Экономическое обоснование, оценка эффективности и методика управления затратами на производство продукции (работ, услуг) предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 10:24, курсовая работа

Описание работы

Основная цель работы заключается в оценке:
состава, методов группировки затрат на ОАО «Орловский хлебокомбинат»;
способов калькулирования себестоимости, применяемых на предприятии;
методики управления затратами на производство продукции ОАО «Орловский хлебокомбинат»;
выработке концепции по повышению эффективности управления затратами на предприятии.

Работа содержит 1 файл

Курсовая!!!!.doc

— 346.00 Кб (Скачать)

     Введение 

     Организационная деятельность любого предприятия связана  с использованием ресурсов земли, рабочей силы, средств производства (капитала) и предпринимательских способностей, что, очевидно, влечет за собой возникновение затрат. Перерабатывая эти ресурсы, предприятие производит, а затем реализует продукцию, получая (в большинстве случаев) прибыль.

     Степень удовлетворения интересов фирмы, прежде всего, зависит от результатов его  хозяйственной деятельности, которые  включают не просто получение доходов  и прибыли от реализации продукции, но и обеспечение стабильного развития производства с учетом выплат необходимых налогов.

            В современных условиях процесс эффективного управления производством зависит от того, насколько рационально построена система внутрипроизводственного учета на предприятии и насколько объективно она отражает его производственные процессы. Формирование многих экономических показателей зависит от правильности организации внутрипроизводственного учета.

     Вопросы организации учета на предприятии тесно связаны с вопросами управления затратами на всех уровнях его производственно-коммерческой деятельности. Стремление построить такую внутрипроизводственную учетную систему, которая взаимосвязано отражала бы весь производственный процесс, является одной из приоритетных задач.

     Основным  объектом  учета являются затраты на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг. Уровень затрат является критерием использования эффективных или неэффективных форм и методов хозяйствования и обусловлен сложившимися производственными отношениями. Этот показатель выражает интересы широкого круга предпринимателей в наиболее рациональном и эффективном использовании производственного потенциала, а именно в получении высоких результатов при минимальных затратах. Для принятия управленческих решений необходимо знать свои затраты и в первую очередь разбираться в информации о производственных расходах. Анализ издержек помогает выяснить их эффективность, установить, не будут ли они чрезмерными, регулировать и контролировать расходы, планировать уровень прибыли и рентабельности производства. Эффективное управление затратами является действенным инструментом повышения прозрачности и эффективности деятельности компании и ее структурных подразделений. Все вышеперечисленное определяет актуальность выбранной темы.

     Основная  цель работы заключается в оценке:

  • состава, методов группировки затрат на ОАО «Орловский хлебокомбинат»;
  • способов калькулирования себестоимости, применяемых на предприятии;
  • методики управления затратами на производство продукции ОАО «Орловский хлебокомбинат»;
  • выработке концепции по повышению эффективности управления затратами на предприятии.

     Объектом  исследования является ОАО «Орловский хлебокомбинат», а предметом исследования – оценка эффективности и методика управления затратами на производство и ее совершенствование. Метод исследования: аналитический.

     Работа основана на нормативно-законодательной и теоретико-методологической базе исследования. Также были использованы отчётность  ОАО «Орловский хлебокомбинат», книги, монографии и статьи ведущих отечественных специалистов по вопросам управления затратами.

     Практическая  значимость исследования заключается в предложении направления совершенствования затрат предприятию ОАО «Орловский хлебокомбинат» для оптимизации затрат и повышения прибыли. 

     1. Характеристика исследуемого объекта 

          ОАО "Орловский хлебокомбинат" образовалось 16 октября 1992 года и включает в себя два завода: №1 по пер. Комсомольскому, 26 и №3 по ул. Красноармейской, 2.

     Предприятие выпускает в сутки около 60-65 тонн изделий. Это хлеб, караваи, батоны, сдобные булочки, печенье, вафли, вафельные пирожные и торты, сухари, бублики, сушки, торты, кексы, пирожные, рулеты - всего около 200 наименований.

     В Орловской области хлебокомбинат  занимает 1 место по сбыту продукции (32%) среди конкурентов.

       Коллектив Орловского хлебокомбината насчитывает 538 сотрудников.

