Алгоритм реализации психолого-педагогических исследований

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2011 в 20:00, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: дать общий анализ методологии и алгоритма реализации психолого-педагогических исследований.

Объект: психолого-педагогическое исследование.

Предмет: психолого-педагогическая работа с детьми в контексте реализации психолого-педагогического исследования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

I. Теоретическая часть

Общая характеристика психолого-педагогического исследования………..5
Понятие о психолого-педагогическом исследовании…………………..5
Характеристика методологических принципов психолого-педагогического исследования…………………………………………...6
Этапы психолого-педагогического исследования………..………………..11
Методы и методики психолого-педагогического исследования……….....14
Исследовательские методы и методики……………………………..….14
Наблюдение...……………………………………………………....15
Эксперимент………………………………………………………..16
Беседа……………………………………………………………….18
Опрос (анкетирование, интервью)………………………………..18
Тестирование (метод тестов)……………………………………...20
Изучение (анализ) продуктов деятельности……………………...23
Оценивание…………………………………………………………23
Метод профессиографии…………………………………………...24
3.2. Применение статистических методов и средств формализации

в психолого-педагогическом исследовании…………………………...25

3.3. Методы теоретического исследования…………………………………26

4. Требования к применению методов исследования……………….………...28

5. Интерпретация результатов исследования………………………………….31

II. Практическая часть

1. Социометрическое исследование межличностных отношений в группе………………………………………………………………………...…...33

2. Индивидуальное диагностическое обследование ребенка младшего школьного возраста……………………………………………………………...38

Заключение………………………………………………………………….........51

Используемая литература……………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 305.00 Кб (Скачать)

      С методами анализа и синтеза теснейшим образом связаны методы абстрагирования и конкретизации. Под абстрагированием, как известно, понимают мысленное отвлечение какого-либо свойства или признака предмета от других его признаков, свойств, связей. Это делается для того, чтобы глубже изучить предмет, изолировать его от других предметов и от других свойств, признаков.

     Метод конкретизации по своей логической природе противоположен абстрагированию. Он заключается в мысленной реконструкции, воссоздании предмета на основе вычлененных ранее абстракций.

       Восхождение от абстрактного к конкретному, направленное на воспроизведение развития и его источников (внутренних факторов, противоречий), является особым диалектическим методом познания. Метод восхождения от абстрактного к конкретному необходим как для познания сложных процессов, так и для такого изложения результатов познания, которое позволило бы наиболее адекватно воспроизвести развитие и функционирование сложных объектов.

       Сложность, неисчерпаемость, бесконечность объекта психолого-педагогического исследования заставляет для проникновения в его суть, в его внутреннюю структуру и динамику искать более простые аналоги для исследования. Более простой по структуре и доступный изучению объект становится моделью более сложного объекта, именуемого прототипом (оригиналом). Открывается возможность переноса информации, добытой при использовании модели, по аналогии на прототип. В этом сущность одного из специфических методов теоретического уровня – метода моделирования.

       Особым видом моделирования, основанного на абстрагировании, можно считать мысленный эксперимент.

4. ТРЕБОВАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ МЕТОДОВ

  ИССЛЕДОВАНИЯ 

       При описании результатов исследования недостаточно представить только номенклатуру методов. Необходимо обосновать выбор методов, способы их сочетания на каждом этапе поиска, а также обосновать систему методов и приемов, методику как часть общей системы исследования. В конечном счете, научный подход заключается в обосновании разработанной методики исследования. Методические просчеты всегда приводят к ошибочным результатам, неверным выводам.

       Для каждого этапа исследования следует применять наиболее оптимальный комплекс методов, при этом рекомендуется руководствоваться следующими требованиями:

  • необходимо такое сочетание методов, которое позволяет получить разносторонние сведения;
  • методы должны отражать динамику развития определенных качеств во времени, методы должны позволять анализировать не только результаты, но и условия, при которых они были получены.

