Активизация познавательной деятельности студентов при изучении дисциплины «Малый бизнес в рыночной среде»

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 11:27, курсовая работа

Описание работы

Объект: процесс познавательной деятельности студентов.
Предмет: активизация познавательной деятельности студентов.
Исходя из проблемы, объекта, предмета выдвинута гипотеза, согласно которой процесс активизации познавательной деятельности студентов протекает успешно, если будет:
определено содержание познавательной деятельности;
выявлены педагогические условия активизации студентов;
разработаны методические рекомендации по активизации познавательной деятельности у студентов.

Содержание

Введение 2
Глава I. Психолого-педагогические основы проблемы активизации познавательной деятельности студентов 4
1.1. Сущность познавательной деятельности 4
1.2. Активизация познавательной деятельности 10
1.3 Методы активизации познавательной деятельности студентов 13
Глава II. Научно-теоретическая сущность проблемы «Малое предпринимательство в рыночной среде» 23
2.1. Общая характеристика малого бизнеса, его особенности и субъекты малого предпринимательства в России 23
2.2. Современное состояние малого предпринимательства в РФ и проблемы его развития 25
2.3. Государственная поддержка малого бизнеса в зарубежных странах и в России 31
Глава III. Методика подготовки и проведения занятия по теме «Организация и условия функционирования малого бизнеса» с использованием активного метода деловая игра 41
3.1 Эффективность применения активизации студентов на практическом и теоретическом занятии 41
3.2 Методика проведения теоретического и практического занятия по теме "Организация и условия функционирования малого бизнеса" 45
3.3 Методические рекомендации 49
Заключение 53
Список литературы 55

Работа содержит 1 файл

Курсовая последний вариант.doc

— 307.50 Кб (Скачать)

    Суть  активных методов обучения, направленных на формирование умений и навыков, состоит  в том, чтобы обеспечить выполнение студентами тех задач в процессе решения, которых они самостоятельно овладевают умениями и навыками.

    Проявление  и развитие активных методов обучения обусловлено тем, что перед обучением  были поставлены задачи не только усвоение студентами знаний и формирование профессиональных умений и навыков, но и развитие творческих и коммуникативных способностей личности, формирование личностного подхода к возникающей проблеме.

      В зависимости от методов преподаватель выбирает форму проведения занятия. Форма обучения – внешняя сторона организации учебного процесса, отражающая способ организации деятельности студентов. Выделяют основные признаки формы организации обучения: пространственно-временная определенность (режим занятия, место проведения, состав обучаемых), степень их самостоятельности, наличие определенной структуры и дидактической цели занятия. Необходимо отметить, что многие понятия в педагогике являются полифункциональными, т.е. они могут выполнять в педагогическом процессе несколько функций, так методы в конкретных условиях могут становиться формами организации обучения (лекция, игра, соревнование), а формы могут переходить в методы.

      Таким образом, мы рассмотрели систему  активного обучения, целью которой  является самостоятельное овладение  студентами знаний, умений и навыков  в процессе активной познавательной деятельности, развитие мышления и других познавательных процессов, элементами которой являются разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность обучаемых. 

    Глава II. Научно – теоретическая сущность проблемы «Малое предпринимательство в рыночной среде»

    2.1 Общая характеристика малого бизнеса, его особенности и субъекты малого предпринимательства в России

    Малый бизнес — предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях .

    Малые и средние предприятия выступают  самостоятельно как экономические  субъекты рынка; они не входят в состав монополистических объединений; обладают юридической независимостью; управляются собственником капитала или партнерами-собственниками и осуществляют деятельность в целях получения предпринимательского дохода. Критерии, по которым предприятия относятся к малому бизнесу, либо устанавливаются законодательно, либо разрабатываются объединениями предпринимателей .

    С 1 января 2008 года Федеральным законом  от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации» установлены следующие критерии отнесения субъектов хозяйственной деятельности к числу малых и средних предприятий.

    1) «независимость происхождения»  – в уставном капитале юридических  лиц доля участия Российской  Федерации, субъектов Российской  Федерации, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%;

    2) средняя численность работников  за отчетный период не превышает:

    - 15 человек для микропредприятий,

    - 100 человек для малых предприятий,

    - 250 человек для средних предприятий.

