Эффективность использования средств на оплату труда в организации общественного питания, основные направления ее повышения

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 15:24, дипломная работа

Описание работы

Цель работы провести анализ эффективности использования средств на оплату труда в комплексе столовых ЗАО «Атлант», выявить основные направления повышения эффективности использования средств на оплату труда.
В процессе работы выполнены следующие работы и разработки: проведен анализ хозяйственно-экономической деятельности комплекса столовых ЗАО «Атлант», выявлены основные недостатки работы, проведен анализ использования трудовых ресурсов, а также эффективности использования средств на оплату труда, проанализированы нормирование труда, мотивация и стимулирование персонала.

Содержание

Введение…………………………………………………………………
1.Состав средств на оплату труда и факторы его определяющие………………………………………………………………………
1.1. Сущность, принципы, формы и системы оплаты труда……………
Порядок оплаты труда работников организаций общественного питания ……………………………………………………………………………..
Характеристика рынка труда в Республике Беларусь и перспективы его развития…………………………………………………………………………
Анализ эффективности использования средств на оплату труда……….
Экономико-организационная характеристика комплекса столовых ЗАО «Атлант»……………………………………………………………
Анализ эффективности трудовых ресурсов…………………………..
2.3. Анализ фонда заработной платы комплекса столовых ЗАО «Атлант»
3. Направления повышения эффективности использования средств на оплату труда в комплексе столовых ЗАО «Атлант»………………………..
3.1 Совершенствование систем оплаты труда……………………………
3.2. Развитие стимулирования труда работников комплекса столовых ЗАО «Атлант» ……………………………………………………………………………..
3.3. Нормирование труда как фактор повышения эффективности труда…
3.4. Направления повышения эффективности использования средств на оплату труда ……………………………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………..
Приложения…………………………………………………………………
Список использованных источников……………………………………….

Работа содержит 1 файл

diplom.docx

— 238.30 Кб (Скачать)

Доплату за заведование (за руководство  бригадой) заведующим отделом, заведующим столовой, кондитерским цехом, не освобожденным от основной работы, производят в абсолютной сумме или в процентах к месячной тарифной ставке за отработанное время.

Доплату за вредные условия  труда производят поварам, кондитерам по установленным расценкам в процентах к часовой тарифной ставке или в абсолютной сумме за один час ежедневной работы согласно табелю учета использования рабочего времени.

С учетом условий работы и нагрузки работникам могут устанавливать и другие доплаты.

Текущее премирование работников общественного питания производят за объемные и качественные показатели работы в соответствии с положением о премировании после выявления результатов хозяйственно-финансовой деятельности за месяц.

С целью государственного регулирования оплаты труда и  стимулирования повышения эффективности деятельности коммерческих организации независимо от их организационно-правовой формы премирование руководителей, их заместителей и главных специалистов осуществляется ежеквартально по итогам работы за первое полугодие и год в следующем порядке:

  • при выполнении установленных показателей премирования работы за первый (третий) квартал работы работникам начисляют 70 % причитающейся премии, а 30 % резервируют до конца первого полугодия (года);
  • при выполнении установленных показателей премирования за первое полугодие (год) работы работникам начисляют зарезервированную часть премии за первый (третий) квартал и причитающуюся премию за второй (четвертый) квартал работы;
  • при невыполнении установленных показателей премирования за первое полугодие (год) работы зарезервированную часть премии за первый (третий) квартал работы сторнируют и не выплачивают работникам.

Руководителю, главному бухгалтеру организации премии не выплачивают  при наличии задолженности бюджету по налогам и других недостатков в работе.

Премии устанавливают  в процентах к должностному окладу за выполнение производственных показателей, например, в торговле: за обеспечение прироста товарооборота за месяц в сопоставимых ценах к соответствующему периоду прошлого года и рентабельную работу организации за месяц; работников кухни, кондитерских цехов, цехов полуфабрикатов - за обеспечение прироста выпуска продукции собственного производства.

При невыполнении за отчетный месяц одного из показателей премирования установленный положением размер премии сокращают, а при убыточной работе организации премию не выплачивают. Руководитель организации вправе частично снизить или полностью снять выплату премии отдельным работникам за производственные упущения в работе при наличии административных взысканий (выговор, строгий выговор), при необеспечении сохранности имущества организации, наличии непроизводительных расходов и потерь от бесхозяйственности, обоснованных жалоб покупателей о нарушении правил торговли и в других случаях.

