Антикризисное управление

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 11:51, лекция

Описание работы

Социально-экономическая система в любом своем виде и любой форме (общественная формация, фирма, предприятие) имеет две тенденции своего существования: функционирование и развитие.

Работа содержит 6 файлов

Лекция 1 з.о.doc

— 104.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 2 з.о.doc

— 336.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 3 з.о.doc

— 79.00 Кб (Скачать)

Заочники

Дисциплина:  «Антикризисное управление».                    Специальность «МО».

Лекция.       

2 часа.

Тема 3: «Диагностика банкротства» 

              3.1.- Основные параметры диагностирования;

              3.2.- Этапы и методы диагностики кризиса;

              3.3.- Диагностика банкротства предприятия. 
 

Проблематика. Какова роль диагностики в исследовании перспектив развития организации? Необходима ли постановка диагноза кризисного состояния предприятия для его стратегии? Каковы особенности структурно-содержательного аспекта диагностирования организации? 

3.1 Основные параметры диагностирования 

        «Диагноз» (от греч. diagnostikos — способный распознавать; учение о методах и принципах распознавания болезней и постановки диагноза; процесс постановки диагноза).

         Формы диагноза всегда конкретны. Это могут быть относительные или абсолютные коэффициенты. Они, как правило, фиксированы по времени и имеют адресную привязку. Возможность установить диагноз нам позволяет такая исследовательская категория, как диагностика.

        Диагностика определение состояния объекта, предмета, явления или процесса (управленческого, производственного, технологического и т.п.) посредством реализации комплекса исследовательских процедур, выявление в них слабых звеньев и «узких мест».

Диагностика — одноразовый акт, а процесс — осуществляется во времени и в пространстве.

        Процесс диагностики — это исследовательский, поисковый, познавательный процесс, т.е. диагностика - это определенные способы, методы, приемы, с помощью которых она реализуется как исследовательский процесс.

        Прежде чем подробнее рассмотреть процесс диагностики, необходимо определить объект, цели и задачи диагноза, базовые параметры и другие сопутствующие понятия.

       Объектом диагностики может быть как сложная, высокоорганизованная динамическая система (вся экономика страны, отдельная отрасль, конкретная фирма или организация любой формы собственности), так и любой элемент этих систем (внутренняя среда организации, конкретные виды ресурсов, производственные функции, организационная структура, себестоимость и др.).

      Цель диагностики — установить диагноз объекта исследования и дать заключение о его состоянии на дату завершения этого исследования и на перспективу, после чего можно откорректировать эффективную экономическую (политическую, социальную) политику, стратегию и тактику.

          Задачи диагностики — определение мер, направленных на координацию работы всех составляющих элементов системы. Профессиональное управление на любом уровне невозможно без четкого представления о состоянии управляемого объекта. Задачи диагностики тесно переплетаются с задачами прогноза и анализа.

          Определив диагноз, можно сделать прогноз. В то же время диагностика является исходным пунктом прогноза, так как без четкой и достоверной констатации сложившегося положения нельзя оценить возможности развития объекта.                          

          Проведение диагностических исследований необходимо во всех структурах и на всех уровнях управления. Поскольку это исследовательский процесс, то к нему предъявляются требования как к научному исследованию: 

   1) аутентичность, т.е. основанность на первоисточниках (на первичной достоверной информации любого вида и любой формы представления); 

   2) объективность: перед началом диагностирования его участникам необходимо выработать процедуру оценки и составить программу исследования объекта.

(Три обязательных условия: 1- кто проводит исследование; 2 - где оно проводится;

3 -четкое определение базовых параметров, по которым проводится исследование.)    

   3) точность — необходимое требование к правильности диагноза. 

       Существует и такое требование, как воспроизводимость исследования, но это, скорее, желаемое его качество, так как если это не хронометраж, не фотография рабочего дня или кинопленка, воспроизвести «один к одному» проведенное исследование невозможно — хотя бы в силу того, что с течением времени обязательно изменятся один, два или все три обязательных условия процедуры и оценки исследования. 

       Базовые параметры — это система критериев, способных адекватно отразить специфику конкретного объекта с учетом влияющих на него в тот или иной период времени факторов (система показателей, качественных характеристик, шкал и т.д.). Для того чтобы правильно оценить состояние объекта диагноза, необходима система критериев.

(Показатели  оценки состояния объекта, разработка качественных характеристик и количественных показателей, шкал для измерения определенных значений и т.п.) 

      Результат — это соответствие диагностируемого объекта какому-то уровню, требованию, эталону, норме, характеристике или отклонение от базы сравнения. (Представляются в виде статистических таблиц или диаграмм и позволяют определить прогноз состояния объекта на основе динамики изменения данных об объекте во времени.) 

