Активизация познавательной деятельности студентов при изучении дисциплины «Малый бизнес в рыночной среде»

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 11:27, курсовая работа

Описание работы

Объект: процесс познавательной деятельности студентов.
Предмет: активизация познавательной деятельности студентов.
Исходя из проблемы, объекта, предмета выдвинута гипотеза, согласно которой процесс активизации познавательной деятельности студентов протекает успешно, если будет:
определено содержание познавательной деятельности;
выявлены педагогические условия активизации студентов;
разработаны методические рекомендации по активизации познавательной деятельности у студентов.

Содержание

Введение 2
Глава I. Психолого-педагогические основы проблемы активизации познавательной деятельности студентов 4
1.1. Сущность познавательной деятельности 4
1.2. Активизация познавательной деятельности 10
1.3 Методы активизации познавательной деятельности студентов 13
Глава II. Научно-теоретическая сущность проблемы «Малое предпринимательство в рыночной среде» 23
2.1. Общая характеристика малого бизнеса, его особенности и субъекты малого предпринимательства в России 23
2.2. Современное состояние малого предпринимательства в РФ и проблемы его развития 25
2.3. Государственная поддержка малого бизнеса в зарубежных странах и в России 31
Глава III. Методика подготовки и проведения занятия по теме «Организация и условия функционирования малого бизнеса» с использованием активного метода деловая игра 41
3.1 Эффективность применения активизации студентов на практическом и теоретическом занятии 41
3.2 Методика проведения теоретического и практического занятия по теме "Организация и условия функционирования малого бизнеса" 45
3.3 Методические рекомендации 49
Заключение 53
Список литературы 55

Работа содержит 1 файл

Курсовая последний вариант.doc

— 307.50 Кб (Скачать)

    • В-третьих, для малого бизнеса (особенно в сфере розничной и мелкооптовой торговли, производства строительных материалов) станет нецелесообразным использование при работе с крупными производителями и поставщиками схемы «предоплата за продукцию - отгрузка продукции», поскольку из-за кризиса ликвидности и затруднения доступа к финансовым ресурсам предприятия не будут иметь возможности привлекать заемные средства для закупки необходимых товаров. Это, в свою очередь, приведет к приостановке деятельности отдельных малых предприятий, бизнес-процессы которых основываются на указанной схеме.

    • В-четвертых, кризисные явления увеличивают  риск приостановки деятельности и даже распада инфраструктуры поддержки  малых предприятий. Так, в случае сокращения активности малых предприятий  и их спроса на информационные, маркетинговые, образовательные и иные бизнес-услуги, которые предоставляются организациями инфраструктуры поддержки, некоторые организации инфраструктуры могут прекратить свое существование. При этом продолжится деятельность только тех организаций, которые специализируются на предоставлении малым предприятиям финансовых услуг, например, микрофинансовых организаций, венчурных фондов, фондов прямых инвестиций, гарантийных фондов. Возможно, именно эти институты в условиях отсутствия банковского финансирования станут единственным источником заемных денег для малого бизнеса.

    • В-пятых, кризисные явления могут  спровоцировать уход в теневой сектор малых предприятий. В условиях отсутствия средств и платежеспособного  спроса субъекты малого предпринимательства  будут вынуждены сокращать масштабы деятельности. Чтобы высвободить дополнительные средства, многие предприятия будут минимизировать налоговые поступления, принимать максимальные усилия по экономии издержек, в том числе укрывать собственные доходы. При этом в условиях существующего налогового администрирования возникает и другой риск: на малый бизнес может оказываться излишнее административное давление с целью сохранения существующего уровня налоговых платежей от конкретных предприятий.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.3 Государственная поддержка малого предпринимательства в зарубежных странах и в России

    Уровень развития малого бизнеса напрямую определяет степень развития экономики государства  в целом. Достаточно упомянуть, что  на 1000 российских граждан приходится примерно около 6 предпринимателей, в  то время как в странах - членах ЕС не менее 30. В России доля малых фирм в общем числе всех предприятий составляет только лишь 30%, в странах ЕС предприятия малого бизнеса составляют около 90% от общего числа предприятий. [24]/

    Развитие  малого бизнеса на Западе идет более быстрыми темпами, поскольку национальные власти придают большое значение предприятиям малого бизнеса и оказывают им поддержку на федеральном уровне. Малый бизнес в развитых странах в настоящее время представляет собой средний класс, который служит базой для стабильного развития экономики. Даже бывшие развивающиеся страны именно с развитием малого, среднего бизнеса совершили большой экономический рывок (Тайвань, Сингапур, Индонезия и т.д.). Если проследить темпы развития малых предприятий в этих странах, то видна зависимость развития всей экономики в целом. 

