Жизненные циклы

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 00:35, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - анализ предприятий в условиях их жизненного цикла, так как существуют эталонные стратегии поведения на стадиях жизненного цикла.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
1.Изучить понятие жизненного цикла организации;
2.Рассмотреть модели жизненного цикла;
3.Исследовать анализ моделей жизненного цикла;
4.Проследить основные этапы жизненного цикла ООО «Белгородский молочный комбинат».
5.Провести анализ поведения ООО «Белгородский молочный комбинат». на стадии зрелости;
6.Разработать основные пути совершенствования предприятия на современном этапе жизненного цикла.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ .......................................................................... 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА
ПРЕДПРИЯТИЯ ............................... 5
РАЗДЕЛ II . ИССЛЕДОВАНИЕ ЖИЗНЕННОГО
ЦИКЛА ПРЕДПРИЯТИЯ (НА
ПРИМЕРЕ ОАО «БЕЛГОРОДСКИЙ
МОЛОЧНЫЙ КОМБИНАТ» ............... 17
РАЗДЕЛ III . МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕН-
ДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
ПРЕДПРИЯТИЯ НА СОВРЕМЕННОЙ
СТАДИИ РАЗВИТИЯ ................................ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ........................................................................... 32
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
ЛИТЕРАТУРЫ ........................................................................... 34

Работа содержит 1 файл

жизненные циклы.doc

— 176.50 Кб (Скачать)
  1. Что мы реально собираемся делать?
  2. Как это будет сделано?
  3. Когда это может быть сделано?
  4. Кто собирается это делать и почему?

Основатель  должен быть ориентирован на потенциального потребителя, реально смотреть на мир, быть гибким в своих решениях. При выполнении указанных условий организация имеет шанс успешно начать свое функционирование на  рынке.

      Младенчество. На данной стадии внимание перемещается от идей и возможностей к результатам производства – удовлетворению потребностей, ради которых компания создавалась.

     Компания  в младенчестве обладает нечеткой структурой, небольшим бюджетом, процедуры ведения  бизнеса практически отсутствуют. Организация очень персонифицирована. Все называют друг друга по именам, субординация слаба, отсутствует система приема на работу и контроля выполнения заданий.              Для осуществления перехода организации от предвидения к действию необходимо, чтобы  во главе компании стоял лидер, ориентированный на результат. Он должен учитывать, что чем выше риск, который компания на себя берет, тем более высокий фундамент необходим

      Для нормальной жизнедеятельности организации  необходим реальный бизнес-план, в  котором был бы проанализирован  поток денежных средств. Если на этом этапе не будет происходить периодического вливания денежных средств, организация может погибнуть.

      Поскольку организация борется за выживание, решения должны приниматься и  исполняться быстро. Однако отсутствие правил, стабильности и опыта, на который  можно было бы положиться при принятии решений, превращает каждое решение в новый прецедент. Управление осуществляется от кризиса к кризису. Младенческая организация не может подготовить долгосрочные планы или выработать стратегию, поскольку у нее нет реального опыта относительно эффективности тех или иных механизмов ведения бизнеса. На этом этапе рынок формирует планы и определяет долговечность продукта.

      «На данной стадии развития необходимо соблюдать определенные условия, чтобы избежать гибели. Одно из них – это обеспечение постоянного притока денежных средств, а второе – преданность основателя идее построения устойчивой организации»6.

     Руководителю  необходимо рационально организовать управленческий процесс, включая расстановку  кадров, создание системы ответственности, надежный механизм принятия решений, систему мотивации и стимулов, а также принять необходимые меры по привлечению дополнительных ресурсов за счет внешних и внутренних источников.

     Когда денежные потоки и деятельность организации  стабилизируются, начинается следующий этап ее развития.

     Стадия быстрого роста. При зарождении организации имеется идея, в младенчестве она закладывается в основу деятельности. Как только достигается стадия, когда идея начинает работать, т.е. преодолевается нехватка денежных средств и уровень продаж постоянно растет, создается впечатление, что компания не только выжила, но даже процветает. Нередко это делает основателя и организацию излишне  самонадеянными.

     При переходе от младенчества к быстрому росту видение будущего компании изменяется от очень узкого взгляда на бизнес до панорамы почти бескрайних возможностей. Каждая вновь появившаяся возможность - это очередной приоритет. Одним из видов патологии на данной стадии развития может быть желание основателя охватить необъятное, т.е. диверсификация может включать даже те сферы бизнеса, о которых он не имеет представления. Во избежание негативных последствий подобных явлений руководитель должен четко определять приоритеты и осознавать, чем заниматься не следует.