       Так, методы опроса (беседы, интервью, анкетирование) могут быть использованы в самом начале крупного психолого-педагогического исследования с целью ориентировки при выборе возможных проблем, в середине – с целью уточнения и координации, в конце – для сопоставления полученных результатов с мнениями самих участников эксперимента. Тестирование может быть применено в контрольной и экспериментальной группах до формирующего эксперимента и после него. Предполагается, что вначале результаты в контрольной группе были выше, а после проведения формирующего эксперимента, стали ниже, чем в экспериментальной. Метод наблюдения может проводиться непрерывно на протяжении длительного период времени, его результаты помогают отразить динамику изменения поведения испытуемых.

       При выборе методов начинающие исследователи допускают ряд характерных ошибок, которые заключаются в следующем: шаблонный подход к выбору метода, трафаретное его использование без учета конкретных задач и условий исследования; универсализация отдельных методов или методик, например, анкетного опроса, тестирования или социометрии; игнорирование или недостаточное использование теоретических методов, особенно идеализации, восхождения от абстрактного к конкретному; неумение из отдельных методов составить целостную методику.

      Начиная работу, молодой исследователь сталкивается с тем, что методов научного исследования существует достаточно много, но целостная концепция применения тех или иных методов отсутствует. Многие начинающие исследователи работу над методикой исследования начинают с того, что ищут аналогичные работы, заимствуют использованные методы, тем самым добавляя к ошибкам, допущенным предшественниками, свои собственные. Увидев это, они начинают осознавать, что даже общепринятые методики, разработанные авторитетными учёными, признанными в США и Европе, в данном случае должны быть либо адаптированы, либо положены в основу своих собственных, вновь разработанных.

       Редко бывает так, чтобы для достижения поставленной цели достаточно было применение лишь одного метода. Такое возможно в небольшом исследовании, организованном чисто в учебных целях на этапе освоения пользования инструментарием. Однако порой встречаются дипломные работы и даже диссертации, написанные с опорой на один метод. В большинстве случаев грешат универсализацией методов опроса, тогда как необходимо помнить, что в процессе опроса выявляется лишь мнение респондента, которое может быть вольно или невольно приукрашено. Основываясь только на чьём-то мнении нельзя сделать никаких психолого-педагогических выводов.

       Необходимо придерживаться следующих критериев при выборе и обосновании методов педагогического исследования:

  • адекватность объекту, предмету, общим задачам исследования, накопленному материалу;
  • соответствие современным принципам научного исследования; соответствие логической структуре (этапу) исследования;
  • гармоническая взаимосвязь с другими методами в единой методической системе.

       Все составные элементы методики и методику в целом нужно проверить на соответствие задачам исследования, достаточную доказательность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        

5. ИНТЕРПРИТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ  

          Заключительный этап исследования связан с систематизацией результатов, их интерпретацией и изложением. Систематизация результатов заключается в их представлении в виде упорядоченной взаимосвязанной структуры, элементы которой могут соответствовать поставленным в исследовании задачам или представлениям о логичной структуре, отраженной в логической схеме, объекте исследования или его так называемой понятийной матрице (перечень и соподчиненность понятий, раскрывающих тему). Систематически представленные результаты должны быть корректно интерпретированы.

         Интерпретация (от лат. interpretatio) в науке толкование, раскрытие смысла, разъяснение; в искусстве творческое исполнение художественного произведения, авторская трактовка текста или сценария.

          По существу, интерпретация должна служить приближению к истине, т. е. к раскрытию сущности исследуемого процесса или объекта. В основе интерпретации лежит процедура объяснения полученных результатов на основе принятой в исследовании концепции, причем объяснения в чем-то нового, нетривиального. Например, факт резкого снижения учебной успеваемости учащихся при переходе из начальной школы в основную традиционно объясняется изменением системы отношений, снятием опеки педагога, трудностями привлечения к предметному (многопредметному) обучению. Процедура интерпретации, однако, требует сверки принятого концептуального толкования с иными, альтернативными толкованиями, с проверкой разных версий истолкования результатов. В случае с выпускниками начальной школы требует проверки версия о влиянии возрастных психофизиологических изменений на работоспособность учащихся, версия об их недостаточной подготовке к систематическому овладению более сложным и значительным по объему материалом вследствие несформированности основных познавательных умений.