        Диагностика проблемы - первый шаг на пути ее решения или локализации. 

     Диагностирование напрямую связано с такими понятиями, как «прибыль», «анализ», «прогнозирование» и «принятие решения».

Ему предшествует формулировка проблемы, которую фиксирует функция контроля. После этого начинается анализ проблемы, цель которого — установить диагноз, т.е. выявить реальные расхождения (снижение, повышение, деформации) между оптимальным и фактическим состоянием параметров жизненно значимых в конкретной ситуации. После постановки диагноза принимается управленческое решение относительно устранения проблемы, следствием чего является предотвращение кризиса в организации. Исследовательский процесс диагностирования представлен на рис. 3.1.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис 3.1. Алгоритм процесса диагностирования 

       Как видно из рисунка, контроль может зафиксировать несколько проблем негативного свойства. Задача аналитиков — проанализировать все проблемы, чтобы выявить ту из них, которая наиболее отрицательно воздействует на деятельность организации. После этого и начинается исследовательский процесс в форме диагностирования.

       При постановке диагноза следует четко различать содержание функции контроля и исследовательской функции.

       Анализ проводится в организациях каждой функциональной службой — планово-экономическим отделом, финансовым отделом, отделами сбыта и маркетинга, производственным отделом и другими службами с помощью методов и приемов статистики.  

Иными словами, происходит фиксация выполнения или невыполнения плана по тому или иному технико-экономическому показателю за анализируемый период. Например, рост объема производства за год составил 103,6% (факт соотносим с планом). На этом работа аналитической функции заканчивается — она только констатирует перевыполнение плана на 3,6%. Задача же исследовательской функции в виде диагностирования — это глубинный научный процесс, который в данном примере она позволяет определить, за счет каких факторов достигнуто это превышение — за счет роста производительности труда (интенсивный фактор, т.е. положительный, так как рост объема производства произошел за счет роста производительности труда) или роста численности (экстенсивный, а значит, отрицательный фактор, и предприятию не стоит обольщаться по поводу роста производства). 

       Для оперативного управления кризисами необходимо располагать их четкой классификацией:

- тип или вид кризиса;

- сфера влияния или возникновения кризиса;

- метод определения кризиса;

- степень развития кризиса;

- распределение кризиса во времени;

- характер учета кризиса;

- возможность регулирования кризиса. 
 

3.2. Этапы и методы диагностики кризиса 

    Выделяют два этапа диагностики кризиса:

- установление принадлежности объекта к определенному классу или группе объектов;

- выявление отличий диагностируемого объекта от объектов своего класса путем сравнения его фактических параметров с базовыми. 

        Первый этап — этап качественной идентификации объекта — подразумевает определение параметров, которые являются общими для некоторой совокупности объектов.

             Например, для диагностики макроэкономического кризиса необходимо определить, к какой группе по типу национальной экономики относится интересующее нас государство — к промышленно развитым, развивающимся странам или к странам с переходной экономикой.

Для диагностики  кризиса в конкретной системе  необходимо определить форму собственности в этой системе — государственная, частная, акционерная и т.д. 

         Второй этап — количественная идентификация объекта, для чего используют базовые параметры диагноза, определяемые как отклонения фактических от базовых. 

       Диагностика осуществляется различными методами:

- аналитическими,

- экспертными,

- линейного и динамического программирования;

- диагностикой на моделях. 

К аналитическим относятся методы, основанные на различных операциях со статистическими данными.

       Под экспертной диагностикой понимаются средства диагноза, основанные на обобщении оценок и информации, данной экспертами.

       Линейное программирование — математический прием, используемый для определения лучшей комбинации ресурсов и действий, необходимых для достижения оптимального результата. Он позволяет оптимизировать тот или иной процесс, увеличивать прибыль, эффективно использовать ресурсы и время.                

       Динамическое программирование — вычислительный метод для решения задач управления определенной структуры, когда задача с n переменными представляется как многоэтапный процесс принятия решения. На каждом этапе определяется экстремум функции только от одной переменной. (Экстре́мум (лат. extremum — крайний) — максимальное или минимальное значение функции на заданном множестве.) 

      В этом случае исследование проходит три этапа:

1. - построение математической  модели. Диагностика на модели представляет собой процесс получения информации о диагностируемом объекте с помощью модельных имитаций;

2. - решение управленческой  задачи;

3. - анализ и обобщение полученных результатов.  

Например,

кризис  экономического строя (является одной из четырех фаз цикла развития экономических систем) характеризуется следующими признаками:

- сокращение объемов производства;

Лекция 4 з.о..doc

— 105.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 5 з.о..doc

— 106.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 6 з.о..doc

— 86.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Антикризисное управление