Алгоритм реализации психолого-педагогических исследований

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2011 в 20:00, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: дать общий анализ методологии и алгоритма реализации психолого-педагогических исследований.

Объект: психолого-педагогическое исследование.

Предмет: психолого-педагогическая работа с детьми в контексте реализации психолого-педагогического исследования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

I. Теоретическая часть

Общая характеристика психолого-педагогического исследования………..5
Понятие о психолого-педагогическом исследовании…………………..5
Характеристика методологических принципов психолого-педагогического исследования…………………………………………...6
Этапы психолого-педагогического исследования………..………………..11
Методы и методики психолого-педагогического исследования……….....14
Исследовательские методы и методики……………………………..….14
Наблюдение...……………………………………………………....15
Эксперимент………………………………………………………..16
Беседа……………………………………………………………….18
Опрос (анкетирование, интервью)………………………………..18
Тестирование (метод тестов)……………………………………...20
Изучение (анализ) продуктов деятельности……………………...23
Оценивание…………………………………………………………23
Метод профессиографии…………………………………………...24
3.2. Применение статистических методов и средств формализации

в психолого-педагогическом исследовании…………………………...25

3.3. Методы теоретического исследования…………………………………26

4. Требования к применению методов исследования……………….………...28

5. Интерпретация результатов исследования………………………………….31

II. Практическая часть

1. Социометрическое исследование межличностных отношений в группе………………………………………………………………………...…...33

2. Индивидуальное диагностическое обследование ребенка младшего школьного возраста……………………………………………………………...38

Заключение………………………………………………………………….........51

Используемая литература……………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 305.00 Кб (Скачать)

                                                                                            Фамилия

                                                                                           № по списку     

    Социоматрица 
 

Ф.И.О. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
1 Червонная Анна +1     +2     -2 -1 -3   +3  
2 Порываев  Дмитрий +2   -2 -3 +1   +3   -1      
3 Морозова  Светлана       -2   +2 -1 +1   -3     +3
4 Первых  Анастасия +2 -3     -2 -1       +1 +3    
5 Макеев  Егор -3   +3 -1   +2     -2   +1    
6 Лобанова  Александра -2   -3       +2   +1   -1 +3
7 Севастьянова  Василиса   +2   +1       -2   -3 -1 +3
8 Головина Анастасия     +3   -3 +1       -1   -2 +2
9 Шкурина Анна +3     +2     -2 +1   -1     -3
10 Леонова Ульяна     -2   -3 +2 +1 +3     -1  
11 Ларина  Анастасия +1 +3     -3   -2   +2     -1  
12 Нефедова  Соня +1 -2 -1       +3   +2 -3      
13 Нефедов Дмитрий   +3   -1 -3 +2   +1     -2    
  Кол - во выборов 6 6 4 7 7 7 5 6 6 8 4 6 5
  Кол-во баллов 2 4 3 -6 -15 9 -1 6 2 -10 -1 -3 8
  Общая сумма 8 10 7 1 -8 16 4 12 8 -2 3 3 13
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Характеристика  коллектива.

    Социометрия, выявила, что в исследуемой группе большинство детей имеет более  или менее благоприятный статус. Средний уровень благополучия взаимоотношений  означает благополучие большинства  детей группы в системе межличностных отношений, их удовлетворенность в общении, признании сверстниками.

    По  данным социометрического исследования выявлены:

  • четыре группировки (3диады и 1 триада);
  • двух «изгоев» (1мальчик и 1 девочка).

    В основе мотива выбора у детей, находятся дружеские отношения, а также проявляется интерес к совместной деятельности. В данной группе положение, как девочек, так и мальчиков благоприятно в равной степени. Выявлен такой характер связи как взаимная симпатия. Мотивация выборов в большинстве случаев определяется желанием детей общаться, иметь общее дело, другие причины выступают как второстепенные.

