типы и стили  семейного воспитания…………………………………..13
    4. Воспитательный потенциал семьи………………………………………22

ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ СЕМЕЙНОГО  ВОСПИТАНИЯ………………………………………………………………….25

2.1.   Констатирующее исследование…………………………………………..25

2.2.   Выводы и рекомендации……………………………………………….....31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….36

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

     Введение

     В семейном окружении, в обществе, в  диалоге разных поколений происходит реальное становление психики детей  и одновременно существенно изменяется психическая жизнь родителей. В  современном мире семья часто  оказывается на перекрестье социальных и экономических проблем общества. Семья -  главный защитник личности, убежище и фундамент, хотя сама при  этом испытывает внутренние, болезненные  противоречия. Связи «родитель -  ребёнок» имеют важнейшее значение для понимания сложившейся структуры  семьи, её актуального состояния  и направлений будущего развития. Влияние родителей на психическое  развитие ребёнка пристально изучается с 20-гг. двадцатого века. Родительская любовь имеет врождённые биологические компоненты, но в целом родительское отношение к ребёнку представляет собой культурно- исторический феномен, исторически изменчивое явление, которое находится под влиянием общественных норм и ценностей.

     Существует  несколько теоретических подходов к пониманию родительско – детских отношений: психоаналитическая, бихевиористская и гуманистическая модели семейного воспитания.

     Проблема  семейного  воспитания детей у  разных авторов приобретает разное звучание. Это может быть проблема детско – родительских отношений, когда на первом месте – личность ребёнка, испытываемые им влияния, внутренние переживания и «характерообразующие» последствия. В других случаях в центре внимания исследователя – фигура родителей, его ведущая роль во взаимодействии, возникающие у него трудности.

     В «психоаналитических» и «бихевиористских»  моделях ребёнок представляется скорее как объект приложения родительских усилий, как существо, которое нужно  социализировать, дисциплинировать, адаптировать к жизни в обществе. «Гуманистическая»  модель  подразумевает,  прежде всего, помощь родителей в индивидуальном становлении ребёнка. Поэтому приветствуется стремление родителей к эмоциональной  близости, пониманию, чуткости в отношениях с детьми. Воспитание рассматривается как взаимодействие, совместная, общая, взаимная деятельность по изменению обстоятельств жизни, собственной личности и как следствие личности другого человека. Становясь воспитателем, родитель должен начать с себя, с изменением своего восприятия ребёнка как несовершенного «наброска» человека. Только уважительное, доверительное, но возлагающее определённую меру ответственности воспитание может привести к оптимальному формированию ребёнка [11].

     И зарубежные, и отечественные авторы активно призывают к педагогическому  просвещению, воспитанию родителей. Книги , пособия, руководства «для отчаявшихся» или просто задумывающихся родителей не только содержат рекомендации, каким должен быть родитель, но и предлагают способы, приёмы личностного самоусовершенствования.

     Семья – это первое зеркало человеческого  общения, условие и источник развития будущей личности, но возникновение  новых качеств, их своеобразное структурирование в каждом возрасте происходят не сами собой и не привносятся извне  взрослыми, они возможны лишь в результате активной деятельности самого ребёнка. Значимость общения со взрослыми в психическом развитии ребёнка подтверждается случаями глубокого и необратимого недоразвития детей, выросших в изоляции от человеческого общества при резком недостатке воспитательного воздействия взрослого, ведь в ходе этого взаимодействия происходит социализация ребёнка, усвоение им определённой системы ценностей, норм, знаний, национальной и общественной культуры. К сожалению, далеко не всегда и не каждая семья оказывается способной выполнить в достаточной мере эти важные функции. Нарушение же их сказываются как на психическом, так и на физическом развитии ребёнка, ведёт к депривации в семье[8].