        Сеть фирменной торговли состоит из 8 магазинов и 30 торговых палаток, в которых задействовано 97 работников.

          На 2010 год  заключено около 500 договоров поставки.

       Продукция предприятия представлена более чем в 800 торговых точках города Орла и области.

С предприятием  активно сотрудничают:

  • сеть магазинов и супермаркетов «Магнит», ЗАО «Тандер»;
  • сеть магазинов и супермаркетов группы компаний «Паллада-торг»;
  • сеть гипермаркетов «Корпорации «ГРИНН»;
  • сеть магазинов фирмы «РПК-плюс»;
  • сеть гипермаркетов ЗАО «ДИКСИ Логистик» г. Москва;
  • филиал ООО "Европа" супермаркет «Европа 24»(г.Орел);
  • районные потребительские общества;
  • сеть магазинов компании «Бежин Луг»;
  • сеть магазинов ООО «Радуга» (районы области);
  • сеть торговых точек индивидуальных предпринимателей В. С. Казьминой, Р. П. Михайловой, М. А. Белевскиной и многие другие предприятия торговли [9].

      Структура предприятия линейно-функционального типа. Линейные руководители осуществляют непосредственное руководство производством, каждый из них выступает в качестве единоначальника в соответствующем подразделении. Линейные руководители наделяются необходимыми правами и несут ответственность за конечные результаты деятельности подчиненных им подразделений (приложение 1).

      Достоинства структуры: освобождение линейных руководителей  от несвойственных им функций обеспечения  производства ресурсами, возможность  координации действий между линейными и функциональными подразделениями, высокая степень специализации структурных подразделений.

      Недостатки  структуры: необходимость для линейных руководителей постоянного согласования при решении текущих вопросов производства, экономики; длинная цепь команд.

      Для анализа показателей финансово-хозяйственной  деятельности предприятия используется отчет о прибылях и убытках 2009 года   (приложение 2).

      Таблица 1.

     Показатели  финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Орловский хлебокомбинат» при индексе инфляции 1,12%

Показатели Прошлый период, тыс. руб. Отчетный  период Отклонение, тыс. руб. Темп  роста, %
в действующих ценах, тыс. руб. в сопоставимых ценах, тыс. руб.
1 2 3 4 5 6 7
2 Выручка от продажи  без НДС 

-сумма, тыс.руб.

 
 
 
 
493 975  
 
 
 
 
507 036 
 
 
 
452 710 
 
 
 
- 41 265 
 
 
 
91,6 
3 Себестоимость продаж товаров, работ, услуг

-сумма, тыс.руб.

- уровень, %

 
 
404 678 

81,92

 
 
397 609 

78,42

 
 
355 008 

78,41

 
 
 
 
- 43 415 

- 8,6 

 
 
71,8
4 Прибыль от продаж 

-сумма, тыс.руб.

- уровень, %

 
 
 
51 716 

10,42

 
 
 
54 212 

10,61

 
 
 
48 404 

9,42

 
 
 
- 3 312 

1

 
 
 
93,6
5 Прочие доходы

-сумма, тыс.руб.

- уровень, %

 
 
862 

0,17

 
 
390 

0,07

 
 
348 

0,06

 
 
- 514 

-0,11

 
40,3
6 Прочие расходы 

-сумма, тыс.руб.

- уровень, %

 
 
 
  13 666 

3,5 

 
 
17 752 

3,49

 
15 825 

3,47

 
 2 159 

- 0,3

 
115,7
7 Балансовая  прибыль, тыс.руб. 34 120 32 918 29 391 - 4 729 86,1
8 Уровень рентабель-

ности,%

12,7 10,6 10,6 -2,1 83,4
9 Нераспределенная  прибыль (непокрытый убыток) 

-сумма, тыс.руб.

- уровень,  %

 
 
 
 
 
27 547 

5,5

 
 
 
 
 
 
28 682 

5,6

 
 
 
 
 
25751 

5,5

 
 
 
 
 
- 3 091 

0

 
 
 
 
 
93,4
10 Фонд оплаты труда 

-сумма, тыс.руб.

