Агрессивное поведение у детей и подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 17:13, курсовая работа

Описание работы

В данной работе рассмотрены такие вопросы, как понятие агрессивного поведения в современной психологии, виды агрессивного поведения и особенности его проявления у подростков. Особое внимание уделено анализу причин агрессивности. В контрольной работе так же представлены методы диагностики и коррекции агрессивности и возможности их практического применения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………2
Глава 1. Агрессивность, причины ее возникновения и особенности
проявления у подростков
1.1 Понятие агрессии и агрессивности в психологии………………………3-8
1.2 Причины агрессивного поведения………………………………………8-13
1.3 Особенности проявления агрессивности у детей и подростков………13-18
Глава 2. Психодиагностика и коррекция агрессивного поведения у детей и подростков
2.1 Методики психодиагностики агрессивности у детей и подростков…18-22
2.2 Особенности коррекции агрессивного поведения у детей и подростков…………………………………………………………………...22-23
Заключение………………………………………………………………….24-25
Список литературы………………………………………………………...26-27

Работа содержит 1 файл

контр по коррекц.doc

— 149.50 Кб (Скачать)

     Интенсивное развитие самосознания и самокритичности  приводит к тому, что ребёнок в  подростковом возрасте обнаруживает противоречия не только в окружающем мире, но и  собственного представления о себе.

     На  первой стадии подросткового периода (в 10-11 лет) ребёнка характеризует  весьма критичное отношение к  себе. Около 34% мальчиков и 26% девочек (по данным Фельдштейна Д.И.) дают себе полностью отрицательные характеристики, отмечая преобладание отрицательных черт и форм поведения, в том числе грубости, жестокости, агрессивности. При этом у детей этого возраста преобладает физическая агрессивность и менее всего выражена агрессивность косвенная. Вербальная агрессия и негативизм находятся на одной ступени развития [15].

     Ситуативно  отрицательное отношение к себе сохраняется и на второй стадии подросткового  возраста (в 12-13 лет), обуславливаясь, в  значительной мере, оценками окружающих, как взрослых, так и сверстников. В этом возрасте наиболее выраженным становится негативизм, отмечается рост физической и вербальной агрессии, тогда как агрессивность косвенная, хоть и даёт сдвиг по сравнению с младшим подростковым возрастом, всё же менее выражена.

     На  третьей стадии подросткового возраста (в 14-15 лет) наблюдается сопоставление подростком своих личностных особенностей, форм поведения с определёнными нормами, принятыми в референтных группах. При этом на первый план у них выходит вербальная агрессивность, что на 20% превышает показатели 12-13 лет и почти на 30% в 10-11 лет. Агрессивность физическая и косвенная повышаются несущественно, также как и уровень негативизма. [13]

     Стихийно  складывающиеся компании сверстников  объединяют подростков, близких по уровню развития, интересам. Группа закрепляет и даже культивирует девиантные ценности и способы поведения, оказывает сильное влияние на личностное развитие подростков, становясь регулятором их поведения. Утрачиваемое подростками чувство дистанции, ощущение допустимого и недопустимого приводит к непредсказуемым событиям. Существуют особые группы, для которых характерна установка на немедленное удовлетворение желаний, на пассивную защиту от трудностей, стремление перекладывать ответственность на других. Подростков в этих группах отличает пренебрежительное отношение к обучению, плохая успеваемость, невыполнение обязанностей: всячески избегая выполнять какие-либо обязанности и поручения по дому, готовить домашние задания, а то и посещать занятия, подобные подростки оказываются перед лицом большого количества "лишнего времени". Но для этих подростков характерно именно неумение содержательно проводить досуг. У подавляющего большинства таких подростков отсутствуют какие-либо индивидуальные увлечения, они не занимаются в секциях и кружках. Они не посещают выставки и театры, крайне мало читают, а содержание прочитанных книг обычно не выходит за рамки приключенческо-детективного жанра. Бессодержательно проводимое время толкает подростков на поиск новых "острых ощущений ". Алкоголизация и наркотизация теснейшим образом вплетаются в структуру девиантного образа жизни подростков. Часто подростки распитием спиртного как бы отмечают свои "заслуги": удачные похождения, хулиганские поступки, драки, мелкие кражи. [6] Объясняя свои плохие поступки, подростки имеют неправильное представление о нравственности, справедливости, смелости, храбрости.

     Установлено, что среди подростков, осуждённых за агрессивные преступления, 90% совершили  преступления в нетрезвом состоянии. [7]

     Л.М. Семенюк приводит данные по преобладанию того или иного вида агрессивного поведения у подростков из разных слоев населения [13] (табл. 3)  

     Таблица 3

     Проявления  различных форм агрессивности у подростков из разных социальных слоёв населения.

