Антикризисное управление

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 11:51, лекция

Описание работы

Социально-экономическая система в любом своем виде и любой форме (общественная формация, фирма, предприятие) имеет две тенденции своего существования: функционирование и развитие.

Работа содержит 6 файлов

Лекция 1 з.о.doc

— 104.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 2 з.о.doc

— 336.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 3 з.о.doc

— 79.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 4 з.о..doc

— 105.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 5 з.о..doc

— 106.50 Кб (Скачать)

Заочники

Дисциплина:  «Антикризисное управление».                    Специальность «МО».

Лекция.       

2 часа.

Тема 5: «Инвестиционная политика в антикризисном управлении. Санация 

                предприятий»

              5.1.- Инвестиционный  процесс в антикризисном управлении ;

              5.2.- Источники финансирования инвестиций;

                 5.3.- Понятие санации и ее принципы;

              5.4.- Санация инвестиционного  потенциала предприятия;

              5.5.- Санация кадрового  потенциала; 
 

5.1. Инвестиционный процесс в антикризисном управлении 

       Объем инвестиций — важнейший критерий устойчивого развития национальной экономики.

       При анализе инвестиционной деятельности необходимо разграничивать

- инвестиции, направленные на создание реального капитала (капиталообразующие инвестиции), и

- финансовые инвестиции.  

         В составе капиталообразующих инвестиций наибольший удельный вес составляют- капитальные вложения (инвестиции в основные средства).  

           Кроме них следует выделить:

- инвестиции в нематериальные активы (патенты, лицензии, программные продукты, НИОКР и др.),

- инвестиции в оборотные средства,

- на приобретение земельных участков и объектов природопользования,

- затраты на капитальный ремонт. 

           Причины, обусловливающие необходимость инвестиций, могут быть различными, но их можно сгруппировать следующим образом:

-    новое строительство, связанное, как правило, с освоением новых видов деятельности;

- реконструкция,

- техническое перевооружение или расширение действующих предприятий. 

          Для обеспечения успеха антикризисной инвестиционной политики важно обеспечить связь между стратегическими и тактическими решениями в области инвестиций.

         Основная цель антикризисной инвестиционной стратегии государства — структурная перестройка экономики.  

         Тактические инвестиционные решения нацелены на:

- поддержание эффективной деятельности предприятий,

- осуществление государственной финансовой поддержки неплатежеспособных предприятий (для восстановления их платежеспособности),

- финансирования реорганизационных мероприятий.

         Тактические и стратегические инвестиционные решения различаются масштабами финансовых вложений и степенью неопределенности результатов принимаемых решений, что обусловливает различную степень финансовых рисков. 

           Реализация государственной антикризисной стратегии должна опираться на ряд предпосылок:

- политическая и социально-экономическая стабильность в обществе;

- наличие законодательной базы для развития инвестиционного процесса, и в том числе совершенствование налогового законодательства;

- рост реальных налоговых поступлений в бюджет;

- устойчивость национальной валюты;

- снижение темпов инфляции;

- прекращение утечки капитала из страны. 

    Антикризисная инвестиционная стратегия должна быть направлена на преодоление негативных явлений в экономике государства. 

         В управлении инвестиционным процессом необходимо:

А. - четко определить цели инвестирования (создание новых предприятий; техническое перевооружение и реконструкция действующих предприятий, модернизация оборудования и т.д.);

Б. - выбрать объекты инвестирования в соответствии с обозначенными приоритетами

(в современных условиях преимущественным направлением использования бюджетных средств является создание относительно небольших проектов с высокой 
скоростью оборота капитала и быстрой отдачей. В условиях кризиса в инвестиционной сфере особую значимость приобретает такой принцип финансирования, как получение максимально го эффекта при минимуме затрат);

В. - выявить реальные источники инвестиций и с учетом определенных возможностей создать законодательную базу для осуществления и развития инвестиций, в том числе иностранных.  

         Эти базовые условия должны обеспечить решение основной задачи антикризисной инвестиционной стратегии на уровне государства — создание накоплений для обновления основного капитала, для долгосрочного инвестирования в реальный сектор экономики. 

5.2. Источники финансирования инвестиций  

Источниками финансирования инвестиционного  процесса являются:

- собственные финансовые средства (прибыль, накопления, амортизационные отчисления, суммы, выплачиваемые страховыми органами в виде возмещения ущерба, и т.д.);

- продажа основных фондов, земельных участков и других видов активов;

- привлеченные средства от продажи акций, средства, выделяемые промышленно-финансовыми группами на безвозмездной основе, благотворительные и иные взносы;

- ассигнования из федерального (государственного) бюджета, бюджетов субъектов федерации (государства) и местных бюджетов;

- иностранные инвестиции, предоставляемые в форме финансового или иного участия в уставном капитале совместных предприятий, а также в форме прямых вложений (в денежной форме) международных организаций и финансовых институтов, государств, пред 
приятий различных форм собственности и частных лиц;

- различные формы заемных средств, в том числе кредиты, предоставляемые государством на возвратной основе, кредиты иностранных инвесторов, облигационные займы, векселя, кредиты  банков и других институциональных инвесторов. 

