Акмеологические технологии как инновационный способ работы с девиантными подростками

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 23:48, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ эффективности профилактики девиантного поведения средствами акмеологических технологий.
Эмпирический объект исследования: подростки в возрасте 15-17 лет, обучающиеся в школе № 20 г. Архангельска.
Теоретический объект исследования: предупреждение девиантных форм поведения молодежи средствами акмеологических технологий.

Содержание

Введение…………………………………………………………………. 1
Теоретический анализ с обоснованием проблемы
Девиации в молодежной среде
Личностные особенности девиантных подростков
Традиционные направления профилактики девиантного поведения подростков
Акмеологические технологии как инновационный способ работы с девиантными подростками
Выводы по теоретической части…………………………………………...

Работа содержит 1 файл

курсач2 самый крутой.doc

— 181.00 Кб (Скачать)

     Сегодня, как показывает практика, наиболее резкие формы девиации среди подростков, например, хулиганство, кражи, драки, встречаются в период старшего подросткового возраста, то есть 13 – 15 лет. Он является наполненным новообразованиями и кризисами, ребенок в этот период становится более уязвимым. 

     В подростковом возрасте, в период полового созревания, поведение в значительной степени определяется характерными для этого периодами жизни реакциями эмансипации, группирования со сверстниками, увлечения (хобби), а также формирующимся сексуальным влечением. [Шнейдер 67] Именно эти реакции могут оказаться факторами, способствующими развитию некоторых видов девиаций. Остановимся более подробно на поведенческих реакциях пубертатного периода.

     Реакция эмансипации проявляется в стремлении высвободиться из-под опеки, контроля, руководства, со стороны родных, воспитателей, преподавателей, вообще всех старших по возрасту от установленных ими порядков, правил и законов. Все, что уважается и ценится взрослыми, подростком отвергается. [Шнейдер 68]

     Реакция эмансипации может проявляться в двух случаях, когда реакция направлена на конкретных взрослых людей, и когда на взрослое поколение в целом. При последнем подростки объединяются с группой единомышленников и такое поведение может нанести вред обществу, то есть является антисоциальным, что может достигнуть уровня молодежного бунта.

     Одной из проявлений реакции эмансипации  служит особая форма поведения –  «отравление свободой». При «отравлении  свободой» поведение подростка  становится противоположным тому, что  от него требовалось раньше. В частности  привлекает именно то, что не дозволялось ранее. [Шнейдер 68]

     Следовательно «отравление свободой»  может  способствовать аддиктивному поведению  с целью поиска чего-то нового и  стремлением испытать то, что еще  не пробовал (например, действие на организм психотропных веществ).

     Реакция увлечения (хобби) препятствует аддиктивному поведению, при чем проявление стойких интересов и увлечений способствует резкому сокращению приема спиртных напитков в подростковом возрасте. [Шнейдер 68]

     Существуют  некоторые виды хобби, которые обладают особой противодействующей силой и препятствуют приему психотропных веществ. Например, увлечение литературой, музыкой, живописью. Данные увлечения получили название интеллектуально-эстетические хобби. Еще один вид – это телесно-мануальные хобби (стремление развивать силу, ловкость), безусловно, они препятствуют аддиктивному поведению, однако спортивные увлечения могут подтолкнуть подростка к злоупотреблению допингов в виде стероидов или стимуляторов, чтобы добиться максимальных результатов. Единственное исключение составляет особый вид хобби, названный информационно-коммуникативным. [Шнейдер 69]  Подростки все время отдают бездумному общению в социальных сетях, ICQ, форумах, передаче ненужной и не требующей особой интеллектуальной направленности информации. Отсюда следует тяготение к асоциальному времяпрепровождению и таким же компаниям сверстников.

     Реакция имитации – это стремление подростка манеру поведения, общения, вкусы, и пристрастия людей, к которым он испытывает положительные чувства от уважения до слепого почитания и обожания кумира. [Шнейдер 69]  В качестве объекта могут выступать звезды шоу-бизнесса, кино, либо лидеры своей подростковой среды, пользующиеся уважением и авторитетом.

     В мечтах подростки как бы проектируют  свою будущую жизнь и деятельность. В мечте воплощается идеал, к которому они стремятся. Однако многочисленные исследования показали, что моральные понятия и убеждения подростка, формирующиеся стихийно, под влиянием неверно понятых фактов, книг, кинокартин, самостоятельного анализа поведения взрослых могут быть ошибочными и незрелыми.  Подросток в этих случаях может заблуждаться, иногда следовать чуждым нам по духу моральным принципам и установкам.  Например, весьма распространенная в подростковом возрасте положительная оценка упрямства связана с неправильным представлением о принципиальности, независимости и самостоятельности - качествах очень ценимых подростками. [http://www.cross-kpk.ru/ims/files/New/Psi/Sozn.html]

     Реакция, обусловленные формирующимся сексуальным влечением, в определенной мере могут влиять на выбор психоактивных веществ и даже способствовать злоупотреблению ими. Препараты, получаемые из эфедрина и эфедриносодержащих смесей, обладают свойствами сильного сексуального допинга и могут использоваться подростками, ведущими половую жизнь. В подростковом возрасте бытует мнение, что курение препаратов конопли способствует повышению потенции и делает сексуальные ощущения особо острыми и привлекательными.

