Анализ систем управления организацией

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 13:10, курсовая работа

Описание работы

С каждым годом Россия все больше вливается в цивилизованную мировую экономику. Строже становятся «правила игры» на российском рынке и «прозрачнее» – механизмы взаимодействия. Но, наряду с возрастающей упорядоченностью, все более ожесточается конкуренция, причем как со стороны отечественных компаний, так и со стороны зарубежных, которые уже достаточно уверенно чувствуют себя на российском рынке. Чтобы не просто удержаться «на плаву», но и успешно развиваться в нынешних условиях, стать конкурентоспособными и привлекательными для инвесторов, компаниям волей-неволей приходится задумываться о повышении эффективности работы и снижении издержек.

Содержание

Введение………………………………………………….………………….. 3

Глава_1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ_ОСНОВЫ_СТРУКТУРНОГО

ПОСТРОЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ……………………………… 5

1.1 Причины совершенствования организационных структур…….…...….5

1.2 Сущность и анализ основных типов и видов

структур……..………..….. 11

Глава_2. ХАРАКТЕРИСТИКА_ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ_КОМПАНИИ «ПФАЙЗЕР»_

В_РОССИИ …………………………..……….…. 27

2.1 Исследование и анализ структуры системы

управления «Пфайзер» 29

2.2 Общая характеристика фармацевтического рынка

Российской Федерации……………………………………………….. 38

Заключение………………………….…………..………………………… 42

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ .………….…………..…… 44

Работа содержит 1 файл

Анализ_систем_упр-ия_орг-ей.doc

— 521.50 Кб (Скачать)

     Стратегия и размер. Стратегия излагает план, в соответствии с которым организация  намеревается достичь своих целей, и структура может быть спроектирована так, чтобы поддержать достижение этих целей. По мере роста организации и изменения стратегии структура также должна меняться.         

     Социально-экономические  факторы. Существенное влияние на компанию оказывает политический и правовой компонент среды, состоящий из законодательства на федеральном и местном уровнях, а также общего политического климата. Важным фактором оказывается экономический компонент среды (темпы инфляции, уровень безработицы и заработной платы, тенденции экономического роста, специфика конкурентов, особенности поставщиков и т.д.).

     На  формирование структуры управления оказывают влияние изменения  организационных форм, в которых  функционируют предприятия. Так, при  вхождении фирмы в состав какого-либо объединения, скажем, ассоциации, концерна и т.п., происходит перераспределение управленческих функций (часть функций, естественно, централизуется), поэтому меняется и структура управления фирмы. Впрочем, даже если предприятие остается самостоятельным и независимым, но становится частью сетевой организации, объединяющей на временной основе ряд взаимосвязанных предприятий (чаще всего для использования благоприятной ситуации), ему приходится вносить в свою управленческую структуру ряд изменений. Это связано с необходимостью усиления функций координации и адаптации к системам менеджмента других компаний, входящих в сеть.

     Важно обратить внимание на сопряжение структуры  управления с фазами жизненного цикла организации. На стадии зарождения организации управление нередко осуществляется самим предпринимателем. На стадии роста происходит функциональное разделение труда менеджеров. На стадии зрелости в структуре управления чаще всего реализуется тенденция к децентрализации. На стадии спада обычно разрабатываются меры по совершенствованию управленческой структуры в соответствии с потребностями и тенденциями в изменении производства. Наконец, на стадии прекращения существования организации структура управления или полностью разрушается (если фирма ликвидируется), или происходит ее реорганизация (коль скоро данную фирму приобретает или присоединяет к себе другая компания, приспосабливающая структуру управления к той фазе жизненного цикла, в которой она находится).

     Процесс формирования новой организационной  структуры включает в себя формулировку целей и задач, определение состава и места подразделений, их ресурсное обеспечение (включая численность работающих), разработку регламентирующих процедур, документов, положений, закрепляющих и регулирующих формы, методы, процессы, которые осуществляются в организационной системе управления. [3] 
 
 
 
 

1.2 Сущность и анализ

основных  типов и видов структур управления организациями 

     В современной методологии исследования организаций важное место занимают методы, опирающиеся на выделение  и рассмотрение объектов как систем. В этом аспекте под системой понимается целостное множество элементов, физически или концептуально связанных взаимными отношениями. Каждую систему можно рассматривать как элемент системы более высокого порядка.

