Агрессивное поведение у детей и подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 17:13, курсовая работа

Описание работы

В данной работе рассмотрены такие вопросы, как понятие агрессивного поведения в современной психологии, виды агрессивного поведения и особенности его проявления у подростков. Особое внимание уделено анализу причин агрессивности. В контрольной работе так же представлены методы диагностики и коррекции агрессивности и возможности их практического применения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………2
Глава 1. Агрессивность, причины ее возникновения и особенности
проявления у подростков
1.1 Понятие агрессии и агрессивности в психологии………………………3-8
1.2 Причины агрессивного поведения………………………………………8-13
1.3 Особенности проявления агрессивности у детей и подростков………13-18
Глава 2. Психодиагностика и коррекция агрессивного поведения у детей и подростков
2.1 Методики психодиагностики агрессивности у детей и подростков…18-22
2.2 Особенности коррекции агрессивного поведения у детей и подростков…………………………………………………………………...22-23
Заключение………………………………………………………………….24-25
Список литературы………………………………………………………...26-27

Работа содержит 1 файл

контр по коррекц.doc

— 149.50 Кб (Скачать)

     Таблица 1

     Классификация агрессивных действия Басса

      Прямая  Непрямая 
    ФИЗИЧЕ-

    СКАЯ

    активная Нанесение другому  человеку ударов холодным оружием, избиение или ранение при помощи огнестрельного оружия. Сговор с  наемным убийцей с целью уничтожения  врага.
    пассивная Стремление  физически не позволить другому  человеку достичь желаемой цели или  заняться желаемой деятельностью. Отказ от выполнения необходимых задач.
    ВЕРБАЛЬ

    НАЯ

    Активная Словесное оскорбление  или унижение другого человека. Распространение злостной клеветы или сплетен  о другом человеке.
    пассивная Отказ разговаривать  с другим человеком. Отказ дать определенные словесные пояснения или объяснения
 

     Существует  множество теоретических обоснований возникновения агрессии, ее природы и факторов, влияющих на ее проявление. Но все они подпадают под следующие четыре категории. Агрессия относится к:

     1. Врожденным побуждениям и задаткам;

     2. Потребностям, активизируемым внешними стимулами;

     3. Познавательным и эмоциональным процессам;

     4. Актуальным социальным условиям в сочетании с предшествующим научением. 

     1.2 Причины агрессивного  поведения

     

  • Не смотря на великое множество исследований причин агрессивного поведения, большинство современных психологов считают правомерным выделение теории социального научения, как одной из наиболее правдоподобно объясняющих причины агрессии. В современной психологии эта теория подразумевает определенную роль наследственности и влияния процесса социализации. Авторы, занимающиеся этой проблемой, отводят важную роль раннему опыту воспитания ребенка в конкретной культурной среде, семейным традициям и эмоциональному фону отношений родителей к ребенку.
  •      

  • М. Мид, изучая примитивные сообщества, сделала  вывод, что в тех сообществах, где ребенок получает суровое воспитание, частые наказания, враждебность детей по отношению друг к другу, не вызывающая у взрослых осуждения, формируются такие качества как тревожность, подозрительность, сильная агрессивность, эгоизм и жестокость.
  •      

  • Проведя обширное обследование, Эрон выявил черты жестоких и озлобленных детей. Было отмечено, что такие дети, как правило, имеют  в свою очередь склонность к агрессивности  по отношению к своим детям.
  •      

  • А.А.Бодалев  считает, что оценка ребенком другого человека и его действий является простым повторением оценки авторитетных для ребенка взрослых. Отсюда родители являются эталоном, по которому дети сверяют и строят свое поведение.
  •      

  • Опираясь  на результаты исследований, можно  заключить, что на развитие агрессии оказывают влияние два основных фактора:
    • Образец отношений  и поведения родителей;
    • Характер  подкрепления агрессивного поведения  со стороны окружающих.

         В исследованиях И.А. Фурманова была установлена связь между родительским наказанием и агрессией у детей. Родители часто по-разному реагируют на агрессивное поведение детей в зависимости от того, направлено ли оно на них или на сверстников.