    Малый бизнес в США начал свое развитие еще в эпоху Великой Депрессии, поэтому его уровень остается стабильно высоким. Федеральные программы, которые только еще начинают разрабатываться в некоторых странах, в США датируются 1932 годом. В это время после времен Великой Депрессии начали государство стало субсидировать малые предприятия, пострадавшие в результате войны. В то время именно малый бизнес обеспечивал в США создание рабочих мест, подчеркивая свою важную социальную значимость

    В 1953 году в США создается Федеральное  агентство – Администрация по делам малого бизнеса США, которая  по сей день отстаивает и защищает интересы малого бизнеса на правительственном  уровне. Причем филиалы данной организации находятся во всех крупнейших городах, таким образом, политика поддержки малого бизнеса распространяется на все штаты, а не только на основные экономические центры США. Основные задачи Администрации по делам малого бизнеса и его филиалов:

  • помощь в получении кредита для бизнеса;
  • техническая и информационная поддержка малого бизнеса в США;
  • предоставление гарантий по кредитам для бизнеса;
  • непосредственное субсидирование и кредитование малого бизнеса за счет средств собственного бюджета. [27].

    В США  имеется система критериев, по которой определяется малый бизнес. Эти критерии зависят от вида деятельности малого предприятия и отрасли, в которой оно работает. В одних сферах определяющим является количество работающих на предприятии человек, в других – оборот и прибыль.

    Помимо  Федерального агентства для соблюдения правового законодательства в отношении  предприятий малого бизнеса создан специальный Адвокатский отдел, который отстаивает интересы бизнеса  в суде и Конгрессе. Власти США  в своей концепции развития экономики отводят малому бизнесу одну из главных ролей. В докладах министров правительства США всегда отмечалось, что малый бизнес – важный рычаг оздоровления всей экономики в целом.

    В США уже давно малый бизнес изначально является приоритетным направлением экономики на государственном уровне. Опыт США в создании различных программ малого бизнеса очень ценен, причем все программы реально работают, предусмотрены конкретные механизмы их реализации.

    Малый бизнес Германии один из самых активно развивающихся секторов экономики. Финансовая и технологическая поддержка предприятий малого бизнеса оказывается всеми уровнями ветвей власти.

    Программы содействия развитию малого бизнеса  в Германии, как и в ряде развитых стран, предусматривают приоритетную поддержку, прежде всего, наукоемких отраслей производства. Льготное кредитование малого бизнеса со стороны государственных органов финансирования включает в себя следующие направления:

  • кредитование малых и средних предприятий, ориентированных на инновационную деятельность;
  • кредитование проектов, связанных с охраной окружающей среды;
  • кредитование малого бизнеса, участвующего в развитии отсталых экономических регионов Германии;
  • кредитование предприятий, занимающихся строительством и решением жилищных проблем;
  • проектное финансирование предприятий, занятых в определенных отраслях, наиболее нуждающихся в коренной модернизации производства. [27].

    Основными программами развития малого и среднего бизнеса в Германии являются следующие:

    программа «Концепция развития научно-технической политики по отношению к предприятиям малого и среднего бизнеса»;

    программа «Стимулирование сбережений для  открытия своего дела».

    Первая  программа обеспечивает финансирования малого бизнеса Германии, вторая способствует открытию своего собственного бизнеса, так называемых «start-up» проектов. Специальный государственный орган – Кредитный совет по восстановлению, подчиняющийся непосредственно федеральному правительству – призван контролировать реализацию вышеуказанных программ и обеспечивать механизмы их выполнения.

    В рамках реализации федеральных программ предоставляются кредиты для  бизнеса на льготных условиях. Данные условия предусматривают низкую процентную ставку и длительные сроки  кредитования (5-15 лет).

    Малый бизнес Испании начал формироваться и активно развиваться в 70-е годы. Высокие экономические показатели были достигнуты благодаря высокой степени развития малого бизнеса. Малые предприятия помогли избавить страну от безработицы, способствовали общему подъему.

    Доля  предприятий малого бизнеса Испании в некоторых отраслях доходит до 80% (сельское хозяйство), в остальных отраслях – в среднем 25-30% (строительство, промышленность, судостроение). Основные отрасли предприятий малого бизнеса – это, в первую очередь, агропромышленный комплекс (сельское хозяйство, зерно), черная и цветная металлургия, пищевая промышленность (производство продуктов, кондитерских изделий, виноделие), строительство, туризм и т.д.