        Для того чтобы выполнить содержательный анализ источников инвестиционных ресурсов, сгруппируем их следующим образом (для анализа источников инвестиций выделим 4 группы):

- бюджетное финансирование (из бюджетов всех уровней);

- собственные накопления предприятий и организаций;

- иностранные инвестиции;

- различные формы заемных средств, в том числе кредиты банков и других институциональных инвесторов. 

        1. Использование бюджетов всех уровней для финансирования инвестиционных программ является весьма проблематичным. Исследования в этом направлении выявили достаточно устойчивые тенденции снижения инвестиций в основной капитал. 

        2. Реального накопления собственных ресурсов предприятий, по существу, не происходит - в основном из-за достаточно высокого уровня инфляции. Рост цен в первые же годы реформ обусловил обесценение амортизационных фондов и оборотных средств предприятий. У многих предприятий не хватает финансовых ресурсов даже на поддержание объемов производства, а тем более на техническое перевооружение или увеличение выпуска продукции.

     В свою очередь падение, производства приводит к уменьшению прибыли, необходимой для накопления инвестиционных ресурсов. Сегодня оборотные средства предприятий почти на 80% обеспечиваются кредитами коммерческих банков. Это приводит к тому, что большая часть прибыли уходит на выплату банковских процентов.

       Для российских предприятий (в ПМР та же проблема) характерны:

- высокие издержки и низкая рентабельность производства,

- высокий уровень износа и устаревания оборудования,

- потеря достаточно весомой части высококвалифицированного персонала,

- рост дебиторской и кредиторской задолженности, что не может не приводить к сокращению реальной базы для накоплений и инвестиций.  

       3. Возможность оживить инвестиционные процессы зачастую связывают с активным привлечением иностранных инвестиций.

  Однако  зарубежные инвесторы предпочитают вкладывать деньги в экспортно-ориентированные отрасли, а также в предприятия торговли и сервиса.

Следует также учесть, что большая часть  иностранных инвестиций носит рисковый и относительно краткосрочный характер. Кроме того, поведение иностранных инвесторов чрезвычайно подвержено влиянию многих экономических, политических и психологических факторов. 
 

4.  Банковские кредиты как источник финансовых ресурсов используются слабо, особенно для долгосрочного кредитования. Это было связано с высокими процентными ставками, что ограничивает возможности привлечения кредитов предприятиями, и высокими рисками кредитования, что крайне ограничивало возможности долгосрочного кредитования для банков.

     Размер сбережений населения оценивается весьма приближенно, т.к. их большая часть находится в наличной форме у населения, а доверие к различным финансовым учреждениям подорвано.

     В рыночной экономике банковская система играет важнейшую роль в концентрации денежных накоплений в обществе и обеспечении их наиболее эффективного инвестирования.

      Поэтому именно банки должны убедить население, что оно не только должно иметь стимул накопления, но и может доверять тому механизму, который заставит эти накопления эффективно работать. Это является ключевым фактором мобилизации финансовых ресурсов для обеспечения развития экономики. 

      Таким образом, в сложившейся ситуации необходимо стимулировать процесс создания накоплений, т.к. реальный рост инвестиций возможен главным образом за счет внутренних источников — накоплений предприятий и мобилизации средств населения. 
 

5.3. Понятие санации и ее принципы 

          В законе «О банкротстве (несостоятельности) предприятий» используется понятие «досудебная санация» — единовременное выделение денежных средств внешним инвестором на оздоровление и предотвращение банкротства предприятия.

          Причем, сумма выделенных средств должна быть значительной, чтобы ее хватило на погашение денежных обязательств и восстановление платежеспособности должника.

          Целесообразно использовать более широкое понятие санации, которая может проводиться на любом этапе развития предприятия, в том числе и при процедурах банкротства (финансовом оздоровлении и внешнем управлении). К санации должно быть привлечено как можно больше инвестиционных источников, как внешних, так и внутренних, для периодического пополнения средств и снижения общего инвестиционного риска.

        Таким образом, санацияэто комплекс реорганизационных мероприятий по восстановлению платежеспособности предприятия, его жизнестойкости, предупреждению банкротства.

        

         Проведение санации базируется на следующих принципах:

  1.   принцип упущенных возможностей: чем раньше будет осознана необходимость реорганизации бизнеса, тем легче предприятию будет преодолеть зону неблагополучия, не допустить критического падения основных показателей деятельности;
  2.   принцип динамичности экономических процессов: несмотря на то, что сроки санации строго не ограничиваются, ее проведение должно носить оперативный и упреждающий характер, так как запаздывание с неотложными мерами усугубляет положение дел. Поэтому в программу санации включаются преимущественно тактические и быстро окупаемые мероприятия, что не отрицает наличия стратегических ориентиров преобразования организации;

Лекция 6 з.о..doc

— 86.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Антикризисное управление