         Р.Бэрон, Д.Ричардсон говорят о зависимости  между практикой семейного воспитания и агрессивным поведением у детей, которая выражается в характере и строгости наказаний, а также в контроле поведения детей. В целом выявлено, что жестокие наказания связаны с относительно высоким уровнем агрессивности у детей, а недостаточный контроль и присмотр за детьми коррелирует с высоким уровнем асоциальности, зачастую сопровождающимся агрессивным поведением.

         Р.С. Сирс, Е.Е. Маккоби, К.Левин выявили  два главных фактора, определяющих возможное развитие агрессивности  в поведении ребенка:

    1. Снисходительность, т.е. степень готовности родителей прощать поступки, понимать и принимать ребенка;
    2. Строгость наказания родителями.

         Авторы  исследования отмечают, что наименее агрессивны те дети, родители которых  не были склонны ни к снисходительности, ни к наказанию. Их позиция - в осуждении  агрессии и доведении этого до сведения ребенка, но без строгих наказаний в случае проступка.

         В работах Бандура отмечено, что, склонный к телесному наказанию родитель, хотя и ненамеренно, подает ребенку  пример агрессивного поведения. Ребенок, в этом случае, делает вывод, что агрессия по отношению к окружающим допустима, но жертву всегда нужно выбирать меньше и слабее себя. Он узнает, что физическая агрессия - средство воздействия на людей и контроля над ними, и будет прибегать к нему при общении с другими детьми. Как отмечают Перри и Бассей, если наказание слишком возбуждает и расстраивает детей, они могут забыть причину наказания, что мешает усвоению правил приемлемого поведения. В этом случае дети, скорее всего не сделают нормы, которые им пытаются привить, своими внутренними ценностями, т.е. они повинуются только до тех пор, пока за их поведением наблюдают.

         Многие  специалисты считают одной из основных причин агрессивности недостатки семейного воспитания [1]:

         1. Гиперопека/ гипоопека. Недостаточный  контроль и присмотр за детьми (воспитание по типу гипопротекция) часто приводит к развитию стойких агрессивных форм поведения. Хочется отметить, что возраст родителей так же влияет на выбор стиля воспитания. Наиболее часто гипоопека встречается в неполных семьях молодых (а точнее юных) родителей. Дети, таких родителей чаще других детей, попадают в поле зрения администрации школы за агрессивное поведение (драки со сверстниками, эпизодический или системный вандализм).

         Явление гиперопеки часто сопровождается рассогласованием предъявляемых к ребенку требований со стороны родителей, и это еще один дополнительный фактор развития детской агрессивности.

         2. Физическое, психологическое или  сексуальное насилие по отношению  к ребенку или по отношению  к одному из членов семьи,  свидетелем которого стал ребенок. В данном случае агрессивного поведения ребенка может рассматриваться как механизм психологической защиты или являться следствием научения (копирование родительской модели отношений).

         3. Негативное влияние сибсов (отвержение, соперничество, ревность и жестокость с их стороны). По данным Фельсон (Felson, 1983), дети более агрессивны в отношении единственного брата или сестры, чем против большого количества детей, с которыми они общаются. Паттерсон (Patterson, 1984) обнаружил, что братья и сестры агрессивных детей более склонны отвечать на нападение контратакой, чем братья и сестры неагрессивных детей.

         4. Материнская депривация, так же  может быть рассмотрена как  фактор

         становления агрессивного поведения. Фрустрирование потребностей в родительской ласке, любви, заботе, приводит к развитию чувства враждебности. Поведение такого ребенка отличается агрессивностью, но эта агрессивность носит защитный, протестный характер.

         5. Наличие специфических семейных  традиций, может стать причиной агрессивности ребенка. Речь идет об искаженных моделях воспитания, специфическом поведении родителей, и культивировании этих качеств (моделей воспитания), как единственно верных. По сути дела, речь идет о социальной изоляции ребенка, которая в свою очередь приведет к деформации картины мира, искажению индивидуально-личностных черт, агрессии, как реакции протеста.

