Совершенствование организационной структуры управления на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 22:42, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе будет проведен детальный анализ реализованной на предприятии организационной структуры управления. В ходе анализа будет рассмотрен характер подчиненности и соподчиненности функциональных звеньев структуры управления, будет проведена диверсификация обязанностей всех сотрудников предприятия. Анализ организационной структуры управления данного кафе позволит выявить имеющиеся недостатки структуры.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Организационная структура управления предприятием 5
1.1 Основные типы организационных структур управления 5
1.2 Основные виды организационных структур управления 8
1.2.1 Линейная организационная структура 8
1.2.2 Функциональная организационная структура 10
1.2.3 Линейно-функциональная организационная структура 11
1.2.4 Дивизиональная организационная структура 12
1.2.5 Проектная организационная структура 14
1.2.6 Матричная организационная структура 16
1.3 Проектирование организационных структур управления 18
ГЛАВА 2. Анализ организационной структуры управления предприятием 21
2.1 Характеристика предприятия 21
2.2 Анализ организационной структуры управления 24
2.2.1 Описание организационной структуры управления 24
2.2.2 Функциональные обязанности сотрудников предприятия 25
2.2.3 Недостатки представленной организационной структуры 28
2.3 Рекомендации по совершенствованию организационной структуры управления 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36

Работа содержит 1 файл

Совершенствование ОСУП(за основу взято содержание).docx

— 85.17 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное агентство по образованию

Тихоокеанский государственный экономический  университет

 

 

 

Кафедра экономики

и управления на предприятии

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Экономика предприятия»

 

 

ТЕМА: Совершенствование организационной структуры управления на предприятии

Студент 131-А гр. Гусаров Алексей Александрович

Руководитель Данилова Ульяна Валентиновна  к.э.н.

Курсовая работа допущена к защите:

«___»______________ 20    г.

Курсовая работа защищена

с оценкой:______________

«___»______________ 20    г.

 

 

 

 

 

 

Владивосток – 2010 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ           3

  1. Организационная структура управления предприятием  5

1.1 Основные типы организационных структур управления   5

1.2 Основные виды организационных структур управления   8

1.2.1 Линейная организационная структура    8

1.2.2 Функциональная организационная структура   10

1.2.3 Линейно-функциональная организационная структура  11

1.2.4 Дивизиональная организационная структура   12

1.2.5 Проектная организационная структура    14

1.2.6 Матричная организационная структура    16

1.3 Проектирование организационных структур управления   18

  1. Анализ организационной структуры управления предприятием 21

2.1 Характеристика предприятия       21

2.2 Анализ организационной структуры управления    24

2.2.1 Описание организационной структуры управления  24

2.2.2 Функциональные обязанности сотрудников предприятия 25

2.2.3 Недостатки представленной организационной структуры 28

2.3 Рекомендации по совершенствованию организационной структуры управления   29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ             34

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ     36

 

ВВЕДЕНИЕ

Темой данной курсовой работы является «Совершенствование организационной  структуры управления предприятия. Для изучения данной темы необходимо рассмотреть следующие понятия:

  • Организационная структура управления;
  • Бюрократические организационные структуры;
  • Адаптивные организационные структуры;
  • Линейная структура управления;
  • Функциональная структура управления;
  • Линейно-функциональная структура управления;
  • Дивизиональная структура управления;
  • Проектная структура управления;
  • Матричная структура управления.

Также необходимо изучить  методические указания по проектированию рациональных организационных структур.

Организационная структура  управления предприятием в последнее  время рассматривается как основной механизм, определяющий эффективность  деятельности предприятия. Развитие рыночной конкуренции ставит вопрос разработки научно-обоснованной организационной  структуры необычайно остро. В этой связи, курсовая работа на тему: «Совершенствование организационной структуры управления предприятием» является одной из самых актуальных на сегодняшний  день.

Для более подробного исследования данной проблемы необходимо изучить ее практическое применение. Объектом исследования было выбрано  предприятие общественного питания  «кафе free-flow Рататуй»

Кафе «Рататуй» осуществляет свою деятельность в сфере услуг. Сфера услуг — это один и  самых динамично развивающихся  рынков, что обуславливает высокий  уровень конкуренции.