    Под субъектами малого предпринимательства  понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица (индивидуальные предприниматели), в том числе крестьянские (фермерские) хозяйства;

    3) выручка от реализации товаров  (работ, услуг) без учета налога  на добавленную стоимость или  балансовая стоимость активов  за календарный год не превышает  предельных значений, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.

    Для малых предприятий характерны следующие  особенности в управлении и используемых экономических методах:

    ü высокая степень централизации и персонализации в управлении. Руководитель-собственник сосредотачивает в своих руках финансовые, экономические, социальные функции и полномочия, что ставит предприятие в зависимость от его деловых и личных качеств;

    ü отсутствие системы долгосрочного планирования, поскольку руководитель предприятия занят решением задач текущего оперативного управления и не в состоянии заниматься средне- и долгосрочными планами развития предприятия;

    ü высокая зависимость от внешней среды (крупных фирм, банков, научных лабораторий, государственной администрации, консультационных фирм);

    ü дефицит финансовых ресурсов, как собственных, так и заемных;

    ü слабое развитие системы информационного обеспечения, в частности информации о внешних рынках, научно-технических достижениях, системах оказания содействия со стороны государства . 
 
 
 

    2.2. Современное состояние  малого предпринимательства  в РФ и проблемы  его развития

    «Очевидно, что мотором экономического роста  является частная инициатива — как  российского, так и зарубежного  бизнеса, работающего на российской территории. Очевидно и то, что и сам российский бизнес должен стать современным – предприимчивым, гибким, мобильным. Он должен быть достойным продолжателем великих традиций российского предпринимательства. И патриотизма ему прибавить не помешает ».[15].

    Малое предпринимательство - неотъемлемый элемент рыночной системы хозяйства, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Мелкие предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны. Мелкие предприниматели обеспечивают укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности, а по своему экономическому положению и условиям жизни они близки к большей части населения и составляют основу среднего класса, являющегося гарантом социальной и политической стабильности.

    Меры, которые до настоящего времени были предприняты государством в сфере  малого бизнеса, носят противоречивый и непоследовательный характер. Предоставление некоторых льгот неизбежно сопровождается ужесточением других мер, противодействующих развитию этого сектора экономики. Пренебрежение государства к интересам малого бизнеса отрицательно сказывается на политических предпочтениях предпринимателей.

    Целевыми  показателями реализации мер по развитию малого предпринимательства должны стать обеспечение:

    - доли малого бизнеса в ВВП  – 30%

    - доли малого бизнеса в занятости  – 30%

    - доли малого бизнеса в общем  количестве действующих субъектов предпринимательства – 80%.

    Но  нельзя забывать и о том, что во всё время своего существования  развитие малого предпринимательства  в России сталкивалось с многочисленными  проблемами. Можно  выделить следующие проблемы малого бизнеса в России [26] :

    1. Кредитование. Многим малым предприятиям  не хватает внешнего финансирования, причем главным препятствием  к получению кредита являются  условия, выдвигаемые банками.  Во-первых, обеспечение кредита,  – как таковое банки рассматривают  зачастую только недвижимость, иномарки, золото и драгоценности. Во-вторых, оценка вышеуказанного имущества предприятия осуществляется обычно на 50% ниже ее реальной рыночной стоимости, что сильно снижает сумму возможного кредита. В-третьих, процент по кредитам непомерно высок и примерно в 10 раз выше европейской ставки ипотечного кредита, которая колеблется около уровня в 2-3% в год. При этом срок рассмотрения запроса на кредит может доходить до нескольких месяцев и потребовать предоставления большого количества документов.

    2. Административные барьеры постепенно снижается, но их система остается нестабильной и поэтому отнимает много сил и времени. Пример: чтобы организовать выезд представителя СЭС для получения согласования на создание производства в Московской области уходит до 1,5 месяцев. Причем это при условии, что фирма уже подготовила все необходимые проекты документов, а подобных контролирующих организаций десятки. Затраты на преодоление административных барьеров зачастую превышают многие расходы, связанные с деятельностью фирмы. В качестве примера можно привести одно малое московское предприятие, действующее уже в течение десяти лет. Для того, чтобы складировать все бухгалтерские архивы необходима площадь не менее двадцати квадратных метров, а, так как минимальная арендная плата составляет не менее 200-300 долл. за квадратный метр офисных помещений в год, то затраты составят соответственно от 4 до 6 тыс. долл. в год. Хранить эти данные в электронной форме невозможно.

