Активизация познавательной деятельности студентов при изучении дисциплины «Малый бизнес в рыночной среде»

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 11:27, курсовая работа

Описание работы

Объект: процесс познавательной деятельности студентов.
Предмет: активизация познавательной деятельности студентов.
Исходя из проблемы, объекта, предмета выдвинута гипотеза, согласно которой процесс активизации познавательной деятельности студентов протекает успешно, если будет:
определено содержание познавательной деятельности;
выявлены педагогические условия активизации студентов;
разработаны методические рекомендации по активизации познавательной деятельности у студентов.

Содержание

Введение 2
Глава I. Психолого-педагогические основы проблемы активизации познавательной деятельности студентов 4
1.1. Сущность познавательной деятельности 4
1.2. Активизация познавательной деятельности 10
1.3 Методы активизации познавательной деятельности студентов 13
Глава II. Научно-теоретическая сущность проблемы «Малое предпринимательство в рыночной среде» 23
2.1. Общая характеристика малого бизнеса, его особенности и субъекты малого предпринимательства в России 23
2.2. Современное состояние малого предпринимательства в РФ и проблемы его развития 25
2.3. Государственная поддержка малого бизнеса в зарубежных странах и в России 31
Глава III. Методика подготовки и проведения занятия по теме «Организация и условия функционирования малого бизнеса» с использованием активного метода деловая игра 41
3.1 Эффективность применения активизации студентов на практическом и теоретическом занятии 41
3.2 Методика проведения теоретического и практического занятия по теме "Организация и условия функционирования малого бизнеса" 45
3.3 Методические рекомендации 49
Заключение 53
Список литературы 55

Работа содержит 1 файл

Курсовая последний вариант.doc

— 307.50 Кб (Скачать)

        

      Рис.1.

      Подчеркивая ведущую роль деятельности в развитии личности, отдельные психологи считают  и обучение видом деятельности. Обычно обучение характеризуют как передачу человеку определенных знаний, умений и навыков. Но знания, умения и навыки – это формы и результаты определенных процессов в психике человека. Значит, они могут возникать в сознание человека только в результате его собственной деятельности. Они должны получиться в результате психической активности самого обучаемого. Таким образом, обучение можно характеризовать как процесс активного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определенные знаний, умения, навыки.

      Для дидактики более практичной является точка зрения советского психолога Б. Г. Ананьева, который видел особую роль общения в развитии человека, наряду с познанием и трудом. В соответствии с этой концепцией необходимо выделять при описании процесса обучения не только деятельностный аспект, но и аспект общения.

      В процессе познания и труда происходит активное усвоение знаний, общение  в свою очередь создает условия  для усвоения и активизирует этот процесс. Важнейшее условие для  успешного функционирования учебного процесса в целях всестороннего  развития, - правильная  организация познания, обучения и труда.

       Учение  как познавательная (гностическая) деятельность может быть  в двух основных формах: внешней и внутренней (ненаблюдаемой). К внешней гностической деятельности относятся такие ее виды, как манипулирование предметами, перцептивная деятельность (рассматривание, слушание, наблюдение), и символическая деятельность (обозначение, словесное описание, высказывание и т. п). Внутренняя гностическая деятельность может осуществляться с помощью внешне не наблюдаемых перцептивных действий, обеспечивающих формирование образа предметов. Процессы запоминания реализуются путем специальных мнемических действий (мысленная организация материала, выделение в нем смысловых ориентиров и связей, мысленная схематизация и повторение и др.). Специальные исследования обнаружили, что наиболее развитые формы мышления осуществляются посредством особых умственных действий, выполняемых человеком «про себя» (действия анализа и синтеза, отождествления и различения, абстрагирования и обобщения).

       Работы  многих психологов (Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, П.Я.Гальперина, Ж.Пиаже и др.) показали, что внутренняя деятельность возникает  из внешней среды в процессе интериоризации, благодаря которой предметные действия отражаются в сознании и мышлении человека. Предметное действия превращается в процессе интериоризации в действие мысленного анализа. Системы таких мысленных (умственных) действий, развертывающихся в идеальном плане, и есть внутренняя деятельность. Установлено, что основным средством интериоризации является слово.