Кафе «Рататуй» —  это молодое предприятие, которое  было открыто 8 января 2009 года. Общесписочная  численность сотрудников данного  кафе насчитывает 48 человек.

Для молодого предприятия  архиважное значение имеет построение рациональной организационной структуры  управления. Только жизнеспособная, гибкая и динамичная структура управления сможет обеспечить  конкурентное преимущество данного кафе, следовательно, возрастает практическая значимость данной курсовой работы.

В данной курсовой работе будет проведен детальный анализ реализованной на предприятии организационной  структуры управления. В ходе анализа  будет рассмотрен характер подчиненности  и соподчиненности функциональных звеньев структуры управления, будет  проведена диверсификация обязанностей всех сотрудников предприятия. Анализ организационной структуры управления данного кафе позволит выявить имеющиеся  недостатки структуры.

Кроме того, будет проведена  интеграция обязанностей сотрудников  и реструктуризация данной структуры, в результате чего будут предложены рекомендации по совершенствованию  организационной структуры управления «кафе free-flow Рататуй».

 

1 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

 

Любая производственная система (предприятие, фирма, НИИ, концерн  и т.д.) состоит из производственных и управленческих подразделений  и должностных лиц. Между ними существуют организационные, экономические, социальные, психологические отношения. Упорядоченная совокупность этих подразделений  и организационных отношений  между ними называется организационной  структурой управления [1, с.144].

Главным фактором, определяющим возможные контуры и параметры  структуры управления, является сама организация, следовательно, значительное разнообразие организаций предопределяет множество возможных видов организационных  структур управления производством.

    1. Основные типы организационных структур управления

Современное предприятие  представляет собой сложный комплекс, эффективность работы которого обеспечивается механизмом управления, учитывающим деятельность всех подразделений, отделов, служб и работников предприятия и устанавливающим внутренние связи между ними. В зависимости от характера этих связей применяются различные организационные структуры, условно разделяемые на бюрократические и адаптивные [4, c.128].

Концепцию бюрократического подхода к построению организационных  структур разработал в начале XX столетия немецкий социолог Макс Вебер. Ключевые положения этой концепции таковы:

  1. четкое разделение труда, в сочетании с использованием на каждой должности квалифицированных специалистов;
  2. иерархичность управления, при которой нижестоящий уровень подчиняется и контролируется вышестоящим;
  3. наличие формальных правил и норм, обеспечивающих однородность выполнения сотрудниками своих задач и обязанностей;
  4. обезличенность сотрудников при выполнении должностных обязанностей;
  5. осуществление найма на работу в соответствии с квалификационными требованиями к данной должности, а не с субъективными оценками.

Бюрократические структуры  управления показали свою эффективность  в крупных и сверхкрупных организациях, в которых необходимо обеспечивать слаженную четкую работу больших  коллективов, работающих на единую цель. Однако бюрократический тип структуры не способствует раскрытию потенциала людей, каждый из которых использует только ту часть своих способностей, которая непосредственно требуется по характеру выполняемой работы. Кроме того, когда вопросы стратегии и тактики развития организации решаются лишь на высшем уровне, а все остальные уровни заняты исключительно исполнением "спускаемых сверху" решений, теряется общий управленческий интеллект (который рассматривается сегодня как важнейший фактор эффективного управления). Наряду с этим, функциональная специализация элементов структуры приводит к тому, что их развитие характеризуется неравномерностью и различной скоростью. В результате возникают противоречия между отдельными частями структуры, несогласованность в их действиях и интересах, что замедляет прогресс в организации.

Многие российские и  зарубежные исследователи выделяют следующие основные виды бюрократических оргструктур: линейные, функциональные, линейно-функциональные, дивизиональные организационные структуры управления предприятием [1, с.145; 3, с.327].

