Синергия и синергетический тип организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 15:42, курсовая работа

Описание работы

В данной работе рассмотрены актуальные вопросы, связанные с проявлением эффекта синергии от слияния и поглощения компаний. Отмечается, что основная причина реструктуризации компаний в виде слияний и поглощений заключается в стремлении получить и усилить синергетический эффект. Возникающая при слиянии новая корпорация может использовать ряд преимуществ (синергией), которые появляются в результате объединения ресурсов этих корпораций. Синергетическое мировидение позволяет по-новому подойти к проблеме эффективного управления развитием организации. Здесь рассматриваются условия возникновения и основные направления проявления эффекта синергии.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Синергия. Закон синергии...............................................................................4
Понятие «Синергия»……………………………………………………………4
Закон синергии………………………………………………………………….4
Механизм реализации закона синергии……………………………………….6
Закон синергии и проблема профессиональной подготовки специалистов по управлению персоналом………………………………………………………..9
Синергетический эффект организации.........................................................11
Понятие «Синергетический эффект»…………………………………………..11
Возникновение синергетического эффекта организации……………………..11
Пример проявления синергии………………………………………………..17
Заключение……………………………………………………………………..19
Список литературы............................................................................................20

Работа содержит 1 файл

курсовая работа по теории организации.doc

— 105.00 Кб (Скачать)

- дифференцированной эффективности, означающей, что управление одной из фирм было неэффективным и после слияния активы фирмы станут более производительными. В экономике в целом и в отдельных ее отраслях всегда можно найти корпорации, текущая стоимость которых занижена вследствие неэффективного управления ее активами текущим менеджментом, которое может быть результатом неспособности или нежелания менеджмента корпорации максимизировать рыночную стоимость своей компании. Здесь синергия понимается как приложение управленческих способностей менеджеров корпорации-покупателя к неэффективно используемым активам корпорации-цели. Этот синергетический эффект был открыт в 1965 г. Генри Манне;

- совершенствования корпоративной стратегии и культуры и проявления эффекта объединения управленческих способностей команды, или командной синергии: в команде участники чувствуют себя в безопасности, она дает ощущение принадлежности к коллективу, что является очень сильным мотивом, особенно для российской культуры. Команда признает и поощряет индивидуальные особенности своих членов, вклад каждого в общее дело, участники разделяют чувство гордости за совместные достижения. В результате внешний мир считает команду (корпорацию) более мощной и влиятельной социальной единицей; 

эффекта от переноса компетенции: управляющая  компания может обладать уникальной компетенцией, управленческим «ноу-хау», умением создавать эффективные  системы управления, способным обеспечить конкурентоспособность на рынке. При слиянии данная компетенция переносится на вновь приобретенную бизнес-единицу. Компании, «делающие ставку» на политику поглощений («компании-рейдеры»), стремятся получить доступ к коммерческим секретам компаний – кандидатов на поглощение, касающимся перспектив их доходов, - информации о готовящихся новых продуктах и контрактах;

- ликвидации дублирующих функций (сокращения управляющего и обслуживающего персонала, а также ряда схожих функциональных подразделений (бухгалтерия, управление финансового контроля, исследовательские и сбытовые подразделения) и создания единых централизованных подразделений, что приведет к значительному снижению затрат на их содержание. Например, при реструктуризации холдинга «Солнечные продукты» (Саратов) были централизованы следующие функции: кредитование, закупка сырья и материалов, а также юридическая, финансовая и кадровая службы (в части методологии), производственные службы (в части бюджета капитальных затрат), дистрибуция и маркетинг. Однако следует учитывать тот факт, что излишняя централизация, в то же время, является главной проблемой холдинговых компаний. Как только топ-менеджмент начинает централизовывать большую часть управленческих функций, в подразделениях наступает паралич, они не хотят брать на себя ответственность. Поэтому для географически диверсифицированного бизнеса к излишним полномочиям центра надо относиться очень осторожно.  
 
 
 
 
 
 

ПРИМЕР  ПРОЯВЛЕНИЯ СИНЕРГИИ

Синергия может проявляться в двух направлениях:

1. Прямая выгода (увеличение чистых активов денежных потоков реорганизованных компаний). Добавленная стоимость объединения формируется за счет операционной, управленческой и финансовой синергии;

2. Косвенная выгода (увеличение рыночной стоимости акций объединенной компании в результате повышения их привлекательности для потенциального инвестора. Информационный эффект от слияния в сочетании с видами синергий, получаемых в качестве прямой выгоды, может вызвать повышение рыночной стоимости акций или изменение мультипликатора Р/Е (соотношение между ценой и прибылью), а, как известно, целью управления акционерного общества является повышение благосостояния акционеров, следовательно, увеличение прибыли на акцию).