     Реакция группирования со сверстниками. Джеймс Катц (James Katz), профессор университета Рутгерс считает: «Главная проблема для подростка — принадлежность к группе и обозначение границ этой группы. Если подросток неуверен в себе, находится в подавленном, тревожном состоянии, ему требуется постоянное подтверждение принадлежности к той или иной группе.»[ http://www.effecton.ru/667.html]

     Группа  сверстников для подростка служит, во-первых каналом информации, которую  он может получить от взрослых; во-вторых, новой формой межличностных отношении, в которой подросток познает  себя и окружающих; в-третьих, группа представляет новый вид эмоциональных контактов, которые не возможны в семье. Реакция группирования со сверстниками является основным фактором риска вовлечения подростка в употребление, а затем злоупотребление наркотическими веществами. [Шнейдер 69] . Подросток может гордиться принадлежностью к группе, даже если возможностью попасть в эту группу служит наркотик - это своеобразная «плата» за то, чтобы данная группа приняла подростка в свои ряды.

     В подростковом возрасте проявляется  феномен самосознания и актуализация восприятия себя самостоятельным субъектом, которая выражается в появлении "чувства взрослости". Таким образом, ведущее новообразование в личности подростка является возникновения у него представления о том, что он уже не ребенок (чувство взрослости); действенная сторона этого представления проявляется в стремлении быть и считаться взрослым.

     Возникновение чувства взрослости стремление быть и считаться взрослым - стержневая особенность личности подростка, так  как выражает его новую жизненную позицию по отношению к людям, окружающему миру, определяет содержание и направление социальной активности систему стремлений, переживаний. У подростка появляется своя позиция. Он считает себя уже достаточно взрослым и относится к себе как к взрослому.

     Это проявляется в следующем:

  1. Желание, чтобы все (учителя, родители) относились к нему, как к равному, взрослому. В подростковом возрасте очень обострено чувство собственного достоинства, поэтому, любые мелочи, даже незначительные замечания, а тем более бестактность, обращение с ними, как с малышами, могут больно ранить их самолюбие. Но при этом его не смутит, что прав он требует больше, чем берет на себя обязанностей. И отвечать за что-то подросток вовсе не желает (разве что на словах).
  2. Стремление к самостоятельности - контроль и помощь отвергаются. Все чаще от подростка можно слышать: "Я сам все знаю!".
  3. Появление собственных вкусов и взглядов, оценок, линии поведения (самое яркое - это появление пристрастия к музыке определенного типа).
  4. Соблюдение морального кодекса товарищества, который везде одинаков, и от культуры и страны не зависит. Кодекс выражается в четком стиле поведения по отношению к сверстникам. А именно важными в отношениях считаются: взаимоподдержка; помощь во всем; эмоциональный комфорт в общении; сохранение тайны и другое.     С тем, кто не соблюдает эти правила товарищества, могут обойтись весьма жестоко. Они могут оказаться "отверженными" всеми и подвергаться гонениям. [http://www.psilib.ru/briling/vpod.php].

     Важнейшее место в развитии самосознания, помимо феномена «чувства взрослости», приобретает рефлексия (познание) подростком себя и других. Возникновение способности к рефлексии связано с развитием мышления. Подростковая рефлексия, хотя и поднимает подростка на очень важную ступень его возможностей, отличается свободной ассоциативностью, так как мысли текут по разным направлениям в зависимости от состояния на данный момент. Целостность рефлексии в этом возрасте придает направленность подростка на самого себя. Подросток углубленно изучает самого себя, открывает свой внутренний мир, который доступен только ему самому, в котором подросток самостоятелен. Благодаря рефлексии, происходит активное наполнение структурных звеньев самосознания. Адекватность самооценки играет важную роль в межличностных отношениях подростка. Интересно то, что оценка своих качеств подростком производится с точки зрения осознания своей взрослости, то есть происходит соотношение себя с "эталоном взрослости". Самооценка является рычагом саморегуляции, а значит, поведение подростка зависит от степени адекватности восприятия себя. Самооценка регулирует и восприятие других людей, создавая избирательность восприятия и внимания при их оценивании. [http://www.slotos.ru/mo_shul_02.html].

