Экономические показатели деятельности предприятия общественного питания

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 20:55, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в конструктивном и по факторном анализе продукции и товарооборота на предприятии общественного питания действующего в условиях рыночных отношений.
В связи с поставленной целью, сформировались основные задачи:
- провести анализ теории понятий продукции и товарооборота на предприятия общественного питания с экономической точки зрения;
- рассмотреть объем, динамику и скорость продукции в структуре товарооборота коммерческого предприятия общественного питания;
- охарактеризовать ряд показателей товарооборота и выпуска продукции в отрасли общественного питания;
- определить основные направления в планировании товарного оборота и выпуска продукции на предприятиях общепита;

Содержание

Введение
1. Характеристика предприятия питания
1.1 Цели создания предприятий общественного питания и значения их развития
1.2 Показатели деятельности предприятия общественного питания, их экономическая характеристика
1.3 Экономически-организационная характеристика предприятия питания
1.4 Организационно-правовая и экономическая характеристика ресторана «Белый олеандр»
2. Планирование показателей общественного питания
2.1 Анализ товарооборота предприятия общественного питания
2.2 Планирование товарооборота общественного питания
2.3 Планирование снабжения предприятия общественного питания
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 256.50 Кб (Скачать)

  - исходя  из производственной мощности  и степени ее использования;

  - основанный  на расчете и прогнозировании удельных весов первых, вторых, третьих и холодных блюд в их общем количестве;

  - основанный  на расчете и прогнозировании  коэффициентов комплексности (расчет  производится по вторым и третьим  блюдам).

  На  предприятиях (структурных подразделениях) с изменяющимся контингентом потребителей используется расчет количества блюд, фактически выпущенных в отчетном (базисном) периоде на одно место в день:

  ВБм = ВБб : (Чм * Дб), где

  ВБм – выпуск блюд ( первых, вторых и  прочих) на одно место в день, тыс. блюд.

  ВБб – реализация блюд в отчетном (базисном) периоде, тыс. блюд;

  Чм  – это количество мест зала в отчетном (базисном) периоде.

  Дб  – количество дней работы предприятия  в отчетном (базисном) периоде;

  Для расчета годового (квартального, месячного) плана выпуска блюд используют формулу

  ВБп = ВБм * Чп * Дп * Кбм, где

  ВБм – выпуск блюд ( первых, вторых и прочих) на одно место в день, тыс. блюд.

  ВБп – плановый выпуск блюд за период, тыс. блюд;

  Чп  – среднедневное количество потребителей в плановом периоде, чел;

  Дп  – количество дней работы ресторана  в плановом периоде;

  Кбм – это коэффициент изменения  количества потребляемых блюд в расчете среднем на одно место в день (этот коэффициент характеризует повышение или снижение степени использования одного места потребления).

  Например, количество мест в обеденном зале ресторана «Белый олеандр» 50, в базисном году ресторан работал 340 дней, фактический выпуск блюд составил 130200 ед. В планируемом году в связи с реконструкцией помещения число мест увеличится на 10, количество рабочих дней составит 350, коэффициент изменения количества потребляемых блюд в среднем на одно место в день – 1,05, средняя цена блюда – 120,3 руб. Удельный вес прочей продукции в обороте по продукции собственного производства запланирован 8%, доля покупных товаров в розничном обороте – 15%.

  Определим выпуск блюд в базисном периоде на одно место в день.

  Он  составит 7,65 (130200 : (50 * 340)).Используя полученный результат, можно рассчитать годовой план выпуска блюд, он составит 16,8682 (7,65* (50 + 10) * 350 * 1,05). Умножив плановый выпуск блюд на среднюю цену одного блюда, рассчитаем плановый оборот по обеденной продукции, который будет равен 20,292504 млн. руб. (168682* 120,3). Затем определим оборот по продукции собственного производства, который составит 22,057 млн. руб. (20,292 : (100 – 8)).

  А розничный оборот будет запланирован 25,9494 млн. руб. (22,057 : (100 – 15)). Оборот по покупным товарам составит 3,892400 млн. руб. (25,949 – 22,057).

