Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 17:47, курсовая работа

Описание работы

Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Слабый и беззащитный может стать сильным и всемогущим, скучное и неинтересное может оказаться веселым и занимательным. Для этого достаточно всего быть ребёнком, воображение и творчество которого могут создавать чудеса. Поступление в детский сад коренным образом меняет положение ребёнка.

Содержание

Введение...................................................................................................3

1. Знакомство с детским садом ..........................................................5

1.1. Психологическая подготовка………………………………………….7

1.2 Питание в детском саду………………………………………………..8

2 Взгляд науки на адаптацию детей раннего возраста к условиям
ДОУ........................................................................................................11

2.1 Понятие адаптации. Фазы адаптационного периода……………

2.2. Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям
ДОУ……………………………………………………………………….13

2.3. Адаптация ребёнка, как этап социализации. Роль дошкольно - образовательного учреждения в развитии ребёнка…………………16

2.4. Основные критерии адаптации ребёнка к условиям детского
сада……………………………………………………………………….17
- этап 1 Подготовительный
- этап 2 Наблюдений
- этап 3 Анализ и выводы

3. Игры и упражнения для детей раннего возраста в
адаптационный период…………………………………………………20

3.1 Игры для детей раннего возраста различных типов
темперамента………………………………………………………….21

Заключение………………………………………………………………….23

Список литературы………………………………………………………25

Приложения…………………………………………………………………26

Работа содержит 1 файл

Адаптация детей к детскому саду.doc

— 209.00 Кб (Скачать)

    Прежде, чем отдать ребёнка под опеку  воспитательниц яслей, необходимо  провести соответствующую подготовку.

     Как  показывают исследования, постепенный переход ребёнка  в ясли снижает риск возможных инфекций, облегчает привыкание к новым условиям. Учитывая индивидуальные особенности ребёнка, воспитатель сможет быстро найти индивидуальный подход к нему. К сожалению, проблемы, связанные с адаптацией, остаются на уровне теоретических исследований и сводятся к рекомендации перед поступлением ребёнка в детский сад максимально приблизить домашний ежим дня к режиму дошкольного учреждения. В ходе комплексного исследования, проведённого учёными в разных странах ( “Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях”/ Под ред. Р.В. Тонковой – Ямпольской, Е. Шмидт – Кольмер, А. Атанасовой – Буковой. – М., 1980), было выделено три фазы адаптационного процесса:

 

    1. Острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеванием, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии ( длится в среднем один месяц)
    2. Подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребёнка, т.е. все сдвиги уменьшается и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно  психического, по сравнению со средними возрастными нормами ( длится 3 – 5 месяцев)
    3. Фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают   указанную выше  задержку темпов развития. Различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:

- легкая адаптация  – сдвиги нормализуются в течении  10 – 15 дней, ребёнок прибавляет в весе, адекватно ведёт себя в коллективе, болеет не чаще обычного.

- адаптация средней  тяжести – сдвиги нормализуются  в течении месяца, при этом  ребёнок на короткое время  теряет в весе, может наступить  заболевание длительностью 5 –  7 дней, есть признаки психического стресса.

- тяжёлая адаптация длится от 2 до 6 месяцев, ребёнок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.

          Именно поэтому необходима такая  организация жизни ребёнка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ

 

 

Адаптация  - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребёнка детский садик,   несомненно является новым ещё неизвестным  пространством, с новым окружением и новыми отношениями . Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребёнка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении т.е., каждый ребёнок привыкает по – своему. Однако, можно отметить некоторые закономерности, про которые хотелось бы рассказать  родителям. 

          Во – первых, надо помнить, что до 2 – 3 лет ребёнок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребёнка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребёнка в доброжелательном  внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же. Поэтому нормальный ребёнок не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан к матери и ее исчезновение вызывает бурный протест ребёнка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный. Дети 2  - 3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями   общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях. Эти страхи – одна из причин затрудненной адаптации ребёнка к яслям. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в яслях приводит к тому, что ребёнок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т.к. стресс истощает защитные силы организма.

Мальчики 3 – 5 лет более уязвимы в плане  адаптации, чем девочки, поскольку  в этот период они больше привязаны  к матери и более болезненно реагируют  на разлуку с ней.

