Жизненные циклы

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 00:35, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - анализ предприятий в условиях их жизненного цикла, так как существуют эталонные стратегии поведения на стадиях жизненного цикла.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
1.Изучить понятие жизненного цикла организации;
2.Рассмотреть модели жизненного цикла;
3.Исследовать анализ моделей жизненного цикла;
4.Проследить основные этапы жизненного цикла ООО «Белгородский молочный комбинат».
5.Провести анализ поведения ООО «Белгородский молочный комбинат». на стадии зрелости;
6.Разработать основные пути совершенствования предприятия на современном этапе жизненного цикла.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ .......................................................................... 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА
ПРЕДПРИЯТИЯ ............................... 5
РАЗДЕЛ II . ИССЛЕДОВАНИЕ ЖИЗНЕННОГО
ЦИКЛА ПРЕДПРИЯТИЯ (НА
ПРИМЕРЕ ОАО «БЕЛГОРОДСКИЙ
МОЛОЧНЫЙ КОМБИНАТ» ............... 17
РАЗДЕЛ III . МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕН-
ДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
ПРЕДПРИЯТИЯ НА СОВРЕМЕННОЙ
СТАДИИ РАЗВИТИЯ ................................ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ........................................................................... 32
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
ЛИТЕРАТУРЫ ........................................................................... 34

Работа содержит 1 файл

жизненные циклы.doc

— 176.50 Кб (Скачать)

                                              СОДЕРЖАНИЕ 

                                                                                                                       стр.

ВВЕДЕНИЕ          ..........................................................................  3  

РАЗДЕЛ I.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

                              ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА

                              ПРЕДПРИЯТИЯ               ...............................   5  

РАЗДЕЛ II . ИССЛЕДОВАНИЕ ЖИЗНЕННОГО

                              ЦИКЛА ПРЕДПРИЯТИЯ (НА

                              ПРИМЕРЕ ОАО «БЕЛГОРОДСКИЙ

                              МОЛОЧНЫЙ КОМБИНАТ»         ...............             17      

РАЗДЕЛ III . МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕН-

                              ДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ

                              ПРЕДПРИЯТИЯ НА СОВРЕМЕННОЙ 

                              СТАДИИ РАЗВИТИЯ     ................................          24 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ   ...........................................................................  32 

СПИСОК  ИСТОЧНИКОВ

ЛИТЕРАТУРЫ    ...........................................................................  34 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Каждый  день образуется множество новых  фирм. Далеко не все из них способны успешно развиваться, добиваться успехов и достигать поставленных целей. Очень немногие организации способны существовать бесконечно долго, и ни одна не живет без изменений. Не сумевшие адаптироваться к постоянно меняющейся внешней среде предприятия погибают. В то же время компании, руководство которых отличается гибкостью, способностью предвидеть и адекватно реагировать на внешние изменения, процветают. Однако для эффективного управления организацией недостаточно уметь прогнозировать события. Руководству необходимо знать, на какой стадии своего развития находится компания, чтобы сконцентрировать усилия на тех задачах, которые на этом этапе необходимо решить в первую очередь.

     «Одним из подходов к определению значения термина «организационное развитие» является рассмотрение этого понятия как «естественного процесса качественных изменений в организации, производных от ее возраста или то, что в литературе называют «жизненным циклом организации». Эмпирическим путем было выяснено, что любые компании проходят определенные стадии в своем развитии, универсальные для организаций любых размеров и форм. Причем переход от одной стадии к другой является предсказуемым, а не случайным»1.

     Актуальность  данной работы обусловлена необходимостью уделять должное внимание теоретическим основам функционирования организации. Это важно для того, чтобы методы развития, внедряемые менеджерами, соответствовали уровню естественного развития организации.

     Объектом данной работы является изучение понятия «жизненный цикл организации».

     Предмет курсовой работы – ООО «Белгородский молочный комбинат».

