Акмеологические технологии как инновационный способ работы с девиантными подростками

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 23:48, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ эффективности профилактики девиантного поведения средствами акмеологических технологий.
Эмпирический объект исследования: подростки в возрасте 15-17 лет, обучающиеся в школе № 20 г. Архангельска.
Теоретический объект исследования: предупреждение девиантных форм поведения молодежи средствами акмеологических технологий.

Содержание

Введение…………………………………………………………………. 1
Теоретический анализ с обоснованием проблемы
Девиации в молодежной среде
Личностные особенности девиантных подростков
Традиционные направления профилактики девиантного поведения подростков
Акмеологические технологии как инновационный способ работы с девиантными подростками
Выводы по теоретической части…………………………………………...

Работа содержит 1 файл

курсач2 самый крутой.doc

— 181.00 Кб (Скачать)

       Содержание.

                Введение…………………………………………………………………. 1

  1. Теоретический анализ с обоснованием проблемы
    1. Девиации в молодежной среде
    2. Личностные особенности девиантных подростков
    3. Традиционные направления профилактики девиантного поведения подростков
    4. Акмеологические технологии как инновационный способ работы с девиантными подростками

                   Выводы по теоретической части…………………………………………... 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Введение.

       Проблема  девиантного поведения среди  несовершеннолетних связана как с социальными проблемами, так и с проблемами формирования личности, носящими глубоко индивидуальный характер. В связи с этим поиск  психолого-акмеологических инноваций, нацеленных на  развитие молодежью   установок (аттитюдов)  к систематической работе над собой, рефлексивного  отношения к собственной личности, формирование предпосылок самоактуализации  является сегодня перспективным  направлением  современного Российского общества, которое  выступает в качестве носителя определенных ценностных характеристик, а также выступает пространством развития молодежи с девиантным поведением. За последнее время значительно выросли показатели отклоняющегося поведения подростков и юношей, происходит рост криминальных молодежных группировок, преступность молодеет, что, несомненно, оказывает определенное негативное воздействие на молодежь.

       В связи с этим психолого-акмеологическая  диагностика, коррекция,  прогноз  и  развитие личности подростков с  делинквентным поведением относятся  к числу приоритетных задач исследователей и практиков:  психологов и социальных работников, общества и  государства в целом.  

       Целью данной курсовой работы является анализ эффективности профилактики девиантного поведения средствами акмеологических технологий.

       Эмпирический  объект исследования: подростки в возрасте 15-17 лет, обучающиеся в школе № 20 г. Архангельска.

       Теоретический объект исследования: предупреждение девиантных форм поведения молодежи средствами акмеологических технологий.

       Предмет исследования профилактика девиантного поведения среди молодежи 

       Задачи:

      1. Выявить направления профилактической работы с девиантными подростками;
      2. Проанализировать акмеологические технологии и их возможности в профилактической работе с девиантыми подростками;
      3. Изучить эффективность применения акмеологических технологий по отношению к подросткам, как с девиантным, так и с нормальным поведением;
      4. Разработать метод по внедрению акмеологических технологий в практику работы школы.
 
 
 

        1. Теоретический анализ  с обоснованием проблемы. 

    1.1 Девиации в молодежной среде. 

       Оценка  любого поведения всегда подразумевает его сравнение с какой-то нормой, проблемное поведение часто называют девиантным, отклоняющимся. Итак, девиантное поведение - это (англ. deviation — отклонение) - действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) моральным и правовым нормам и приводящие нарушителя (девианта) к изоляции, лечению, исправлению или наказанию [Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь   http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/dict/05.php дата обращения : 20.02.11 ]

       Девиантное  поведение подразделяется на две  большие категории. Во-первых, это  поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопаталогии. Во-вторых, это антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые. Когда такие поступки сравнительно незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьезны и наказываются в уголовном порядке – преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении. [3, стр. 39 Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины. Вопросы психологии. 1991. № 4. ]

