Синергия и синергетический тип организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 15:42, курсовая работа

Описание работы

В данной работе рассмотрены актуальные вопросы, связанные с проявлением эффекта синергии от слияния и поглощения компаний. Отмечается, что основная причина реструктуризации компаний в виде слияний и поглощений заключается в стремлении получить и усилить синергетический эффект. Возникающая при слиянии новая корпорация может использовать ряд преимуществ (синергией), которые появляются в результате объединения ресурсов этих корпораций. Синергетическое мировидение позволяет по-новому подойти к проблеме эффективного управления развитием организации. Здесь рассматриваются условия возникновения и основные направления проявления эффекта синергии.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Синергия. Закон синергии...............................................................................4
Понятие «Синергия»……………………………………………………………4
Закон синергии………………………………………………………………….4
Механизм реализации закона синергии……………………………………….6
Закон синергии и проблема профессиональной подготовки специалистов по управлению персоналом………………………………………………………..9
Синергетический эффект организации.........................................................11
Понятие «Синергетический эффект»…………………………………………..11
Возникновение синергетического эффекта организации……………………..11
Пример проявления синергии………………………………………………..17
Заключение……………………………………………………………………..19
Список литературы............................................................................................20

Работа содержит 1 файл

курсовая работа по теории организации.doc

— 105.00 Кб (Скачать)

Следовательно, выигрывают все участники синергетического процесса — так как, в результате, доля каждого участника больше 1. Очевидно, что для объединения  усилий требуется, чтобы вектора  этих усилий были согласованы (направлены к одной цели). 
 
 
 
 
 
 
 

 Закон  синергии и проблема профессиональной  подготовки специалистов по управлению  персоналом 

 Закон синергии стоит, что называется, на повестке дня науки и практики управления во всем мире. Вероятно, мы можем наблюдать сегодня только некоторые зачатки опыта его реализации в жизнь. Ведь совершенная его форма предполагает такое соотношение между объективными и субъективными факторами организации, между руководством и подчиненными, которое возможно только в условиях подлинного самоуправления. Современная российская хозяйственно-экономическая система для этого слишком многообразна и многовекторна, чтобы можно было надеяться на реализацию в её рамках проектов организации синергийного типа. Как невозможным оказалось построение коммунизма, в одной отдельно взятой стране, так невозможным представляется сегодня синергийный тип социальной организации в обществе, которое раздирается противоположностями между трудом и капиталом. Необходимо, чтобы люди осознали безальтернативность синергийного подхода при выборе средств реагирования на вызовы нашего времени.

 Можно сказать, что некоторые образцы подхода к успешному решению этой проблемы в мире уже имеются. Есть такой опыт в Европе и в Скандинавских странах, в Америке и в Японии. Можно говорить том, что в свете закона синергии небезынтересным является организационный опыт Советского Союза и Китая. Безусловным достижением на этом пути, конечно же, является организационный опыт испанской компании «Мандрагона» и т.д.

 Синергийный подход предполагает изучение и обобщение положительного опыта, который накоплен в различных хозяйственно-экономических системах. При этом нельзя думать, что успешный опыт синергии в одной системе может быть перенесён на несвойственную ему хозяйственно-экономическую почву. Известен такой исторический факт, когда по окончании Второй Мировой войны США и СССР искали и вывозили из Германии, не только то, что относится к области новейшей техники и технологии, но так же высококлассных специалистов, в области, прежде всего военного производства. Немецкие специалисты добросовестно работали и в СССР и США на соответствующих объектах. Казалось, было, всё сосредоточено в нужное время и в нужном месте: совершенная техника, совершенная технология и необходимые специалисты. Однако эффект синергии достигнут не был ни в СССР, ни в США. Этому мешали многочис-ленные несоответствующие обстоятельства политического, социального, культурного и т.д. характера. В конце концов, большинству из этих специалистов было разрешено вернуться в ФРГ.

 Аналогичные результаты даёт подобный метод и в наши дни. Широко известно о том, что в 90-е годы правительство Российской Федерации и российский бизнес пытались использовать консультантов из Европы и Америки во всех сферах экономического, политического и культурного строительства. Вопреки ожиданиям результаты оказались мало удовлетворительными.

 Были попытки в это же время в соответствии с западноевропейскими, американскими, японскими стандартами заняться предпринимательством на территории России. Европейские, скандинавские, американские и другие компании пытались по своим правилам и нормам организовать производство на территории России. И этот результат оказался тоже мало утешительным.

 Подобные примеры мы можем найти, обобщая опыт 90-х годов. В России, и в экономике, и в политике, и в образовании, и в медицине, и в других областях жизни сегодня приходит понимание того, что простое заимствование организационных стандартов, откуда бы то ни было, синергийного эффекта дать не может. Закон синергии, безусловно, общий для всех стран и народов по своей сути может проявиться на основе естественной логики развития, аккумулируя весь доступный международный опыт, но взращивая синергию на национальной почве.

