Анализ и диагностика уровня семейного воспитания младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 21:04, курсовая работа

Описание работы

Исходя из сказанного цель нашей работы - теоретически и эмпирически изучить особенности семейного воспитания младших школьников.

Гипотеза – благополучная обстановка в семье учащихся первого класса обусловлена характером семейного воспитания.

Для решения данной цели мы поставили следующие задачи:

Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
Разработать и апробировать программу констатирующего исследования по заявленной теме.
Сформулировать выводы и рекомендации для педагогов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ СЕМЬИ И СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ………………………………………………….6

Семейное воспитание в трудах выдающихся педагогов………………..6
Семья, типы семьи………………………………………………………10
Типы и стили семейного воспитания…………………………………..13
Воспитательный потенциал семьи………………………………………22
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ………………………………………………………………….25

2.1. Констатирующее исследование…………………………………………..25

2.2. Выводы и рекомендации……………………………………………….....31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….36

Работа содержит 1 файл

курсовая ОЛЯ.docx

— 70.76 Кб (Скачать)

      Предупредительный стиль семейного  воспитания. Предупредительный стиль семейного воспитания обусловлен некоторыми причинами: одной из причин может быть болезненность ребенка, а второй - особенности характера родителей. В результате того, что ребенок часто болел и болеет, родители становятся чрезвычайно мнительными. Родители ни на минуту не оставляют ребенка без внимания и опеки. Ребенок в такой семье практически лишен активной деятельности, родители сами определяют, что может быть ему интересно. Очень часто в таких семьях удовлетворяется любая прихоть ребенка. Когда ребенок становится постарше, родители используют материальное стимулирование для того, чтобы он не выходил из повиновения и был им послушен. Родителям очень удобно, что ребенок находится под таким надзором. Родители делают все возможное и даже невозможное для своего ребенка, чтобы он не испытывал никаких трудностей. Окружающие люди вызывают у таких родителей большие опасения, так как они считают других людей источником неприятностей для своих детей. На воспитание нравственных ценностей родители обращают очень мало внимания. У таких детей формируется ситуативная мораль, попадая в ту или иную социальную группу, они следуют нравственным принципам этой группы, слепо следуют чужому мнению. В общении со сверстниками такие учащиеся зачастую безразличны, любят наушничать и могут предать своего товарища, если им это выгодно. Однако, если таких детей поддержать в трудную минуту, они привязываются к тому, кто их поддержал, и верят ему во всем, и могут подчиняться беспрекословно. Имея хорошие учебные задатки, они совершенно не желают трудиться, что приводит к плохой успеваемости. Главными отличительными чертами этих детей являются несамостоятельность, неспособность к принятию решений, способность к действию по указке со стороны. Они часто пассивны, безответственны. Безразличие и флегматизм у таких детей исчезают тогда, когда им предлагается интересная и необычная деятельность[21].

   Контролирующий стиль семейного воспитания. В таких семьях свобода ребенка строго регламентируется и контролируется. Родители диктуют ребенку, что он должен надевать, с кем дружить, они сами определяют режим дня ребенка. Младшие школьники относятся к этому достаточно спокойно, но старшие школьники протестуют против такого к себе отношения. Родители достаточно активно используют методы наказания. Некоторые родители используют физические наказания достаточно жестоко, оправдывая себя тем, что в их семьях тоже использовали такие методы, и они выросли хорошими людьми. В подобных семьях дети лишены родительской ласки, тепла, похвалы и поддержки. Такие дети хорошо знают свои слабые стороны и совсем лишены возможности демонстрировать и подчеркивать стороны лучшие. Родители не считают нужным прислушиваться к мнению своего ребенка. Они иногда наказывают своего ребенка демонстративно для того, чтобы показать степень своей власти над ним. Родители мечтают о том, чтобы их ребенок вырос высоконравственным человеком. Девиз их родительского воспитания состоит в том, что ребенок должен всегда поступать нравственно. Внешне эти ребята отличаются от других учащихся. Они угрюмы, подозрительны, склонны к вступлению в конфликтную ситуацию, даже если в этом нет необходимости. Учащиеся такого типа очень нерешительны и замкнуты, но ценят товарищество и дружбу, ради дружбы с кем-то они готовы на все. В силу того, что дома дети чувствуют по отношению к себе жестокость, они становятся грубыми и беспощадными по отношению к другим людям. В школе они часто конфликтуют со сверстниками и даже учителями. Это влияет на их статус в коллективе и приводит к тому, что они становятся в классе изолированными детьми[21].

