Агрессивное поведение у детей и подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 17:13, курсовая работа

Описание работы

В данной работе рассмотрены такие вопросы, как понятие агрессивного поведения в современной психологии, виды агрессивного поведения и особенности его проявления у подростков. Особое внимание уделено анализу причин агрессивности. В контрольной работе так же представлены методы диагностики и коррекции агрессивности и возможности их практического применения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………2
Глава 1. Агрессивность, причины ее возникновения и особенности
проявления у подростков
1.1 Понятие агрессии и агрессивности в психологии………………………3-8
1.2 Причины агрессивного поведения………………………………………8-13
1.3 Особенности проявления агрессивности у детей и подростков………13-18
Глава 2. Психодиагностика и коррекция агрессивного поведения у детей и подростков
2.1 Методики психодиагностики агрессивности у детей и подростков…18-22
2.2 Особенности коррекции агрессивного поведения у детей и подростков…………………………………………………………………...22-23
Заключение………………………………………………………………….24-25
Список литературы………………………………………………………...26-27

Работа содержит 1 файл

контр по коррекц.doc

— 149.50 Кб (Скачать)

     8. увечность - рука деформирована, больна, неспособна к каким-либо действиям;

     9. активная безличность - ответы, в которых рука проявляет тенденцию к действию, завершение которого не требует присутствия другого человека или людей, однако рука должна изменить свое физическое местоположение, приложить усилия;

     10. пассивная безличность - также проявление «тенденции к действию, завершение которого не требует присутствия другого человека, но при этом рука не изменяет своего физического положения;

     11. описание - ответы, в которых рука только описывается, тенденция к действию отсутствует.

     Ответы, относящиеся к первым двум категориям, рассматриваются авторами как связанные  с готовностью обследуемого к  внешнему проявлению агрессивности, нежеланием приспособиться к окружению. Четыре последующие категории ответов отражают тенденцию к действием, направленным на приспособление к социальной среде, вероятность агрессивного поведения незначительна. Количественный показатель открытого агрессивного поведения рассчитывается путем вычитания суммы «адаптивных» ответов из суммы ответов по первым двум категориям, т. е.  

       

     Ответы, попадающие под категории «эксгибиционизм», и «увечность», при оценке вероятности  агрессивных проявлений не учитываются, т. к. их роль в данной области поведения непостоянна. Эти ответы могут лишь уточнить мотивы агрессивного поведения.

     В теоретическом обосновании теста  его авторы исходят из положения  о том, что развитие функций руки связано с развитием головного  мозга. Велико значение руки в восприятии пространства, ориентации в нем, необходимых для организации любого действия. Рука непосредственно вовлечена во внешнюю активность. Следовательно, предлагая обследуемым в качестве визуальных стимулов изображения руки, выполняющей разные действия, можно сделать выводы о тенденциях активности обследуемых.

     По  мнению ГП ИМАТОН (Санкт-Петербург). интерпретации  этого проективного теста и способы  обработки полученных результатов  представляют широкие возможности  для практических психологов, в особенности для тех, кто работает в сферах изучения отклоняющегося поведения и медицинской психологии.

     Существуют  и другие методики диагностики агрессивного поведения, но эти две наиболее известны и эффективны. 

     2.2 Особенности коррекции  агрессивного поведения у подростков  

     Коррекционная работа с агрессивными подростками  имеет свои особенности. На начальных  этапах не показаны групповые формы. Не говоря уже о практически неизбежной отрицательной консолидации подростков в группе, индивидуальная работа с подростком является более эффективной. С самого начала, параллельно, необходимо начинать работу с семьёй. После диагностики семейных отношений и степени их дисгармоничности должна следовать психокоррекционная работа как индивидуальная, так и групповая. Но основной акцент следует делать на индивидуальной работе с подростком. Совершенно неэффективными оказываются общие беседы о необходимости "хорошо себя вести".

     Особое  место в коррекционной работе следует уделять формированию круга  интересов подростка также на основе особенностей его характера и способностей. Необходимо стремиться к максимальному сокращению периода свободного времени подростка – "времени праздного существования и безделья" за счёт привлечения к положительно формирующим личность занятиям: чтение, самообразование, занятие музыкой, спортом, и т.д.