       Внешняя гностическая деятельность, по-видимому, обязательна для обучаемых, когда  в сознании человека еще не сформированы образы, понятия о предмете и соответствующие  им действия. Если же образы, понятия  и действия, необходимые для усвоения новых знаний или умений, у обучающихся уже имеются, то для научения достаточно внутренней деятельности.

       Успешность  организации учебно-познавательной деятельности определяется целостностью представлений педагога о своем предмете, его целях, системе знаний, навыков и отношений, которые с помощью предмета можно сформировать у студентов. Исследованиями установлено, что само видение педагогом возможностей своего предмета определяет меру эффективности его педагогических действий с целью организации учения. Важным условием успешности учебно-познавательной деятельности студентов является осознание ими цели предмета, место того или иного занятия в нём, т.е. необходима активность и взаимодействие обучаемых и педагога.

       Воздействия педагога стимулируют познавательную активность обучаемого, а достигая определенной, заранее поставленной цели, и управляет этой активностью. Активно управляемый процесс направлен на обеспечение глубоких и прочных знаний всех студентов, на усиление обратной связи. Успешное преподавание немыслимо без стимулирования активности обучаемых в процессе обучения. Преподаватель создает для активности обучаемого необходимые условия, направляет ее, контролирует, предоставляет для нее нужные средства и информацию. Но сам процесс формирования у человека знаний, умений и навыков происходит только в результате его собственной познавательной активности.  В процессе обучения студенты также могут проявить пассивную и активную познавательную деятельность.

      Активность (учения, освоения содержания и т. п.) определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности. В структуре активности выделяются следующие компоненты:

    • Готовность выполнять учебные задания;
    • Стремление к самостоятельной деятельности;
    • Сознательность выполнения заданий;
    • Систематичность обучения;
    • Стремление повысить свой личный уровень и др.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1.2 Активизация познавательной деятельности студентов и ее методы

      Активизация – волевое действие, деятельное состояние, характеризующее усиленную познавательную деятельность личности. Главная цель активизации – формирование активности обучаемых, повышение качества учебно-воспитательного процесса. Педагогическая практика использует различные пути активизации, основной среди них – разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность обучаемых.

      Главная цель активизации – формирование активности обучаемых, повышение качества учебно-воспитательного процесса.

      В педагогической практике используются различные методы активизации познавательной деятельности, основные среди них – разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и  самостоятельность учащихся.

      Наибольший  активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых студенты сами должны:

  • принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
  • отстаивать свое мнение;
  • ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;
  • рецензировать ответы товарищей;
  • оценивать ответы и письменные работы товарищей;
  • заниматься обучением отстающих;
  • объяснять более слабым учащимся непонятные места;
  • самостоятельно выбирать посильное задание;
  • находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);
  • создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;
  • решать познавательные задачи путем комплексного применения  известных им способов решения.

      Можно утверждать, что новые технологии самостоятельного обучения имеют в виду, прежде всего повышение активности учащихся: истина добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность.

      Отсюда  можно сделать вывод, что успех  обучения в конечном итоге определяется отношением учащихся к учению, активностью, стремлению к познанию, осознанным и самостоятельным приобретение знаний, умений и навыков.

     Важную  роль при активизации учебно-познавательной деятельности играют факторы, активизирующие учебно-познавательную деятельность:

  • Чётко поставленная и сформулированная цель
  • Правильный отбор материала
  • Выбор оптимальных методов и форм в зависимости от содержания материала и их разнообразие
  • Использование технологий активного обучения
  • Личность и мастерство педагога

       Существуют основные способы активизации познавательной деятельности:

  1. опираться на интересы обучаемых и одновременно формировать мотивы учения, среди которых на первом месте выступают познавательные интересы, профессиональные склонности;
  2. включать студентов в решение проблемных ситуаций, а проблемное обучение, в процессе поиска и решения научного и практических проблем;
  3. использовать дидактические игры и дискуссии;
  4. использовать такие методы обучения, как беседа, наглядный показ;
  5. стимулировать коллективные формы работы, взаимодействие обучаемых.

