Внешняя среда организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 17:20, курсовая работа

Описание работы

Итак, целью данной курсовой работы является обобщение теоретического материала по теме «Внешняя среда организации».
Из поставленной цели вытекают задачи данной работы:
Дать понятие внешней среды организации;
Рассмотреть основные характеристики внешней среды;
Выделить основные факторы внешней среды, оказывающие влияние на деятельность организации;

Работа содержит 1 файл

КУРС - внешняя среда организации (Автосохраненный).doc

— 200.00 Кб (Скачать)

     В результате взаимодействия организации  с поставщиками и потребителями  формируется система хозяйственных связей - одна из важнейших характеристик среды прямого воздействия.

     Другая  характеристика - это состояние рыночной среды. Здесь прежде всего определяется характер среды - монополия (чистая, естественная), олигополия или монополистическая конкуренция. 

2.4. Конкуренты 

     Конкуренты  представляют собой важнейший внешний  фактор. Во многих случаях не потребители определяют необходимый рынку продукт или услугу, а конкуренты. Если не удовлетворять нужды потребителей столь же эффективно, как и конкуренты, то предприятие просуществует недолго. Если конкуренты вводят новшества, то это требует еще более совершенных нововведений и превращения своей организации в эффективную. Недооценка конкурирующей стороны в области совершенствования продукта или услуги может обернуться большими потерями прибыли.

     Предприятия ведут конкурентную борьбу за рынки сбыта, трудовые ресурсы, материалы, капитал и право использовать определенные технические нововведения. От реакции на конкуренцию зависят такие внутренние факторы, как условия работы, оплата труда и характер отношений руководителей с подчиненными.

     В современном мире взаимоотношения  с конкурентами все чаще приобретают  характер кооперации. Например, в 1979 г. американская компания «Дженерал Моторс»  дала огромный кредит своему старому  конкуренту корпорации «Крайслер». «Дженерал  Моторс» помогла «Крайслеру» помешать иностранным автомобилестроителям добиться больших успехов на американском рынке. Если бы компания «Крайслер» разорилась, какая-нибудь иностранная компания могла бы взять под контроль ее развитую сбытовую сеть и тем самым обеспечить себе ускоренное развитие.

     Все факторы прямого воздействия  влияют на внутренние переменные, вызывая  их реакцию. 
 

 

3. Внешняя среда косвенного воздействия 

3.1. Технология 

     Факторы среды косвенного воздействия имеют более сложную структуру, многоплановый характер (рис. 4). Они не так заметно влияют на организацию, как факторы прямого воздействия. Информация о среде косвенного воздействия часто неполная. В условиях усиления воздействия этой среды на конкурентоспособность организации здесь приходится полагаться на субъективные оценки, а не на аналитические данные, руководство вынуждено делать предположения и допущения об их возможных последствиях для организации.

     

       

     

     

     

     

     

       
 

Рис. 4. Среда косвенного воздействия 

     Технология  является одновременно внутренней переменной и внешним фактором большого значения. Научно-технический прогресс влияет:

  • на эффективность, с которой продукты можно изготавливать и продавать;
  • скорость устаревания продукта;
  • способы собирания, хранения и распределения информации;
  • услуги и новые продукты, которые ожидают потребители от организации.

     Организациям  для сохранения своей конкурентоспособности  необходимо быстро реагировать на новые  разработки и самим предлагать нововведения.

     Скорость  изменения технологий быстро растет, и эта тенденция сохранится в дальнейшем. Одна из причин этого явления состоит в том, что в наше время на земле живет больше ученых, чем их было в мире за всю историю цивилизации. Некоторые недавние крупные нововведения, которые глубоко затронули организации и общество, — это компьютерная, лазерная, микроволновая, полу проводниковая технология, интегрированные линии связи, робототехника, спутниковая связь, атомная энергетика, получение синтетических топлив и продуктов питания, генная инженерия, всеобщая миниатюризация, которая быстро развивается.

     Очевидно, что все организации, особенно имеющие  дело непосредственно с технологией  высокого уровня, наукоемкие предприятия, должны быть в состоянии быстро реагировать  на новые разработки и сами предлагать нововведения. 

3.2. Состояние экономики 

     Состояние экономики как фактор среды косвенного воздействия включает ряд характеристик.

     Во-первых, это самые общие характеристики экономической системы - численность  населения, наличие и использование  ресурсов, тип государственного устройства, денежная система, валютное положение, отраслевая структура экономики, параметры внутреннего рынка, объем, структура и география экспорта и импорта и т.д.

     Во-вторых, это анализ общих условий развития предпринимательства: характеристика экономической стабильности, наличие рыночной и технической инфраструктуры, законодательная база, инвестиционный климат, условия формирования новых рыночных субъектов, формы и масштабы государственного регулирования экономики.

     В-третьих, это конкретное состояние, стадия развития экономики, включая оценку экономической конъюнктуры, уровня и темпов инфляции, фазы экономического цикла.

     Руководство должно уметь оценивать, как скажутся на операциях организации общие  изменения состояния экономики. Состояние мировой экономики влияет на стоимость всех ресурсов и способность потребителей покупать определенные товары и услуги. Если, например, прогнозируется инфляция, руководство может счесть желательным увеличение запасов поставляемых организации ресурсов и провести с рабочими переговоры о фиксированной оплате труда с тем, чтобы сдержать рост издержек в скором будущем. Оно может также решить увеличить займы, поскольку при наступлении сроков платежей деньги будут стоить дешевле и тем самым будут частично скомпенсированы потери от выплаты процентов.

