Управление как наука и искусство

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 06:39, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - изучение управления как науки и искусства для дальнейшего применения на практике в различных отраслях и сферах деятельности.
Задачи работы:
- теоретическое исследование понятия управления, изучение этапов зарождения управления как науки;
- изучение психологических аспектов искусства управления, искусства управления личностью и коллективом;
- анализ сисиемы управления персоналом торгового предприятия ООО «ИНК systems».

Содержание

Введение 3
1. Управление как наука и искусство 5
1.1. Зарождение управления как науки 8
1.2. Теоретические основы: искусство управления, принципы управления 11
1.3. Психологические аспекты искусства управления. Искусство управления личностью и коллективом 15
1.4. Методы искусства управления 20
2. Искусство управления на ЗАО НТФ «Кузбассмедтехника» 27
2.1. История создания и основные виды деятельности ЗАО НТФ «Кузбассмедтехника» 27
2.2. Основные технико-экономические показатели деятельности предприятия 31
3. Проблемы в области управления персоналом и контрольной деятельности. Мероприятия по совершенствованию деятельности 34
3.1. Основные недостатки и проблемы процесса управления в ЗАО НТФ "Кузбассмедтехника" 34
3.2. Пути совершенствования контрольной деятельности 38
Заключение 43
Список литературы 45

Работа содержит 1 файл

Курсовик по теории управления (Управление как наука и искусство).docx

— 115.33 Кб (Скачать)

     В Древней Греции и Древнем Риме управление экономикой становится предметом  обстоятельных исследований, научного анализа. Выдающиеся греческие философы Ксенофонт, Платон, Аристотель, будучи первыми учеными-экономистами, оставили свой след и в зарождении науки  об управлении хозяйством, работниками, трудовым процессом. В трудах этих ученых высказаны мысли о специализации, разделении, оплате труда, управлении натуральным хозяйством, обменом, торговлей. В Древнем Риме ученые, писатели, политические деятели уделяют большое  внимание организации труда рабов, ведению сельского хозяйства, правовым основам управления собственностью. Именно в Риме произошло выделение  таких функций управления собственностью, как владение, распоряжение, пользование, что было зафиксировано в римском  праве. Здесь же формулируются представления  об иерархии и иерархических структурах управления, закладываются основы оперативного управления, календарного планирования.

     Права и отношения, связанные с управлением  собственностью, регламентированы также  в "Законах Ману", господствовавших в Индии в VI веке до новой эры. В более поздних древнеиндийских  трактатах мудрецов-брахманов, в частности в трактате "Артхамастра", излагаются основы управления хозяйством, содержится описание государственного и хозяйственного устройства Древней Индии, правила купли-продажи, найма работников, заключения сделок, осуществления торговых операций, ценообразования.

     Древнекитайский философ Конфуций, живший в 55,1—479 годах  до новой эры, изложил взгляды  на умственный и физический труд, отношения  между рабовладельцами и рабами. В IV—IIIвеках до новой эры в  Китае был распространен трактат "Гуань-цзы", в котором излагались проблемы управления экономикой, касающиеся рыночных отношений, торговли, налогов, земледелия и ремесел, денежного  обращения.    Не стояла в стороне от вопросов управления и церковь. Характерно, что иерархическая вертикаль управления по цепочке "папа — кардиналы — архиепископы — епископы — священники", установленная римской католической церковью, закрепилась на многие века.

     Определенный  отпечаток на управление экономикой наложило и военное искусство, опыт организации боевых действий, управления войсками.

     Становление феодально-крепостнического, а затем  и капиталистического строя также  было связано с трансформацией форм и методов управления экономикой в целом и экономическими объектами  разной природы. Но в этот довольно продолжительный период истории  теория управления экономикой, наука  управления практически не существовали, во всяком случае, не оформились в целостную  систему взглядов, единую научную  концепцию. Да и сама экономическая  наука находилась не в лучшем состоянии, ведь она зародилась по сути в XVII—XVIII веках. Так что экономическая  практика, опыт управления объектами  экономической природы, искусный человеческий ум находили, отвергали, изменяли и  улучшали формы и методы управления и на макроэкономическом и на микроэкономическом уровнях. Справедливости ради отметим, что и в наше время управление экономикой опирается не только и не столько на науку, сколько на опыт, практику, искусство способных руководителей. Но основы теории управления как науки существуют уже более ста лет в виде самостоятельной отрасли знаний, опирающейся на определенные принципы, концепции, научные школы.