     Становление родительского поведения, приспособление к роли родителя – одно из главных  направлений личностного развития взрослого человека. Трудность этой задачи в том, что она не может  быть решена раз и навсегда: по мере роста, взросления ребёнка родительская роль многократно видоизменяется, наполняется всё новым и новым содержанием. Главными характеристиками оптимальной родительской позиции считаются адекватность, гибкость и прогностичность. «Горячая и прочная привязанность членов семьи – это живительная почва, на которой расцветает личность ребёнка. Прочные отношения, однако, совсем не тоже, что неизменные. Отношения должны зреть, развиваться. Ребёнок в своём развитии проходит через определённые стадии, но и его родители минуют один закономерный этап за другим, причём у каждого своя специфика. Важно, чтобы духовное развитие ребёнка гармонировало с жизненным созреванием его родителей и других воспитателей, чтобы эти процессы были ритмичными и слаженными.

     Объект  исследования – процесс семейного воспитания  детей младшего школьного возраста.

     Предмет исследования – семейное воспитание младших школьников.

     Исходя  из сказанного цель нашей работы - теоретически и эмпирически изучить особенности семейного воспитания младших школьников.

     Гипотеза – благополучная обстановка в семье учащихся первого класса обусловлена характером семейного воспитания.

Для решения  данной цели мы поставили следующие  задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
  2. Разработать и апробировать программу констатирующего исследования по заявленной теме.
  3. Сформулировать выводы и рекомендации для педагогов.

    Методы  исследования: изучение и анализ психолого-педагогической  литературы, анкетирование, тестирование. 

База исследования: МОУ СОШ №2 г. Лихославль , 1 класс.

     ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ СЕМЬИ И СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

                  1.1 Семейное воспитание в трудах выдающихся педагогов

        Как и все отрасли педагогической науки, семейная педагогика развивается, анализируя, обобщая, вбирая в себя всё ценное, созданное педагогической мыслью прошлых времён.

Проблема  семьи и домашнего воспитания привлекала внимание многих педагогов  прошлых столетий и занимала видное место в их трудах.

     Среди педагогических проблем, которые освещал  А.С. Макаренко, теория семейного воспитания занимает особое место. Он строит её в  соответствии со стержневой идеей своего педагогического мировоззрения  – о воспитательной роли коллектива. А.С. Макаренко рассматривает семью  как коллектив, где не должно быть места произволу родителей. Отрицая  авторитарность семейного воспитания, Антон Семёнович обосновывает значение истинного авторитета родителей, характеризует  его ложные разновидности, которые  оказались чрезвычайно живучи и  бытуют в некоторых семьях по сию  пору.

     В своей  лекции « О воспитании детей» в разделе «Общие условия семейного  воспитания»  А.С. Макаренко говорил: «Воспитать ребенка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитывать. Правильное воспитание с самого раннего детства — это вовсе не такое трудное дело, как многим кажется. По своей трудности это дело по силе каждому человеку, каждому отцу и каждой матери. Хорошо воспитать своего ребенка легко может каждый человек, если только он этого действительно захочет, а кроме того, это дело приятное, радостное, счастливое. Совсем другое — перевоспитание. Если ваш ребенок воспитывался неправильно, если вы что-то прозевали, мало о нем думали, а то, бывает, и поленились, запустили ребенка, тогда уже нужно многое переделывать, поправлять. И вот эта работа поправки, работа перевоспитания — уже не такое легкое дело. Перевоспитание требует и больше сил и больше знаний, больше терпения, а не у каждого родителя всё это найдется»[25].

     А.С. Макаренко многое сделал для развития  теории семейного воспитания, был зачинателем массовой пропаганды педагогически обоснованных принципов воспитания в семье.

     Не  малое внимание домашнему воспитанию уделял В.А. Сухомлинский, он был глубоко убежден, что истоки воспитания ребенка заложены в семье, что родители – главные естественные воспитатели, а родительская педагогика – это сердцевина народной воспитательной практики.

     В « Родительской педагогике» В.А. Сухомлинский отмечал: «… рождая ребенка, мы отделяем частицу своего сердца. Нет благороднее, выше миссии для человека-творца, чем отцовство и материнство. С той поры, как частица от твоей плоти стала дышать и открыла глаза на мир, ты возложил на себя огромную ответственность: каждое мгновение, видя своего ребенка, ты видишь себя. Воспитывая своего ребенка, ты воспитываешь себя, утверждаешь свое человеческое достоинство.