      В активизации познавательной деятельности большую роль играет умение преподавателя побуждать группу к осмыслению логики и последовательности в изложении учебного материала, к выделению в нем главных и наиболее существенных положений. Уже в младших классах учеников приучают самостоятельно выделять самое существенное в объяснении учителя и формулировать важнейшие вопросы, которые объяснены на занятии. В средних и старших классах этот прием служит действенным стимулом познавательной активности. Широко используется задание, что позволяет разделять учебный материал на важнейшие логические части.

      Данные  способы активизации познавательной деятельности осуществляются с помощью  методов обучения. Активными методами обучения следует называть те, которые  максимально повышают уровень познавательной активности обучаемых, побуждают их к старательному учению. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3 Методы активизации познавательной деятельности студентов

      Различные способы активизации учебно-познавательной деятельности получили собирательное  название методов активного обучения. Термин «метод» происходит от греческого слова «methodos», что означает путь, способ продвижения к истине. Сущность активных методов обучения в переходе от регламентированных, алгоритмизированных форм и методов обучения к развивающим, проблемным и исследовательским, которые побуждают развитие интереса, стимулируют творчество обучаемых. Система методов активного обучения направлена не на изложение педагогом готовых знаний, их запоминание и репродукцию, а на самостоятельное овладение обучаемыми знаниями, умениями и навыками в процессе активной познавательной деятельности, развитие мышления и других познавательных процессов. Для методов активного обучения характерны следующие признаки:

  • Вынужденная активность обучаемых;
  • Высокая степень вовлечённости обучаемых в педагогический процесс;
  • Обучение и самостоятельная ответственная работа студента над учебным материалом поставлены в центре занятия;
  • Направленность на приобретение обучаемыми профессиональных, поведенческих, интеллектуальных умений и навыков;
  • Взаимодействие педагога и студентов;
  • Самостоятельность у выработка решений обучаемых;
  • Повышенная мотивация и эмоциональность обучаемых.

      Существуют  различные подходы и классификации  методов активного обучения. В  качестве основного признака для классификации используется степень активизации обучаемых. Рассмотрим классификацию методов активного обучения для ВУЗа, предложенную Смолкиным А.М.[5]. Он различает имитационные методы активного обучения, т.е. формы проведения занятий, в которых учебно-познавательная деятельность построена на имитации профессиональной деятельности. Все остальные относятся к неимитационным. Это все способы активизации познавательной деятельности на лекционных занятиях (рис. 2).

      Неимитационные методы не предполагают построение модели изучаемого явления, процесса или деятельности. Активизация идёт за счёт рационального отбора материала, проблемности, определённой организации занятий.  

        
 
 
 
 

Рис. 2 Классификация  методов активного обучения по Смолкину А.М. 

       
  • Проблемное  изложение материала;

       Цель: развитие теоретического мышления, формирование познавательной интереса к содержанию учебного предмета и профессиональных мотивов будущего специалиста. Успешность достижения целей проблемной лекции обеспечивается взаимодействием преподавателя и студентов. Используя самые разные источники и средства, педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему и формулирует познавательную задачу. На занятиях обсуждается поиск решения проблемы, студенты выдвигают гипотезы.

  • Учебная дискуссия;

      Суть метода дискуссии состоит в организации в рамках учебной группы обмена взглядами по конкретной проблеме. Преимущества дискуссии – в стимулировании познавательного интереса обучаемых. В ходе дискуссии у обучаемых окрепнет умение выслушать оппонента, корректировать собственное мнение, продуктивно мыслить, ясно и точно излагать свои мысли, приводить конкретные доказательства и аргументы, задавать вопросы и отвечать на них.

Информация о работе Активизация познавательной деятельности студентов при изучении дисциплины «Малый бизнес в рыночной среде»