  Оборот  по оптовой реализации продукции  собственного производства планируют  только те предприятия, которые имеют  для этого производственные мощности, специальные кадры. Этот вид товарооборота планируется с учетом заказов предприятий – потребителей полуфабрикатов и другой продукции собственного производства.

  При планировании товарооборота предприятия  питания используются различные  экономико-статистические методы. Они основаны на расчете разнообразных средних величин и их экстраполяции на прогнозируемый период.

  В практике планирование и прогнозирование  товарооборота применяется метод  скользящей средней, этот метод базируется на данных о сопоставимом товарообороте за ряд периодов. Суть его состоит в том, что суммируются темпы прироста товарооборота за 3 смежных периода и делят на 3, затем три периода, начиная со второго, затем три периода, начиная с третьего и т.д. Таким образом производится выравнивание цепных темпов прироста.

  На  основании выровненных показателей  устанавливается среднегодовое  изменение.

  С = (Кп - К1)/ (п - 1), где

  С – среднегодовое изменение прироста объема товарооборота;

  Кп  – последний показатель выровненного ряда;

  К1 – первый показатель;

  п – число выровненных показателей.

  Прогнозируемый  темп прироста товарооборота на следующий  год определяется по формуле: 

  Кпр = Кп + 2*С, где

  Кпр – темп прироста планируемого товарооборота.

  Планируемый объем товарооборота определяется следующим образом:

  Тплан = Тотч (100 + Кпр), где

  Тплан – планируемый товарооборот;

  Тотч  – фактический товарооборот отчетного  года;

  Кпр – планируемый темп прироста товарооборота.

  Произведем  расчет цепных темпов прироста по данным таблицы.

  Таблица 4.

  Информация  для расчета прогнозируемого товарооборота

    Год Условные обозначения Товарооборот млн. руб. Темп роста, в % Цепные темпы прироста
    1-ый К1 1853,2 ___ ___
    2-ой К2 2141,5 115,6 15,6
    3-ий К3 2620,7 141,4 22,4
    4-ый К4 3105,2 167,6 18,5
    5-ый К5 3387,5 174,4 19,8
    6-ой К6 3611,9 194,6 20,1

  Показатели  выровненного ряда:

  К1 = (15,6 + 22,4 + 18,5)\3= 18,83

  К2 = (22,4 + 18,5 +19,8)\3 = 20,23

  К3 = (18,5 + 19,8 + 20,1)\3 = 19,46

  Среднегодовое изменение темпа прироста товарооборота:

  = (19,46 – 18,83) \3-1= 0,315

  Темп  прироста товарооборота в планируемом году:

  Кпр = 19,46 + 2 * 0,315= 20,09%

  Прогнозируемый  объем товарооборота:

  Тплан = 3611,9 *20,09\100 =7256,3 млн. руб.

  2.3 Планирование снабжения  предприятий общественного  питания  

  Для работы предприятий общественного  питания необходимо снабжение их сырьем, полуфабрикатами, покупными товарами в определенном количестве и ассортименте для обеспечения выпуска кулинарной продукции и товарооборота.

  Поступление необходимого количества сырья и  товаров на предприятия общественного  питания определяются балансовым методом. Для этого составляется продуктовый баланс на год по каждой товарной группе и в целом по предприятию питания.

  Продуктовый баланс – форма планового расчета, в котором приводятся в соответствии потребность в сырье и товарах  и ее удовлетворение. Продуктовый баланс содержит результаты расчета объема поступления необходимых продуктов на предприятие для обеспечения его нормальной производительно – торговой деятельности. Он позволяет также обеспечить взаимную увязку и установить правильные пропорции между поступлением, расходом продуктов и запасами сырья и товаров. Продуктовый баланс складывается из следующих составных элементов: запасов на начало периода, потребности (расход), поступления, запасов на конец периода.

  Запасы  сырья и товаров на начало планового периода рассчитываются как ожидаемые на конец отчетного периода. Запасы на конец планового периода определяются по нормативам. На основании рассчитанной потребности в продуктах и установленных запасах начало и конец планового периода определяют план поступления сырья, полуфабрикатов, покупных товаров, т.е. товарное обеспечение товарооборота предприятия питания.

