Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 17:47, курсовая работа

Описание работы

Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Слабый и беззащитный может стать сильным и всемогущим, скучное и неинтересное может оказаться веселым и занимательным. Для этого достаточно всего быть ребёнком, воображение и творчество которого могут создавать чудеса. Поступление в детский сад коренным образом меняет положение ребёнка.

Содержание

Введение...................................................................................................3

1. Знакомство с детским садом ..........................................................5

1.1. Психологическая подготовка………………………………………….7

1.2 Питание в детском саду………………………………………………..8

2 Взгляд науки на адаптацию детей раннего возраста к условиям
ДОУ........................................................................................................11

2.1 Понятие адаптации. Фазы адаптационного периода……………

2.2. Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям
ДОУ……………………………………………………………………….13

2.3. Адаптация ребёнка, как этап социализации. Роль дошкольно - образовательного учреждения в развитии ребёнка…………………16

2.4. Основные критерии адаптации ребёнка к условиям детского
сада……………………………………………………………………….17
- этап 1 Подготовительный
- этап 2 Наблюдений
- этап 3 Анализ и выводы

3. Игры и упражнения для детей раннего возраста в
адаптационный период…………………………………………………20

3.1 Игры для детей раннего возраста различных типов
темперамента………………………………………………………….21

Заключение………………………………………………………………….23

Список литературы………………………………………………………25

Приложения…………………………………………………………………26

Работа содержит 1 файл

Адаптация детей к детскому саду.doc

— 209.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблемы развития и воспитания детей раннего возраста в условиях семьи и ДОУ

 

К.Л. Печора

Ранний возраст  – это совершенно особый период становления всех органов и систем и , как совершенно справедливо писал  Л.С. Выгодский, - “ранний возраст сензитивен во всём”. Пройдя важный этап, период первого года, ребёнок становится на ноги, овладевает вертикальной человеческой походкой; у него освобождается руки и появляется возможность непосредственного общения с окружающим миром. Это период бурного сенсорного развития, формирования наглядно – действительного мышления, особой чувствительности к речевому обучению – период формирования 2 сигнальной системы и основных ее функций – обобщения и отвлечения от действительности. Этот период начала формирования личности ребенка. И если не созданы необходимые условия для оптимального хода ребёнка и не формируются необходимые функции сензитивного периода, это оказывает отрицательное влияние на дальнейшее развитие ребёнка.

            Наблюдая детей семейных и  воспитывающихся в ДОУ, можно выделить ряд проблем, с которыми дети из семей поступают в детский сад. Выделены 3 проблемы, которые наиболее актуальны и на них следует обратить особое внимание.

  1. Наблюдается довольно низкий уровень нервно – психического развития детей, поступающих из семьи в ДОУ.
  2. Большой процент детей имеют различные отклонения в поведении.
  3. Проблема адаптации ребёнка к ДОУ.

      В период адаптации происходит переделка динамического стереотипа, ранее сформированных привычек и , помимо иммунной, физиологической ломки, происходит преодоление психологических преград, вызывающих стресс и защиту в виде отказа от еды, сна, общения с окружающими, уход в себя, ограничение себя в пространстве, элементарном мутизме (дома говорит, а в саду – замолкает).

В большой  степени протекание периода адаптации зависит от готовности ребёнка к поступлению в ДОУ. Для более адаптационные механизмы путем установления разнообразных связей с окружающим, физическим воспитанием, закаливанием. Одним из способов, формирующих адаптационные механизмы, являются формирование инициативности в игре, умение решать “проблемы в игре”, которые им предлагает взрослый. Так, уже в 1г.6мес. мы предлагаем ребёнку решить проблему “У куклы грязный носик”, при этом даём куклу и рядом - носовой платок, а в 2 года – проблему “Кукла грязная”. В игре дети учатся не просто выполнять простые задания взрослого, а решать “проблемы самостоятельно”.

Важен и вопрос организации периода  адаптации. Если проведение приема детей в ДОУ заранее – весной – дает возможность реализовать назначение, которые родители получили от педагога -  психолога и таким образом приблизить домашние условия к условиям детского сада. В детском саду воспитатель ведет наблюдение за каждым ребёнком, фиксируя результаты в листах адаптации под наблюдением психолога и врача. В период адаптации также очень важны комплексные оздоровительно – воспитательные мероприятия ( массаж, аромафитотерапия, индивидуальное общение, музыкальные занятия, рисование красками). \процесс адаптации управляем и дает свои положительные результаты.

 

Стр26

 

Кн Воспитание детей  раннего возраста в условиях семьи  и детского сада. Сборник статей и документов.