Другой тип организации  структур управления предприятием —  адаптивный (или органический). Этот тип структур управления имеет сравнительно недолгую историю и возник как антипод бюрократической организации, модель которой перестала удовлетворять многие предприятия, испытывающие потребность в более гибких структурах.

Адаптивная структура  управления — структура управления, позволяющая гибко реагировать  на изменения в окружающей среде  и принимающая в расчет все  инновационные приемы управленческой деятельности.

Для адаптивных организационных  структур характерно отсутствие бюрократической  регламентации деятельности органов  управления, отсутствие детального разделения труда по видам работ, размытость уровней управления и небольшое  их количество, гибкость структуры  управления, децентрализация принятия решений, индивидуальная ответственность  каждого работника за общие результаты деятельности.

Кроме того, адаптивные организационные  структуры, как правило, характеризуются  следующими признаками:

  • ориентацией на ускоренную реализацию сложных проектов, комплексных программ, решение сложных проблем;
  • ограниченным действием во времени, т. е. формированием на временной основе на период решения проблемы, выполнения проекта, программы;
  • созданием временных органов управления.

 В определении адаптивного  типа управленческих структур  подчеркиваются следующие принципиальные  отличия от веберовской бюрократии:

  1. решения принимаются на основе обсуждения, а не базируются на авторитете, правилах или традициях;
  2. обстоятельствами, принимающимися во внимание при обсуждении проблем, являются доверие, а не власть, убеждение, а не команда, работа на единую цель, а не ради исполнения должностной инструкции;
  3. главные интегрирующие факторы данных структур — миссия и стратегия развития организации;
  4. творческий подход к работе и кооперация базируются на связи между деятельностью каждого индивида и миссией;
  5. правила работы формулируются в виде принципов, а не установок;
  6. распределение работы между сотрудниками обусловливается не их должностями, а характером решаемых проблем;
  7. имеет место постоянная готовность к проведению в организации прогрессивных изменений.

Исследователи адаптивного  типа организационных структур управления выделяют следующие основные их виды: матричные и проектные [1, с 146; 5, с.234].

    1. Основные виды организационных структур управления

Далее будут рассмотрены самые распространенные, по мнению многих исследователей (И.В. Корнеева, Н.А. Сафронов, О.И. Волков), виды бюрократических и адаптивных организационных структур управления: линейная, функциональная, линейно-функциональная, дивизиональная, проектная и матричная структуры.

      1. Линейная организационная структура

Линейная структура  управления — простейшая структура, использующаяся на малых предприятиях, занимающихся одним видом деятельности. Такая организационная структура образуется в результате построения аппарата управления из последовательно подчиненных органов в виде иерархической лестницы [7, с.96].

Руководитель в такой  структуре называется линейным и выполняет как административные, так и другие функции, которые могут делегироваться на руководителей более низкого уровня иерархии. Линейная структура ориентирована на большой объем информации, передаваемой от одного уровня управления к другому.

Члены каждой из низших ступеней управления находятся в непосредственном линейном подчинении у руководителя следующего, более высокого уровня (рисунок 1).

Данная схема организации  структуры управления имеет следующие  преимущества:

  • возможность оперативного принятия и выполнения управленческих решений;
  • однозначное разделение обязанностей, полномочий и меры ответственности;
  • возможность применения и оценки эффективности данной структуры без привлечения менеджера-экономиста.

Именно данные преимущества обуславливают широкое распространение  данной структуры в сфере малого и среднего бизнеса.

Однако в данной структуре  имеются свои недостатки, отчасти связанные с жесткой системой управления:

  • неспособность предприятия к быстрой адаптации к рыночным условиям и быстрому росту;
  • ограничение инициативы у работников низших уровней управления;
  • необходимость больших затрат на содержание управленческого аппарата при применении на крупных предприятиях.

Увеличение сложности  и масштабов производства сопровождается углублением разделения труда и, следовательно, дифференциацией функций деятельности производственной системы и специализацией подразделений управления. Развитие и усложнение линейной системы управления привело к созданию оргструктуры более сложного и современного типа, такого как функциональная организационная структура.

Информация о работе Совершенствование организационной структуры управления на предприятии