       Есть десятки, сотни профессий,  специальностей, работ: один строит  железную дорогу, другой возводит  жилище, третий выращивает хлеб, четвертый лечит людей, пятый  шьет одежду. Но есть самая  универсальная — самая сложная  и самая благородная работа, единая  для всех и, в то же время, своеобразная и неповторимая в каждой семье, — это творение человека.

 Отличительной  чертой этой работы является  то, что человек находит в ней ни с чем несравнимое счастье. Продолжая род человеческий, отец и мать повторяют в ребенке самих себя, и от того, насколько сознательным является это повторение, зависит моральная ответственность за человека, за его будущее. Каждое мгновение этой работы, которая называется воспитанием, это творение будущего и взгляд в будущее.

     В воспитании органически сливается  общественное и интимное. В этом слиянии, на мой взгляд, и заключается гармония человеческого счастья. Если вы мечтаете оставить после себя след на земле — не обязательно быть выдающимся писателем или ученым, творцом космического корабля или открывателем нового элемента периодической системы. Вы можете утвердить себя в обществе, воспитывая хороших детей. Хороших граждан, хороших тружеников, хорошего сына, хорошую дочь, хороших родителей»[20, с.27].

      В.А. Сухомлинский разработал принципы родительской педагогики. Среди них мы бы выделили: принцип гуманизации, единство требовательности и уважения к личности ребенка, взаимосвязь воспитания с трудом, опора на положительные взаимоотношения в семье, ответственность родителей за воспитание детей, принцип общественного воспитания. Педагог, учитель, ученый писал, что именно в семье «пишется» самая мудрая, самая сложная и одновременно самая простая страница книги, которую мы называем общественным воспитанием.

     Анализ  семейного воспитания  также содержится в работах А.Н. Радищева, Н.И. Новикова. Авторы  проводят  мысль о том, что домашнее воспитание – нелёгкое и сложное дело, выходящее за рамки  семьи: дети воспитываются для жизни  в обществе. Цель семейного воспитания – растить «счастливых людей  и полезных граждан», давать  запечатлевающееся  на всю жизнь «образование ума  и сердце сынов отечества». Условия  такого воспитания – духовное общение  в семье, внимание к развитию тела, ума, добрых нравов ребёнка, сочетание любви и требовательности[10].

     Проблема  семьи и домашнего воспитания привлекала внимание прогрессивной  общественности, что отразилось в  творчестве В.Г. Белинского, А.И.Герцена, Н.И.Пирогова, Н.А.Добролюбова и других. В работах указанных авторов  современное им семейное воспитание критикуется за присущие ему такие  негативные черты, как подавление личности ребёнка, пренебрежение его действительной жизнью, игнорирование природных особенностей, раннее обучение «разговорному чужому языку», телесные наказания. Одновременно высказывались предложения к совершенствованию воспитания детей в семье, предполагающее понимание детей, обеспечение развития его внешних чувств, формирование привычек нравственного поведения, развитие активности, самостоятельности мысли действий и т.д.

     Теория  семейного воспитания, уже как  самостоятельная область педагогических знаний, занимала видное место в  трудах К.Д. Ушинского, Н.В.Шелгунова, П.Ф.Лесгафта, П.Ф. Каптерева и других. В русской классической педагогике подчёркивается необходимость изучения семьи как естественной жизненной среды  для ребёнка[10].

     Таким образом, семейное воспитание рассматривается как первейшая обязанность родителей, а правильное и доброе воспитание – как священное право каждого ребёнка. Под правильным воспитанием понимается всестороннее развитие самодеятельности творческой личности. Такое воспитание основывается на знании возрастных и психологических особенностей детей, что требует специальной подготовки родителей. Низкий уровень семейного воспитания, о котором писали исследователи того периода, во многом был обусловлен слабой подготовкой родителей.  В семьях, которые заботятся о воспитании детей, налажен уклад жизни, царит согласие и взаимное уважение; нравственное поведение взрослых – образец для подражания детей. То есть  родитель должен не только воспитывать, но и в первую очередь воспитываться сам. 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Анализ и диагностика уровня семейного воспитания младших школьников