 Вероятно, в какой-то мере эксперименты советского времени и 90-х годов нам были необходимы для того, чтобы осмыслить и усвоить организационные истины в их применении к России. Но положено только начало в этой большой работе. Ведущая роль в ней принадлежит тем специалистам, которые сегодня ещё являются студентами, а завтра станут капитанами и штурманами российского предпринимательства. Это касается специалистов всех направлений, но в первую очередь, таких как специалист по управлению персоналом. 
 
 
 
 

СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ ОРГАНИЗАЦИИ

Понятие «Синергетический эффект»

Синергетический эффект - возрастание эффективности деятельности в результате соединения, интеграции, слияния отдельных частей в единую систему за счет так называемого системного эффекта, эмерджентности.

Суть  синергетической теории состоит  в том, что возникающая при слиянии новая корпорация может использовать ряд преимуществ (синергий), которые появляются в результате объединения ресурсов этих корпораций. Синергетическая теория слияния основывается на том, что менеджеры как корпорации-цели, так и корпорации-покупателя действуют в наилучших интересах своих акционеров, т. е. все их усилия направлены на максимизацию благосостояния последних. В предположениях синергетической теории менеджеры корпорации-покупателя и корпорации-продавца будут заинтересованы в проведении слияния тогда, и только тогда, когда это слияние увеличивает чистое благосостояние их акционеров. Следовательно, основной мотив для менеджмента корпорации-покупателя при проведении слияния или поглощения заключается в попытке получения синергетических эффектов.

Возникновение синергетического эффекта организации

Синергетический эффект организации может возникнуть в результате:

- Операционной экономии (операционной синергии), основными разновидностями которой являются экономия на масштабе, проявляющаяся в снижении затрат на единицу продукции, как правило, за счет снижения доли постоянных затрат в общем объеме издержек, а также экономия на охвате, возникающая вследствие возможности производить (оказывать) большее количество наименований товаров (услуг), используя имеющиеся в наличии основные фонды, сырье и материалы. Как правило, именно эту цель преследуют корпорации в горизонтальных и вертикальных слияниях;

- Эффекта агломерации, при котором издержки на единицу продукции при получении добавленной стоимости применительно к товару уменьшаются на фиксированный процент при каждом удвоении объема продукции. Пример: эмпирические данные показывают, что темп снижения издержек на единицу товара составляет: для корпораций автомобильной промышленности – 12%, сталелитейных и самолетостроительных корпораций – 20%, для корпораций, специализирующихся на производстве полупроводников, - 40%;   

- расширения номенклатуры выпускаемой продукции в результате объединения отдельных производств в общую систему и эффекта комбинирования взаимодополняющих ресурсов. Пример: небольшие корпорации, с одной стороны, достаточно часто производят продукцию, в которой нуждаются более крупные корпорации или корпорации, которые хотели бы расширить свой производственный ассортимент за счет этой продукции, но создание аналогичных собственных производств было бы для подобных корпораций экономически не выгодным проектом. С другой стороны, небольшие корпорации часто сталкиваются с проблемой нехватки финансовых ресурсов для финансирования своих новых и уже существующих проектов . Таким образом, в результате интеграции компании приобретают недостающие им ресурсы и активы дешевле, чем они могли бы обойтись при самостоятельном их создании каждой компанией;

- повышения эффективности работы с поставщиками в результате приобретения дополнительного рычага снижения закупочных цен путем увеличения совокупного объема закупок и приобретения тем самым возможности пользоваться дополнительными скидками и путем прямой угрозы смены поставщика. Например, при снижении затрат на снабженческую деятельность всего на 10% вполне реально увеличить прибыльность компании на 10 – 20%;

- функциональной синергии (когда целевая фирма оказывается более сильной в тех областях функционирования, где приобретающая фирма проявляет слабость) и взаимодополняемости в области НИОКР. Пример: сокращение затрат на НИОКР достигается за счет того, что корпорация-покупатель может использовать научно-исследовательские центры приобретенной корпорации, а также ее работников для разработки и внедрения новых продуктов, товаров и услуг на рынок.