В качестве примера сделки по слиянию с проявлением  эффекта синергии можно привести действия одной из крупнейших ТНК на рынке потребительских товаров – Unilever в конце 90-х гг. ХХ в.

 Англо-голландская группа Unilever, выпускающая продукты питания и товары ботовой химии, объявила о слиянии с Bestfoods – самой «лакомой» компанией на американском рынке продуктов питания. Ее наиболее известные брэнды – Hellman’s, Mazola и Skippy. Это слияние крупнейшее в отрасли за последние 12 лет. Unilever заплатит за американскую компанию 20,3 млрд. долл. и возьмет на себя обязательства по долгам на сумму 4 млрд. долл.

 В результате сделки на глобальном рынке возникнет компания с годовым объемом продаж продуктов питания 30,4 млрд. долл., т. е. вторая по величине после швейцарской Nestle (45,9 млрд. долл. в 1999 г.). При этом общий годовой объем продаж Unilever, включая хозяйственные товары, составит 52,3 млрд. долл. По предварительным подсчетам, поглощение Bestfoods сократит объем годовых издержек Unilever на 750 млн. долл. Кроме того, слияние выведет группу в лидеры рынка и создаст базу для дальнейшего роста в момент, когда уровень продаж нескольких брэндов Unilever начал снижаться. 
 

Таким образом, при осуществлении сделок слияний и поглощений компаниями движут различные мотивы. Американский экономист Байд исследовал мотивы, стоящие за 77 приобретениями в 1985 и 1986 гг., и сообщил, что операционная синергия была основным мотивом одной трети поглощений. Российский специалист в области теории и практики слияний и поглощений А. Маршак выделяет следующие базовые цели, которые может преследовать компания в ходе осуществления сделок слияний-поглощений:

1. «защитные» цели (связаны с расширением доли рынка и выходом на новые рынки, а также и с избавлением от существующих конкурентов за счет их поглощения);

2. «инвестиционные» цели (необходимость оптимального размещения свободных средств, скупка недооцененных активов);

3. «информационные» цели (улучшение информированности о технологиях и экономических показателях рынка за счет присоединения технологического и человеческого комплекса поглощаемой компании, реже - информация о предпочтениях клиентов, например, за счет выкупа дилерских сетей);

4. цели получения преимуществ в конкурентных стратегиях (диверсификация товарной номенклатуры, соответственно, снижение рыночных рисков, связанных с динамикой спроса; сокращение времени выхода на рынки за счет приобретения действующих компаний; выход на рынки других стран); сделки слияния и поглощения могут быть использованы как инструмент конкурентной стратегии для создания устойчивого преимущества, чтобы повысить барьеры для входа на рынок для потенциальных конкурентов;

5. «цели акционеров» (привлечение стратегических инвесторов, личное обогащение), отдельные акционеры могут иметь свои интересы. 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Реализация закона синергии зависит не только от внутренних, но и внешних условий функционирования организации. Внешняя среда может быть неблагоприятной. Общество может переживать экономический спад. Конкуренция на рынке может быть подавлена в результате монополии олигархических структур и т.д.

Организация может таким образом столкнуться  с такой проблемой, когда вроде  бы всё сделано правильно, а эффект по причинам неблагоприятной внешней  среды достигнут быть не может. Данная ситуация говорит о том, что руководство  компании и её персонал должны быть в принципе готовы к подобным обстоятельствам внешней среды. Организация должна располагать ресурсами на случай такого поворота внешней конъюнктуры. Однако такая стратегия усложняет положение организации не только во внешнем, но и во внутреннем плане.

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

1. Беляева И. Ю., Беляев Ю. К. Российский рынок слияний (поглощений): эволюция и перспективы развития // Финансы и кредит. 2005.

2. Дмитриев К. Реструктуризация бизнеса // Финансовый директор. 2004.

3. Есипов В. Е., Маховикова Г. А., Терехова В. В. Оценка бизнеса. СПб.: Питер, 2003.

4. Оценка бизнеса: Учебник / Под ред. А. Г. Грязновой, М. А. Федотовой. М.: Финансы и статистика, 2005.

5. Рудык Н. Б. Конгломератные слияния и поглощения: Книга о пользе и вреде непрофильных активов: Учебное пособие. М.: Дело, 2005.

6. Рудык Н. Б. Методы защиты от враждебного поглощения: Учебное пособие. М.: Дело, 2006.

7. Щербаков В. А., Щербакова Н. А. Оценка стоимости предприятия (бизнеса). М.: Омега-Л, 2006.

8. Источники  глобальной сети Internet

Информация о работе Синергия и синергетический тип организации