     При непродуктивной деятельности в период свободного времени – “ничегонеделанье”  – неизбежен скорый возврат подростка  в асоциальную компанию и рецидив  делинквентности. [9]

     Исходя  из того, что развитие ребёнка осуществляется в деятельности, а подросток стремится к утверждению себя, своей позиции, как взрослый, среди взрослых, то необходимо обеспечить включение подростка в такую деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время создаёт возможности подростку реализовать и утвердить себя на уровне взрослых [13]

     Д.И.Фельдштейн выделил социально признаваемую и социально одобряемую деятельность. Психологический смысл этой деятельности состоит для подростка в том, что, участвуя в ней, он фактически приобщается к делам общества, занимает в нём определённое место и удерживает свою новую социальную позицию среди взрослых и сверстников. В процессе этой деятельности подросток признаётся взрослыми, как равноправный член общества. Это создаёт оптимальные условия и для реализации его потребностей. Такая деятельность предоставляет подростку возможность развития его самосознания, формирует нормы его жизнедеятельности. Но методы и принципы такой деятельности требуют значительной корректировки при включении в неё подростков, отличающихся повышенной агрессивностью. Прежде всего, необходима организация системы развёрнутой деятельности, создающей жёсткие условия и определённый порядок действий и постоянный контроль. При условии последовательности, постепенности приобщения агрессивных подростков к различным видам социально признаваемой деятельности – трудовой, спортивной, художественной, организаторской и других, – важно соблюдать принципы общественной оценки, преемственности, чёткого построения этой деятельности. [15] 
 

Заключение

   Анализ литературы показал, что отечественные психологи, Славина, О.П. Елисеев, А.А. Реан и др. в отличие от зарубежных, придают большее значение не агрессии, как поведению, а агрессивности, как черте личности. Но здесь необходимо отметить, что комплексных исследований агрессивности, как личностной особенности, пока в литературе не встречается.

     Так же в настоящее время не существует единой точки зрения на причины агрессивного поведения. Наиболее весомы в этом смысле генетические теории и теории социального научения. Особенно отечественные ученые все больше говорят о роли семьи, как основного института социализации ребенка в развитии личностных особенностей, а в частности агрессивности.

     Сегодня вопрос о причинах агрессивного поведения встает особенно остро в связи с тем, что с каждым годом увеличивается число агрессивных детей и подростков.

     Непременным условием развития отклоняющегося и  в том числе агрессивного поведения  является избыток свободного времени, отсутствие положительно формирующих личность увлечений. У многих подростков отмечается неполная семья с нарушенными функциональными связями. С другой стороны, гиперопёка, также как и безнадзорность, нередко способствуют делинквентному поведению. Реакции, вызванные чрезмерным контролем и нудными поучениями и наставлениями, находят своё выражение в виде уходов из дома и бродяжничества, агрессивности.

     В среде современных подростков довольно часто встречается агрессивное  поведение, нередко принимающее  враждебную форму (драки, оскорбления). Для некоторых подростков участие в драках, утверждение себя с помощью кулаков является устоявшейся линией поведения. Ситуация усугубляется нестабильностью общества, межличностными и межгрупповыми конфликтами. Снижается возраст проявления агрессивных действий. Всё чаще встречаются случаи агрессивного поведения у девочек.

     Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения  подростков не может ограничиваться лишь мерами индивидуального воздействия, применяемыми непосредственно к  несовершеннолетнему. Социального оздоровления и социально-педагогической коррекции требует неблагоприятная среда, которая вызывает социальную дезадаптацию подростка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

  1. Алфимова  М.В. Трубников В.И. Психогенетика  агрессивности // Вопросы психологии. – 2000. - № 6. – С.112-121
  2. Бандура А. Уолтерс Р. Подростковая агрессия / Пер. с англ. Ю. Брянцевой и Б. Красовского, - М. Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс ,2000.
  3. Горьковая И.А. Медико-психологическое исследование формирования характера делинквентных подростков / автореферат диссертации кандидата психологических наук, - Санкт-Петербург, 1992,
  4. Иванова Л.Ю. Агрессивность, жестокость и отношения старшеклассников к их проявлениям // Проблемы личности, профилактика отклонений в её развитии. - Москва & Архангельск, 1993
  5. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2001
  6. Исаев Д.Д., Журавлёв И.И., Дементьев В.В., Озерецковский С.Д. Типологические модели поведения подростков с различными формами аддиктивного поведения. - Санкт-Петербург, 1997
  7. Лановенко И.П. Борьба с групповыми правонарушениями. - Киев, 1981,
  8. Левитов Н.Д. Психическое состояние агрессии // Вопросы психологии, - 1972, - № 6
  9. Личко А.Е., Попов Ю.В. Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков. - Москва, 1988
  10. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал.– 1996. - №5. – С.3-18.
  11. Румянцева Т.Г. Агрессия и контроль // Вопросы психологии. – 1992. - №5/6. – С.35-40
  12. Румянцева Т.Г. Агрессия: проблемы и поиски в западной философии и науке. - Минск: Университетское, 1991
  13. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. - М. - Воронеж, 1996.
  14. Степанов В.Г. Психология трудного школьника, - Москва, 1998.
  15. Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогические проблемы соотношения биологического и социального // Советская педагогика. - 1984, - № 5,
  16. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М.: Республика, 1994.

Информация о работе Агрессивное поведение у детей и подростков