Классификация методов прогнозирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 22:23, контрольная работа

Описание работы

Социальные гарантии — это механизм долговременного действия, предусмотренные законом обязательства государ¬ства, направленные на реализацию конституционных прав граждан. Основой государственных социальных гарантий должны стать минимальные социальные стандарты.

Работа содержит 1 файл

Классификация методов прогнозирования.doc

— 211.50 Кб (Скачать)

метода в обучении. В первом случае исследователь открывает  обществу  новые,

ранее не известные  явления и процессы; во втором- ученик  открывает  явления

и процессы лишь для  себя, не представляющие новизны  для  общества.  Другими

словами, в первом случае открытия осуществляются  в  социальном  плане,  во-

втором - в психологическом. Учитель,  ставя  перед  учащимися  проблему  для

самостоятельного  исследования, знает как результат, так  и  пути  решения  и

виды деятельности, приводящие ученика  к  правильному  решению  поставленной

проблемы. Таким  образом, исследовательский метод  в школе не преследует  цели

сделать новые  открытия. Он вводится учителем для  того,  чтобы  воспитать  у

учащихся   черты   характера,   необходимые   для   дальнейшей    творческой

деятельности.

      Рассмотрим на конкретном примере  элементы  исследовательского  метода.

На уроке учитель  ставит перед детьми задачу  -  подобрать  для  изготовления

кораблика бумагу, которая  должна  обладать  следующими  признаками:  хорошо

окрашиваться,  быть  плотной,  прочной,  толстой.  В  распоряжении   каждого

ученика   имеются   образцы   писчей,   газетной,    рисовальной,    бытовой

(потребительской)  бумаги и  кальки,  кисти,  баночки  с  водой.  В процессе

несложных  исследований  из  имеющихся  видов  бумаги  ученик  выбирает  для

изготовления корпуса  модели кораблика такую бумагу, которая  обладает  всеми

перечисленными  признаками. Допустим, что первый  ученик  начинает  проверять

признак  окрашиваемости.  Проводя  кистью  с  краской  по  образцам  писчей,

газетной,   рисовальной,   потребительской   бумаги   и    кальки,    ученик

устанавливает, что  писчая,  рисовальная,  потребительская  бумага  и  калька

являются плотными бумагами, газетная - неплотной. Ученик делает  вывод,  что

газетная  бумага  не  годится  для  корпуса  кораблика.  Разрывая  имеющиеся

образцы бумаги, ученик устанавливает, что писчая  и  потребительская  бумага

непрочная. Значит, эти виды не подходят для изготовления корпуса  кораблика.

Далее ученик внимательно  рассматривает оставшиеся виды бумаги -  рисовальную

и кальку - и  устанавливает,  что  рисовальная  бумага  более  толстая,  чем

калька.  Следовательно,  для  изготовления  корпуса   кораблика   необходимо

использовать рисовальную бумагу.  Эта  бумага  обладает  всеми  необходимыми

признаками: хорошо окрашивается, плотная, прочная, толстая.  Проверку  видов

бумаги следовало  бы начинать с признака прочности.  После  этой  проверки  в

распоряжении  ученика   осталось  бы  только  два  вида  бумаги:  калька   и

рисовальная.  Проверка  признака  толщины  дала   возможность   ученику   из

оставшихся двух видов сразу выбрать необходимую  для  кораблика  рисовальную

бумагу.  При   использовании  исследовательского  метода,   как   показывает

рассмотренный пример  выбора  бумаги,  ученику  не  дается  готовое  решение

задачи. В процессе наблюдений, проб, опытов, несложных  исследований  ученик

самостоятельно  приходит к  обобщениям  и  выводам.  Исследовательский  метод

активно развивает творческие способности  учащихся,  знакомит  школьников  с

элементами научного поиска. 
 
 
 

                                   ВЫВОДЫ 
 

       Проанализированная  научно-педагогическая  литература  и  проведенная

опытно-педагогической работы показала, что  в  процессе  трудового  обучения

младших  школьников  большое  значение  уделяется  использованию   словесных

методов обучения.

      Таким образом разработка данной  проблемы  привлекла  внимание  многих

ученых педагогов-психологов.

