Лекции по теме "Кадровый менеджмент"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 18:27, курс лекций

Описание работы

Менеджер по персоналу — профессия молодая. Как разновид¬ность деятельности менеджера она зародилась в конце прошлого века. Появление специалистов по работе с персоналом, имеющих подготовку в области промышленной социологии и психологии, означало подлинную революцию в традиционных формах кад¬ровой работы. Если до этого кадровая работа была функцией ли¬нейных руководителей различного уровня и ранга, а также ра¬ботников (и руководителей) кадровых служб, занимающихся учетной, контрольной и распорядительско

Работа содержит 1 файл

Базаров. УП.1. Кад.менеджмент как профессия.doc

— 375.00 Кб (Скачать)

     2) нормативные акты, регламентирующие поведение сотрудников корпорации;

     3) коллективы сотрудников корпорации, чья деятельность определяется моральным климатом организации;

     4) индивидуальные мотивы сотрудников корпорации, побуждающие их к моральной деятельности, которая утверждает идеалы добра и подчинена чувству долга.

     При построении системы кадрового менеджмента  следует учитывать, что этические  принципы и общепризнанные моральные нормы, как правило, фиксируются в официальных документах корпорации — миссия корпорации, корпоративный этический кодекс (моральные институции), а неформальные механизмы моральной регуляции определяются господствующими реально-психологическими стереотипами и авторитетом морального лидера

     4.1.    Корпоративный этический кодекс 

     Этический кодекс, ценности и  миссия организации

     Уровень морального развития как отдельно взятой личности, так и организации в  целом в настоящее время определяется ориентацией на сформировавшиеся в  XX в. гуманистические универсальные принципы справедливости: равенство человеческих прав и уважение достоинства человеческого существа как индивидуальной личности (Л. Кольберг); принцип благоговения перед жизнью (А. Швейцер). В известной книге А. Печчеи «Человеческие качества»14 намечены шесть целей для человечества, по которым можно сверять цели деятельности организации:

     •  «внешние пределы» — уяснение проблемы биофизических пределов существования  человека на Земле, гармонизация взаимоотношений  человека с природой;

     • «внутренние пределы» — исследование физических и психологических возможностей человека;

     • защита и сохранение культурных особенностей народов и наций;

     • «мировое сообщество» — выявление  путей постепенного преобразования системы эгоцентрических государств в систему скоординированных между собой географических и функциональных центров принятия решений;

     • среда обитания, генеральный всемирный план человеческих поселений;

     • производственная система.

     Корпоративные этические кодексы могут основываться и на других этических принципах, которые складывались на протяжении последних четырех столетий и в какой-то степени ограничивают максимальные этические требования:

     утилитаристский принцип — предоставляет наибольшее благо наибольшему числу людей;

     индивидуалистический  принцип — направлен на достижение чьих-либо долгосрочных интересов.

     Введение  абстрактных положений о ценностях, миссии, цепях и философии организации в корпоративные этические кодексы не исключает отношения к ним со стороны руководства компаний просто как к красивым словам, в то время как этические стандарты требований, предъявляемых обществом к организациям, как правило, очень высоки. От корпораций требуется решение различных социальных проблем: повышение качества жизни наемных работников, защита окружающей среды, благотворительная деятельность, повышение качества жизни всех граждан общества.

     Существует  точка зрения, что, в конечном счете, повышение степени социальной ответственности способствует осуществлению долгосрочных целей организаций и выгодно им.

     Приведем  аргументы «за» и «против» социальной ответственности организации

     «За»

     1) социальная ответственность уравновешивает могущество корпорации и ответственность корпорации;

     2) добровольная социальная ответственность  позволяет избежать принудительного правительственного регулирования;

     3) общественность одобряет организации,  несущие ответственность перед обществом, что в результате способствует их успеху;

     4) действуя соответствующим образом,  организация помогает обществу  решать его проблемы;

     5) создаваемые организациями социальные  проблемы, такие, как загрязнение  окружающей среды, должны разрешаться  за счет этих организаций;

     6) организации стремятся накапливать  ресурсы для решения больших  проблем;

     7) организации морально обязаны  помогать обществу.

     «Против»

     1) ценой такого поведения являются  снижение доходных статей корпорации  и удорожание ее продукции для потребителя;

     2) компания, которая несет большую  долю социальной ответственности,  может проиграть в конкурентной борьбе другим компаниям;

     3) расплата за социальную ответственность  может принять форму снижения  заработной платы, снижения дивидендов, повышения цен;

     4) принятие социальной ответственности  может ввести в заблуждение членов организации относительно ее главных целей;

     5) принятие социальной ответственности  может реально снизить мощь  организации;

     6) ответственность за социальные  проблемы лежит на индивидуумах, а не на корпорациях;

     7) руководители корпораций не научены  решать общественные проблемы.

     Специфическое для морального сознания противоречие должного и сущего в деловой этике  вытекает таким образом из объективного противоречия между морально-этическими целями организации и ее основными целями — достижением успеха и прибыли. Этические принципы не выдерживают столкновения с реальной действительностью. Этике учат те, кто не занимается бизнесом, никем не руководит и не знает, как это делается, и, наоборот, тот, кто руководит, искренне считает этику бесполезной и абстрактной наукой.

     Деловой этикет

     Это тот раздел корпоративного этического кодекса, который легче других поддается  контролю и регламентации. Иногда от всей административной деловой этики остается только этикет. Этикет не относится к. собственно моральным способам регуляции поведения, поэтому в философских этических словарях нет даже статей о нем. Строго регламентируя формы внешнего поведения, этикет не оставляет человеку свободы выбора. Кроме того, выполнение норм этикета касается только внешнего поведения и не затрагивает сферы морального сознания. «Чем более цивилизованны люди, тем больше они актеры», — говорил И. Кант15.

