Акмеологические технологии как инновационный способ работы с девиантными подростками

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 23:48, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ эффективности профилактики девиантного поведения средствами акмеологических технологий.
Эмпирический объект исследования: подростки в возрасте 15-17 лет, обучающиеся в школе № 20 г. Архангельска.
Теоретический объект исследования: предупреждение девиантных форм поведения молодежи средствами акмеологических технологий.

Содержание

Введение…………………………………………………………………. 1
Теоретический анализ с обоснованием проблемы
Девиации в молодежной среде
Личностные особенности девиантных подростков
Традиционные направления профилактики девиантного поведения подростков
Акмеологические технологии как инновационный способ работы с девиантными подростками
Выводы по теоретической части…………………………………………...

Работа содержит 1 файл

курсач2 самый крутой.doc

— 181.00 Кб (Скачать)

     Все профилактические мероприятие девиантного  поведения подростков должны проводиться  совокупно в комплексе, чтобы  достичь максимально положительного результата. Совокупность субъектов предупредительной деятельности различается по конкретным задачам, объему (масштабу), уровню и формам деятельности, все субъекты предупредительной(профилактической) деятельности системно связаны. Их объединяют: общая цель и совокупность «подцелей», взаимосвязь нормативно закрепленных функций, правовая и информационно-аналитическая база, целенаправленные руководство, координация и планирование. [13]

     Классификация субъектов профилактики девиантного  поведения среди несовершеннолетних получила деление субъектов профилактики на специализированных и неспециализированных. [13]

     К специализированным субъектам относятся участники профилактической деятельности, для которых задачи предупреждения правонарушений являются основными или профилирующими: ОВД; органы по делам молодежи; органы управления социальной защитой населения и другие . [3]

     Под неспециализированными субъектами профилактики понимаются органы и должностные лица, которые выполняют задачи по предупреждению правонарушений попутно с обеспечением своих основных функций, носящих более общий характер. Как отмечал А.И. Алексеев, для таких органов борьба с преступностью и правонарушениями не является единственной профилирующей и даже одной из основных задач, но в силу социальной природы преступности они в состоянии решать задачи упреждающего противодействия социально-негативным явлениям [3].

     К неспециализированным субъектам профилактики относятся органы законодательной и исполнительной власти, органы местного самоуправления, органы государственного контроля (например, Госстандарта, Госторгинспекции), общественные формирования, в том числе политические партии, фонды, движения, религиозные конфессии, благотворительные организации и так далее. [2] Выше перечисленные органы так или иначе принимают определенное участие в работе с девиантными подростками.

     Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ 
"ОБ ОСНОВАХ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ" в главе второй определяет конкретные основные субъекты и направления деятельности системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

     Таблица 2

орган функции
Комиссии  по делам несовершеннолетних и защите их прав 1)осуществление  мер по защите и восстановлению  прав и законных интересов  несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;

2)помощь  несовершеннолетним, оказавшимся в  ТЖС;

Органы  управления социальной защитой населения и учреждения социального обслуживания 1) осуществляют меры  по профилактике безнадзорности  несовершеннолетних и организуют  индивидуальную профилактическую  работу в отношении безнадзорных  и беспризорных несовершеннолетних, их родителей или иных законных  представителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними;

2) предоставляют  социальные услуги несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации;

3) посещать  несовершеннолетних, проводить беседы  с ними, их родителями или иными  законными представителями и  иными лицами.

Специализированные  учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации:

1)социально-реабилитационные  центры для несовершеннолетних, осуществляющие профилактику безнадзорности  и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной  ситуации;

2)приюты  для несовершеннолетних;

3)центры  временного пребывания несовершеннолетних.

1) принимают участие  в выявлении и устранении причин  и условий, способствующих безнадзорности  и беспризорности несовершеннолетних;

2) оказывают  социальную, психологическую и иную  помощь несовершеннолетним, их родителям  или иным законным представителям в ликвидации ТЖС;

3) содействуют  органам опеки и попечительства  в осуществлении устройства несовершеннолетних.

Специальные учебно-воспитательные учреждения открытого  и закрытого типа органов управления образованием: виды образовательных учреждений открытого типа для несовершеннолетних, нуждающихся в особых условиях воспитания. принимают для содержания, воспитания и обучения лиц в возрасте от восьми до восемнадцати лет, требующих  специального педагогического подхода, на основании постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав,.
Органы  управления образованием и образовательные  учреждения 1)осуществляют меры по развитию сети специальных учебно-воспитательных учреждений для детей-сирот;

2)разрабатывают  и внедряют в практику работы образовательных учреждений программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних;

3) выявляют  несовершеннолетних и семьи, находящиеся  в социально опасном положении;  и другое.

Органы  опеки и попечительства участвуют в пределах своей компетенции в проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, если они  являются сиротами либо остались без  попечения родителей или иных законных представителей, а также  осуществляют меры по защите личных и имущественных прав несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.
Органы  по делам молодежи и учреждения органов  по делам молодежи 1)участвуют в  разработке и реализации целевых  программ по профилактике безнадзорности  и правонарушений несовершеннолетних;

2) оказывают  содействие социальным учреждениям,  деятельность которых связана  с осуществлением мер по профилактике  безнадзорности и правонарушений  несовершеннолетних.