         6. Неполные семьи. По данным Геттинг  (Geotting, 1989) малолетние убийцы зачастую  происходят из неполных семей.

         Бочкарёва Г.П. выделяет типы семьи, которые способствуют формированию агрессивного поведения у детей и подростков:

         1) с неблагополучной эмоциональной  атмосферой, где родители не только  равнодушны, но и грубы, неуважительны  по отношению к своим детям; 

         2) в которых отсутствуют эмоциональные контакты между её членами, безразличие к потребностям ребёнка при внешней благополучности отношений. Ребёнок в таких случаях стремится найти эмоционально значимые отношения вне семьи;

         3) с нездоровой нравственной атмосферой, где ребёнку прививаются социально нежелательные потребности и интересы, он вовлекается в аморальный образ жизни.

         Баерунас  З.В. выделяет варианты воспитательных ситуаций, которые способствуют появлению  отклоняющегося поведения:

         1) отсутствие сознательного воспитательного  процесса на ребёнка;

    2) высокий  уровень подавления и даже  насилия в воспитании, исчерпывающий  себя, как правило, к подростковому  возрасту;

         3) преувеличение из эгоистических  соображений самостоятельности  ребёнка;

         4) хаотичность в воспитании из-за  несогласия родителей.

         Личко А.Е. выделяет 4 неблагополучные ситуации в семье, способствующие формированию агрессивного и в целом отклоняющегося поведения

         1) гиперопёка различных степеней: от желания быть соучастником всех проявлений внутренней жизни детей (его мыслей, чувств, поведения) до семейной тирании;

         2) гипоопёка, нередко переходящая  в безнадзорность;

         3) ситуация, создающая "кумира" семьи  – постоянное внимание к любому  побуждению ребёнка и неумеренная похвала за весьма скромные успехи;

         4) ситуация, создающая "золушек"  в семье – появилось много  семей, где родители уделяют  много внимания себе и мало  детям. [14]

         По  данным исследования Горьковой И.А. [3] 92 из 100 обследованных делинквентных подростков (СпецПТУ, г.Колпино) росли в крайне неблагополучной обстановке: 40% росли в неполных семьях, у 11% оба родителя лишены родительских прав, у 19% ближайшие родственники на момент обследования находились в местах лишения свободы. В 88% родительских семей воспитанников отмечалось злоупотребление спиртными напитками хотя бы одним из родителей. Полная безнадзорность, бесконтрольность поведения со стороны родителей, безразличие в дальнейшей судьбе подростка отмечено в 76% случаев.

         В целом агрессивное поведение в семье формируется по трем механизмам, пишет Н.М. Платонова:

        1. подражание и идентификация с агрессором;
        2. защитная реакция в случае агрессии, направленной на ребенка;
        3. протестная реакция на фрустрирацию базовых потребностей [1].

      Таким образом, существуют различные мнения о причинах агрессивного поведения, но многие ученые считают, что в каждом случае свои причины, и часто их бывает не одна, а сразу несколько.

     

         1.3 Особенности проявления агрессивности у детей и подростков 

         Современный подросток живёт в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Подростки больше других возрастных групп страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране, потеряв сегодня необходимую ориентацию в ценностях и идеалах, – старые разрушены, новые не созданы. [13]

         Сочетание неблагоприятных биологических, психологических, семейных и других социально-психологических  факторов искажает весь образ жизни  подростков. Характерным для них  становится нарушение эмоциональных  отношений с окружающими людьми. Подростки попадают под сильное влияние подростковой группы, нередко формирующей асоциальную шкалу жизненных ценностей. Сам образ жизни, среда, стиль и круг общения способствуют развитию и закреплению девиантного поведения. Таким образом, имеющий место отрицательный микроклимат во многих семьях обуславливает возникновение отчуждённости, грубости, неприязни определённой части подростков, стремления делать всё назло, вопреки воле окружающих, что создаёт объективные предпосылки для появления демонстративного неповиновения, агрессивности и разрушительных действий.

    Информация о работе Агрессивное поведение у детей и подростков