    Вражды  между группировками не наблюдается, так как есть положительные выборы между участниками групп, но и  лидеров нет. Нельзя оставлять без  внимания непопулярных детей (Макеев, Леонова). Следует выявить и развить у них положительные качества, поднять заниженную самооценку, уровень притязаний, чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений. Также необходимо преподавателю пересмотреть свое личное отношение к этим детям.

    На  основании социометрической таблицы  и социограммы можно сказать  о характере отношений, существующих в группе, то есть свидетельствует  о разобщенности группы на отдельные  группировки.

    1 группировка: Лобанова, Головина, Нефедов

    2 группировка: Нефедова, Червонная

    3 группировка: Червонная, Головина

    4 группировка: Головина, Морозова

    «Изгои»: Макеев, Леонова.

2. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ  ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕБЕНКА  МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО 

Методика  исследования обучаемости  по А.Я. Ивановой7 

ПРОТОКОЛ  ОБСЛЕДОВАНИЯ 

1. Ф. И. О. Полина А.

2. Дата и время обследования:  10.00 ч, 11 июля 2010 года.

3. Возраст 9 лет, ученица 1-го класса вспомогательной школы.

4.Условия обследования: класс для вокальных занятий фольк. анс. «Забавушка».

5.Самочувствие обследуемой: состояние здоровья в норме, жалобы отсутствуют.

6. Методика исследования обучаемости по А.Я. Ивановой (Психологическая работа в школе (компакт-диск), изд-во «Учитель», 2010).

7. Цель методики.

- оценка личностного компонента умственной деятельности ребенка: заинтересованности, проявления собственной активности при выполнении незнакомого задания;

- оценка  восприимчивости к помощи экспериментатора  при решении трудной задачи, усвоении  нового материала;

- оценка  способности ребенка к логическому переносу усвоенного способа действия (способности самостоятельно решать аналогичные задачи).

8. Используемый материал. Таблица с изображением всех геометрических фигур, два набора по 24 карточки, на которых изображены геометрические фигуры, отличающиеся по форме (квадраты, ромбы, круги), цвету (красные, желтые, синие) и размеру (большие и маленькие).  

 9. Инструкции и процедура обследования.

   I этап. Предварительная  ориентировка.

   Экспериментатор издали показывает ребенку карточки, сложенные в колоду, и говорит: «Эти карточки тебе надо разложить на группы подходящие с подходящими. Но сначала посмотри на эту таблицу тут они все нарисованы, и подумай, как ты будешь это делать». С этими словами перед ребенком раскладывается таблица и показывается ему для свободной ориентировки в течение 30 секунд. В это время экспериментатор никаких пояснений больше не дает, только фиксирует в протоколе слова и действия ребенка. После этого таблица убирается и больше никак в эксперименте не используется.

   II этап. Основное задание.

   Его выполнение начинается с того, что  ребенок получает в руки набор  карточек, собранных в колоду в  случайном порядке.

ПЕРВАЯ  ЗАДАЧА

   Экспериментатор еще раз повторяет инструкцию: «Разложи эти карточки – подходящие с подходящими, можешь сделать три или четыре группы». После этого в течение 30 секунд регистрируются самостоятельные действия и высказывания ребенка.

   Если  ребенок пассивен и не приступает к работе или, напротив, действует  чрезмерно поспешно и хаотично, экспериментатор  может оказать ему организующую помощь, сказав: «Выложи несколько карточек на стол» или «Не спеши, выкладывай аккуратнее, по одной». В протоколе это отмечается.

   В этот период времени ребенок может  начать правильную группировку карточек по цвету, то есть  разделения на три группы. Если он начинает с вычленения формы как признака группировки, то его не следует поправлять. Тогда задача вычленения цвета становится второй. Однако если ребенок не выделяет самостоятельно никакого признака и экспериментатор вынужден начать обучение, то делать это надо с выделения цвета. Если ребенок в течение 30 секунд не начал группировать карточки, ему дается первый «урок-подсказка».