     Выделение типов структур позволяет продвинуться в их более детальном изучении и классификации. Рассмотрим основные типы управленческих структур и их разновидности. Визуализация представления организационных структур осуществляется с помощью структурных схем.

     Иерархический (бюрократический) тип структур управления

     Линейная  организационная структура.

     Основу  линейной структуры составляет «шахтный»  принцип построения и специализация управленческого персонала по функциональным подсистемам организации. По каждой подсистеме формируется иерархия служб («шахта»), пронизывающая всю организацию сверху донизу (см. рис. 1).

     

Рис.1 – Линейно-функциональная структура управления 

     Результаты  работы каждой службы оцениваются показателями, характеризующими выполнение ими своих целей и задач. Например, работа служб, управляющих производством – показателями выполнения графика выпуска продукции, затрат ресурсов, производительности труда, качества, использования производственных мощностей.

Таблица 11 - Преимущества и недостатки линейной структуры управления

     Преимущества линейной структуры      Недостатки  линейной структуры
  • четкая система взаимных связей функций и подразделений;
  • четкая система единоначалия – один руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всей совокупностью процессов, имеющих общую цель, ясно выраженная ответственность
  • быстрая реакция исполнительных подразделений на прямые указания вышестоящих.
     
  • отсутствие  звеньев, занимающихся вопросами стратегического планирования;
  • в работе руководителей практически всех уровней оперативные проблемы («текучка») доминирует над стратегическими;
  • тенденция к волоките и перекладыванию ответственности при решении проблем, требующих участия нескольких подразделений
  • малая гибкость и приспособляемость к изменению ситуации
  • критерии эффективности и качества работы подразделений и организации в целом – разные
  • тенденция к формализации оценки эффективности и качества работы подразделений приводит обычно к возникновению атмосферы страха и большое разобщенности;
  • число "этажей управления" между работниками, выпускающими продукцию, и лицом, принимающим решение;
  • перегрузка управленцев верхнего уровня;
  • повышенная зависимость результатов работы организации от квалификации, личных и деловых качеств высших управленцев

     Для оценки служб, осуществляющих управление персоналам, используются параметры, как текучесть кадров, дисциплина труда и другие. Соответственно строится и система мотивации и поощрения работников, ориентированная на достижение высоких показателей каждой службой. При этом конечный результат (эффективность и качество работы организации в целом) становится как бы второстепенным, ибо считается, что все службы в той или иной мере работают на его достижение. [9]

     Для более наглядного сравнения, представим достоинства и недостатки такой структуры, сгруппированные в таблице 1.

     Таким образом, в современных условиях недостатки линейной структуры перевешивают ее достоинства. Такая структура плохо совместима с современной философией качества менеджмента.

     Линейно - штабная организационная структура

     Такой вид организационной структуры  является развитием линейной и призван  ликвидировать ее важнейший недостаток, связанный с отсутствием звеньев  стратегического планирования.

     Линейно – штабная структура построена  по принципу функционального разделения управленческого труда, используемого в штабных службах разных уровней.

Рис.2 – Линейно-штабная структура управления 

     Главная задача линейных руководителей здесь  – координировать действия функциональных служб и направлять их в русло общих интересов организации. То есть, линейно–штабная структура включает в себя специализированные подразделения (штабы), которые не обладают правами принятия решений и руководства какими-либо нижестоящими подразделениями, а лишь помогают соответствующему руководителю в выполнении отдельных функций, прежде всего, функций стратегического планирования и анализа. В остальном, структура соответствует линейной (см. рис. 2).

     Основные  достоинства и недостатки рассматриваемой  структуры, сгруппированные в таблице 2.

 Таблица 22 - Преимущества и недостатки линейно-штабной структуры управления

Достоинства линейно-штабной структуры Недостатки  линейно - штабной структуры
  • более глубокая проработка стратегических вопросов;
  • некоторая разгрузка высших руководителей;
  • возможность привлечения внешних консультантов и экспертов;
  • при наделении штабных подразделений правами функционального руководства такая структура – первый шаг к более эффективным органическим структурам управления.
  • недостаточно четкое распределение ответственности, т. к. лица, готовящие решение, не участвуют в его выполнении;
  • тенденции к чрезмерной централизации управления;
  • аналогичные линейной структуре.