    Выясним за счет чего, Испания добилась таких  успехов и какие для этого  условия созданы в стране.

    В Испании разработано много программ поддержки и развития малого бизнеса. Основное внимание испанского правительства обращено на те предприятия малого бизнеса, которые имеют высокую социальную значимость для Испании, создают рабочие места для социально уязвимых групп населения (студентов, женщин, эммигрантов и т.д.), способствуют подъему слаборазвитых регионов и районов.

    Также испанские власти делают акцент на развитие наукоемких отраслей, инновационных  технологий, понимая их огромную значимость, как для внутреннего развития рынка, так и международного экономического сотрудничества. Значительную долю программ развития малого бизнеса занимают европейские программы, которые распространяются на многие страны Европы: Германию, Францию, Великобританию и т.д.

    В Испании государство стимулирует  множество организаций и фондов для поддержки малого бизнеса. Все  эти организации можно разделить  на две наиболее популярных и эффективных  группы обществ в области содействия малому бизнесу, которые действуют  не только на территории Испании, но и в других странах Евросоюза.

    Первую  группу составляют общества взаимного  гарантирования. Эти организации  обеспечивают гарантийные обязательства  перед кредиторами при выдачи кредитов, в частности предоставляет  собственность в качестве залогового обеспечения, или же выступают в качестве поручителей.

    Во  вторую группу входят общества взаимного  финансирования. Эти общества непосредственно  занимаются финансированием, инвестированием, субсидированием малых предприятий. Одним из таких обществ является Государственный институт официального кредитования Испании.

    Помимо  этого в Испании функционирует  ряд организаций отстаивающих интересы малого бизнеса, такие как Ассоциация малого бизнеса и торгово-промышленная палата, сеть филиалов которых есть в каждом городе.

    Как важный положительный фактор развития малого бизнеса в Испании стоит  отметить минимальный уровень бюрократии. Оформить регистрацию предприятия, получить лицензию - все можно сделать  за 24 часа без излишней волокиты со стороны чиновников. Причем это может сделать даже нерезидент страны. Настолько благоприятные условия существует даже не в каждой стране Евросоюза. Таким образом, даже иностранные граждане развивают сектор малого бизнеса. Несомненно, все это создает благоприятный климат для малого предпринимательства и процветания малого бизнеса.[27].

    Мощный  технико-экономический прорыв в  послевоенные годы вывел Японию в тройку самых развитых стран мира. Это было достигнуто благодаря развитию малого бизнеса при мощной государственной поддержке. Несмотря на то, что многие всемирно известные компании и концерны по наукоемкому производству автомобилей, техники, инновационной продукции находятся именно здесь, малый бизнес составляет значительную долю в общих объемах промышленности Японии (около 40%). Однако нужно отметить, что малый бизнес в Японии в большей степени представлен в следующих отраслях: строительство, легкая промышленность, сфера услуг. Наукоемкие производства ведутся в основном лишь крупными компаниями. Это и есть основная задача экономического развития Японии - стимулирование инновационного высокотехнологичного производства в малом бизнесе.

    Принимаемые правовые акты в отношении предприятий  малого бизнеса в Японии определяют статус малых предприятий и льготы для них. Льготы предусматривают специальное налогообложение в зависимости от вида деятельности предприятия. Значительная часть законопроектов направлена на регулирование антимонопольного законодательства Японии.

    Японское  законодательство довольно жестко регулирует и ограничивает уровень повышения/понижения рыночной стоимости на продукцию. За необоснованные скидки, или наоборот спекулятивные цены, предприятия и предприниматели могут лишиться права осуществления своей деятельности. Причем эти условия действительны для всех без исключения компаний. Благодаря развитым рыночным механизмам японским властям довольно удачно удается сдерживать необоснованные изменения цен и инфляцию. Таким образом, ввиду равенства начальных условий и возможностей, в Японии созданы хорошие предпосылки для развития малого бизнеса.

    Государственным органам по регулированию осуществления  деятельности предприятий малого бизнеса  Японии является Управление малых предприятий, подчиняющееся Министерству внешней  торговли и промышленности. Данное управление контролирует соблюдение антимонопольного законодательства, обеспечивает государственную защиту интересов малого бизнеса Японии, ограничивает контроль собственников, определяет ответственность заказчиков, исполнителей и субподрядчиков за нерыночные договорные отношения.

Информация о работе Активизация познавательной деятельности студентов при изучении дисциплины «Малый бизнес в рыночной среде»