Внешняя среда организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 17:20, курсовая работа

Описание работы

Итак, целью данной курсовой работы является обобщение теоретического материала по теме «Внешняя среда организации».
Из поставленной цели вытекают задачи данной работы:
Дать понятие внешней среды организации;
Рассмотреть основные характеристики внешней среды;
Выделить основные факторы внешней среды, оказывающие влияние на деятельность организации;

Работа содержит 1 файл

КУРС - внешняя среда организации (Автосохраненный).doc

— 200.00 Кб (Скачать)

1.3. Влияние внешней среды на формирование управленческих решений в современных условиях  

     Искусство управления проявляет себя особенно ярко и плодотворно, когда под  влиянием изменяющейся среды нарушается монотонная действительность и возникает  проблема принятия нестандартного решения, необходимость разумной и адекватной реакции на перемены.

     В наше время важнейшим, наиболее сложным  и практически непредсказуемым  фактором внешней среды стала  ее политическая составляющая. Сейчас политические факторы общественной жизни России настолько сложны, что  не поддаются никаким научно обоснованным методам долгосрочного прогнозирования. Ограниченные возможности применения научных методов и недостаточность информации о сложных экономических и социальных процессах усиливают роль интуитивных, основанных на опыте и искусстве управления методах стратегического анализа ситуации. Несмотря на эти трудности, каждый активный член общества, а тем более руководители предприятий и фирм пытаются определить, насколько стабильно правительство, каковы силы оппозиции и в какие формы может вылиться общественное недовольство.

     Изучение  другой важной составляющей внешней  среды — экономики позволяет  ориентироваться в таких важных хозяйственных показателях, как  действующие нормы налогообложения, темпы инфляции, уровень безработицы, валовой национальный продукт, таможенные пошлины, сырьевые и трудовые ресурсы и т.п. Сомнительные результаты приватизации, конверсии, инвестиционной стратегии заставляют с тревогой ожидать решения по таким проблемам, как частная собственность на землю, реституция, расходные статьи бюджета, экономическая интеграция стран СНГ, финансовые отношения с международными валютными фондами.

     И, наконец, большое влияние на решение  государственных, народно-хозяйственных  проблем управления, как и на стратегическое управление производственными предприятиями, оказывают социальные факторы макроокружения. Анализ динамики этих факторов позволяет определить демографическую структуру общества, систему культурных и этических ценностей, обычаев, отношение к религии, формирование общественного мнения и мировоззрения, отношение к работе и уровень жизни различных слоев общества.

     Все эти составляющие внешней среды  находятся в непрерывном развитии и взаимном воздействии, что требует  системного подхода к их изучению. Например, непродуманное изменение  тарифов на энергоснабжение летом 1996 г. вызвало непредсказуемые изменения в экономике и социальной сфере Приморского края и плоть до голодовок и массовых забастовок.  

     На  состояние активности предпринимательской  деятельности оказывают воздействие  как регуляторы рынка — свобода предпринимательства, конкуренция, факторы развития рынка, так и многие другие факторы, относящиеся к механизму регулирования предпринимательской деятельности, которые либо способствуют, либо препятствуют созданию благоприятного климата.

     К числу факторов, способствующих созданию благоприятного предпринимательского климата, обычно относят:

  • стабильность государственной и социальной политики, направленной на поддержку предпринимательства;
  • льготный налоговый режим, обеспечивающий стимулы для открытия новых предприятий или расширения уже существующих;
  • меры,  содействующие притоку  в сферу бизнеса финансовых средств;
  • создание инновационных и внедренческих центров, финансируемых как государством, так и частным бизнесом;
  • наличие развитой сети специализированных фирм, предоставляющих финансовую помощь предпринимателям;
  • организация консультативных центров по вопросам управления, маркетинга, рекламы, курсов и школ подготовки предпринимателей;
  • наличие эффективной системы защиты интеллектуальной собственности не только на изобретения, но и на новаторские идеи, ноу-хау, методы деловой активности;
  • упрощение процедур регулирования хозяйственной деятельности со стороны государственных органов (сокращение форм отчетности, облегчение правил регистрации компаний);
  • повышение качества рабочей силы   (образование,  квалификация);
  • обеспеченность информационной технологией, средствами коммуникаций;
  • распространение таких социально-психологических ориентиров, как достижение успеха, личная и групповая ответственность;
  • свобода творчества.

     Считается, что отрицательное воздействие  на развитие предпринимательской деятельности оказывают следующие факторы:

  • высокие налоговые ставки;
  • недостаточно высокий уровень субсидирования исследований;
  • низкая норма накопления и размер инвестиций;
  • чрезмерное государственное регулирование;
  • инфляция;
  • жесткое антитрестовское законодательство;
  • чрезмерное количество требуемых документов государственными органами управления;
  • высокие правительственные расходы,  в том числе на оборону;
  • низкая  производительность труда в правительственном аппарате;
  • рост цен на энергоресурсы;
  • дефицит материальных  ресурсов;
  • протекционизм;
  • субсидии неэффективным предприятиям;
  • высокие расходы на содержание государственного аппарата;
  • низкий уровень образования;
  • враждебное отношение к частному сектору;
  • рост доли сферы услуг;
  • высокий уровень преступности;
  • изменение моральных ценностей;'
  • рост индивидуализма;
  • психология исключительности.

     С прагматичных позиций управления современным  предприятием влияние внешней среды необходимо учитывать для определения воздействия перемен в обществе на стратегию развития фирмы, для выявления опасных или благотворных перемен с внесением соответствующих корректив в производственные планы.