     Кроме того, в старшем подростковом возрасте потребность самосознания возникает из потребностей жизни, практической деятельности, усвоении системы норм, отношений к миру, друг к другу. Данные потребности определяется растущими требованиями взрослых, коллектива. В связи с ростом интереса к коллективу и общественной жизни у подростка возникают потребности оценить свои возможности, найти свое место в коллективе, осознать, какие особенности его поведения и личности помогают или наоборот, мешают ему быть на высоте предъявленных ему требований. [http://www.cross-kpk.ru/ims/files/New/Psi/Sozn.html]. Все перечисленное определяется проявлением такого свойства личности как социальный интеллект. В свою очередь социальный интеллект представляет собой индивидуаьно-личностное свойство человека, которое проявляется в способности формировать отношение человека к самому себе, прогнозировать результаты своей деятельности, понимать свое поведение и поведение окружающих. Социальный интеллект имеет ряд функций: Познавательно-оценочная функция выражается в определении индивидуальных возможностей для достижения результатов деятельности, реальной помощи окружающих, в определении содержания межличностных взаимодействий, обусловленных процессом социализации; Коммуникативно-ценностная функция социального интеллекта связана с потребностью ребенка понимать окружающих, и в свою очередь быть понятым ими. Познавая себя в постоянном общении с другими людьми, учащиеся начинают активно выделять и усваивать нормы и эталоны взаимоотношений; С коммуникативно-ценностной функцией тесно связана рефлексивно-коррекционная функция социального интеллекта, которая находит с одной стороны свое отражение в самопознании и в осознании достоинств и недостатков учебно-познавательной деятельности, с другой обеспечивает внесение изменений в процесс взаимодействия, направленного на уменьшение внутреннего конфликта ребенка, позволяющего контролировать эмоции, потребности и, таким образом саморефлексия обеспечивает связь ребенка и социальной среды.

     [http://borytko.nm.ru/papers/subject2/odanovich.htm]

     На  стыке требований взрослых и неготового к ним подросткового самосознания и сознания, у ребенка может наблюдаться негативистское отношения к требованиям и нормам общества в целом. Учитывая это исследователи в области педагогики и акмеологии, которая изучает развитие человека на ступени взрослости и достижения им вершины в этом развитии как природного существа (индивида), как личности и как субъекта деятельности, разрабатывают область знаний, которая могла бы решить задачу выяснить, какими особенностями должны обладать ребенок в подростковом возрасте, как в промежуточном периоде на пути к взрослению(микро акме). Необходимость решения данной задачи обуславливает будущее становление взрослой личности (макро акме), которая не будет иметь отклонений в поведении и найдет себе достойное место в обществе.

     Естественно, акмеологией и педагогикой должен быть проработан вопрос и о том, в  какую оптимальную для него систему  воспитательных средств должен быть включен растущий человек, чтобы  переход от кульминации развития, достигнутой в одной возрастной фазе, к кульминации, характерной для следующей фазы, обязательно состоялся бы. [ http://hpsy.ru/public/x813.htm]

     Поэтому если в период взросления подросток  оказался в неблагополучной среде, проявляя девиантные наклонности, то педагогике и акмеологии необходимо найти пути компенсации недостигнутого оптимума в развитии ребенка, подростка, юноши на предыдущем отрезке их жизненного пути, при помощи традиционных средств профилактики девиантного поведения плюс подключения особых воспитательных воздействий и инициирования совершенно определенной собственной активности дошкольника (школьника), чтобы возникшее у него отклонение в развитии на предыдущем отрезке его жизненного пути снять.

     Таким образом, стоит сказать, что подростковый возраст это специфический отрезок жизни человека, который полон новообразований и реакций ребенка на жизненные ситуации. У подростка происходит бурная реакция на события, происходящие в его жизни, это и реакциями эмансипации, группирования со сверстниками, увлечения (хобби), а также реакция формирующимся сексуальным влечением, все это, так или иначе побуждает подростка к исследованию нового, но не состоятельность и неосозноваемость подростком своих действий может привести к проблемам в его поведении. Поэтому на сегодняшний день проблема девиантного поведения подростков является актуальной не только для организаций, которые работают с традиционными направлениями в профилактике подросткового девиантного поведения, но также и для качественно новых и инновационных наук, таких как акмеология. 

       
    1.   Традиционные направления  профилактики девиантного  поведения подростков

     Девиантное  поведение имеет сложную многофакторную природу, что приводит к необходимости выбора адекватных методологических основ для изучения и поиска решения данной проблеме.

     В контексте рассматриваемой  проблемы важно рассмотрения понятие «профилактика».

     Профилактика  в широком смысле - комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска. [http://ru.wikipedia.org/wiki/Профилактика].

Информация о работе Акмеологические технологии как инновационный способ работы с девиантными подростками