     Вследствие  нечеткого закрепления должностных обязанностей разные функции нередко выполняются одним сотрудником. Это обуславливает то, что компания организована вокруг людей, а не задач. И хотя основателем организации делаются попытки делегировать властные полномочия, принятие всех существенных решений не происходит без его непосредственного участия. Причиной тому является боязнь руководителя потерять контроль.

     На  данном этапе компания только реагирует  на возможности, предоставляемые внешней  средой, но пока не может их предвидеть, следствием чего является действие методом проб и ошибок. Однако серьезные ошибки могут повлечь за собой существенные потери: доли рынка, важных клиентов, крупных денежных средств. Для выхода из сложившейся ситуации организации необходимо четко формализовать свою деятельность, т.е. перейти от интуитивного управления к профессиональным действиям.

     При успешном переходе организация вступает в следующую стадию своего развития – юность.

     На  этом этапе компания получает свое второе рождение, при котором коренные изменения претерпевают фундаментальные основы организации. Данный процесс протекает более длительно и проблематично, нежели предшествующие.

     Характерными  становятся конфликты, прежде всего  между сотрудниками, стоящими у истоков  компании и недавно начавшими свою деятельность в увеличившейся организации. Цели компании становятся противоречивыми, система вознаграждения и стимулирования не соответствует потребностям компании.

     Трудность перехода определяется необходимостью одновременного решения трех задач: освоения делегирования полномочий, изменения системы руководства, смещения целей.

     Смена целей происходит путем перехода от экстенсивного развития к повышению  качества деятельности. Для этого  необходимо вовлечение всего персонала  в происходящие изменения, поскольку сотрудники по-прежнему находятся на стадии быстрого роста, и они хотят, чтобы одновременно и часть полномочий была передана им, и поддерживался тот же темп роста. Но эти два требования взаимоисключают друг друга.

     Проблема  руководителя состоит в том, что он самостоятельно уже не справляется с руководством компанией и для решения своих проблем либо децентрализует полномочия, либо нанимает профессионального менеджера, что в любом случае приводит к изменению системы руководства организацией. Под руководством в данном случае подразумевается процесс изменения организационной культуры. В действительности происходит переход организации от одного набора проблем к другому. Задача руководства состоит в решении текущих вопросов и подготовке ее к столкновению с новыми проблемами. Для нормального функционирования организации новым руководителям необходимо создать систему вознаграждений, перераспределить роли и обязанности, а также установить четкие правила и нормы поведения сотрудников.

     Фаза  стабилизации является первой стадией старения в жизненном цикле организации. Компания еще сильна, но уже начинает терять гибкость. Происходит потеря духа творчества, сокращаются инновации и уже не поощряются изменения, которые и привели ее к расцвету. Как только уменьшается гибкость, организация становится зрелой. Она по-прежнему ориентирована на результат и хорошо организована и управляема, однако в ней возникает меньше конфликтов, чем на предыдущих этапах.

       «В организациях падение духа предпринимательства сначала приводит к стабилизации, а затем к аристократизму. Признаком этого является процесс обострения чувства самосохранения и дистанцирования от клиентов»7.

     Бюрократизация и  смерть. На этом этапе компания не создает необходимых ресурсов для самосохранения. Бюрократическая организация обладает множеством систем со слабой функциональной ориентацией. Отсутствие ориентации компании на рынок, удовлетворение потребностей клиентов, обращение усилий на решение внутренних проблем и превалирование излишней формализованности компании ведет к неизбежной смерти организации. Даже небольшое изменение во внешней среде может привести к разрушению компании.

       «Если мы сравним особенности внутрифирменных установок, регламентирующих управленческую деятельность, то увидим, что не только задачи стадии важны для понимания тех мероприятий, которые выполняются руководством в конкретный период существования организации. Не менее существенным оказывается и генеральная целевая, ценностная установка фирмы в определенный период существования»8.

     Организационные консультанты проанализировали ряд длительно существующих фирм и обратили внимание на то, что организации проходят еще один временной цикл, более длительный по сравнению со стадийным, в котором можно выделить четыре различных типа ценностных установок. 