Органы  управления здравоохранением и учреждения здравоохранения 1)круглосуточный прием несовершеннолетних, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, для оказания им медицинской помощи при наличии показаний медицинского характера;

2)оказание  специализированной диагностической  и лечебно-восстановительной помощи несовершеннолетним с отклонениями в поведении;

3) выявление,  учет, обследование при наличии  показаний медицинского характера  и лечение несовершеннолетних, имеющих  аддиктивную зависимость.

Органы  службы занятости участвуют в профессиональной ориентации несовершеннолетних, а также содействуют трудовому устройству несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.
Органы  внутренних дел осуществляют деятельность по предупреждению правонарушений несовершеннолетних.
ОДН прфилактика нарушений  среди несовершеннолетних; выявление несовершеннолетних имеющих девиации; работа строится не только с несовершеннолетними, но и сих родителями, либо с законными представителями.
Центры  временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей обеспечивают круглосуточный прием и временное содержание несовершеннолетних правонарушителей в целях защиты их жизни, здоровья и предупреждения повторных правонарушений.
Подразделения криминальной милиции органов внутренних дел выявляют, предупреждают, пресекают и раскрывают преступления несовершеннолетних, а также устанавливают лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
 

     Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации  и общепризнанными нормами международного права устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.[ http://www.lexed.ru/doc.php?id=2389#] 

     Что касается форм с девиантными подростками, то стоит учесть тот аспект, что в подростковом возрасте, начиная с 11 лет, взрослые утрачивают свое влияние на ребенка, и все большую значимость приобретает общение со сверстниками, причем, чем ниже социальный статус подростка, тем меньше его влияние на группу, а значит больше действий, с которыми он не согласен и совершает ради групповой нормы. Поэтому формы работы с девиантными подростками конструктивнее строить на групповой работе по средствам следующих направлений:

  1. Профилактика причин наркомании и последствий наркомании, алкоголизма (аддиктивное поведение) осуществляется через проведение групповых дискуссий на темы, связанные с алкоголизмом. Результатом таких занятий должно являться формирование группового мнения, которого будут придерживаться все участники группы. Кроме дискуссий возможны другие формы работы: проведение ролевых игр (проигрываются проблемы, ситуации давления сверстников, связанные с зависимостью от какого-либо вещества); диспут (происходит обмен информацией о вреде алкоголя, наркотиков), где специалист выступает в роли арбитра; деловая игра; экскурсия; беседа.
  2. Организация свободного времени подростков необходима, поскольку бессодержательный досуг является ведущим фактором риска в развитии девиантных проявлений. В силу психологических особенностей возраста важно развивать для подростков коллективно-групповые формы досуга. Следует учитывать, что наибольший интерес подростки, особенно с девиантным поведением, проявляют не к интеллектуальной деятельности, а к занятию спортом. Поэтому необходимо всячески поощрять занятия в спортивных секциях, организовывать походы, спортивные состязания, школы выживания и так далее.
  3. Антиалкогольное воспитание направлено на формирование у подростка твердых антиалкогольных убеждений: о необходимости ЗОЖ, о недопустимости употребления алкоголя в период формирования организма, о безнравственности пьянства и другое. С этой целью вариантами форм работы по антиалкогольному воспитанию может быть проведение профилактических бесед врачей и инспекторов полиции.
  4. Антиалкогольное просвещение педагогического коллектива школы – важный момент в профилактике девиантного поведения подростков. Во все предметы школьного цикла рекомендуется включать элементы антиалкогольного воспитания. Например, в курсе «обществознания» можно преподавать раздел «Лишение родительских прав вследствие злоупотребления алкоголя», или в курсе «история» - «Спаивание колонизаторами отсталых народов с целью их порабощения и так далее. Благодаря этим дополнениям будут расширены знания учащихся о вредном воздействии алкоголя на здоровье человека и так далее. Кроме того, необходимо, чтобы учителя следовали антиалкогольным установкам в данном случае и были примером трезвого образа жизни и отрицательного отношения к алкоголю во всех ситуациях.

     В отличии от подростков, у старшеклассников в возрасте от 15-17 лет в меньшей степени выражена эмоциональная зависимость от группы сверстников и на первый план выдвигаются формы поведения, выражающие индивидуальность. Поэтому в этом возрасте приоритет в выборе форм работы с девиантными подростками склоняется к индивидуальной работе:

     1) Проведение индивидуальных консультаций  с целью устранения причин, негативно  влияющих на жизнедеятельность  ребенка;

     2) Социальное обучение личности, включающее  формирование представлений о риске связанном с той или иной девиацией. С помощью упражнений, тренингов ребенок усваивает нормы социально-положительного поведения. Ребенку необходимо научиться и освоить новые для него роли, что возможно путем поручения ребенку интересных для него функций внутри семьи и в школьном коллективе.

     [Рудакова Ситникова Фальчевская 62-65]

     На  сегодняшний день проблема подросткового  девиантного поведения является довольно актуальной и реальной, поэтому  в практике существует довольно много  органов и учреждений, которые занимаются профилактикой девиантного поведения несовершеннолетних на всех уровнях власти. И в заключении стоит еще раз подчеркнуть, что девиантное поведение несовершеннолетних – комплексная проблема. Ее решение может дать положительный результат только при условии, что все субъекты социально-педагогической деятельности объединят свои усилия, не будут стремиться решать вопросы, в которых они не компетентны, а подскажут подростку, где и кто его может проконсультировать по интересующему его вопросу.

    1. Акмеологические технологии как инновационный способ работы с девиантными подростками

Информация о работе Акмеологические технологии как инновационный способ работы с девиантными подростками