    Социальные  слои Формы агрессивности, %
    физическая косвенная вербальная негативизм
    Из  рабочей среды 70% 45% 50% 30%
    Из  среды строителей 65% 55% 60% 40%
    Из  среды сельских тружеников 67% 60% 65% 20%
    Из  среды малоквалифицированных подсобных  работников (прачки, уборщицы) 30% 65% 75% 50%
    Из  среды служащих среднего звена 40% 45% 75% 60%
    Из  среды руководящих работников 60% 67% 35% 90%
    Из  среды торговых работников, коммерсантов 20% 30% 25% 10%
    Из  среды интеллигенции (учителя, врачи, инженеры) 25% 40% 55% 80%
 
---

     Физическая  форма проявления агрессивного поведения  наиболее выражена у детей из рабочей среды, а наиболее агрессивными являются дети из среды сельских механизаторов. Вместе с тем у подростков этой группы отмечается минимальный уровень негативизма. Вербальные формы агрессивного поведения типичны для большинства подростков из семьи служащих среднего звена. В то же время эти подростки отличаются сравнительно невысоким уровнем физической формы агрессивного поведения. По уровню косвенной агрессии на первом месте подростки из семей подсобных работников и семей руководящих служащих. Повышенным негативизмом отличаются подростки из среды руководящих работников и семей интеллигенции (врачи, учителя, инженеры). Менее всего выражено агрессивное поведение у подростков из среды торговых работников. Видимо в этом случае сказывается не только материальное благосостояние, но и выработанное в этой среде стремление избегать конфликтов, сглаживать возникающие противоречия, не обострять ситуацию.

     Приведённые данные проявлений разных форм агрессивного поведения подростков из разных социальных слоёв населения имеют не только психолого-теоретическое, но и практическое значение, позволяя ориентироваться в характере личности подростка, учитывая особенности влияния социальной ситуации, воздействия семьи.

     Таким образом, мы рассмотрели понятие  агрессивного поведения, причины и особенности проявления агрессии у детей и подростков.

Агрессивное поведение в настоящее время  является не только одной из актуальнейших проблем в психологических исследованиях, но и активно разрабатываются методики диагностики агрессивного поведения и методы его коррекции. 
 
 
 
 
 

Глава 2. Психодиагностика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков 

     2.1 Методики диагностики  агрессивности у  детей и подростков

   Агрессивное поведение детей и подростков легко выявляется при помощи наблюдения. Но для подтверждения результатов наблюдения психологи применяют специальные методики диагностики агрессивности. Рассмотрим основные из них, которые применимы к детям и подросткам.

     Опросник  Басса-Дарки

     В диагностике качественного своеобразия  проявлений агрессии у подростков возможно применять опросник Басса – Дарки.

     Создавая  опросник, авторы исходили из положения  о том, что агрессивные проявления можно разделить на два основных типа:

  • мотивационная агрессия, как самоценность
  • инструментальная, как средство

     При этом авторы подразумевали, что и  тот и другой вид агрессии могут  проявляться как под контролем  сознания, так и вне его, и сопряжены  с эмоциональными переживаниями (гнев, враждебность).

     Опросник  Басса - Дарки направлен на выявление  присущих личности деструктивных тенденций. По мнению авторов, определив их уровень можно с большой степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии.

     Создавая  свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Бассе и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

     1. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.

     2. Косвенная агрессия– агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

     3. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

     4. Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

     5. Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

     6. Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

     7. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

     8. Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

     Опросник  состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает "да" или "нет". При составлении опросника авторами использовались принципы:

  1. Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.
  2. Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.

     Ответы  оцениваются по восьми шкалам, а  так же вычисляется индекс враждебности и индекс агрессивности.

     Нормой  агрессивности является величина ее индекса, равная 21 плюс-минус 4.

     Нормой  враждебности – 6,5-7 плюс-минус 3.

     При этом обращается внимание на возможность  достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.

     Методика  Hend-test

     Hend-test – это проективная методика исследования агрессивного поведения личности. Ее возможно использовать в диагностике детей и подростков. Опубликована Б. Брайклином, 3. Пиотровским и Э. Вагнером в 1961 г. (идея теста принадлежит Э. Вагнеру) и предназначена для предсказания открытого агрессивного поведения.

     Стимульный  материал теста составляют 9 стандартных изображений кистей рук и одна пустая таблица, при показе которой просят представить кисть руки и описать ее воображаемые действия. Изображения предъявляются в определенных последовательности и положении. Обследуемый должен ответить на вопрос о том, какое, по его мнению, действие выполняет нарисованная рука (или сказать, что способен выполнять человек, рука которого принимает такое положение). Помимо записи ответов регистрируется положение, в котором обследуемый держит таблицу, а также время с момента предъявления стимула до начала ответа.

     Оценка  полученных данных осуществляется по следующим 11 категориям:

     1. агрессия - рука воспринимается как доминирующая, наносящая повреждения, активно захватывающая какой-либо предмет;

     2. указания - рука ведущая, направляющая, препятствующая, господствующая над другими людьми;

     3. страх - рука выступает в ответах как жертва агрессивных проявлений другого лица или стремится оградить кого-либо от физических воздействий, а также воспринимается в качестве наносящей повреждения самой себе;

     4. привязанность - рука выражает любовь, позитивные эмоциональные установки к другим людям;

     5. коммуникация - ответы, в которых рука общается, контактирует или стремится установить контакты;

     6. зависимость - рука выражает подчинение другим лицам;

     7. эксгибиционизм - рука разными способами выставляет себя напоказ;

Информация о работе Агрессивное поведение у детей и подростков