Алгоритм реализации психолого-педагогических исследований

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2011 в 20:00, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: дать общий анализ методологии и алгоритма реализации психолого-педагогических исследований.

Объект: психолого-педагогическое исследование.

Предмет: психолого-педагогическая работа с детьми в контексте реализации психолого-педагогического исследования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

I. Теоретическая часть

Общая характеристика психолого-педагогического исследования………..5
Понятие о психолого-педагогическом исследовании…………………..5
Характеристика методологических принципов психолого-педагогического исследования…………………………………………...6
Этапы психолого-педагогического исследования………..………………..11
Методы и методики психолого-педагогического исследования……….....14
Исследовательские методы и методики……………………………..….14
Наблюдение...……………………………………………………....15
Эксперимент………………………………………………………..16
Беседа……………………………………………………………….18
Опрос (анкетирование, интервью)………………………………..18
Тестирование (метод тестов)……………………………………...20
Изучение (анализ) продуктов деятельности……………………...23
Оценивание…………………………………………………………23
Метод профессиографии…………………………………………...24
3.2. Применение статистических методов и средств формализации

в психолого-педагогическом исследовании…………………………...25

3.3. Методы теоретического исследования…………………………………26

4. Требования к применению методов исследования……………….………...28

5. Интерпретация результатов исследования………………………………….31

II. Практическая часть

1. Социометрическое исследование межличностных отношений в группе………………………………………………………………………...…...33

2. Индивидуальное диагностическое обследование ребенка младшего школьного возраста……………………………………………………………...38

Заключение………………………………………………………………….........51

Используемая литература……………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 305.00 Кб (Скачать)
 

Количественные  показатели испытуемой

Ориентировка  в материале (ОР) =1.

Восприимчивость к помощи (ВП) =9.

Логический перенос (ЛП) =4.

Показатель обучаемости (ПО) = ОР + ВП + ЛП = 1 + 9 + 4 = 14. 

   13. Вывод

   Этот  пример является наиболее типичным для  умственно отсталых детей. Девочка  не использовала время этапа предварительной  ориентировки, не смогла самостоятельно выделить ни одного признака классификации. Всего девочка получила 6 «уроков», отчетливо проявив признак инертности психики при решении 2-й и 3-й задачи.

   Интересно, что девочка гораздо лучше  называла признаки фигур, чем использовала их в работе. Так, она правильно  и без затруднений называла цвет и формы фигур, но не могла воспользоваться этим при реальной классификации. Неправильная обобщающая формулировка после решения третьей задачи совершенно явно свидетельствует о непонимании девочкой сути этого задания. На выполнение основного задания у нее ушло 717 секунд, что превышает среднее время, необходимое умственно отсталым детям.

   При выполнении аналогичного задания девочка  так же легко называет все признаки фигур (цвет, форму, величину), но действия ее носят бессистемный и хаотичный  характер. Очевидно, что способ выполнения основного задания совершенно не усвоен девочкой, ни один из признаков классификации она не может использовать при решении аналогичного задания. Таким образом, девочка попадает в группу слабо обучаемых детей. 

Психолог___________________ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

         Изменения, происшедшие в нашей стране за последние годы, повысили степень свободы, расширили поле для проявления инициативы и свободного выбора, серьезно изменили цели, содержание и функции образования, раздвинули его горизонты.

     В значительной мере расширяются и видоизменяются функции образования как важного фактора социальной стабильности, преемственности культуры, сохранения нравственного, физического и психического здоровья молодежи, воспитания творческой, свободной, активной и ответственной личности. Достижение этой цели требует освоения новых функций и нового содержания образования, поиска и внедрения прогрессивных технологий и гибких организационных форм, пересмотра некоторых принципов образования и воспитания, нахождения эффективных способов индивидуального подхода к воспитанникам.

     В нынешних условиях школа, например, может  выбирать собственный вариант учебного плана, вводить дополнительные образовательные  услуги, профильное обучение в старших  классах, педагогу дано право разрабатывать авторские программы и курсы, школе — строить собственную воспитательную систему.

       Принципиально важно, что не  только право, но и обязанность  творить, искать, обновлять содержание  и методы обучения, вести опытно-поисковую  исследовательскую работу теперь официально закреплены в документах о школе, в том числе в российском Законе «Об образовании» и в Примерном положении о средней общеобразовательной школе.

     Психолого-педагогические подходы в работе общеобразовательных, профессиональных учебных заведений  и учреждений дополнительного образования, как и сами формы организации, типы учреждений, система и методы работы в них — все это сейчас динамично обновляется, требует поиска, уточнения, корректировки в зависимости от типа микросреды, особенностей ситуации, запросов и возможностей населения.

      В последние годы наступил новый период инновационного развития образования  в нашей стране — период упорядочения, проверки на общественную востребованность, эффективность родившихся инновационных  начинаний, их гармоничного сочетания друг с другом в образовательном пространстве территории. Это означает, что требования к обоснованности, корректности, практической отдаче исследований становятся еще более высокими.