     На  основании работ отечественных ( А. А. Александров, В. В. Королев, А. Е. Личко  и другие) и зарубежных ученых (Патаки, Робинс Фаррингтон и другие) следует  признать деление девиантного поведения  на преступное (криминальное) и аморальное, безнравственное (не несущее за собой уголовной ответственности). Поведение, отклоняющееся от морально-нравственных норм общества, проявляется в разных формах социальной патологии – пьянстве, воровстве, наркомании. Связь между этими видами поведения состоит в том, что совершению преступлению предшествует аморальное поведение. Как ни различны формы девиантного поведения, по утверждению И. Кона, они взаимосвязаны. Пьянство, наркомания, агрессивность и противоправное поведение образуют единый блок, так что вовлечение подростка в один вид девиантного поведения влечет за собой другой, по цепочке. Противоправное поведение, в свою очередь, хотя и не  столь жестко, связано с нарушением норм психического здоровья. До некоторой степени совпадают и способствующие девиантному поведению социальные факторы (школьные трудности, травматические жизненные события, влияние девиантных субкультур или групп). [шнейдер]

     Психолог, психотерапевт Емельянова Е. В. выделяет наиболее структурированную и полную модель видов отклоняющегося поведения:

       Девиантное поведение – отдельный  поступок или система поступков  личности, нарушающие сложившиеся  в обществе нравственные и  культурные нормы, но не противоправное  поведение. Примерами такого поведения  служат: прогулы занятий, уходы  из дома, бродяжничество и другое.

     Аддиктивное поведение – злоупотребление  различными веществами, изменяющими  психическое состояние. Примеры: употребление табака, курительных смесей, наркотики. [ Емельянова]

     Объекты зависимости:

    • психоактивные вещества (легальные и нелегальные наркотики);
    • алкоголь (в большинстве классификаций  относится к первой подгруппе);
    • пища;
    • игры;
    • секс;
    • религия и  религиозные культы.

     Делинквентное поведение – поведение, проявляющееся  в нарушении закона, совершении преступлений, то есть противозаконные действия. [Емельянова]

     На  сегодняшний день в психологии отклоняющегося поведения выделяют типично подростковые девиации (В. Л. Гиндикин, В. А. Гурьева, В. Я. Семке, С. А, Суханов):

     Дисморфофобия - разновидность ипохондрических синдромов, преимущественно встречающихся в подростковом возрасте (по некоторым данным, 80% случаев падает на период полового созревания), чаще у девочек. При дисморфофобии имеет место патологическая убеждённость в наличии какого - то физического недостатка (уродливое строение своего тела, отдельных его частей, особенно лица). Для выраженного синдрома дисморфофобии типична триада признаков: идеи физического недостатка, идеи отношения, подавленное настроение. [http://slovari.yandex.ru/~книги/Клиническая психология/Дисморфофобия/].

     Дромомания - непреодолимое влечение к перемене места [http://bigmeden.ru/article/Дромомания]. Под дромоманией принято понимать влечение к побегам из дома, скитанию и перемене мест, характерная для детского и подросткового возраста, является вполне нормальным проявлением психического развития, но известны случаи, когда, возникнув в детстве, дромомания сохраняется и у взрослых мужчин и женщин. При чем ни тех, ни других не остановит не семья, ни собственные дети.

     Гебоидное поведение - термин предложил K. Kahlbaum (1890). 
При гебоидном синдроме к сложившимся формам человеческих взаимоотношений, установившимся нормам поведения и нравственным ценностям возникает негативистическое отношение. Все они не только игнорируются или целиком отвергаются, но одновременно подвергаются презрительному отношению, цинично высмеиваются. К окружающим, в первую очередь к родственникам, относятся с неприязнью, высокомерием, грубостью, часто с жестокостью. Разрушаются прежние социальные связи: подросток или юноша оставляет школьные занятия или перестает работать [http://www.wwwpsy.ru/category/geboidnii-sindrom/].

      Также к типичным подростковым девиациям относят делинквентные действия, распространенные среди несовершеннолетних: наркомания, токсикомания, алкоголизм, угон автотранспорта и другие (В. Г. Василевский, Н. В. Вострокнутов, Т. А, Донских и другие). [шнейдер]

      Выделение отдельных видов отклоняющегося поведения и их систематизация у разных авторов довольно расхожи, но в основе лежит классификация представленная Емельяновой Е. В., которая затронула все сферы отклонения в поведении.

