Анализ предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 17:23, курсовая работа

Описание работы

Повышение эффективности работы предприятия в значительной мере определяется организованностью системы управления, зависящей от четкой структуры предприятия и деятельности всех ее элементов в направлении выбранной цели.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ
ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1. Понятие и принципы построения организационных структур 5
1.2. Типы организационных структур 7
1.3. Оценка эффективности организационных структур 12
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ООО «ВОЛГАСТРОЙСНАБ» 15
2.1. Общая характеристика предприятия 15
2.2. Анализ внешней и внутренней среды предприятия 16
2.3. Анализ системы управления предприятия 23
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ООО «ВОЛГАСТРОЙСНАБ» 26
3.1. Модель предложенной организационной структуры 26
3.2. Организация службы маркетинга 29
3.3. Оценка эффективности организационной структуры 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

анализ предприятия ВолгаСтройСнаб.doc

— 541.00 Кб (Скачать)

     Содержание 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

     Повышение эффективности работы предприятия  в значительной мере определяется организованностью системы управления, зависящей от четкой структуры предприятия и деятельности всех ее элементов в направлении выбранной цели.

     Необходимость совершенствования системы управления на современном этапе определяется многими факторами. Это и оптимизация  численности аппарата управления, его функций; внедрение автоматизированных систем управления и разработки систем принятия решения.

     Организации создают структуру для того, чтобы  обеспечивать координацию и контроль деятельности своих подразделений  и работников. Структуры организаций отличаются друг от друга сложностью (т.е. степенью разделения деятельности на различные функции), формализацией (т.е. степенью использования заранее установленных правил и процедур), соотношением централизации и децентрализации (т.е. уровнями, на которых принимаются управленческие решения).

     На  эффективность деятельности организации  влияют:

  1. реальные взаимосвязи между людьми и их работой, отражаемые в схемах организационных структур и в должностных обязанностях;
  2. политика руководства и методы, воздействующие на поведение персонала;
  3. полномочия и функции работников организации на различных уровнях управления.

     Рациональная  структура организации предполагает комбинацию указанных трех факторов, обеспечивающую высокий уровень  эффективности производства.

     Поэтому в курсовом проекте уделяется большое внимание принципам и методам формирования, выбору типа структуры управления, изучению тенденции в их построении и оценке их соответствия решаемым задачам.

     Цель  исследования заключается в совершенствовании  организационной структуры управления предприятием ООО «ВолгаСтройСнаб».

     Объект  исследования производственная деятельность ООО «ВолгаСтройСнаб».

     Предмет исследования организационная структура  управления предприятием ООО «ВолгаСтройСнаб».

     Задачи  исследования:

  1. Анализ теоретических вопросов по организации, принципам построения и совершенствованию организационной структуры;
  2. Исследование и оценка существующей организационной структуры управления предприятием ООО «ВолгаСтройСнаб»;
  3. Разработка рекомендаций по совершенствованию организационной структуры управления ООО «ВолгаСтройСнаб».

 

     1. Сущность организационной структуры предприятия

     1.1. Понятие и принципы построения организационных структур

     Под организационной структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого.

     Есть  два направления специализации  элементов организационной структурой управления:

     а) в зависимости от состава структурных  подразделений организации вычленяются звенья структуры управления, осуществляющие маркетинг, менеджмент производства, научно-технического прогресса и т.п.;

     б) исходя из характера общих функций, выполняемых в процессе управления, формируются органы, занимающиеся планированием, организующие производство, труд и управление, контролирующие все процессы в организации.

     В структуре управления организацией различаются линейные и функциональные связи. Первые - суть отношения по поводу принятия и реализации управленческих решений и движения информации между так называемыми линейными руководителями, то есть лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений. Функциональные связи сопрягаются с теми или иными функциями менеджмента. Соответственно используется такое понятие, как полномочия: линейного персонала, штабного персонала и функциональные. Полномочия линейных руководителей дают право решать все вопросы развития вверенных им организаций и подразделений, а также отдавать распоряжения, обязательные для выполнения другими членами организации (подразделений). Полномочия штабного персонала ограничиваются правом планировать, рекомендовать, советовать или помогать, но не приказывать другим членам организации выполнять их распоряжения. Если тому или иному работнику управленческого аппарата предоставляется право принимать решения и совершать действия, обычно выполняемые линейными менеджерами, он получает так называемые функциональные полномочия.

     Между всеми названными выше составляющими  организационной структуры управления существуют сложные отношения взаимозависимости: изменения в каждой из них (скажем, числа элементов и уровней, количества и характера связей и полномочий работников) вызывают необходимость пересмотра всех остальных.

     К структуре управления предъявляется множество требований, отражающих ее ключевое для менеджмента значение. Они учитываются в принципах формирования организационной структуры управления, разработке которых было посвящено немало работ отечественных авторов в дореформенный период. Главные из этих принципов могут быть сформулированы следующим образом.

