Лекции по теме "Кадровый менеджмент"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 18:27, курс лекций

Описание работы

Менеджер по персоналу — профессия молодая. Как разновид¬ность деятельности менеджера она зародилась в конце прошлого века. Появление специалистов по работе с персоналом, имеющих подготовку в области промышленной социологии и психологии, означало подлинную революцию в традиционных формах кад¬ровой работы. Если до этого кадровая работа была функцией ли¬нейных руководителей различного уровня и ранга, а также ра¬ботников (и руководителей) кадровых служб, занимающихся учетной, контрольной и распорядительско

Работа содержит 1 файл

Базаров. УП.1. Кад.менеджмент как профессия.doc

— 375.00 Кб (Скачать)

     Раскроем  логику этого исторического процесса организационно-культурной эволюции.

     Технократический  подход 

     Технократический  подход, коренящийся в философии позитивизма, был перенесен (наиболее известная фигура в этом подходе — Ф. Тэйлор) в практику организации производственных и трудовых процессов в связи с резко возросшей потребностью повышения эффективности деятельности крупномасштабных производственных систем, ориентированных на выпуск серийной массовой продукции. Работник в подобного рода человеко-машинных системах трактовался как «винтик», и проблема оптимизации функционирования таких технологий решалась на путях рационализации социально-производственных связей и трудовых процессов за счет использования более эффективных механизмов контроля и. вознаграждения. Конечная цель рационализации — повысить уровень эксплуатации всех составных элементов (в том числе и «человеческого материала») этих систем.

     Доктрина  человеческих отношений

     Негативные  социальные  последствия  подобного  рода рационализации, несмотря на достигаемый, особенно в кризисных ситуациях (в первую очередь, в условиях войн), рост производительности труда за счет внедрения элементов его научной организации, стали очевидны уже во второй половине 20-х годов XX в. и породили серию социальных экспериментов (хоторнские исследования Э. Мэйо).

     Гуманизация трудовых отношений, вовлечение работников в обсуждение вопросов, касающихся их производственной деятельности, использование позитивных эффектов групповой самоорганизации — таковы важнейшие принципы доктрины человеческих отношений. Ее реализация впервые придала наемному работнику статус (хотя и неравноправного) партнера во взаимоотношениях с менеджером и хозяином предприятия, когда необходимо было урегулировать сложнейшие социальные и трудовые вопросы. Гарантией этого стиля взаимоотношений могла стать только коллективистская солидарность трудящихся, находящая институциональное выражение в деятельности профессиональных союзов.

     Контрактация  индивидуальной ответственности

     Коллективистская по своей природе идеология профессионализма,      свойственная массовым профессиям, к середине 50-х годов стала тормозом на пути научно-технического прогресса, поскольку широкое внедрение технических нововведений вытесняло массовый малоквалифицированный труд. Стимулирование индивидуального профессионального развития за счет включения  механизмов личной заинтересованности  и персональной ответственности — такова специфика нового подхода в кадровом менеджменте, получившего распространение в развитых странах в 60-е — 70-е годы. Его применение, в конечном счете, было нацелено на то, чтобы повысить предпринимательскую активность всех работников и сделать предприятие более конкурентоспособным.

     Однако  ориентация на потребительскую мотивацию  работника, гипертрофия эгоистической морали вели к эрозии морально-психологического климата организации, снижая в целом эффективность ее деятельности. Поэтому в качестве противоядия естественным выглядел возврат (в той или иной форме) к коллективистским ценностям, обеспечивающим здоровую атмосферу в организациях, где работники, объединяемые во временные и постоянные рабочие группы, занимаются сложно-организованной совместной деятельностью.

     Командный менеджмент

     В условиях глубокого структурного кризиса 70-х годов созидание оптимальной, с точки зрения решения, как правило, неординарных проблем, формы организации для таких рабочих групп стало самоценной задачей. Социальное и культурное творчество самих работников, их непосредственное участие в самоорганизации и самоуправлении совместной деятельностью, взаимный контроль, взаимопомощь и взаимозаменяемость, проясненность общих ценностей и целей, определяющих поведение каждого члена команды, коллективная ответственность за результаты и высокую эффективность работы, всемерное развитие и использование индивидуального и группового потенциалов — таковы слагаемые нового подхода в кадровом менеджменте 80-х — 90-х годов, получившего название — командный менеджмент (team management).

     Таким образом, можно говорить о четырех  основных парадигмах в кадровом менеджменте в XX в.:

     • доктрина научной организации труда;

     • доктрина человеческих отношений;

     • доктрина контрактации индивидуальной ответственности;

     • доктрина командного менеджмента.

     Причем  командный менеджмент представляет собой органичный синтез последовательных трансформаций, исторически предшествующих партиципативной организационной культуре. И с этой точки зрения отсутствие в той или иной национальной или корпоративной организационной культуре исторически предшествующих и модернизированных элементов всех трех организационных культур — бюрократической, органической и предпринимательской — делает весьма проблематичной полноценную реализацию доктрины командного менеджмента в силу недостаточно эффективной организации деятельности, неадекватного морально-психологического настроя или (и) низкого уровня профессионализма. Эта детерминированность степенью зрелости национальной и корпоративной организационной культуры применения передовых способов кадрового менеджмента в управлении персоналом объясняет, в частности, невозможность искусственного перенесения даже самого эффективного инструментария кадровой работы в практику отечественных кадровых служб.

     Основные  принципы совместно-творческой деятельности

     Тем не менее и отечественная практика сумела накопить определенный опыт выращивания форм совместно-творческой деятельности, что позволило сформулировать основные принципы ее организации:

     •   принцип индивидуального творчества — постоянное развитие способностей каждого индивидуума (через обучение действием, включенностью в системы непрерывного образования и самообразования);

     •   принцип социального творчества — разработка и институционализация необходимых для решения стоящих задач социальных структур;

     •   принцип культурного творчества — ориентация в совместной деятельности на высшие культурные достижения, на инновационные процессы и изобретательство;

     •   принцип морального творчества — готовность человека служить моральным образцом другим и самому себе. 

