Внешняя среда организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 17:20, курсовая работа

Описание работы

Итак, целью данной курсовой работы является обобщение теоретического материала по теме «Внешняя среда организации».
Из поставленной цели вытекают задачи данной работы:
Дать понятие внешней среды организации;
Рассмотреть основные характеристики внешней среды;
Выделить основные факторы внешней среды, оказывающие влияние на деятельность организации;

Работа содержит 1 файл

КУРС - внешняя среда организации (Автосохраненный).doc

— 200.00 Кб (Скачать)

     Среда действия организаций на международном  уровне наиболее сложна. Это обусловлено  уникальной совокупностью факторов, характеризующих каждую страну. Экономика, культура, количество и качество трудовых и материальных ресурсов, законы, государственные учреждения, политическая стабильность, уровень технологического развития в разных странах различны. При осуществлении функций управления руководители должны учитывать эти различия.

     Когда организация начинает вести дела за пределами своей страны, соответствующие процедуры необходимо модифицировать с учетом конкретных факторов окружения.

     Предприятия могут по-разному участвовать  в международных экономических  отношениях. Основные виды международного бизнеса представлены на рис. 5. 
 
 
 
 

   

     

   

   

     

   

   

   

     

   

   

     
 
 
 

Рис. 5. Виды международного бизнеса 

     Экспорт продукции — это самый простой путь проникновения на международные рынки. Хотя организация продолжает производить всю продукцию в своей стране, она может для координации экспорта создать независимую торговую компанию или посредническую службу, которая будет облегчать заключение сделок с иностранными покупателями. С расширением экспорта организация может создать экспортный отдел с управляющим по экспорту, относящимся к среднему уровню в иерархии управления.

     Лицензирование. Предприятие может продать лицензию на производство продукции иностранной компании или государству. В этом случае предприятие предоставляет иностранной компании или государству право использовать патенты или технологию, производственные секреты. Иностранная компания или государство, в свою очередь, возмещает затраты предприятия в форме лицензионных платежей и платы за услуги.

     Совместные  предприятия — это предприятия, создаваемые двумя или большим числом предприятий или государств, которые вкладывают средства в производственные мощности. Участники являются равными партнерами в деле и получают прибыль в зависимости от доли пакета акций каждого в совместном предприятии.

     Прямые  капиталовложения. Наиболее решительный шаг в международный бизнес — это решение руководства выпускать продукцию своего предприятия за границей, создать там дочернее предприятие и сохранять полный контроль над производством, маркетингом, финансами и другими функциями.

     Многонациональные компании владеют и управляют предприятиями в других странах. Это ведущая часть экономики развитой страны. Многонациональные компании действуют, в основном, в обрабатывающем секторе промышленности и сфере услуг, открывают для отечественных предприятий дополнительные рынки для их товаров и услуг и позволяют извлекать выгоды из благоприятного налогообложения и условий использования ресурсов. 

4.2. Тенденции в международной среде 

     1. В товарной структуре международной торговли растет доля промышленных изделий — она уже превысила 80% всемирного товарообмена, сокращается доля дешевеющего сырья.

     2. Рост доли промышленных изделий, сокращение доли сырья — главная тенденция международных экономических отношений. Оборудование — станки и транспортные средства — составляют теперь более половины объема торговли товарами. Обмен ими растет очень быстро, более чем на 15—20% в год.

     3. Рост обмена услугами. В настоящее время они составляют более трети всех обменов. Увеличение доли услуг в обменах связано с резким подъемом доходов от инвестиций. Наиболее крупными статьями поступлений являются финансовые и информационные услуги, туризм и транспорт. Международное инвестирование в сферу услуг уже превысило 50%.

     4. Рост внутриотраслевого обмена. Одни виды станков обмениваются на другие, запчасти — на собранные изделия или потребительские товары аналогичного характера — автомобили, одежду, различающиеся по качеству или по вкусам потребителей.

     5. Интернационализация компаний и международной торговли. Во всем мире многонациональные компании создают сети разработки, производства, сборки и реализации своей продукции. Например, на долю только собственных многонациональных компаний в США приходится более трех четверти экспорта и половина импорта. В Великобритании многонациональные компании покрывают свыше 80% экспорта.

     6. Рост внутрифирменного товарообмена привел к тому, что сейчас от 20 до 30% товарообмена развитых стран является внутрифирменным. Этот вид торговли сосредоточен, в первую очередь, на высокотехнологичных и сложных товарах, таких, как автомобили, электроника. 

4.3. Факторы международной среды 

     Чтобы приспособить свою деятельность к международному окружению, руководители должны понимать факторы международной среды. Наиболее важными считают следующие факторы.

      В среде  международного бизнеса выделяются следующие факторы (рис.6):

     

       
 

Рис. 6. Среда международного бизнеса 

     1. Культура. Организации должны учитывать господствующую в обществе систему разделяемых всеми ценностей, верований, обычаев и преобладающих установок. Каждое общество имеет свою культуру, влияние которой сказывается на стиле повседневной жизни. Различия между культурами выражаются в языке, несовпадении установок по поводу власти, значения работы, роли женщины в обществе, степени коллективизма и даже цветовых предпочтений.