 
 
103 618
 
 
113 658
 
 
101 480
 
 
-2 138
 
 
97,9
11 Среднесписочная численность работников, чел. 548 538 538 -10 1,5
12 Среднемесячная з/п тыс. руб. 15 756 17 605 15 718 -38 99,7
 

1. Коэффициент  текущей ликвидности  ОАО « Орловский хлебокомбинат»[17].

Ктл =     Оборотные активы                                              (1)

                                                                            Краткосрочные обязательства

Ктл = 94 453 тыс. руб./ 21 113тыс. руб. ≈ 4,4

     Коэффициент текущей ликвидности характеризует  общую обеспеченность предприятия  оборотными средствами для ведения  хозяйственной деятельности и своевременного погашения его срочных обязательств. Значение полученного коэффициента на ОАО «Орловский хлебокомбинат» говорит о платежеспособности предприятия.

2.Коэффициент общей платежеспособности ОАО «Орловский хлебокомбинат»[17].

  

    (2)

коп= 219 422 тыс. руб./484 тыс.руб.+21 113 тыс.руб.=10,15

     Оценка  полученного коэффициента показывает способность ОАО «Орловский хлебокомбинат» покрыть все обязательства предприятия (краткосрочные и долгосрочные) всеми его активами.

3.  Коэффициент  восстановления (утраты) платежеспособности ОАО «Орловский хлебокомбинат» [17].

        (3)

где Ктл. к - фактическое значение (на конец отчетного периода) коэффициента текущей ликвидности,

Ктл.н - значение коэффициента текущей ликвидности на начало отчетного периода,

Т - отчетный период, мес.,

2 - нормативное  значение коэффициента текущей  ликвидности, 

6 - нормативный  период восстановления платежеспособности  в месяцах.

Кв = 4,4+(6/12(4,4-4,1))/2=2,27

     Оценка  этого коэффициента на предприятии ОАО «Орловский хлебокомбинат» показывает, что предприятие может восстановить свою платежеспособность на нормативный период (6 месяцев), так как его значение больше 1. Если этот коэффициент был бы меньше 1, то предприятие в ближайшее время не имело бы реальной возможности восстановить платежеспособность. 

     2. Классификация и состав затрат на производство продукции и их место в системе управления экономикой предприятия 

     Учет  фактических производственных затрат и калькуляция себестоимости  производятся на каждом промышленном предприятии.

     По  их результатам устанавливаются цены, и определяется прибыль. Они необходимы и для определения суммы возмещения израсходованных ресурсов, то есть для возобновления производственных циклов.

     Правильная  методика расчета себестоимости  – ключ к проведению успешной сбытовой политики, завоеванию своей доли рынка. Ошибочная методика приводит к экономически необоснованному завышению или занижению цены, потере клиентов или убыткам.

     Затраты - расходы предприятия, выраженные в денежной форме. Все затраты аккумулируются по статьям затрат и объединяются в группы затрат [10].

     В настоящее время состав затрат производственных предприятий регламентируется Налоговым  кодексом РФ, а также ПБУ 10/99 "Расходы организации", в соответствии с которыми “к затратам, включаемым в себестоимость произведённой и реализованной продукции, относятся:

  1. расходы, непосредственно связанные с изготовлением (производством), хранением и доставкой товаров;
  2. расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии;
  3. расходы на освоение природных ресурсов;
  4. расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки;
  5. расходы на обязательное и добровольное страхование;
  6. прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.”

     Даже  из простого перечисления слагаемых  затрат, образующих себестоимость продукции, видно, что они неодинаковы не только по своему составу, но и по значению в изготовлении продукта. Одни затраты непосредственно связаны с изготовлением и выпуском продукции (затраты сырья, материалов, оплата труда рабочих и др.), другие – с управлением и обслуживанием производства (расходы на содержание аппарата управления, на снабжение производственного процесса необходимыми ресурсами, на содержание основных средств в рабочем состоянии и т.д.). Кроме того, часть затрат прямо включается в себестоимость конкретных видов готовых изделий, а другая часть, в связи с производством нескольких видов продукции, – косвенно. Поэтому для правильной организации учёта затрат и калькулирования себестоимости продукции необходимо применять экономически обоснованную классификацию затрат по определённым признакам[16].

Информация о работе Экономическое обоснование, оценка эффективности и методика управления затратами на производство продукции (работ, услуг) предприятия