Таблица 1. Соотнесение стадий жизненного цикла, типов  стратегии организации  и особенности  персонала

Стадия Тип стратегии Стратегии Особенности персонала
Формирование  ¾ «заявка» на рынке товаров/услуг Предпринимательская ¾ 

привлечь  внимание к товару, найти своего потребителя, организовать продажу и сервис, стать привлекательным для клиента

Принимаются проекты  с высокой степенью финансового  риска, минимальным количеством  действий. Ресурсы недостаточны для  удовлетворения всех требований заказчика.

В центре внимания ¾

быстрое осуществление ближайших мер 

Работники должны быть новаторами, инициативными, контактными, с долговременной ориентацией, готовыми рисковать, не боящимися ответственности. Малая сменяемость ведущих сотрудников.
Интенсивный

рост  ¾ «Размножение систем»

Динамический  рост ¾ нарастающий рост объемов  и качества услуг и соответственно числа структур Степень риска  ¾ меньшая. Постоянное сопоставление  текущих целей и создание фундамента для будущего. Письменная фиксация политики фирмы и основных процедур Организационная закреплённость,

тесное  взаимодействие, гибкость в изменяющихся условиях, проблемная ориентация персонала

Стабилизация  ¾ закрепление на рынке, достижение максимального уровня рентабельности Прибыльность  ¾ поддержание системы в равновесии В центре внимания ¾ сохранение существующего уровня прибыльности. Минимизация затрат, возможно прекращение найма. Хорошо развита управленческая система. Созданы  и действуют различного рода процедурные  правила Служащие, достигающие  максимальных результатов (количества и качества) при невысоком уровне затрат и низком уровне риска
Спад  ¾ прекращение нерентабельного, затратного производства. Возрождение Ликвидация  ¾ ликвидация части производства, продажа с максимальной выгодой,

как финансовой,

так и  психологической

Продажа активов,

устранение  возможных убытков,

в будущем  ¾ сокращение работающих

Работники, не приверженные фирме, готовые работать короткое время,

Узко  ориентированные

  Предпринимательская/ Ликвидация ¾ снижение объёмов, поиск  нового продукта и путей оптимизации деятельности Основное ¾  спасти предприятие. Осуществляются действия по сокращению затрат с целью выжить в ближайшее время и обрести  стабильность на длительную перспективу Гибкость к  изменяющимся условиям, ориентация на долгосрочные цели, самоотверженность, готовность переносить временный дискомфорт в условиях и оплате труда
 

     «1. Установка, характерная для цикла развития организации «тусовка», ставит во главу ценности межличностного общения, создания внутрифирменной целостности на базе личных контактов, приверженности»9 общим принципам коммуникации и подобным человеческим особенностям.

     2. Установка, характерная для цикла  развития организации под названием  «механизация», связана с пониманием  ценности упорядочивания, определенности деятельности, внутренней организации. Именно на этом цикле развития организация впервые сталкивается с необходимостью замены сотрудников, которые хорошо вписываются в личностную, неформальную структуру, но не могут быть эффективными специалистами.

     3. Установка, проявляющаяся в период цикла развития «внутреннее предпринимательство», провозглашает необходимость максимального участия каждого из сотрудников в «предпринимательском процессе». Такое представление о ценностях говорит о том, что любой сотрудник организации должен подходить к реализации своей деятельности как предприниматель, который представляет товар на рынке.

     4. Установка, характерная для этапа  «управление качеством», связана  с всемерной ориентацией всех  и каждого на качество. В рамках  данного цикла каждый сотрудник организации должен озаботиться проблемой качества (соответствия представлениям заказчика о желаемом) итогового продукта, а для этого каждый из промежуточных продуктов (полуфабрикатов) должен быть максимально качественным. Хотя сама проблема понимания качества также будет требовать уточнения — что понимать под качеством конкретного товара.

     Взгляд  на организацию сквозь призму циклов развития позволяет более точно  идентифицировать ее основные ценностные установки и ориентации, конкретизировать задачи, стоящие перед организацией, а также особенности управленческих подходов и кадрового обеспечения.

РАЗДЕЛ II . ИССЛЕДОВАНИЕ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ОАО «БЕЛГОРОДСКИЙ МОЛОЧНЫЙ КОМБИНАТ» 

     Открытое акционерное общество «Белгородский молочный комбинат», далее «Общество», было создано в результате приватизации путем реорганизации государственного предприятия «Белгородский молочный комбинат» в Акционерное общество открытого типа (АООТ) «Молоко» и зарегистрировано Постановлением Главы Администрации г. Белгорода №642 от 02.04.93г.

     Сокращенное фирменное наименование: ОАО «БМК».

Информация о работе Жизненные циклы