Для эмоционально не развитых детей адаптация наоборот происходит легко – у них нет  сформированной привязанности к  матери. Психологи указывают на следующий  парадокс: чем раньше ребёнок будет отдан в дошкольное учреждение ( например до 1 года), тем более он будет коллективистки настроен в дальнейшем.  Первичный эмоциональный контакт такой ребёнок установит не с матерью, а со сверстниками, что не лучшим  образом скажется на развитии его эмоциональной сферы – в дальнейшем такой ребёнок может не испытывать глубокого чувства любви, привязанности, сострадания.

Таким образом, чем более развита эмоциональная  связь с матерью, тем труднее  будет проходить адаптация. К  сожалению, проблемы адаптации могут  преодолеть не все дети, что может  привести к развитию невроза у ребёнка.  Если адаптация к яслям или детскому саду  не произошла в течении 1 года и более, то это сигнал родителям, что с  ребёнком не всё в порядке и нужно обратиться к специалисту. По наблюдениям психологов средний срок адаптации в норме составляет:

- в яслях  – 7 -10 дней,

- в детском  саду в 3 года – 2 -3 недели,

- в старшем  дошкольном возрасте – 1 месяц.

Конечно, каждый ребёнок по – разному реагирует  на новую ситуацию, однако, есть и  общие черты. Всегда нелегко привыкают  к детскому саду или яслям единственные в семье дети, особенно чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному вниманию, неуверенные к себе. Если вы заметили, что у вашего ребёнка проблемы с адаптацией, то попробуйте поговорить с воспитателем. Вашему ребёнку нужно постоянное внимание и поддержка с его стороны, т.к. другие дети склонны дразнить и обижать более слабых и зависимых. При этом, конечно, излишняя требовательность и принципиальность воспитателя будет серьёзным тормозом. По выходным хорошо играть в самодельную напольную игру “Дорога от дома к детскому саду” – карта с дорожками и домиками – ориентирами: “Наш дом”, “Детский сад”. По дороге из дома в сад и обратно требуется запоминать ориентиры и, придя домой, наносить ( ставить) их на карту.  Ребёнок ходит своей фигуркой , родители – своими. Играя в “Дорогу в детский сад” по выходным, малыш не отвыкает от сада, и понедельник не будет казаться ему ужасным днём. Осложняющим фактором адаптации будут и конфликты в семье, необщительность родителей. Дети непроизвольно усваивают негативные черты поведения родителей, что осложняет их отношения со сверстниками. Они ведут себя неуверенно и нерешительно, много волнуются, сомневаются, поэтому не могут быть принятыми в группе. Если ребёнок – единственный в семье, часто болеет, испытывает страхи, то его вхождение в детский сад должно быть постепенным. Сначала его нужно привести в группу, познакомить с воспитателем и ребятами, посмотреть вместе игрушки, вызвать интерес к новому окружению и: вернуться домой. Затем несколько дней можно приводить ребёнка в сад и забирать до начала дневного сна. В зависимости от поведения ребёнка пребывания нужно постепенно увеличивать. Дома следует больше играть с детьми в подвижные эмоциональные игры, поскольку это благоприятно сказывается на эмоциональном состоянии ребёнка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3  Адаптация ребёнка, как этап социализации

Роль  Дошкольно - образовательного  учреждения в развитии ребёнка

 

      ДОУ является первоначальной  ступенью образования и выполняет  множество функций. Главная задача это всесторонне развитие личности ребёнка. В детском саду дети приобретают помимо специальных учебных умений ещё и первый опыт жизни в коллективе со сверстниками. Таким образом ДОУ в течении, всего периода дошкольного детства происходит планомерное, целенаправленное, педагогически обоснованное всестороннее развитие ребёнка.

Содержание  работы воспитателя в ДОУ включает следующие:

- Формирование у детей представление о занятиях как важной деятельности для приобретения знаний. На основе этого вырабатывается активное поведение на занятиях

- Формирование  нравственно – волевых качеств  ( настойчивости, ответственности,  самостоятельности, старательности)

- Формирование  поведения в коллективе и взаимоотношения  со сверстниками. Умение оказывать  помощь, справедливо оценивать результаты работ сверстников. Для этого дети должны знать о моральных нормах поведения в коллективе.

- Формирование  у детей навыков организационного  поведения, учебной деятельности  в условиях коллектива.