  Величина  поступления рассчитывается по формуле:

  П = Р + Зк – Зн, где

  П – величина поступление;

  Р – реализация (расход) сырья и  товаров;

  Зк, Зн – запасы на начало и конец  периода.

  Продуктовый баланс составляется в натуральном  и стоимостном выражении.

  План  товарного обеспечения, составленный по предприятию, должен быть основой  для представления заявки на сырье  и товары. Снабжение предприятий питания осуществляется в соответствии с их заявками исходя из объема выпуска продукции собственного производства и реализации покупных товаров с учетом спроса потребителей.

  Таблица 5.

  Продуктовый баланс по ресторану «Белый олеандр» за 2009 -2010 гг.

    Показатели 2009 год 2010 год Отклонение в сумме (+,–) Влияние на изменение  товарооборота (+,–)
    Запасы  товаров на начало года 209,2 243,0 +33,8 +33,8
    Поступление товаров 2,6563 3,1693 +513,0 +513,0
    Прочее  выбытие товаров 1,8 1,0 -0,8 +0,8
    Запасы  товаров на конец года 243,0 306,1 +63,1 -63,1
    Величина  товарооборота предприятия 2,6207 3,1052 +484,5 +484,5

  Розничный товарооборот предприятия возрос в 2010 году по сравнению с 2008 годом на 484,5 тыс. руб. за счет завышенных товарах  запасов на начало года (+33,8 тыс. руб.), роста поступления товаров в ресторан (+513,0 тыс. руб.) и уменьшения прочего выбытия товаров (+0,8 тыс. руб.). Но возможности роста товарооборота в динамике уменьшились в результате увеличения товарных запасов на конец года (–63,1 тыс. руб.).

  Недостатком использования поступающих в  предприятие товарных ресурсов является их неполное вовлечение в товарооборот, что явилось следствием завоза в  ресторан товаров, имеющих высокую  цену, что снижало спрос покупателей  на них, нарушением ритмичности отгрузки товаров поставщиками, связанными с рестораном договорными обязательствами. Часть товаров, поступивших в ресторан в излишнем количестве и в конце года, осело на остатках товаров в ресторане, что может привести к замедлению оборачиваемости оборотных средств, вложенных в товарные запасы, и возникновению потерь.

  В предприятии в 2010 году прочее выбытие  товаров снизилось по сравнению  с 2009 годом на 0,8 тыс. руб. Прочее выбытие  товаров включило товарные потери, бой, лом, недостачу товаров. Следует  назвать работу ресторана по снижению прочего выбытия товаров в 2010 году положительной. 

  Заключение   

  В данной курсовой работе представлены сведения о производственно-хозяйственной  деятельности ресторана «Белый олеандр». При выполнении работы я провела  конструктивный и по факторный анализ продукции и товарооборота на предприятии питания действующего в условиях рыночных отношений. В этой работе были произведены исследования:

  ·  Динамики товарооборота за 2008-2010 гг.;

  ·  Ритмичность развития розничного товарооборота по месяцам;

  ·  Анализ розничного товарооборота по товарным группам;

  ·  Составлен план выпуска продукции собственного производства;

  ·  Рассчитан прогнозируемый объём товарооборота;

  ·  Исследован продуктовый баланс за 2009-2010гг.

  К задачам анализа продукции и товарооборота на предприятиях общественного питания относятся: контроль за выполнением плана розничного товарооборота по общему объёму и по товарным группам; оценка выполнения плана по предприятиям и организациям, входящим в данную систему; изучение ритмичности выполнения плана товарооборота как в целом по системе, так и по организациям и предприятиям отрасли; изучение динамики товарооборота в общепите за ряд лет; выявление изменений, происшедших в объёме и структуре товарооборота, товарных запасов и поступлении товаров; определение степени охвата покупательных фондов населения, обслуживаемого данной торговой организации или предприятием; вскрытие и изучение причин, способствующих выполнению или, наоборот, тормозящих выполнение плана товарооборота; изучение качества обслуживания населения; выявление внутренних резервов и разработка мероприятий по устранению выявленных недостатков, дальнейшему увеличению товарооборота и улучшению обслуживания населения.

Информация о работе Экономические показатели деятельности предприятия общественного питания