  Сочувствующий стиль семейного воспитания. Условием формирования такого стиля воспитания являются отсутствие материального достатка в семье, плохие бытовые условия, отсутствие духовной близости членов семьи, отсутствие в семье одного из родителей. В таких семьях ребенок с раннего детства предоставлен сам себе. Отсутствие игрушек, интересного игрового материала приводит к тому, что ребенок в своих играх проигрывает трудовые операции, совершаемые его родителями. Достаточно много времени ребенок проводит с родителями, наблюдая их жизнь. Это приводит к тому, что ребенок рано включается во взрослую жизнь и трудовую деятельность, активно помогая родителям. Такие дети очень жалеют своих родителей за то, что им приходится много и активно работать. Однако ребенок при этом сильно замыкается на семье и ее жизни. Он становится малоактивным, безынициативным, его кругозор сужен. Попадая в детский коллектив, такой ребенок ведет себя настороженно, долго присматривается к окружающим его людям, не желает говорить о себе и рассказывать о своей семье. Это говорит о том, что родители любят своего ребенка, но никогда его не балуют. Они понимают, что их родительская задача - научить ребенка жить в реальном мире. Особенностью их характера является то, что, поставив перед собой какую-то жизненную цель, они всегда добиваются своего, несмотря ни на какие трудности. Такие учащиеся уважительно относятся к нормам морали, старшим людям, они всегда думают о том, как их поступки могут отразиться на других. Одним из главных недостатков детей этого типа является отсутствие инициативы, они не умеют постоять за себя, могут терпеть поражение в конфликтной ситуации. Этим учащимся свойственны следующие черты характера: чуткость и внимательность, правдивость и честность, вежливость и уравновешенность. Они отличаются терпеливостью, исполнительностью, самокритичностью, сильной волей[9].

   Гармоничный стиль семейного воспитания. В таких семьях ребенок является всегда желанным. Ребенок рождается, воспитывается и растет в теплой и дружественной атмосфере. Родители в таких семьях уделяют большое внимание формированию традиций и обычаев своей семьи, которых они строго придерживаются. Необычное празднование дней рождения, сюрпризы и подарки членам семьи, праздничные газеты, концерты и совместные игры - это и многое другое формируют собственную значимость ребенка, его умение жить среди людей. Дети такого стиля воспитания уже в раннем детстве показывают свою рассудительность и мотивируют свои поступки. Уже в начальной школе они проявляют чуткость к своим сверстникам и внимательное отношение к просьбам взрослых людей. Такие дети умеют верно дружить, в общении с друзьями всегда откровенны и правдивы, открыто делятся своими проблемами, не скрывают своих истинных чувств и желаний. Учеба таких ребят характеризуется высокой исполнительностью и ответственностью. Они не боятся никакой деятельности. У таких учащихся очень развита самооценка на уровне адекватности. Дети не боятся брать слово и держать его. У таких учащихся рано проявляется чувство самоконтроля и волевые качества. Уже на средней ступени обучения нет необходимости их развлекать на уроке, они успешно выполняют как монотонную, так и творческую работу. Этим ученикам свойственны следующие качества: уравновешенность, непримиримость к недостаткам и безобразным поступкам других людей, правдивость, искренность и вежливость, реальность оценки своих возможностей, самокритичность и настойчивость в достижении цели [10].

     Итак , в семейной педагогике выделяют четыре типа семейных отношений: диктат, опека, “невмешательство” и сотрудничество. Также выделяются семь стилей семейного воспитания: попустительский,  состязательный,  рассудительный,  предупредительный, контролирующий,  сочувствующий,  гармоничный. Таким образом, воспитание ребёнка в семье зависит от того, какого стиля придерживаются родители. 
 
 

 

     1.4.Воспитательный  потенциал семьи

     Практика семейного воспитания показывает, что оно не всегда бывает «качественным» в силу того, что одни родители не умеют растить и способствовать развитию собственных детей, другие не хотят, третьи не могут в силу каких-либо жизненных обстоятельств, четвертые просто не придают этому должного значения. Следовательно, каждая семья обладает большими или меньшими воспитательными возможностями. От этих возможностей и от того, насколько обоснованно и целенаправленно родители используют их, зависят результаты домашнего воспитания[2].

       «Воспитательный потенциал семьи»  включает много характеристик,  отражающих разные условия и  факторы жизнедеятельности семьи,  которые определяют её воспитательные  предпосылки и могут в большей  или меньшей степени обеспечить  успешное развитие ребенка. Принимаются  во внимание такие особенности  семьи, как её тип, структура,  материальная обеспеченность, место  проживания, психологический микроклимат,  традиции и обычаи, уровень культуры  и образования родителей и  многое другое. Однако необходимо  иметь в виду, что ни один  из факторов сам по себе  не может гарантировать тот  или иной уровень воспитания  в семье: их следует рассматривать  только в совокупности. Условно  эти факторы, характеризующие  жизнедеятельность семьи по разным  параметрам, можно подразделить  на:

     Социально-культурный фактор. Домашнее воспитание во многом определяется тем, как относятся  родители к этой деятельности: равнодушно, ответственно, легкомысленно. Наиболее благоприятные условия воспитания связаны с гражданской позицией родителей: насколько они осознают ответственность за воспитание детей  как важнейшей социальной обязанности члена общества.