1.2. Теоретические основы: искусство управления, принципы управления

 

     К моменту возникновения в первом десятилетии ХХ века «школы научного менеджмента» практически отсутствовала  идей научной организации труда. Под менеджментом понимались самые  неожиданные вещи, вплоть до технологии изготовления какого-нибудь конкретного  продукта.

     К «школе научного менеджмента» относят  таких классиков управления как  Фредерик Уинслоу Тейлор, Анри Файоль, Гаррингтон Эмерсон и Генри Форд1. Без их вклада было бы невозможным возникновение современного менеджмента с присущим ему единством науки, искусства, технологии управления. В работах классиков сформулированы принципы, цели и задачи научного менеджмента, описаны основные функции управления. В их работах была проведено изучение проблем организации, рационализации, оптимизации производства и повышения эффективности.

     Разрабатывая  основы науки, в 14 общих принципах  управления А. Файоля мы можем видеть инициативу: «Инициативой мы называем возможность создания и осуществления  плана. Свобода предложения и  осуществления точно также относится  к категории инициативы».

     Первым  элементом управления у него является предвидение. «Управлять – это предвидеть». Действительно, если предвидение и  не есть на сто процентов управление, то оно, во всяком случае, составляет существенную часть последнего».

     Также Файоль пишет об искусстве управлять  людьми: «В крупном предприятии большинство  руководителей отделов участвуют  в выработке программы развития дела; эта работа время от времени  присоединяется к их обычной работе; она требует известной ответственности, и обычно за неё не полагается никакого особого вознаграждения. Для того чтобы добиться в этих условиях от руководителей отделов искреннего и активного сотрудничества, надо обладать качеством искусного управителя людьми, работающего не покладая рук  и не боящегося ответственности. Об искусно управляющем людьми заведующем мы узнаем по рвению его подчинённых  и по доверию начальства»2.

     Управление  как искусство – способность  эффективно применять данные науки  управления в конкретной ситуации.

     Ф. Тейлор говорит о «конструктивном  воображении» – способности, позволяющей  человеку при помощи нескольких усвоенных  понятий преодолевать препятствия, встречающихся на его пути, и создать  что-либо полезное, несмотря на эти препятствия3.

     Также он указывает, что «Менеджмент –  это искусство знать точно, что  предстоит сделать и как сделать  это самым лучшим и дешёвым  способом».

     Наука и искусство менеджмента тесно  связаны между собой. Менеджер должен учитывать некоторую ограниченность теории и научных исследований и  корректировать свою практику с учетом выводов теории только там, где это  уместно.

     Другой  особенностью вывода о двойственной природе менеджмента является его  некая логическая однобокость. Если гениальный менеджер принял верное решение, основанное на интуиции, которая, как  правило, базируется на опыте, то разве  корректно утверждать, что это  решение в принципе не может быть научно обосновано? Напротив, можно утверждать обратное: под решение менеджера, в том числе и неправильное, совсем нетрудно подвести научную базу.

     Наука даёт лишь определённые общие положения, подходы, принципы, методы. Искусство  менеджмента состоит в их творческом применении в управленческой практике. Менеджер должен знать в каких  условиях, при каких обстоятельствах, в какой обстановке применить  конкретные научные знания.

     Следует отметить, что это могут быть как  врождённые, так и приобретённые  качества. К ним относятся: талант, интуиция, воображение, креативность, интуиция, творческие способности, готовность к восприятию нового.

     Искусство менеджмента заключается в использовании  накопленного опыта и приобретённых  знаний творчески на практике. Это  требует определённого природного дара, таких людей называют лидерами. Менеджер должен тонко чувствовать  всё, что происходит вокруг и уметь  увлекать за собой и направлять подчинённых. Поэтому существенно то, что он помимо развитой интуиции, воображения, определённых знаний и так далее, должен обладать организаторскими способностями.

           Наука управления имеет  в своей основе систему базовых  положений, принципов, которые присущи  только ей, и при этом опирается  на законы, изучаемые другими науками, связанными с управлением. Очевидно, что прежде чем приступить к изучению социально-психологических аспектов управления и искусству воздействия  на личность и коллектив, необходимо рассмотреть фундаментальные основы управления - его принципы4.