     Цель  данной работы - анализ предприятий в условиях их жизненного цикла, так как существуют эталонные стратегии поведения на стадиях жизненного цикла.

     Исходя  из цели, были поставлены следующие  задачи:

     1.Изучить понятие жизненного цикла организации;

     2.Рассмотреть модели жизненного цикла;

     3.Исследовать анализ моделей жизненного цикла;

     4.Проследить основные этапы жизненного цикла ООО «Белгородский молочный комбинат».

     5.Провести анализ поведения ООО «Белгородский молочный комбинат». на стадии зрелости;

     6.Разработать основные пути совершенствования предприятия на современном этапе жизненного цикла.

     Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав (первая глава носит теоретический характер, вторая глава практический и третья глава рекомендательный), заключения, списка используемой литературы. 
 
 
 
 
 
 
 

РАЗДЕЛ  I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ПРЕДПРИЯТИЯ 

     «Учитывая зависимость любой организации от многих внешних и внутренних факторов, можно предполагать, что компании развиваются индивидуально, по особому, отличному от других, пути. Отчасти это утверждение верно. Однако еще в 60-х годах XX века было предложено провести аналогию между развитием организации и человека. Впоследствии был сделан следующий вывод: все компании эволюционируют по определенной закономерности, согласно своим внутренним законам, и, так или иначе, проходят несколько стадий в своем развитии. Под стадиями понимаются периоды жизни организации в рамках однотипных ценностных установок, фиксирующие особенности управленческих задач, находящихся в центре внимания руководства»2.

     Еще в 1965 году Дж. Гарднер писал: «Как люди и растения, организации также имеют свой жизненный цикл. Они проходят время зеленой и гибкой юности, расцвета и сучковатой старости... Организации могут преодолеть время от юности до старости за два или три десятилетия, а могут жить веками».

     Можно утверждать, что психологический  возраст организации нередко  отличается от физического, в чем  и проявляется индивидуальность развития организаций.

     Модель  жизненного цикла была создана для  прогнозирования изменений, ожидаемых  в организации, находящейся в  той или иной стадии развития. Получив  информацию о пребывании организации  на определенном этапе, руководитель может  с большей долей уверенности оценить правильность принятого в фирме стиля руководства. Также это позволяет предусмотреть негативные явления, ожидающие компанию на следующей стадии и заблаговременно предупредить их появление, либо (при неизбежности их возникновения) предотвратить возможные последствия.

     «На сегодняшний день известно не менее десяти моделей развития организаций, созданных в разное время. Примечателен тот факт, что большинство моделей появились в США за период с 1967 по 1983г.г. В основе каждой из них предполагаются различные основания для происходящих изменений. Кратко рассмотрим некоторые модели в их исторической последовательности возникновения»3.

     А. Даунс: «Движущие силы роста» (1967). Это одна из самых ранних моделей, возникшая на примере правительственных комитетов. Даунс предложил три основных стадии роста и развития организаций:

  1. первая стадия («борьба за автономию») возникает до формального рождения или сразу же после него и характеризуется стремлением обрести законность и необходимые ресурсы от окружающей среды для достижения «порога выживания»;
  2. вторая стадия («стремительного роста») включает быстрое расширение, где подчеркивается инновационность и креативность;
  3. третья стадия («замедления») характеризуется уточнением и формализацией правил и процедур.

     В целом эта модель представляет развитие правительственных организаций от установления обоснованности их существования к инновациям и расширению, а впоследствии к формализации и контролю.

     Г. Липпитт и У. Шмидт: «Управленческое  участие» (1967). Эти исследователи разработали одну из первых моделей жизненных циклов организации, работающей в частном секторе.

     Они предложили три стадии  развития корпораций:

  1. рождение, в процессе которого создаются системы управления и достигается жизнеспособность;
  2. юность, для которой характерно развитие репутации и устойчивости;
  3. зрелость, на протяжении которой деятельность корпорации направлена на достижение уникальности и способности к приспособлению в изменяющихся областях деятельности.