     Таким образом, линейно – штабная структура  может являться хорошей промежуточной  ступенью при переходе от линейной структуры к более эффективным. Структура позволяет, правда в ограниченных пределах, воплощать идеи современной философии качества менеджмента.

     Дивизиональные  структуры управления.

     Дивизиональные (отделенческие) структуры управления являются  наиболее совершенной разновидностью организационных структур иерархического типа и даже порой их считают чем-то средним между бюрократическими (механистическими) и адаптивными структурами. Для крупных компаний доминирующим стал дивизиональный подход к построению организационных структур управления.

Рис.3 – Дивизиональная структура управления 

     Дивизиональные  структуры – структуры, основанные на выделении крупных автономных производственно-хозяйственных подразделений (отделений, дивизионов) и соответствующих им уровней управления с предоставлением этим подразделениям оперативно-производственной самостоятельности и с перенесением на этот уровень ответственности за получение прибыли.

     Под отделением (дивизионом) подразумевается  организационная товарно-рыночная единица, имеющая внутри необходимые собственные функциональные подразделения. На отделение возлагается ответственность за производство и сбыт определенной продукции и получение прибыли, в результате чего управленческий персонал верхнего эшелона компании высвобождается для решения стратегических задач. Следовательно, для дивизиональных структур характерно сочетание централизованного стратегического планирования в верхних эшелонах управления и децентрализованной деятельности отделений, на уровне которых осуществляется оперативное управление и которые ответственны за получение прибыли.

Рис.4 – Продуктовая дивизиональная структура

     Структурирование  организации по дивизионам, как правило, производится по одному из трех критериев:

  • по видам выпускаемой продукции или предоставляемых услуг (продуктовая специализация);
  • по ориентации на те или иные группы потребителей (потребительская специализация);
  • по обслуживаемым территориям (территориальная или региональная специализация).

     При дивизионально-продуктовой структуре  полномочия по руководству производством и сбытом какого-либо продукта или услуги передаются одному руководителю, который является ответственным за данный вид продукции, улучшается координация работ (см. рис.4).

     Руководители  функциональных служб (производственной, снабженческой, технической, бухгалтерской, маркетинговой и т.д.) должны отчитываться перед управляющим по этому продукту. Компании с такой структурой способны быстрее реагировать на изменения условий конкуренции, технологии и покупательского спроса. Возможный недостаток продуктовой структуры – увеличение затрат вследствие дублирования одних и тех же видов работ для разных видов продукции. В каждом продуктовом отделении создаются свои функциональные подразделения.

      Если деятельность компании распространена в нескольких регионах, в которых требуется использование различных стратегий, то целесообразно формировать дивизиональную структуру управления по территориальному принципу, т. е. применять дивизионально-региональную структуру. Вся деятельность компании в определенном регионе в этом случае должна подчиняться соответствующему руководителю, несущему за нее ответственность перед высшим руководящим органом фирмы (см. рис 5). 

Рис. – 5 Региональная дивизиональная структура 

     По  мере развития компаний, выхода их на международные  рынки, постепенного преобразования их из корпораций национальных в транснациональные, дивизиональные структуры преобразуются в международные дивизиональные, а далее – в глобальные. В этом случае компания перестает делать основную ставку на деятельность внутри страны, а перестраивает свою структуру таким образом, чтобы международные операции имели большее значение, чем операции на национальном рынке.

     Часто переход к дивизиональной структуре  в российских компаниях связан с  выделением в процессе реструктуризации самостоятельных стратегических бизнес-единиц (стратегических хозяйственных центров) (strategic business units, SBUs). Нередко это делается во избежание противопоставления интересов подразделения общекорпоративным интересам.

     Структурные бизнес-единицы применяются в  компаниях в случае наличия у них большого числа самостоятельных отделений близкого профиля деятельности. В этом случае для координации их работы создаются специальные промежуточные управленческие органы, располагаемые между отделениями и высшим руководителем. Данные органы возглавляются заместителями высшего руководства организации (обычно это вице-президенты), и им придается статус стратегических единиц бизнеса.

Информация о работе Анализ систем управления организацией