     1.3. Основные типы   профессиональной культуры кадрового менеджмента 

     Воспользуемся  классификационной  схемой,   предложенной Д. Коулом2, чтобы раскрыть специфику каждой из выделенных парадигм кадрового менеджмента. А она определяется типом доминирующей в корпорации организационной культуры.

     Бюрократическая организационная  культура 

     При доминировании бюрократической организационной культуры менеджер по персоналу в своей деятельности склонен руководствоваться следующими стереотипами:

     1) работники — прирожденные лентяи, пассивны и нуждаются в манипулировании и контроле со стороны организации, поэтому менеджер, несущий ответственность за функционирование персонала организации, должен уделять особое внимание стимулированию работы подчиненных;

     2) для работников побудительным  мотивом в первую очередь является экономический интерес, поэтому следует делать все для того, чтобы обеспечить им максимальный доход;

     3) организационная структура должна  быть спроектирована таким образом,  чтобы контролировать желания работников и в максимальной степени нейтрализовать возможные последствия их непредсказуемых действий;

     4) поскольку работники по своей  натуре склонны противодействовать целям, предписываемым организацией, и в основном не способны на жесткий самоконтроль и самодисциплину, необходим надежный внешний контроль над их деятельностью, чтобы обеспечить достижение поставленных руководством целей;

     5) на руководящую работу могут  выдвигаться те немногие работники,  которые способны к самоконтролю и имеют высокую мотивацию, целеустремленны и честолюбивы.

     Органическая  организационная  культура

     При доминировании органической организационной  культуры менеджер по персоналу в  своей деятельности, как правило, руководствуется следующими стереотипами:

     1) работники озабочены в основном  социальными нуждами и обретают чувство самоидентичности только во взаимоотношениях с другими людьми;

     2) рационализация производства и  узкая специализация приводят  к тому, что смысл своей производственной деятельности работники видят не в самой работе, а в социальных отношениях, которые складываются в процессе труда;

     3) работники в большей степени  склонны реагировать на воздействие  своих товарищей, чем на инициативы начальства;

     4) высокий уровень сплоченности  делает групповое мнение основным  источником морального авторитета для членов трудового коллектива;

     5) работники готовы положительно  реагировать на инициативы начальства, когда оно учитывает социальные потребности своих подчиненных и, в первую очередь, потребность в общественном признании.

     Предпринимательская организационная культура

     В случае  преобладания  предпринимательской организационной культуры менеджер по персоналу руководствуется такими стереотипами:

     1) работники интересуются только  своими личными целями. Они равнодушны к специфическим задачам организации, помимо такой универсальной цели, как достижение максимальной прибыли. Поэтому с ними лучше не обсуждать эти задачи, дабы не вызвать излишнего сопротивления при их реализации;

     2) лучший способ заставить организацию  работать — нанять настойчивых,  агрессивно настроенных людей и постараться сохранить контроль над ними в условиях постоянно меняющейся внешней среды. Не исключено, что в этой агрессивной среде детальная проработка задач организации окажется бессмысленным делом, поскольку решающим фактором является инициатива самих работников;

     3) наиболее эффективный способ  мотивации работников — вызов,  который открывает хорошую возможность для их самореализации. При этом вызов должен быть соразмерен потенциалу работников, а менеджеру следует предусмотреть в случае успеха достойное вознаграждение;

     4) властные полномочия редко кому-нибудь  делегируются из-за опасений возможной  ошибки. Работники свободны в  своих действиях, пока делают «правильные» вещи;

     5) ответственность не предписывается  работникам, но она принимается на себя теми, кто готов при любых обстоятельствах выполнить свои обязательства, несмотря на сопряженный с этим риск. Именно эти качества особенно высоко ценятся в подчиненных, что создает в коллективе атмосферу повышенной тревожности и побуждает работников трудиться с полной самоотдачей, не глядя на часы;

     6) для таких одержимых работой  предприимчивых людей не имеют  особого значения должности и  звания, что дает менеджеру определенную свободу маневра при ограниченных финансовых ресурсах, позволяя особенно долго не мучиться над вопросом, чей вклад в общий результат был наибольшим.

     Партиципативная организационная  культура   

     При  партиципативной  организационной культуре менеджер по персоналу в своей деятельности исходит из того, что

     1) подавляющее большинство работников готовы напряженно трудиться ради достижения целей, находящихся за пределами их личных интересов;

     2) каждый индивидуум уникален, поэтому  стандартные управленческие подходы  не срабатывают, а должны быть  сформулированы применительно к конкретному человеку и данной ситуации;

     3) индивидуумы достаточно гибки  для того, чтобы органично сочетать  свои личные цели с целями  команды, если сама команда ясно представляет себе, к чему она стремится;

     4) взаимодополнительность способностей  членов команды и общность основных ценностных установок обеспечивает полноценное использование индивидуальных навыков и умений при достижении общекомандных целей;

     5) для координации усилий многих  людей необходимы наличие осмысленной коммуникации между членами группы, незаурядные цели должны формулироваться таким образом, чтобы энергия команды могла быть конструктивно направлена на их достижение, требуются новый тип руководства и освоение новых умений и навыков всеми членами команды;

     6) процесс командообразования предполагает активное участие всех членов команды в анализе проблем и перспектив, планировании совместных действий, оценке (и самооценке) полученных результатов и индивидуальных вкладов в общую работу.

Информация о работе Лекции по теме "Кадровый менеджмент"