    3. Недостаточная подготовка руководителей предприятий малого бизнеса. Значительная часть новых малых предприятий (МП) создается людьми, не имеющими опыта ведения своего бизнеса или поменявшими его направление, например, от торговли к производству. Часто эта причина ведет предприятия к разорению из-за отсутствия даже общего, на уровне научно-популярных изданий, понимания бухгалтерского и управленческого учета.

    4. Отсутствие необходимой инфраструктуры, например в городах и городских районах, имеющих блочную застройку 60-80х гг., очень мало приемлемых помещений под общепит или мелкие производства вне зданий бывших универсамов и торговых центров. МП неспособны, даже частично, освоить тысячеметровые цеха закрытых заводов, а небольших промышленно-складских помещений нет.

    5. Нехватка информации. Несмотря на существование многих программ помощи МП, содержание этих программ остается для большинства компаний неизвестным.

    Несмотря  на вышеперечисленные проблемы новые  МП продолжают появляться, а некоторым  удается существовать довольно долго. Со стороны федеральных и региональных властей хорошим способом могли бы быть бизнес-инкубаторы и бизнес-парки, организованные по европейскому образцу, недорогие или бесплатные курсы делового образования. [28].

    Возможная поддержка со стороны общественных организаций – прежде всего бесплатные юридические консультации по типовым вопросам, создание систем обмена информацией, что сделает рынок прозрачнее, и, что особенно важно для МП – создание своего рода «первичных организаций», либо регионального либо отраслевого типа – по принципу локальных сетей.

    По  данным Федеральной службы государственной  статистики РФ число малых предприятий  на 1 января 2008 года превысило 1100 тыс. единиц, а индивидуальных предпринимателей - 3,4 млн. человек.

    Кроме перечисленного к общим негативным факторам, оказывающим влияние на деятельность малых предприятий, можно отнести снижение ликвидности, неплатежи, низкая инвестиционная активность.

    К специфическим факторам в свою очередь  относятся следующие:

    • во-первых, это резкое сокращение доступа  к дополнительным финансовым возможностям и возможностям для инвестирования.

    Несмотря  на то, что в настоящий момент зависимость от банковского сектора  и банковского финансирования малых  предприятий в отличие от крупных  и средних предприятий не является сильно выраженной, кризис ликвидности в банковском секторе сократит возможности банков для выделения дополнительных кредитов малым предприятиям. Как правило, представители малого бизнеса в меньшей степени пользуются кредитами (по сравнению с более крупными коллегами) для реализации проектов по расширению бизнеса и созданию новых производств. Субъекты малого предпринимательства используют кредиты в основном для пополнения оборотных средств, закупки товаров у крупных производителей, оптовиков. Другими словами, у малого бизнеса велика доля (и потребность) краткосрочных и среднесрочных кредитов. Однако банки, ограниченные в своих ресурсах из-за кризиса, не смогут удовлетворить спрос со стороны малых предприятий на получение таких кредитов. При этом в большей степени влияние банковского кризиса почувствуют на себе малые предприятия, работающие с небольшими региональными банками, которые в настоящий момент испытывают наиболее значительные сложности с ликвидностью и уже не имеют возможности предоставлять кредиты субъектам МП.

    Кроме того, в условиях дефицита средств  филиалы крупных федеральных  и региональных банков с большой  долей вероятности будут ужесточать требования к заемщикам, в том числе поднимать процентные ставки по кредитам, что приведет к тому, что не все субъекты малого предпринимательства, желающие получить кредит и имеющие соответствующее обеспечение, смогут рассчитывать на его получение.

    • Во-вторых, необходимо обратить внимание на высокую зависимость малого бизнеса от внутреннего спроса. Данный фактор заключается в том, что малый бизнес в основном ориентирован на удовлетворение потребностей населения и предприятий, действующих в России. Доля экспортоориентированных малых предприятий очень низка. Снижение платежеспособного спроса на товары и услуги малых предприятий окажет значительное негативное влияние на деятельность малого бизнеса. Так, сокращение спроса приведет к сокращению оборотных средств, что в свою очередь заставит предприятия урезать издержки за счет сокращения объема выпуска продукции, сокращения штатов, приостановки проектов собственного развития и расширения деятельности.

Информация о работе Активизация познавательной деятельности студентов при изучении дисциплины «Малый бизнес в рыночной среде»