       Данная  модель описывает шесть основных задач управления, которые изменяются  при переходе компании из одной стадии в другую.

     «Л.Грейнер: «Проблемы лидерства на стадиях Эволюции и Революции» (1972). При создании данной модели автор опирается на теорию европейских психологов о том, что поведение определяется предыдущими событиями, а не будущим. Перенося эту аналогию на развитие организации, он предполагает, что будущее организации определено ее организационной историей в большей степени, чем внешними силами. Взяв за основу эту теорию, Грейнер рассматривает ряд стадий, через которые должны пройти развивающиеся компании»4.

     Таким образом, жизнь организации состоит  в продвижении компании через стадии, где каждый эволюционный период создает его собственную революцию. Революция – бурный период в развитии организации, требующий серьезного пересмотра методов управления. Путь организации из одной стадии своего развития к следующей лежит через преодоление соответствующего кризиса данного переходного периода.

     Ф.Лиден: «Функциональные проблемы» (1975). На различных стадиях своего развития организации имеют проблемы, мешающие нормальному функционированию компании: проблема адаптации к окружающей среде, захват определенного сегмента рынка, приобретение ресурсов, достижение поставленных целей, поддержка образцов поведения.

     Первое, на чем фокусируется новая организация, по мнению Лидена, это адаптация и завоевание своей ниши в изменяющейся внешней среде. Это достигается, в основном, посредством введения инноваций.

     На  втором этапе основными задачами являются приобретение ресурсов и развитие методов работы процедур.

     Третья  стадия характеризуется приданием  особого значения постановке целей  и получению прибыли.

     На  четвертой стадии акцент делается на поддержании поведенческих паттернов и институализации структур.

     Д.Кац  и Р.Кан: «Организационная структура» (1978). Организационная структура, по мнению этих исследователей, является отражением изменений, происходящих в организации в зависимости от стадии ее развития. Исходя из этого рассматриваются три основные стадии развития организации:

  1. стадия простых систем;
  2. устойчивая стадия организации;
  3. стадия разработки структур.

     Представление социальной организации в качестве открытой системы, активно взаимодействующей  с внешней средой позволило авторам  предположить, что главные предпосылки успешной деятельности находятся не внутри организации, а вне ее. Также это представление выполняет функцию методологического принципа организации и анализа данных, полученных в результате диагностики конкретной организации.

     Р.Куинн  и К. Камерон: «Интегративная модель» (1983). В 1983 году Куинн и Камерон предложили вариант, обобщающий ранее созданные модели. Выделяя четыре стадии развития, основной акцент они делают на эффективности деятельности организации и определении ее критериев на различных стадиях.

     И. Адизес: «Теория жизненных циклов организации» (1979). В своем исследовании автор проводит аналогию эволюции организации со схожими биологическими процессами, происходящими в развитии живых организмов, что позволяет характеризовать эту модель как эволюционно-теологическую. Процесс организационного развития представляется как естественный, запрограммированный и заранее предусматривающий неизбежное и поэтапное прохождение организацией в ходе развития ряда обязательных фаз (стадий). В концепции указывается на невозможность перепрыгивания через указанные фазы.

      «Выхаживание - это этап зарождения организации. Она еще не возникла физически и формально, однако энтузиазм и бизнес-идея относительно ее существования уже возникли. В этот период происходят, в основном, обсуждения по поводу будущего организации, в ходе которого основатели закладывают «теоретический» фундамент новой компании. Происходит попытка «продать» идею о ее будущем успехе. Но организация рождается только тогда, когда идея получила положительную оценку в среде единомышленников основателя, сформулированы определенные внутренние обязательства в отношении ее реализации и имеется готовность взять на себя риск основания нового дела»5.

     Фундамент для создания организации у основателя будет в том случае, если он имеет четкие ответы на такие вопросы, как:

Информация о работе Жизненные циклы