 Санкт – Петербург  “Детство – пресс” 2003. 220 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К.Ю Белая  Методическая работа в доу . Анализ, планирование,  формы и методы   

 

 

Можно использовать как вывод

 

В основе результативности работы ДОУ лежит постоянное совершенствование  воспитательно – образовательного процесса. Заведующий, старший воспитатель, анализирующие деятельность педагогов  по созданию  условий комфортного пребывания детей в группе и развитию личности каждого ребёнка, выделяют основные проблемы. Всякая проблема обнаруживает себя как несоответствие между тем, что есть и тем, что требуется. Поэтому руководитель должен не только выявить несоответствие между практикой и требованиями, которые задаются в программах дошкольного образования, но и подсказать, найти пути улучшения воспитательно – образовательного процессса.   

 

Стр 27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Адаптация ребёнка к  условиям детского сада

Изда 

Тельство “Учитель“

Автор – составитель  Н.С. Соколовская

Волгоград 2008г 188стр.

 

 

 

 

Проектная форма управления процессом адаптации.

 

 

     В настоящие время дошкольное  образовательное учреждение, работающее в инновационном режиме, значительно отличается от ДОУ, целью которых, является поддержание заведённого порядка функционирования.

     Процесс формирования гражданского общества, быстрое внедрение информационных технологий предъявляет к процессу воспитания дошкольников новые, более высокие требования, базирующиеся на современных методах. Практическое решение проблемы адаптации как одной из ведущих в дошкольном образовании потребовало пересмотра подходов концепции формирования адаптивной среды и управления ею.

Базируя свою деятельность на проектной форме  управления, группа специалистов ДОУ ( администрация, педагогический коллектив) определила меры по развитию партнерских отношений дошкольного образовательного учреждения и семьи в рассматриваемом направлении как ведущее условие развития ответственности, решительности, уверенности родителей в деле воспитания дошкольника.

 

Стр 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Белкина  Адаптация  детей раннего возраста к условиям доу Воронеж 2004

 

Стр 58 Работа с родителями

 

    Период адаптации – тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями.

    Родители  очень часто спонтанно относятся  к процессу воспитания. Поэтому воспитателю надо уделить этому аспекту особое внимание. С этой целью представлены, перспективный план по работе с родителями, где затронуты   темы наиболее значимые для воспитания детей именно этого возраста.

    Малыш  тяжело переносит даже временную  разлуку с родителями, привычным  для него укладом жизни испытывает  множество трудностей.

   Для того чтобы облегчить этот период, сделать его менее болезненным и узнать об интересах, привычках детей, о состоянии их здоровья, об уровни развития, о том, как спит ребенок, любит ли он играть, трудиться, - в помощь воспитателя предлагаются анкеты. 

Стр 59

 

 

Основные  формы работы детского сада с семьей

 

Родительское собрание

 

анкетирование

 

Детский сад Посещение на дому

 

Выставки

 

Папки - передвижки

 

Наглядные формы педагогической

     пропаганды

 

Консультации

 

Беседы

 

Присутствие родителей  во время

                                            адаптационного периода в группе

 

Укороченное время пребывания в                 

                                                    группе во время адаптационного   

                                                    периода

 

 

Алгоритмы “Я одеваюсь”, “Учимся   

                                                складывать вещи”,”Я у мываюсь“

 

 

 

ст 60

Перспективный план по работе с родителями на адаптационный  период

 

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

“Познай себя как родитель”

“Здоровый ребёнок”

“Общение родителей и детей”

Адаптация детей  раннего возраста к детскому саду

Профилактика  простудных заболеваний

Игры и развлечения

Как помочь родителям  в период адаптации детей к  детскому саду

Система оздоровления

Домашние игры – детские травмы

Значение режима дня для воспитания

Закаливание в семье

Как организовать игровой уголок дома

Гигиенические требования к одежде ребёнка

Нетрадиционные  формы оздоровления, точечный массаж, чесночный настой, чай из лечебных трав.

Какие игрушки покупать малышу

Анкетирование

Питание –  залог здоровья

Организация прогулок  с детьми

Тест “Я и  мой ребёнок”

 

Любовь к  книге, детская библиотека в семье


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организация адаптационных  групп  на базе  доу

Работа доу с семьями  воспитанников

Давыдова стр 20

 

 Семья –  первая педагогическая система,  в которую попадает ребёнок  сразу после рождения и в  которой пребывает постоянно.  Значит, ежедневно, ежечасно, ежеменутно, словом и делом, поступком и  интонацией, выражением лица и движением – всеми проявлениями жизнедеятельности – осуществляется воспитание ребёнка в семье.

     Семья как первичный институт социализации является первичной сферой жизнедеятельности и социализации личности ребёнка, поэтому объяснимо особое внимание общества к ее функционированию. В настоящие время возникает проблема, как дисфункция семьи, в том числе и сфере воспитания детей. Среди функций семьи наибольший интерес представляют те, что связаны с воспитанием и развитием детей: репродукция, воспитание, первичный социальный контроль, охрана и поддержание здоровья, духовное общение, эмоционально – психотерапевтическая, рекреативная, восстановительно – оздоровительная, статусно– позиционная. Именно в опоре на них ДОУ должно строить свою работу с семьей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