                                 2. Внешняя среда прямого воздействия 

                                                    2.1. Поставщики 

     В среду прямого воздействия на организацию входят поставщики, законы и государственные органы, потребители и конкуренты (Рис. 3).

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

       

Рис. 3. Среда прямого  воздействия 

     С позиций системного подхода организация  — это механизм преобразования «входов» в «выходы». Основные разновидности  входов — рабочая сила, материалы, оборудование, энергия, капитал. Зависимость  между организацией и поставщиками, обеспечивающими ввод указанных ресурсов, — это яркий пример прямого воздействия среды на операции организации. Изменчивость качества и цен ресурсов создает проблемы для организации.

     Некоторые организации зависят от непрерывного притока материалов. Примерами могут быть машиностроительные, торговые предприятия. Невозможность обеспечить поставки в нужных объемах может создать большие трудности для таких организаций. Японцев считают создателями методов ограничения запасов, при котором предприятиям необходимо для следующего этапа производственного процесса материалы и детали доставлять по принципу «точно в срок». Такая система снабжения требует тесного взаимодействия производителя с поставщиками. Нередко предпочитают поиск альтернативных поставщиков или поддержание значительного объема запасов. Это неэффективно, так как запасы связывают денежные средства.

     Для роста и процветания предприятию  нужны «поставщики» капитала. К потенциальным  инвесторам относятся, например, банки, инвестиционные и кредитные программы федерального правительства и местных властей, акционеры, частные лица, покупающие облигации акционерных обществ.

     Адекватное  обеспечение персоналом нужных специальностей и квалификации необходимо для реализации задач, связанных с достижением поставленных целей. Люди, способные эффективно использовать сложную технологию, капитал и материалы, — главный ресурс, обеспечивающий эффективность и результативность организации. Основной заботой современной организации стали отбор и поддержка талантливых менеджеров. Руководители успешно действующих предприятий считают привлечение высококвалифицированных менеджеров высшего звена, обучение способных руководителей даже более важным, чем получение прибыли, привлечение потребителей и выплата приемлемых дивидендов акционерам.

     Для современной организации возрастает значение обеспечения менеджмента  качественной информацией. Это может  быть информация о рынках сбыта, планах конкурентов, приоритетах государственной  политики, новых разработках продукции  и т.д. 
 
 
 

2.2. Законы и государственная власть. 

     Государство оказывает влияние на организацию:

     • через налоговую систему.

     • государственную собственность и бюджет:

     • законодательные акты.

     Каждая  организация имеет определенный правовой статус, являясь частным  предприятием, хозяйственным товариществом или некоммерческой организацией, и именно это определяет, как организация может вести свои дела и какие налоги должна платить. Состояние законодательства часто характеризуется не только его сложностью, но и изменчивостью. В Российской Федерации принимается множество законов, непосредственно влияющих на организации, регулирующих их деятельность. Сюда относится множество законов и положений о безопасности и охране здоровья, защите окружающей среды, защите интересов потребителя, об оплате, финансовой защите и много других.

     Организации обязаны соблюдать не только федеральные  и региональные законы, но и требования органов государственного регулирования. Эти органы обеспечивают принудительное выполнение законов в соответствующих сферах своей компетенции, а также вводят собственные требования, зачастую также имеющие силу закона. Министерства и ведомства правительства, центральный банк, департаменты, управления и отделы местных органов власти занимаются контролем, лицензированием деятельности по различным направлениям.

     Дополнительно усложняют дело регулирующие решения  субъектов Российской Федерации  и местных органов власти. Каждый субъект, каждое муниципальное образование  требуют от предприятий приобретения лицензий, ограничивают возможности выбора места для ведения дела, облагают предприятия налогами, устанавливают или участвуют в установлении цен в энергетике, системах связи. Их законы изменяют или усиливают федеральные нормы.

     Вследствие  этого организации сталкиваются со сложной системой юридических норм. Поэтому задача организации, заключающаяся в поиске и нахождении своего потребителя, находится в рамках многих ограничений. 

2.3. Потребители. 

     Бизнес невозможен без потребителя, диктующего, какие товары и услуги для него необходимы и по какой цене, т. е. он определяет конечные результаты деятельности организации. Поэтому влияние потребителей на повышение эффективности работы и использования таких внутренних переменных, как материалы и трудовые ресурсы, огромно.

     Многие  экономисты согласны с известным теоретиком менеджмента П. Друкером, которой считает, что подлинная цель предпринимательской деятельности — создавать потребителя. Существование организации зависит от ее способности находить потребителя и удовлетворять его запросы.

     Чтобы определить, какой товар будет пользоваться наибольшим спросом, в каком объеме его выпускать, место сбыта товара, необходимо изучить покупателей. Профиль покупателей складывается из следующих характеристик:

  • географическое местоположение;
  • демографические характеристики (возраст, образование, сфера деятельности и т. п.);
  • социально-психологические характеристики (положение в обществе, стиль поведения, вкусы, привычки и т. п.);
  • отношение покупателя к продукту (почему он покупает данный продукт, является ли он сам пользователем продукта, как оценивает продукт и т. п.).

     При анализе потребителя необходимо изучить его торговую силу, которая складывается из следующих факторов:

  • соотношения степени зависимости покупателя от продавца и степени зависимости продавца от покупателя;
  • объема закупок, осуществляемых покупателями;
  • уровня информированности покупателя;
  • наличия замещенных продуктов;
  • стоимости для покупателя перехода к другому продавцу;
  • чувствительности покупателя к цене, зависящей:
  • от общей стоимости осуществляемых им закупок;
  • его финансового состояния;
  • ориентации на определенную марку;
  • требований к качеству.

Информация о работе Внешняя среда организации