Именно в системе  взаимодействия ДОУ  и семьи, возможна полноценное развитие детей. Поэтому воспитатель должен сотрудничать с семьей, а родители согласовывать свои действия с работой детского сада.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4. Основные критерии адаптации ребёнка к условиям детского сада

 

К основным критериям адаптации относятся:

- поведенческие реакции

- уровень нервно – психического развития

- заболеваемость и течение болезни

- главные антропометрические  показатели физического развития

Влияет на адаптацию тип темперамента  ребёнка. Заметно, что быстро и легко привыкают к новым условиям сангвиники и холерики. А вот флегматикам и меланхоликам приходится туго. Они медлительны и поэтому не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку,  поесть, выполнить задание. Их часто подгоняют, причём не только в садике, но и дома, не давая возможность побыть самим собой.

Важен и вопрос организации  периода адаптации. Так, проведение приема детей в ДОУ заранее – весной – дает возможность реализовать назначение, которое родители получили от педагога – психолога и таким образом приблизить домашние условия к условиям детского сада.

В детском учреждении воспитатель  ведет наблюдение за каждым ребёнком, фиксируя результаты в листах адаптации  под наблюдением психолога врача. В периоде адаптации также очень важны комплексные оздоровительно – воспитательные мероприятия ( массаж, аромафитотерапия, индивидуальное  общение, музыкальные занятия, рисование красками).Процесс адаптации управляем и дает свои положительные результаты. 

При нормальной адаптации у ребёнка быстро восстанавливаются поведенческие реакции ( примерно через 2 -3 недели), не отмечается задержки нервно – психического развития, он не болеет или болеет всего 1 раз, не более недели, без осложнений.

Если поведенческие реакции ребёнка нормализуются лишь к 60-му дню пребывания в детском саду, если наблюдается замедление нервно – психического развития, он часто болеет, нет прибавке в весе, не увеличивается рост в течении 3 – 6 месяцев, то можно с уверенностью сказать, что работа ясельной группы не продумана и детям здесь плохо. Разумеется, такой вывод можно сделать, если так проходит адаптация у большинства вновь поступивших детей.

При отработке  системы управления процессом адаптации  используются следующие варианты адаптационного воздействия, зависящие от степени активности воспитанников.

  1. усвоение и подчинение распорядку дня
  2. обновление развивающей среды, при которой используются нешаблонные формы и методы ее привлекательности.
  3. Создание устойчивых ритуалов, традиций как важных факторов ускорения приспособляемости ребёнка.

Чтобы избежать осложнений на первом этапе адаптации  и обеспечить оптимальное её течение, осуществляем постепенный переход  ребёнка из семьи в  дошкольное учреждение.

Этап 1. Подготовительный ( апрель – май)

Работа с  родителями

  1. знакомство с группой во время постановки на очередь
  2. ознакомление с условиями пребывания в детском саду, характеристикой возрастных возможностей, показателями развития детей раннего возраста
  3. анкетирование

- социальное

- медицинское

   4.знакомство с особенностями адаптационного периода и факторами, от которых зависит его течение

- состояние здоровья

- уровень развития

- коммуникабельность

- сформированность предметной  и игровой деятельности

-наличие навыков самообслуживания

5. предварительное знакомство с детьми группы, посещение группы родителями вместе с детьми (от 2 – 5 дней). Анкетирование родителей по определению готовности поступления ребёнка в детский сад.

Этап 2. Наблюдений (июнь – август)

 

  1. поэтапный приём детей в группу
  2. постепенное увеличение времени пребывания детей в группе
  3. наблюдение за поведением детей
  4. консультирование родителей
  5. разработка индивидуального режима для каждого ребёнка
  6. оформление листов адаптации, оценка уровня нервно – психического развития детей.

Этап 3. Анализ и выводы ( сентябрь – октябрь)

 

  1. Обработка результатов

- анализ адаптивных  листов

- анализ индивидуальных  карт развития

   2.Выявление  детей с тяжелой степенью адаптации.

  3.Индивидуальная  работа с детьми

  4.Рекомендации  родителям и педагогам по проведению коррекционно – развивающих занятий (игр) с детьми.

5.Внесение  изменений в существующую модель  работы.

Как бы мы ни готовили ребёнка  к яслям, все равно он, особенно в первые дни, находится в состоянии  стресса. Это проявляется в отказе от пищи, негативном состоянии, ухудшении самочувствия( может наблюдаться повышение артериального давления, иногда температуры). Малыш беспокойно спит или не спит вообще, мочится в постель, жмётся к взрослым или, отказывается от контактов с ними. Родители отмечают, что он вздрагивает во сне, становится дома беспричинно обидчивым, теряет  приобретённые ранее умения, худеет. Все это может, отразится на его здоровье.

Информация о работе Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