        Разработан   ряд   классификаций:   И.Я.Лернера   и    М.Н.Скаткина,

Д.О.Лордкипанидзе,  М.И.Махмутова,   Е.Я.Голант  и  Е.И.Перовского,  которые

показали, что в  современных условиях совершенствования  обучения,  усложнения

учебных  знаний, увеличения их объема и глубины, порождает все новые формы

и методы обучения детей.

      Метод обучения - это форма   теоретического  и  практического   освоения

учебного материала, исходящего из задач образования, воспитания  и  развития

личности  учащихся.  Это  глубокое  положение  определяет   методологический

подход и исходные теоретические основания к проблеме методов обучения.

      Успех словесных  методов   обучения  используемый  в   учебном  процессе

начальной школы  зависит от  умения  учителя  правильно  построить  словесное

объяснение и  от умения ученика понимать  содержание  материала  в  словесном

изложении. Нельзя допустить изоляции словесного метода  обучения  от  других

методов и гиперболизации их значения. Данный метод  является  стержневым,  в

учебном процессе, на нем строятся все остальные методы.

      Проведенная нами опытно-педагогическая  работа , анализ опыта  учителей

и посещения уроков по трудовому обучению в  начальной  школе  показали,  что

словесные  методы  используются  учителями  в  процессе  трудового  обучения

младших школьников.  Однако  учителя  не  всегда  правильно,  рационально  и

обоснованно используют этот метод.  Необходимо  чтобы  всего  было  в  меру,

чрезмерное  увеличение  беседой  отвлекает  от  цели   занятия.   Во   время

практической  работы  некоторые  учителя  не  просто  контролируют   процесс

изготовления,   но   и   вмешиваются   в   него,   так   исчезает    принцип

самостоятельности изготовленной аппликации.

      Реализации  словесных  методов   обучения  необходимо  уделять  должное

внимание на уроках труда, т.к. учителя не  всегда  серьезно  и  ответственно

относятся к  самим  урокам  трудового  второстепенным  предметом.  Трудовому

обучению следует  отдавать особое  предпочтение  в  силу  особенностей  детей

младшего школьного возраста. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Практическое  задание

В книге  Ш.А. Амонашвили «Как живете дети?» я прочитала описание  урока «Да здравствует тысячный урок!». Во время проведения урока учителем были использованы почти все методы обучения: словесные, наглядные, практические, а так же методы самостоятельной работы, методы контроля и методы стимулирования учебно – познавательной деятельности. Эффективность этих методов заключается в том, что все они являются одним из важнейших компонентов учебного процесса. Без соответствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения обучаемыми определенного содержания учебного материала. Перечисленные методы обучения являются относительно целостными потому, что учитывают все основные структурные элементы деятельности (ее организацию, стимулирование и контроль). На уроке целостно представлены такие аспекты познавательной деятельности, как восприятие, осмысление и практическое применение.  По моему мнению видно, что учитель не просто механически соединяет известные подходы, а рассматривает их во взаимосвязи и единстве, требуя выбора их оптимального сочетания. Рассмотрим каждый из методов наиболее подробно. Метод беседы предполагает разговор учителя с учениками. Беседа организуется с помощью тщательно продуманной системы вопросов, постепенно подводящих учеников к усвоению системы фактов, нового понятия или закономерности. В ходе применения метода беседы используются приемы постановки вопросов (основных, дополнительных, наводящих и др.) приемы обсуждения ответов и мнений учеников, приемы корригирования ответов, приемы формулирования выводов из беседы. В ходе беседы на уроке видно, что обучаемые вспоминают, систематизируют, обобщают ранее усвоенное, делают выводы, подыскивают новые примеры использования в жизни изучаемого ранее явления. Такие беседы носят в основном объяснительный характер и рассчитаны в основном на оперирование ранее усвоенным, на активизацию памяти обучаемых, а так же дети сами отыскивают возможные ответы на проблемные задачи. Наглядные методы достаточно важны для обучаемых, имеющих визуальное восприятие действительности. Современная дидактика требует наиболее рациональных вариантов применения средств наглядности, позволяющих достичь большего образовательного и воспитательного, а так же развивающего эффекта. Она ориентирует педагогов на такое применение наглядных методов обучения, чтобы одновременно иметь возможность развивать и абстрактное мышление обучаемых .Особенностью наглядных методов обучения является то, что они обязательно предлагаются, в той или иной мере сочетаясь со словесными методами. Тесная взаимосвязь слова и наглядности вытекает из того, что диалектический путь познания объективной реальности предполагает применение в единстве живого созерцания, абстрактного мышления и практики. Рассмотрим сочетания слова и наглядности, которые следует учитывать и при дистанционном обучении:

- при  посредстве слова преподаватель  руководит наблюдением, которое  осуществляется обучаемыми, а знания  об облике предмета, его непосредственно воспринимаемых свойствах и отношениях обучаемые извлекают из самого наглядного объекта в процессе наблюдений;

- при  посредстве слова преподаватель  на основании осуществленного  обучаемыми наблюдения наглядных  объектов и на базе имеющихся  у них знаний ведет обучаемых к осмыслению таких связей в явлениях, которые не могут быть высмотрены в процессе восприятия;

- сведения  об облике объекта, о его  непосредственно воспринимаемых  свойствах и отношениях обучаемые  получают из словесных сообщений  педагога, а наглядные средства служат подтверждением или конкретизацией словесных сообщений;

- отправляясь  от осуществляемого обучаемым  наблюдения наглядного объекта,  педагог сообщает о таких связях  между явлениями, которые непосредственно  не воспринимаются учащимися, либо делает вывод, объединяет, обобщает отдельные данные.

Таким образом, существуют разнообразные  формы связи слова и наглядности. Отдать каким-то из них полное предпочтение было бы ошибочным, так как в зависимости  от особенностей задач обучения, содержания темы, характера имеющихся наглядных средств, а также уровня подготовленности обучаемых необходимо в каждом конкретном случае избирать наиболее рациональное сочетание.

Практические  методы применяются в тесном сочетании  со словесными и наглядными методами обучения, так как практической работе по выполнению практической работы должно предшествовать инструктивное пояснение педагога. Словесные пояснения и показ иллюстраций обычно сопровождают и сам процесс выполнения работы, а также анализ выполненной работы, что наиболее благоприятно совершить при личном контакте с обучаемым. Мы видим, что в классе существует благоприятная обстановка, а благоприятный микроклимат во время обучения снижает чувство неуверенности и боязни. Состояние тревожности при этом сменяется состоянием уверенности. Устный контроль осуществляется путем индивидуального и фронтального опроса на занятиях, что можно сказать достаточно сложно в условиях дистанционного обучения. При индивидуальном опросе преподаватель ставит перед обучаемым несколько вопросов, отвечая на которые он показывает уровень освоения учебного материала. При фронтальном опросе преподаватель подбирает серию логически связанных между собой и ставит их перед всей аудиторией, вызывая для краткого ответа тех или иных обучаемых.В любом акте учебной деятельности всегда сочетается несколько методов. Методы всегда как бы взаимно проникают друг в друга, характеризуя с разных сторон то же взаимодействие педагогов и обучаемых. И если мы говорим о применении в данным момент какого-то определенного метода (беседа), то это означает, что он доминирует на данном этапе, внося особенно большой вклад в решение основной дидактической задачи, приходит к выводу о том, что поскольку понятие "метод" многоаспектное, многостороннее то метод обучения в каждом конкретном случае должен как бы конструироваться учителем. В любом акте учебной деятельности всегда сочетается несколько методов. Методы всегда как бы взаимно проникают друг в друга, характеризуя с разных сторон то же взаимодействие педагогов и обучаемых. И на примере этого урока видно, что успех словесных  методов  обучения  используемый  в  учебном  процессе начальной школы зависит от  умения  учителя  правильно  построить  словесное объяснение и от умения ученика понимать  содержание  материала в словесном изложении. Нельзя допустить изоляции словесного метода  обучения  от  других методов и гиперболизации их значения. По моему мнению, данный метод  является  стержневым,  в учебном процессе, на нем строятся все остальные методы. 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Классификация методов прогнозирования