      Отклонения в поведении в подростковом возрасте имеют также ряд специфических причин. Поэтому в исследовании отклоняющегося поведения значительное место отводится в изучении мотивов, причин и условий, которые способствуют его развитию. В психологии выделяют традиционные причины девиантного поведения: нарушение в становлении, формировании и развитии личности; в деятельности линий онтогенеза; влияние социо -культурных особенностей; влияние детско-родительских отношений и другое. Но данные причины являются довольно размытыми и не четкими, однако сегодня выделяют ряд конкретных причин отклоняющегося поведения несовршеннолетних (Таблица 1): [шнейдер15]

     Таблица 1

причина причина
1. стремление  получить сильные впечатления; 18. стремление  к самостоятельности;
2. заболевания ребенка; 19. недостаток  знаний родителей о том, как справляться  с трудными педагогическими ситуациями;
3. повышенная  возбудимость, не умение контролировать себя; 20. отставание  в учебе;
4. неблагополучная ситуация в семье; 21. пренебрежение со стороны сверстников;
5. непонимание взрослыми  трудностей детей; 22. недостаточная уверенность ребенка в себе;
6. отрицательная оценка взрослыми способностей детей; 23. стрессовые  жизненные ситуации;
7. напряженная социално-экономическая  ситуация в жизни ребенка (плохая обеспеченность, безработица родителей); 24. примеры насилия, жестокости, безнаказанности в СМИ;
8. чрезмерная  занятость родителей; 25. конфликты с  родителями;
9. обилие запретов со стороны родителей/педагогов; 26. постоянные  нарекания, брань в семье;
10. слабость интеллектуальной сферы ребенка; 27. коммуникативность детей;
11. низкий уровень  эмоционально – волевого контроля у детей; 28. одиночество, непонимание  другими;
12. излишний контроль, авторитарность родителей/педагогов; 29. неспособность детей сопротивляться вредным влияниям;
13. генетическая  предрасположенность; 30. неравномерность психофизиологического и полового созревания;
14. отсутствие  навыков социального поведения; 31. снижение культуры;
15. масса свободного времени; 32. скука;
16. желание обратить на себя внимание; 33. неполные семьи;
17. экономическая нестабильность; 34. влияние улиц.
 

     Выше  приведенные причины, обуславливаются  спецификой подросткового возраста и девиаций в нем. Специфика подростковых девиаций определяется динамикой отклоняющегося поведения подростка. Б. Н. Алмазов указывает три стадии динамики:

  1. компенсаторно – уступчивая стадия, когда ребенок или подросток стремится снять внутреннее напряжение в связи с неблагоприятными обстоятельствами внешней среды.
  2. стадия конфликтно – демонстративная возникает, если предшествующая линия поведения не приносит желаемых результатов;
  3. стадия внутренней средовой изоляции, когда подросток перестает считать себя членом группы (учебного коллектива) и начинает ориентироваться на мнение единомышленников.

      [шнейдер17]

 

     Подводя итоги к выше сказанному стоит  отметить, что девиантное поведение  – это комплекс различных отклонений в поведении подростка, в котором, в зависимости от складывающихся обстоятельств и ситуации в конкретный временной промежуток, в который попадает подросток, а также от ценностей и норм той группы, в которой он находится, наблюдается приоритетная выраженность того или иного отклонения в его поведении, но всегда взаимосвязанного и проявляющегося в комплексе с другими отклонениями.

     1.2  Личностные особенности  девиантных подростков

     Подростковый  возраст – это возраст до наступления  совершеннолетия, он охватывает период от 11 до 15 лет, следовательно, является в определенной степени молодежным, так как на основе законодательства молодежь – это люди в возрасте от 14 до 30. Подростковый возраст является особенным, так как он трудный и противоречивый, потому что это переход от детства к юности. Особенности социальных условий жизни подростка в предшествующие годы, сложившийся характер взаимоотношений в семье и школе накладывают отпечаток на то, насколько бесконфликтно перенесет подросток те возрастные и психофизические изменения, которые происходят с ним в этот период, как будет происходить социализация ребенка в мире взрослых,  и насколько ребенок определится со своим социальным окружением, характерным для данного возрастного периода.

     Подростковый  возраст с его бурным нейроэндокринными  сдвигами  считается фактором, способствующим злокачественному развитию девиантного поведения. Это один из кризисных этапов в становлении личности. [Шнейдер 67]

Информация о работе Акмеологические технологии как инновационный способ работы с девиантными подростками