     Слово «этикет» означает установленный порядок  поведения и определенной социальной сфере: придворный, дипломатический, военный, этикет высшего общества, церковный, спортивный, научных сообществ; в сфере предпринимательства и управления — деловой этикет. Этикет представляет собой систему детально разработанных правил учтивости, включающих формы знакомства, приветствия и прощания, выражения благодарности и сочувствия, культуру речи и умение вести беседу, правила поведения за столом, поздравления, подарки и т.д. Все ни ситуации в деловом этикете дополняются правилами поведения при устройстве на работу и перемене места работы, правилами обращения начальника с подчиненными, правилами разговора по служебному телефону, деловой переписки, оформления интерьера офиса, отношения мужчин и женщин в процессе делового общения.

     Правила делового этикета являются общепринятыми в международном деловом общении, хотя имеют и некоторые национальные и корпоративные особенности.

     В организации деловой этикет зависит  от того, какой стиль делового общения  и руководства (авторитарный, демократический, либеральный или попустительский) характерен для делового общения в организации в целом, а также от деятельности организации, от вкусов ее руководства и от традиций.

     Конкретные  рекомендации относительно правил этикета  можно почерпнуть из специальной литературы. Здесь же приведем шесть основных заповедей делового этикета, сформулированных американской исследовательницей, социологом, пропагандистом правил вежливости в деловом общении Джен Ягер. 

     Основные  заповеди делового этикета

     1. Делайте все вовремя!

     Опоздания не только мешают работе, но и являются первым признаком того, что на человека нельзя положиться. Прийти вовремя  иногда значит прийти не слишком рано, не раньше своего начальства. Главное в вашем дневном расписании — прийти вовремя утром. Если вдруг случится так, что вам необходимо задержаться и вы знаете об этом заранее, позвоните в офис, и пусть ваш секретарь или кто-нибудь из начальства обязательно будет в курсе дела.

     Специалисты, изучающие организацию и распределение  рабочего времени, советуют добавлять лишних 25% на тот срок, который, на ваш взгляд, требуется для выполнения данной работы. Вспомните закон Мерфи: все дела занимают больше времени, чем вам кажется, а все помехи, какие, могут возникнуть, обязательно возникают. Так что выделяйте время с запасом на те трудности, что поддаются прогнозированию.

     2. Не болтайте лишнего!

     Смысл этого принципа в том, что вы обязаны  хранить секреты корпорации, учреждения или конкретной сделки так же бережно, как и тайны личного характера.

     Никогда никому не пересказывайте того, что вам приходится услышать от сослуживца, руководителя или подчиненного об их личной жизни.

     3. Будьте любезны, доброжелательны и приветливы!

     Ваши  клиенты, заказчики, покупатели, сослуживцы или подчиненные могут сколько  угодно придираться к вам, это неважно: все равно вы обязаны вести себя с ними вежливо, приветливо и доброжелательно. Кому нравится работать с людьми брюзгливыми, подозрительными и капризными? Достичь вершины вам позволит только дружелюбное отношение к окружающим (что вовсе не означает дружить с каждым, с кем приходится общаться по долгу службы). Если все вокруг твердят, что вы умеете понравиться, значит, вы на верном пути. Один из важных элементов воспитанности и доброжелательности — искусство сказать то, что нужно. Вам надо придерживаться того же принципа в своих поступках, а они отражаются в ваших речах.

     4. Думайте о других, а не только о себе!

     Какое бы дело вы ни делали, потребность выяснить точку зрения клиента или покупателя позволит вам выдвинуться практически в любой отрасли экономики — от промышленности и издательского дела до медицины и телекоммуникаций. Внимание к окружающим должно проявляться не только в отношении клиентов или покупателей, оно распространяется и на сослуживцев, начальство и подчиненных. Уважайте мнение других, старайтесь понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения. Всегда прислушивайтесь к критике и советам коллег, начальства и подчиненных. Не начинайте сразу огрызаться, когда кто-то ставит под сомнение качество вашей работы; покажите, что цените соображения и опыт других людей. Уверенность в себе не должна мешать вам быть скромным.

     5. Одевайтесь как положено!

     Самый главный принцип, о котором ни в коем случае не следует забывать, — прежде всего вы должны стремиться вписаться в ваше окружение на службе, а внутри этого окружения — в контингент работников вашего уровня. Некоторые специалисты советуют одеваться на работу так, как вам хочется, а не «как положено», но этому совету лучше не следовать. На каких бы ролях ни находились вы в фирме сейчас, вам надо «вписаться», но при этом вы должны выглядеть самым лучшим образом, т.е. одеваться со вкусом, подбирать цветовую гамму к лицу, тщательно подбирать аксессуары: от туфель до галстуков.

     6. Говорите и пишите правильно!

     Что значит правильно пользоваться устным и письменным словом? Это значит, что все произносимое, а равно написанное вами: будь то внутренние записки или любые письма, отправляемые за пределы фирмы кому бы то ни было, должны быть изложены хорошим языком, а все имена собственные должны быть переданы без ошибок. Следите за тем, чтобы никогда не употреблять бранных слов: может случиться, что разговор, на ваш взгляд, совершенно приватный, на горе вам невольно услышит человек, от мнения которого зависит вся ваша карьера. Если по каким-либо причинам вы повторяете скверные слова, употребленные третьим лицом, — в качестве цитаты или при разборе какой-то ситуации, — не произносите самого бранного слова. Существует способ указать, что в тексте опущено бранное слово, например, произносится слово эксплетив. 

     4.2.   Неформальные   уровни   моральной  регуляции   поведения  работников 

     Моральный климат организации

Информация о работе Лекции по теме "Кадровый менеджмент"