            В последние 5—7 лет экспериментирование приняло массовый характер. Появились новые гимназии, лицеи, колледжи, школы с дифференцированным или профилированным обучением, авторские программы, учебные планы. Часть педагогов, смело идущих на эксперименты, берут на себя ответственность работающего с людьми экспериментатора, не представляя себе всей сложности поисковой работы, всех факторов риска. Другие же осознают недостаточность своих знаний и умений в экспериментировании и именно поэтому не решаются на поиск.        Теоретическая подготовка по данной теме поможет будущим специалистам, изучающим основы психолого-педагогических знаний, а также педагогам, школьным психологам, стремящимся к творческому поиску, руководителям образования осознать современную социальную ситуацию в образовании, проанализировать успехи и недостатки, вскрыть резервы, увидеть новые стратегические ориентиры, овладеть методами организации и проведения опытно-поисковой экспериментальной работы. И овладеть предлагаемыми подходами и методами можно, только включившись и в имитационный (система учебных упражнений, игр, тренинга) и в реальный исследовательский поиск. Поэтому прежде, чем использовать их, педагогам, психологам и руководителям образования необходимо знать и понимать, что представляет собой психолого-педагогическое исследование, пользоваться им как инструментом для достижения поставленных задач и целей в учебно-образовательном  и воспитательном процессах.

       Сказанное определяет сделать  выводы, что к каждому специалисту  можно выдвинуть необходимые  для его профессиональной и  продуктивной деятельности  следующие требования.

       Педагог-психолог должен:

     Иметь общие представления: о методологии науки, ее специфике как виде человеческой деятельности; современных направлениях модернизации отечественной системы образования; актуальных проблемах психолого-педагогических исследований.

     Знать: отличия классической и постклассической парадигмы науки; классификацию методов исследования; общую характеристику методов психолого–педагогических исследований; требования к надежности, валидности и чувствительности применяемых методик; способы представления данных исследования.

     Понимать: сущность основных категорий психологии и педагогики; отличия языка педагогики и психологии; природу, сущность, принципы и логику психолого–педагогических исследований; взаимосвязь предмета и метода исследования; специфику методологических характеристик психолого–педагогического исследования; взаимосвязь теории, метода и методики; сущность и отличия исследования и диагностики; особенности процедуры и технологии использования различных методов психолого-педагогического исследования.

     Уметь: дифференцировать различные виды психолого–педагогических исследований; осуществлять обработку, анализ и интерпретацию результатов исследования; составлять заключения и практические рекомендации на основе исследовательских данных; организовывать опытно–экспериментальную работу в учреждениях образования; использовать различные виды опроса, эксперимента, наблюдение, психосемантические методы, проективные методы, метод анализа результатов деятельности; методы статистической обработки данных.

     Следовательно, профессиональная подготовка специалистов должна осуществляться на высоком теоретическом и методологическом уровне, подкрепленная практикой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Используемая  литература 

    1. Атаханов Р.А. Математическое мышление и методика определения уровня      его развития / Под ред. В.В.Давыдова. — М.; Рига, 2000.

    2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000. – 528 с.

    3. Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Учебное пособие для студентов 3–5-х курсов педагогических вузов по специальности «031000 – Педагогика и психология».– Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 2002.– 134 с.

    4. Горбатов Д. С. Практикум по психологическому исследованию: Учеб. пособие. — Самара, 2000.

    5. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. — М., 2000.

    6. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб: Изд-во «Питер», 2000. – 320 с.

    7. Закирова А. Ф. Введение в педагогическую герменевтику. — Екатеринбург, 2000.

    8. Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 208 с.

    9. Коджаспирова Г. М, Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. — М., 2000.

    10. Краевский В.В. Методология педагогики: Пособие для педагогов-исследователей. – Чебоксары: Чувашск. гос. ун-т, 2001. – 244 с.

    11. Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений/ В.В.краевский, Е.В.Бережнова. – М.: Издательский центр "Академия", 2006-2008. 

12. Крысанова, О. А. Методология психолого-педагогических исследований:

    учеб. пособие / О.А.Крысанова; Федер. агентство  по образованию. – Самара: Изд-во «Самарский университет», 2006. – 40 с.

    13. Лернер, П. С. Модель самоопределения выпускников профильных классов средней общеобразовательной школы / П.С.Лернер // Школьные технологии. – 2003. – № 4. – C. 50-82.

    14. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — М., 1999. — Кн. 3. Психодиагностика.

    15. Образцов П.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Курс лекций. – Орел, 2002 . – 291 с

    16. Попова А.А. Теоретические основы исследовательской деятельности учителя (квалиметрический аспект). – Челябинск: Челябинск. гос. пед. ун-т, 2000. – 217 с.

17. Реан А.А. Психология изучения личности: Учеб. пособие. — СПб., 1999.

    18. Степанова, Т. И. Теория и практика профессионального развития и саморазвития учителя физики: автореф. дис. д-ра пед. наук / Т.И.Степанова – М., 2002. – 32 с.

    19. Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования / Под ред. В. А. Сластенина. — М., 2000.

    20. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Изд. 6-е., стер. – Ростов на/Д: Феникс, 2009 – 541 с. – (Высшее образование).

    21. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: ООО «Речь», 2003. – 350 с.

    22. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. Изд. 2-е. Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 288 с.

    23. Электронное пособие «В помощь школьному психологу – психологическая работа в школе», издательство «Учитель», 2010.

Информация о работе Алгоритм реализации психолого-педагогических исследований