     1. Организационная структура управления  должна, прежде всего, отражать  цели и задачи организации,  а, следовательно, быть подчиненной  производству и его потребностям.

     2. Следует предусматривать оптимальное разделение труда между органами управления и отдельными работниками, обеспечивающее творческий характер работы и нормальную нагрузку, а также надлежащую специализацию.

     3. Формирование структуры управления  надлежит связывать с определением полномочий и ответственности каждого работника и органа управления, с установлением системы вертикальных и горизонтальных связей между ними.

     4. Между функциями и обязанностями,  с одной стороны, и полномочиями  и ответственностью с другой, необходимо поддерживать соответствие, нарушение которого приводит к дисфункции системы управления в целом.

     5. Организационная структура управления  призвана быть адекватной социально-культурной  среде организации, оказывающей  существенное влияние на решения  относительно уровня централизации и детализации, распределения полномочий и ответственности, степени самостоятельности и масштабов контроля руководителей и менеджеров. Практически это означает, что попытки слепо копировать структуры управления, успешно функционирующие в других социально-культурных условиях, не гарантируют желаемого результата.

     Реализация  этих принципов означает необходимость  учета при формировании (или перестройке) структуры управления множества  различных факторов воздействия  на организационную структуру управления.

    1. Типы  организационных  структур

     Линейная организационная структура основывается на принципе единства распределения поручений, согласно которому право отдавать распоряжения имеет только вышестоящая инстанция. Соблюдение этого принципа должно обеспечивать единство управления. Такая организационная структура образуется в результате построения аппарата управления из взаимоподчинённых органов в виде иерархической лестницы, т.е. каждый подчинённый имеет одного руководителя, а руководитель имеет несколько подчинённых. Такую структуру часто называют однолинейной.

     Преимуществами такой структуры можно назвать:

     - простое построение 

     - однозначное ограничение задач,  компетенции, ответственности 

     - жесткое руководство органами  управления 

     - оперативность и точность управленческих  решений 

     Недостатки:

     - затруднительные связи между  инстанциями

     - концентрация власти в управляющей  верхушке 

     - сильная загрузка средних уровней  управления 

       

     Рис. 1 Линейная организационная структура 

     Функциональная организационная структура основана на создании подразделений для выполнения определённых функций на всех уровнях управления. К таким функциям относят исследования, производство, сбыт, маркетинг и т.д. Здесь с помощью директивного руководства могут быть соединены иерархически нижние звенья управления с различными более высокими звеньями управления.

     К преимуществам такой структуры  можно отнести:

     - сокращение звеньев согласования 

     - уменьшение дублирования работ 

     - укрепление вертикальных связей  и усиление контроля за деятельностью  нижестоящих уровней 

     - высокая компетентность специалистов, отвечающих за выполнение конкретных функций

     К недостаткам:

     - неоднозначное распределение ответственности 

     - затруднённая коммуникация 

     - длительная процедура принятия  решений 

     Возникновение конфликтов из-за несогласия с директивами, так как каждый функциональный руководитель ставит свои вопросы на первое место. 

       

     Рис. 2 Функциональная организационная структура 

     Функционально-линейная структура представляет собой комбинацию линейной структуры с системой выделения определённых функций. При линейных руководителях создаются специальные подразделения, которые помогают линейному менеджеру в выполнении отдельных функций управления.

     Эти штабы могут:

     - ограничиваться центральными уровнями  управления;

     - находиться в нескольких уровнях управления;

     - образовывать штабную иерархию  на всех уровнях управления.

     Штабы на нескольких уровнях иерархии должны давать консультации и участвовать  в подготовке решений, но они не обладают правами принятия решений и руководства  нижестоящими подразделениями или исполнителями.

     Чем крупнее фирма и сложнее её управляющая структура, тем острее стоит вопрос координации деятельности функциональных служб или создания крупных специализированных подразделений  с высококвалифицированными специалистами. Преимуществами и недостатками линейно-функциональной структуры можно назвать:

     Преимущества:

     - Возможность получить высокую степень профессиональной специализации сотрудников

     - Точно определить места и необходимые ресурсы (особенно кадров)

     - Способствует стандартизации, формализации и программированию процесса

     Недостатки:

     - Затрудняет горизонтальное согласование

     - С трудом реагирует на изменение  

       

     Рис.3 Линейно-функциональные структуры 

     Линейно-штабные структуры является развитием линейной и призван ликвидировать ее важнейший недостаток, связанный с отсутствием звеньев стратегического планирования. Линейно - штабная структура включает в себя специализированные подразделения (штабы), которые не обладают правами принятия решений и руководства какими - либо нижестоящими подразделениями, а лишь помогают соответствующему руководителю в выполнении отдельных функций, прежде всего, функций стратегического планирования и анализа. В остальном эта структура соответствует линейной

Информация о работе Анализ предприятия