     Состояние экономики может значительно  повлиять на возможности получения  организацией капитала для своих нужд. Это в основном обусловлено тем, что правительство часто пытается сгладить последствия ухудшения экономической обстановки, регулируя налоги, центральный банк регулирует денежную массу и ставку процента. Если этот банк ужесточает условия получения кредита и повышает ставки процента, коммерческие банки должны сделать то же самое. В результате становится труднее получить займы и обходятся они организации дороже. Подобным образом, снижение налогов увеличивает массу денег, которые люди могут потратить на цели не первой необходимости, что расширяет сбыт товаров и услуг. 
 
 
 
 

3.3. Социокультурные факторы 

     Социокультурные факторы включают в себя:

  • установки, жизненные ценности и традиции общества;
  • демографическая обстановка;
  • отношения организации с местным населением;
  • отношение людей к работе и качеству жизни;
  • рост населения;
  • уровень образования;
  • мобильность людей и т. п.

     Социокультурные факторы также влияют на организацию, т.к. данная группа факторов оказывает влияние.

  • на формирование спроса населения;
  • трудовые отношения;
  • уровень заработной платы;
  • условия труда;
  • имидж фирмы;
  • продукцию и услуги предприятия.

     Например, дача взятки для получения выгодного контракта или политических выгод, распространение порочащих конкурента слухов считаются действиями неэтичными и аморальными в одних странах, в других же странах подобная практика считается нормальной, и широко используется предприятиями. Исследования показывают, что установки, жизненные ценности и традиции людей со временем изменяются.

     Изменение установок непосредственно влияет на то, что работники считают положительным  в деятельности организации. Это  особенно важно для менеджеров применительно к их функции — мотивации людей с учетом целей организации. Социокультурные факторы влияют также на продукцию или услуги, являющиеся результатом деятельности предприятия, поскольку они определяют вкусы потребителей. Организации должны быть в состоянии прогнозировать изменение ожиданий общества и удовлетворять их более эффективно, чем конкуренты. 
 

3.4. Политические факторы и отношения с местным населением 

     Политические  факторы имеют для руководителей особое значение. Один из них — настроение органов власти и управления, судебных органов в отношении предпринимательства. Другой элемент политической обстановки — это группы интересов и лоббисты. Все учреждения государственного регулирования являются объектами внимания лоббистских групп, представляющих организации, на которых сказываются решения этих учреждений. Некоторые группы, например, объединение «солдатских матерей» выражают интересы не предприятий, а отдельных людей.

     Действия  правительства могут проявляться  в виде:

  • налогообложения доходов корпораций;
  • установления налоговых льгот или льготных торговых пошлин;
  • законодательства по защите потребителей, контролю цен и заработной платы.

     Организация должна знать базовые характеристики политической системы:

  • какая идеология определяет политику правительства;
  • насколько стабильно правительство;
  • насколько оно в состоянии проводить свою политику;
  • какова степень общественного недовольства и насколько сильны оппозиционные политические структуры.

     Большое значение для предприятий имеет  фактор политической стабильности, поскольку политические изменения могут привести к ограничению прав собственности иностранцев и даже к национализации иностранной собственности, к установлению специальных пошлин на импорт. Политика может измениться и в сторону, благоприятную для инвесторов, когда возникает потребность в притоке капитала из-за рубежа.

     Высокий уровень политического риска  приводит к замедлению научно-технического обновления производства, устареванию  структуры, снижению конкурентоспособности  национальных предприятий в конкурентной борьбе.

     Однако  и в сравнительно стабильной ситуации происходят столкновения различных  хозяйственных субъектов и представляющих их интересы политических сил и лоббистских  групп. В переходной экономике России это столкновение трех комплексов - военно-промышленного, топливно-энергетического и аграрного. В настоящее время борьба идет в сфере приватизации бывшей государственной собственности, а также за распределение бюджетных средств. Решение этих проблем, с одной стороны, определяется политическими факторами, а с другой - влияет на них.

     Политика  местных властей оказывает существенное влияние на занятость в регионе  и размещение предприятий, их воздействие  на окружающую среду, добычу и использование  природных ресурсов, создание производственно-технической  и социальной инфраструктуры.

     Для большинства организаций отношение  местного населения имеет первостепенное значение как фактор среды косвенного воздействия. Некоторые города не жалеют усилий для создания стимулов, привлекающих промышленные предприятия в черту города. Другие, напротив, стремятся не допустить в город промышленные предприятия.

     В некоторых районах политический климат благоприятствует предпринимательству, составляющему основу притока средств  местного бюджета. Многие организации  прилагают целенаправленные усилия для поддержания хороших отношений с местным населением, в среде которого функционируют. Эти усилия могут выражаться в форме финансирования школ, благотворительной деятельности или поддержке молодых талантов. 

 

4. Международная  среда 

4.1. Виды международной экономической деятельности 

     Факторы среды косвенного воздействия существенно  отличаются в различных странах. Это необходимо учитывать организациям, участвующим в международном  бизнесе. Мера влияния факторов среды косвенного воздействия на осуществление организацией различных видов международного бизнеса будет существенно отличаться. Наиболее существенным это влияние будет при создании совместных предприятий, меньшим - при осуществлении капиталовложений, особенно - портфельных, еще меньшим - при выдаче лицензий.

Информация о работе Внешняя среда организации