         Первоначальная интерпретация связана с объяснением результатов на основе рабочей гипотезы, однако последующее выведение следствий, мысленное проигрывание ситуаций зависит от изменения влияющих факторов и модернизации, а иногда и изменения гипотезы, уточнения концептуальных установок.

         Особая роль в интерпретации четко зафиксированных явлений принадлежит статистическим методам, а в истолковании целей, идеалов, уровня развития социальной и мотивационной сфер, творческих способностей — интерпретации герменевтического характера при активной роли выразительных средств языка, выполняющих фиксирующую, диагностирующую и эвристическую. В задачи интерпретации входит выявление объективного значения полученных результатов для теории и практики обучения и воспитания, степени их новизны и предполагаемой эффективности в использовании, а также выявление смысла, т. е. значения для самого исследователя или заинтересованного в результатах исследования круга лиц.

        Особую трудность представляет интерпретация результатов парадоксальных, не соответствующих ожиданиям, принятой концепции. Возникает необходимость их перепроверки или пересмотра концептуальных оснований. Несет в себе опасность и полное совпадение полученных результатов с ожидаемыми, ибо это не стимулирует дальнейшие поиски, вызывает соблазны поддаться вектору инерции, пойти по привычному пути. 
 
 
 
 
 
 
 

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1. Социометрия: исследование 
межличностных отношений в группе

   Социометрическая  техника, разработанная Дж. Морено, применяется для диагностики  межличностных и межгрупповых отношений  в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

   Социометрическая  процедура может иметь целью:

   а) измерение степени сплоченности–разобщенности в группе;

   б) выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии–антипатии, где на крайних полюсах оказываются  «лидер» группы и «отвергнутый»;

   в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых  могут быть свои неформальные лидеры.

   Использование социометрии позволяет проводить  измерение авторитета формального  и неформального лидеров для  перегруппировки людей в командах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы. Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 мин.). Она весьма полезна в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе. Но она не является радикальным способом разрешения внутригрупповых проблем, причины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубоких источниках.

    Надежность  процедуры зависит прежде всего  от правильного отбора критериев  социометрии, что диктуется программой исследования и предварительным  знакомством со спецификой группы.

    Социометрическое  исследование6 старшей группы

      фольклорного ансамбля «ЗАБАВУШКА»

     (МОУ ДОД «Дом детства и юношества») 

    Дата  проведения исследования: 10.00 ч, 08.07.2010 г.

    Цель: изучение детского коллектива.

    Задача: анализ группы.

    Испытуемый: старшая группа (11-14 лет) ансамбля «Забавушка»

    Численность: 13 человек

    Членам группы предлагается ответить на вопросы, которые дают возможность обнаружить их симпатии и антипатии один до одного, к лидерам, членов группы, которых группа не принимает. Исследователь зачитывает два вопроса: а) и б) и дает испытуемым такую инструкцию: «Напишите на бумажках под цифрой 1 фамилию члена группы, которого Вы выбрали бы в первую очередь, под цифрой 2 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого, под цифрой 3 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого и второй». Потом исследователь зачитывает вопрос о личных отношениях и так же проводит инструктаж.

    Вопросы:

    1. Кого бы вы пригласили на  свой день рождения?

    2. Кого бы вам не хотелось  видеть на своем дне рождения?

По  результатам выборов  строиться социоматрица и социограмма.

 

       - Мальчики        - Девочки               - взаимный выбор              - взаимное отвержение            - отвержение                            Сумма выборов

Информация о работе Алгоритм реализации психолого-педагогических исследований