     Поведение одного из основных и наиболее сложных  субъектов управления - человека также  строится на определенных принципах, внутренних убеждениях, которые  определяют  его  отношение  к  действительности,  на  нормах нравственности и морали. Принципы управления объективны, то есть не зависят от воли и желаний отдельных личностей, хотя любая истина познается через сложнейшую систему субъектно-объектных отношений, и в  этом  основная трудность управления социумом и отдельной личностью. Эти принципы нельзя считать абсолютной истиной, а только лишь инструментом, позволяющим хотя бы немного поднять завесу над сверхсложным миром личности и коллектива и лишь подсказать руководителю, как разумнее воздействовать на контролируемую систему, и какую реакцию следует, вероятно, ожидать  на  управляющее воздействие. Даже самый опытный руководитель, прекрасно владеющий теорией управления, не застрахован от неразумной,  эмоциональной  реакции  на ситуацию. При смене социально-политических формаций, при непрерывном развитии всех явлений в мире изменяются и совершенствуются методы, формы, техника и сами принципы управления. Время меняет и язык науки, терминологию, и неудивительно, если какой-либо принцип управления при неизменности его сути называется в разных странах, в различных национальных школах менеджмента по-своему.

       Принципы управления универсальны, то есть применимы для воздействия  наличность и для оптимального  управления любым социумом -  официальным  (производственным, служебным, гражданским,  общественным) или неофициальным  (семейным, дружеским, бытовым).

       Принцип управления правила, нормы,  которыми следует руководить  в своей деятельности в ходе  решения задач, стоящих перед  фирмой, предприятием:

1. Определение  целей и задач управления;

2. Разработка  конкретных мероприятий по их  достижению;

3. Разделение  задач на отдельные виды работ;

4. Координации  взаимодействий различных подразделений  внутри  организации;

5. Формирование  иерархической структуры;

6. Оптимизация  принятия решений;

7. Мотивация,  стимулирование эффектной работы.

1.3. Психологические аспекты искусства управления. Искусство управления личностью и коллективом

 

     Психология  управления как наука продуцирует  психологические знания, применяемые  при решении проблемы управления деятельностью трудового коллектива.

     Личность  работника изучается рядом психологических  дисциплин, таких как общая психология, психология труда, инженерная психология. Вместе с тем рабочая группа или  трудовой коллектив изучается социальной и педагогической психологией.

     Отличительную особенность психологии управления составляет то, что ее объектом является организованная деятельность людей. Организованная деятельность — это не просто совместная деятельность людей, объединенных общими интересами или целями, симпатиями или ценностями, это деятельность людей, объединенных в одну организацию, подчиняющихся правилам и нормам этой организации и выполняющих  заданную им совместную работу в соответствии с экономическими, технологическими, правовыми, организационными и корпоративными требованиями.

     В социальной психологии отдельный работник выступает как часть, как элемент  целого, то есть социальной группы, вне  которой его поведение может  быть не понятым.

     Изучение  личности работника в организации, анализ влияния организации на социально-психологическую  структуру и развитие коллектива — всё это и многое другое составляют актуальность работы менеджера.

       Объект изучения психологии управления  составляют люди, входящие в финансовом  и юридическом отношениях в  самостоятельные организации, деятельность  которых ориентирована на корпоративно  полезные цели.

       Обобщая все сказанное, можно  сделать вывод, что среди специалистов  в области психологии как искусстве  управления достигнуто единство  в отношении представления о  наиболее актуальных для организации  психологических проблем. К их  числу относят следующие5:

1) повышение  профессиональной компетентности  руководителей (менеджеров) всех  уровней, то есть совершенствование  стилей управления, межличностного  общения, принятия решений, стратегического  планирования и маркетинга, преодоление  стрессов и другое;

2) повышение  эффективности методов подготовки  и переподготовки управленческого  персонала;

3) поиск  и активизация человеческих ресурсов  организации; 

4) оценка  и подбор (отбор) менеджеров для  нужд организации; 

5) оценка  и улучшение социально-психологического  климата, сплочение персонала  вокруг целей организации.

       Как известно, управление как  искусство - осуществляется через  взаимодействие людей, поэтому  руководителю в своей деятельности  необходимо учитывать законы, определяющие  динамику психических процессов,  межличностных взаимоотношений,  группового поведения. К числу  подобного рода закономерностей  можно отнести следующие. 

     Закон неопределенности отклика. Другая его  формулировка — закон зависимости  восприятия людьми внешних воздействий  от различия их психологических структур. Дело в том, что разные люди и даже один человек в разное время могут  по-разному реагировать на одинаковые воздействия. Это может приводить  и нередко приводит к непониманию  потребностей субъектов управленческих отношений, их ожиданий, особенностей восприятия той или иной конкретной деловой ситуации и как результат — к использованию моделей взаимодействия, неадекватных ни особенностям психологических структур вообще, ни психическому состоянию каждого из партнеров в конкретный момент в частности.

     Закон неадекватности отображения человека человеком. Суть его состоит в  том, что ни один человек не может  постичь другого человека с такой  степенью достоверности, которая была бы достаточна для принятия серьезных  решений относительно этого человека.

Информация о работе Управление как наука и искусство