     2. Экономика. Руководство должно оценивать воздействие общей экономической обстановки на предприятие. Предприятия, работающие в международной среде, должны анализировать экономические условия и тенденции и наблюдать за экономикой тех стран, в , которых они ведут или намереваются вести дела. Это необходимо для обеспечения эффективности управления.

     3. Законы и государственное регулирование. Подобно тому, как отечественные организации зависят от внутренних законов, так предприятия, выступающие на международных рынках, вынуждены считаться со множеством законов и регулирующих актов. Это относится к налогообложению, патентному праву, трудовым отношениям, стандартам на готовую продукцию, ценообразованию и отчетности перед государственными учреждениями.

     4. Политическая обстановка. Рынок любой страны находится под влиянием политических событий и решений. Социальная напряженность может нарушать процесс производства или ограничивать сбыт, если волнения направлены против находящегося в иностранном владении завода или вида продукции. Политические действия правительства или внезапная смена режима, как минимум, означают увеличение неопределенности для экспортера или иностранного инвестора. Политические факторы необходимо оценить до вложения капиталов или принятия на себя обязательств по сбыту. По мере поступления новой информации и изменения обстоятельств необходимо корректировать соответствующие прогнозы.

     Важным  фактором внешней среды, оказывающим  возрастающее влияние на международные  операции предприятий, становится деятельность международных организаций. Наиболее многогранное воздействие на хозяйственную деятельность организаций оказывают структуры Европейского союза. Примером здесь может быть Единая согласованная политика в области конкуренции. Определены основные направления такой политики, правила конкуренции в рамках ЕС, согласовано законодательное регулирование процедур создания и регистрации компаний, их деятельности, бухгалтерской и финансовой отчетности и т.д. Важным итогом этой работы стало принятие Устава Европейской компании.

     Другой  пример международного регулирования  деятельности организаций - Генеральное  соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), заключенное в 1947 году между 23 государствами (в том числе и  США). Каждое из этих государств согласилось  предоставлять другим равный и недискриминационный режим торговли, снижать на основе многосторонних договоренностей тарифы и со временем устранить импортные квоты. 
 

                                           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                  Заключение 

     В соответствии с системным подходом организация рассматривается как  открытая система, активно взаимодействующая с внешней средой.

     Каждая  фирма имеет свою собственную  внешнюю среду, внешнее окружение, охватывающее огромное множество различных факторов, которые могут так или иначе воздействовать на функционирование фирмы как в текущий период, так и на перспективу.

     Факторы, оказывающие немедленное влияние  на организацию, относятся к среде  прямого воздействия; все другие - к среде косвенного воздействия. Все факторы внешнего окружения взаимозависимы и взаимодействуют между собой.

     Основными факторами среды прямого воздействия  являются поставщики материалов, трудовых ресурсов и капитала, законы и органы государственного регулирования, потребители и конкуренты.

     Значимыми переменными среды косвенного воздействия  являются технология, состояние экономики, политическая обстановка и социокультурные  факторы.

     Управленческий  аппарат фирмы обычно стремится ограничить учет действия внешнего окружения в первую очередь теми факторами, от которых решающим образом зависит эффективность деятельности фирмы на конкретном этапе.

     Анализ  внешней среды требует постоянного  внимания со стороны менеджеров, поэтому  он осуществляется на основе изучения большого объема информации и требует конкретизации для принятия правильных и своевременных решений.

     Организация должна быть в состоянии эффективно реагировать и приспосабливаться  к изменениям внешнего окружения, чтобы  обеспечить выживание и достижение поставленных целей.

 

Список литературы 

  1. Басовский Л.Е. Менеджмент: Учебное пособие. –  М.: ИНФРА-М, 2006. – 216с.
  2. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник для вузов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 511с.
  3. Зельдович Б.З. Менеджмент: учебник. – М.: Издательство «Экзамен», 2007. -591 с.
  4. Комаров А.Г. Кудашев А.Р., Брандукова А.А., Муфтиев Г.Г. Современный менеджмент: теория и практика. – СПб.: Питер, 2004. – 432с.
  5. Кореченко Р.А., Общая теория организации: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 286с.
  6. Менеджмент: Учеб пособие для вузов/ Под ред. Ю.В.Кузнецова, В.И. Подлесных - СПб.:Издательский дом «Бизнес-пресса» - 2001. - 432с.
  7. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 648с.
  8. Рогожин С.В., Рогожина Т.В. Теория организации: Учебное пособие – М.: Издательство «Экзамен», 2003. – 320с.
  9. Смирнов Э.А. Теория организации: Учебное пособие. — М.:ИНФРА-М, 2005. - 248с.
  10. Теория организации: Учебник для вузов / Г.Р.Латфуллин, А.В.Райченко. – СПб.: Питер, 2003. – 400с.
  11. Шеметов П.В. Теория организации: Курс лекций. – М.: Издательтво Омега-Л, 2006. – 282с.

Информация о работе Внешняя среда организации