- централизации маркетинга, или «торгового синергизма» (в результате возможности реализации стратегии «связанных продаж», возможности предлагать дистрибьюторам более широкий ассортимент продуктов и использовать общие рекламные компании, что позволяет избежать новых инвестиций в развитие сбытовой сети и продвижение продукта);

- разницы в рыночной цене компании и стоимости ее замещения: зачастую проще купить действующее предприятие, чем создать новое; 

- возросшей рыночной мощи из-за снижения конкуренции и возможности конкурировать за крупные, в том числе государственные, контракты, получение которых обеспечивает высокий уровень загрузки производственных мощностей. Основным индикатором увеличения монополистической мощи корпорации принято считать получение корпорацией более высоких прибылей по сравнению с остальными корпорациями в отрасли. Эмпирические данные свидетельствуют, что увеличение доли рынка в среднем на 10% сопровождается увеличением прибыли на 5%. В частности, источником получения более высоких прибылей может быть использование статуса «лидера рынка»: крупные корпорации, являющиеся лидерами своей индустрии, никогда не забывают упомянуть об этом факте в своих рекламных компаниях, причина этого заключается в том, что на покупателей подобный статус оказывает благоприятное воздействие. Эмпирические исследования поведения покупательского спроса подтверждают: отдельные люди склонны к копированию действий толпы, более того, покупатель оценивает продукцию по таким характеристикам, как размер выпустившей ее корпорации, количество лет, в течение которых существует корпорация, и ее репутация;

- ускорения движения компании по стратегической траектории: быстрее решаются задачи роста (возрастает скорость расширения рынка, создания/укрепления занимаемой рыночной ниши, создания новых продуктов). Синергетический эффект, связанный с созданием стратегических преимуществ, выделил Хироюки Итами в исследовании в области повышения эффективности использования ресурсов. Он связывает синергизм с использованием «эффекта безбилетника», когда ресурсы, аккумулируемые в одной части компании, используются одновременно и без каких-либо расходов другими ее частями. Примером такого синергизма является использование сильной торговой марки для вывода на рынок новых товаров, использование благоприятного имиджа компании для привлечения клиентов к новой продукции или использование научных, производственных и управленческих наработок в различных направлениях деятельности компании, т. е. к ресурсам, потенциально способным к созданию синергетического эффекта, Итами относит активы, основанные на информации; 
 

- увеличения политического влияния компании в регионе/стране для отстаивания своих интересов, преодоления законодательных барьеров и ограничений и снижения национальных рисков за счет международной диверсификации;

- смягчения влияния факторов делового риска, которое может выражаться в снижении размаха колебаний поступлений от продажи товаров и услуг, стабилизации притоков денежных средств от операций компании за счет формирования портфеля активов с разными жизненными циклами и объединения компаний различного профиля деятельности (эффект диверсификации);

- финансовой экономии: объединение компаний может внести вклад в укрепление платежеспособности, улучшить покрытие выплат по заемным средствам за счет дополнительных потоков денежных средств, и, в конечном счете, привести к снижению финансового риска компании, а следовательно, к снижению затрат на капитал, удешевить его привлечение и облегчить к нему доступ. Размер компании нередко сам по себе является гарантом стабильности и позволяет получить более выгодный кредитный рейтинг: финансовые организации дорожат крупными клиентами, что позволяет компании эффективнее использовать инструмент давления. Нередко веской причиной слияний и поглощений является сокращение налоговых платежей в случае, когда высокоприбыльная фирма, несущая высокую налоговую нагрузку, приобретает компанию с большими налоговыми льготами, которые будут использованы для созданной корпорации в целом. Финансовая синергия особенно четко прослеживается в случае конгломеративного слияния. Так, в 1971 г. Вилбуром Левелленом была предложена чистая финансовая рациональность конгломеративного слияния, известная теперь также как эффект страхования корпоративного долга. Левеллен показал, что слияние двух и более корпораций, потоки прибыли которых не коррелируют между собой, снижает риск дефолта по долговым обязательствам новой корпорации и, следовательно, увеличивает потенциал использования корпорацией долгового финансирования. Возможность увеличения долговой нагрузки корпорации создает ее акционерам хорошо известный налоговый щит – уменьшение размеров налогооблагаемой прибыли, так как платежи по долговым обязательствам во многих странах вычитаются из налогооблагаемой прибыли; 

- финансовой синергии, теория которой, оправдывающая существование конгломератов, была предложена в 1999 г. Флак и Линчем. Теория утверждает, что главным мотивом конгломератного слияния является желание одной из компаний решить проблему нехватки ресурсов для проведения выгодного инвестиционного проекта. Компания, испытывающая финансовые затруднения, но имеющая прибыльный инвестиционный проект (или целую серию таких проектов) в силу агентских проблем и асимметрично распределенной информации между менеджерами компании и внешними инвесторами, считающими проект чрезмерно рискованным, не может привлечь финансирование под его проведение. В этой ситуации компания вливается в конгломерат и там получает необходимое финансирование. Более формально финансовая синергия может быть определена следующим образом: объем финансирования, который может привлечь конгломерат, всегда больше или равен объему финансирования, который могли бы привлечь компании, составляющие конгломерат, будучи отдельными бизнес-единицами;

Информация о работе Синергия и синергетический тип организации