  А. С. Макаренко в «Книге для родителей» развил мысль о том, что воспитание ребенка в семье - это не только личное дело родителей, но процесс, имеющий непосредственный выход на общество: плохо воспитанные дети – это горе и слезы и для семьи, и для страны в целом. Сегодня печальное подтверждение этим словам классика педагогики (рост числа беспризорных детей, не желающих учиться, с противоправным поведением, малолетних мам и т.д.) требует от государства создания системы учреждений для изоляции от общества своих «плохо воспитанных» граждан, их перевоспитания, лечения[25].

     Научные исследования выявили прямо пропорциональную зависимость качества домашнего  воспитания детей от уровня образования  родителей. Образование влияет на формирование ценностных ориентаций родителей. Чем  выше образование, тем важнее для  родителей профессиональная деятельность, её творческий характер, тем выше оценивается  ими профессия, требующая применения всех знаний, умений, навыков, инициативы, самостоятельности.

     Во  имя интересной работы родители не жалеют времени и энергии на постоянное повышение своего кругозора, физической закалки. Часто интересная работа и  возможности для самореализации благ, что, в свою очередь, не означает недооценки материального благосостояния семьи. Наоборот, чем выше уровень  культурных потребностей родителей, тем  выше и их требования к организации  быта и качеству окружающей материально-вещной, в том числе и жилищной, среды.

       Социально-экономический фактор  определяется имущественными характеристиками  семьи и занятостью родителей  на работе. Воспитание современных  детей требует серьезных материальных  затрат на их содержание, удовлетворение  культурных и иных потребностей, оплату дополнительных образовательных  услуг. 

     Технико-гигиенический  фактор означает, что воспитательный потенциал семьи зависит от места  и условий проживания, оборудованности  жилища, особенностей образа жизни  семьи.

     Демографический фактор показывает, что структура  и состав семьи (полная, неполная, материнская, сложная, простая, однодетная, многодетная  и т.д.) диктуют свои особенности воспитания детей. Где же более благоприятные условия для воспитания в полной или неполной семье, многодетной или однодетной? Не торопитесь с ответом, потому что он не может быть однозначным. Испокон веком считалось, что полная семья, в которой заботу о потомстве, о его разностороннем развитии несут и мать, и отец – залог успешного воспитания ребенка. И наоборот, в неполной семье хорошо воспитать ребенка весьма проблематично. Но сегодня имеется много данных, которые убеждают в том, что семья семье – рознь, даже если они относятся к одному типу (полная, неполная)[2].

     Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического  опыта, и прежде всего опыта эмоциональных  и деловых взаимоотношений между  людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 2.  ДИАГНОСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ СЕМЕЙНОГО  ВОСПИТАНИЯ.

     2.1 Констатирующее исследование

     Для изучения особенностей семейного воспитания было проведено исследование на базе МОУ СОШ №2 г. Лихославль в 1 классе. Диагностика проводилась по следующее программе.

     Программа констатирующего исследования.

                                                                                                             Таблица 1

№ п./п. Название методики Цель методики
1. Анкета для  родителей (прил.1) Выявить особенности  семейного

уклада, состав и тип семьи, обстановку внутрисемейных отношений.

2. Тест- анкета « Какие вы

родители?» Г.Семёнова ( прил.2)

Определить  стиль взаимоотношений

родителей с детьми.

3. Методика диагностики 

Родительского отношения

А.Я. Варга  и В.В. Столина ( прил.3)

Выявить особенности и стиль родительского отношения

к ребёнку.

 

     Для выявления особенностей семейного  уклада, состава и типа семьи,  обстановки внутрисемейных отношений было проведено анкетирование родителей (Приложение 1).

     В анкетировании участвовало 9 родителей. Проанализировав данные анкеты, мы выявили: 5 полных семей, где проживают два поколения (Андреева С.А., Бондаренко А.В., Косякова Н.А., Петрова А.М., Рябцева А.О.), 2 полных семьи, где проживают три поколения (Грибанова А.В., Михайлова И.Е.) и 2 неполных семьи (Левшакова О.С., Яковлева Л.С.), где воспитанием ребёнка занимается один родитель ( мать).

     По  результатам анкетирования можно  выделить следующие результаты. В 55% семей есть лидер, из них 11% - лидер  отец, 11% - лидер  мать, 33% - переменное лидерство, между отцом и матерью, в зависимости от обстоятельств. Следует отметить, что семья, в  которой абсолютным лидером является мать – неполная. В 22% семей лидер  отсутствует, из них 11% относятся к неполной семье и 11% к полной трёхпоколенной семье. В 22% вопрос вызвал затруднение у родителей.

Информация о работе Анализ и диагностика уровня семейного воспитания младших школьников