   Первый  «УРОК-ПОДСКА3КА». Экспериментатор выбирает из карточек, лежащих на столе, две, отличающиеся только одним признаком (например большой синий треугольник и большой красный треугольник) и спрашивает: «Чем отличаются эти карточки, чем они не похожи?» Если ребенок сам не отвечает, экспериментатор заканчивает: «Они отличаются цветом одна зеленая, другая красная». Это и есть содержание первого «урока-подсказки» – указание на различие двух карточек по цвету. Далее экспериментатор фиксирует высказывания и действия ребенка в течение 30 секунд. Если ребенок не начинает правильную группировку карточек, обучение продолжается, то есть дается второй «урок-подсказка».

   Второй  «УРОК-ПОДСКА3КА». Из других лежащих на столе карточек выбирается третья, сходная с одной из двух первых (выбранных в первом уроке) по цвету (например  большой красный ромб). Экспериментатор показывает ее ребенку со словами: «Куда мы положим эту карточку сюда или сюда?» – и, если ребенок не может уловить мысль, продолжает: «Мы положим ее сюда, к красному, потому что она тоже красная». Это и есть содержание второго «урока-подсказки» – указание на сходство двух карточек по цвету. После этого экспериментатор протоколирует дальнейшие высказывания и действия ребенка в течение 30 секунд. Если ребенок по-прежнему не может уловить способа группировки, следует третий «урок-подсказка».

   Третий  «УРОК-ПОДСКА3КА». Экспериментатор выкладывает рядом с предыдущими еще одну карточку желтого цвета и, начав таким образом все три группы, говорит: «Сюда будем класть все красные, сюда синие, а сюда желтые». Следовательно, содержанием третьего «урока» является наглядный показ и объяснение способа действия. Затем следует протоколирование самостоятельных действий ребенка. В тех случаях, когда этой помощи оказывается недостаточно, экспериментатор продолжает обучение с интервалами в 30 секунд.

   Четвертый, пятый и т. д. «УРОКИ-ПОДСКА3КИ». В ходе каждого из последующих уроков экспериментатор укладывает еще одну карточку в соответствующую группу, сопровождая это словесными пояснениями. В протоколе каждый раз отмечаются номер «урока» и дальнейшие действия ребенка.

   После окончания группировки регистрируется общее время, затраченное на выполнение первой задачи. Для того чтобы ребенок дал обобщающую «словесную формулировку» выделенного признака классификации, экспериментатор может сказать: «Ты хорошо разложил карточки на группы, но скажи, как ты их раскладывал, почему ты положил вместе именно эти, а не другие?» Если ребенок не сможет ответить на этот вопрос, то экспериментатор должен сам сформулировать принцип группировки карточек: «Значит, мы разложили карточки по цвету: синие, красные и желтые». Но в протокол заносятся слова ребенка.

ВТОРАЯ  ЗАДАЧА

   Экспериментатор собирает все карточки, перемешивает их и снова подает ребенку со словами: «Теперь разложи их по-другому, тоже подходящие с подходящими, но уже иначе на четыре группы». (Если ребенок в первой задаче раскладывал карточки на четыре группы, то конец инструкции звучит – «на три группы»). После этого в течение 30 секунд экспериментатор регистрирует в протоколе самостоятельные поиски ребенка.

   Здесь также возможна организующая помощь экспериментатора: «Не спеши, выкладывай по одной» или «Выложи несколько карточек на стол». В протоколе это отмечается.

   Если  в это время ребенок делает попытки использовать для группировки  тот признак, который уже применялся в первой задаче, то это фиксируется  в протоколе как «проявление инертности».

   Схема обучения такая же, как в первой задаче. Если за 30 секунд ребенок не приступает к правильной группировке  карточек, ему дается первый «урок-подсказка».

Информация о работе Алгоритм реализации психолого-педагогических исследований