Основанием для начисления премии служит приказ руководителя организации о премировании работников за месяц (квартал), проект которого готовит финансово-экономическая служба организации по итогам его работы за отчетный период. В ней указывают должностных лиц и категории работников, размер премии, процент ее повышения или понижения для конкретных должностных лиц. Премии работникам начисляют по установленному проценту от тарифных ставок (должностных окладов) с учетом персональных надбавок за фактически отработанное время.

Единовременные премии администрация может устанавливать отдельным работникам и коллективам согласно коллективному договору за выполнение особо важных производственных заданий, за проявленную инициативу, обеспечивающую рост доходов (активное участие в осуществлении закупки товаров, в расширении рынков продажи товаров и т. п.). Единовременную премию выплачивают по приказу (распоряжению) руководителя организации и устанавливают в абсолютной сумме. Единовременное поощрение работников могут производить в виде подарков. Вручение подарка производят на торжественном собрании коллектива. Комиссия с участием председателя профсоюзного комитета, которой было поручено приобретение подарка, составляет акт общей формы на его списание. К акту прилагают копию товарного чека, акт утверждает руководитель организации. В организации может устанавливаться предельная сумма выплат единовременного поощрения на одного работника в год.

Вознаграждение за общие  результаты работы по итогам за год  работникам обычно выплачивают по окончании года на основании соответствующего приказа руководителя организации. Порядок выплаты вознаграждения по результатам работы за год и круг лиц, его получающих, определяются положением по оплате труда.

Индексацию доходов  населения организации осуществляют в порядке, предусмотренном Законом Республики Беларусь «Об индексации доходов населения с учетом инфляции» и коллективным договором с целью частичного возмещения потерь от инфляции. Индексации подлежат: заработная плата, начисленная по ставкам и расценкам с учетом надбавок и доплат по действующему законодательству, премии постоянного характера; отпускные; доплаты и компенсации гражданам, пострадавшим от ката строфы на Чернобыльской АЭС, и другие выплаты. Не индексируются разовые выплаты (единовременные премии, материальная помощь, вознаграждение за общие результаты работы, выходное пособие и др.), пособия по беременности и родам, семьям, воспитывающим детей и т. д.

Индексация доходов  населения может производиться  путем единовременного пересмотра Советом Министров Республики Беларусь тарифном ставки первого разряда, а также государственных пособий.

После очередного повышения заработной платы, ее индексацию осуществляют с того месяца, в котором индекс потребительских цен превысил пятипроцентный порог. Министерство статистики и анализа Республики Беларусь ведет учет индекса цен на товары, входящие в потребительскую корзину, нарастающим итогом с момента последнего повышения тарифной ставки первого разряда и с начала года и ежемесячно публикует в республиканских средствах массовой информации. Заработную плату в пределах установленного Президентом Республики Беларусь норматива ежемесячно индексируют на индекс потребительских цен, исчисляемый нарастающим итогом с момента последнего повышения тарифных ставок (должностных окладов). С января 2006 года указанный норматив составляет 100 % действующего на момент индексации бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.

Министерство труда  Республики Беларусь ежемесячно доводит  до сведения нанимателей через средства массовой информации порядок и норматив индексации доходов населения в абсолютной сумме. Сумму индексации заработной платы относят за счет средств нанимателя. Доходы, превышающие установленный норматив индексации не подлежат.

Расчет повременного заработка (расчетного должностного оклада, доплат и надбавок), премий, вознаграждений, индексацию доходов производят непосредственно в регистрах лицевых счетов работников.

 

1.3.  Характеристика рынка труда в Республике Беларусь и перспективы его развития

 

 

 

Рынок труда – система экономических  взаимоотношений между работодателями, предъявляющими спрос на рабочую  силу, и работниками, предлагаемыми  рабочую силу, по поводу регулирования  индивидуальных доходов, приближения  их к общественно-необходимому уровню с учетом квалификации работников, дефицитности профессий и т.д.

Государство на рынке труда выполняет  функцию посредника, способствующего  достижению пропорциональности спроса и предложения рабочей силы по объему и структуре. Выделяют активную и пассивную политику государства  на рынке труда. Первая предполагает переподготовку, повышение квалификации населения, содействие в поиске работы, обеспечение общественными работами, создание рабочих мест за счет субсидий и льгот, помощь в начале предпринимательской  деятельности, обеспечение занятости  в государственном секторе, вторая – выплату пособий по безработице. [7, с. 122]

Основными задачами программы «Кадры 2006-2010годы» Министерства торговли Республики Беларусь в торговле, общественном питании являются:

  • организация работы по совершенствованию механизма государственного воздействия на процессы формирования и развития кадрового потенциала, направленного на мобилизацию кадров для реализации задач, поставленных Программой внутреннего развития торговли;
  • обеспечение организаций высококвалифицированными кадрами;
  • создание условий для профессионального роста работников, прежде всего зарекомендовавших себя молодых специалистов и женщин;
  • формирование действенного резерва кадров на выдвижение и организация эффективной работы с ним;
  • обеспечение и совершенствование непрерывного последипломного образования руководящих кадров, специалистов и кадров массовых профессий отрасли;
  • организация и совершенствование информационно-воспитательной работы в целях создания оптимального морально-психологического микроклимата в трудовых коллективах;
  • организация работы по мотивации эффективного труд, рациональному использованию кадров, созданию благоприятных условий для их работы и профессионального роста;
  • формирование у работников торговли здорового образа жизни, чувства ответственности за порученное дело.[9, c. 31]

В январе-марте 2006 года имела место  позитивная динамика тенденций в  области занятости населения, а  именно: увеличение приема работников, уменьшение масштабов высвобождения  рабочей силы, улучшение использования  рабочего времени, увеличение спроса на рабочую силу. Прием работников восполнил  их выбытие на 105,0 % (за январь-март 2005 г. - на 99,5 %), принято работников на 8,7 тыс. больше, чем уволено.

 В связи с сокращением  уволено 3,7 тыс.работников, что составило 77,1% к аналогичному периоду 2005 г.

 Число работающих в режиме  вынужденной неполной занятости сократилось на 18,1% и составило 115,0 тыс. человек, при этом численность работавших в режиме неполного рабочего времени сократилось на 22,7%, число находившихся в отпусках по инициативе нанимателя - на 12,1%.

  Государственная программа занятости населения Республики Беларусь на 2006 год была направлена на обеспечение занятости населения, сохранение контролируемой ситуации на рынке труда, удержание уровня регистрируемой безработицы в пределах 1,5% к численности экономически активного населения. В январе-апреле 2006 г. в органы государственной службы занятости обратилось за содействием в трудоустройстве 93,3 тыс. человек, из них зарегистрировано в качестве безработных 73,0 тыс. человек. Всего за этот период, включая состоящих на учете на начало года, в трудоустройстве нуждалось 175,8 тыс. человек, из них 140,9 тыс. безработных. Трудоустроено с начала года 53,4 тыс. человек, в том числе на постоянную работу 46,0 тыс. безработных.

 На профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации  направлено 11,6 тыс. безработных,  что способствовало повышению  их конкурентоспособности на  рынке рабочей силы.

Обеспечивается предусмотренная  законодательством социальная поддержка  безработных. На 1 мая 2006 г. пособие по безработице получали 41,3 тыс. безработных.

 Уровень регистрируемой безработицы  к численности экономически активного  населения снизился с 1,8 процента  на 1.05. 2005 г. до 1,6 процента на 1 мая  2006 г.[10]

В 2007 году в Республике Беларусь  наблюдаются  положительные тенденции  в области занятости населения.

За январь-сентябрь 2007 года  прием  работников восполнил их выбытие  на 101,9 процента, принято работников на 12,7 тысяч больше, чем уволено.

На 1.10.2007  на учете в органах  государственной службы занятости  состояло 46,5 тысячи безработных (82,4 % к уровню 2006 года), из них 53,5%  получали пособие по безработице. Средний размер пособия в сентябре составил 45,4 тысячи рублей на одного безработного.

  Оборот рабочей силы составил 1363,4 тысячи человек или 38,6 % от среднесписочной численности работающих.

  В связи с высвобождением  уволено 8,1 тысяч человек, что  составило 82,4 процента к уровню 2006 года.

  За январь-сентябрь  2007 года  в органы государственной службы  занятости обратилось за содействием  в трудоустройстве 251,8 тысячи  человек (106,1 % к уровню 2006 года), из которых 149,9 тысячи в соответствии с законодательством признаны безработными. Включая граждан, состоявших на учете на начало года, в трудоустройстве нуждалось 324,2 тысячи человек, в том числе 201,9 тысячи безработных.

  С начала года трудоустроено  153,1 тысячи человек, в том числе  95,9 тысячи безработных. Направлено  на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации  17,2 тысячи безработных.

          Если в 2006 году предложение рабочей силы превышало спрос в 1,1 раза,  то на 1.10.2007   количество вакансий превысило численность безработных в 1,2 раза. Вместе с тем, по-прежнему сохраняется структурный и территориальный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы.

  Постепенно снижается женская  и молодежная безработица. В  составе безработных удельный  вес женщин уменьшился с 65,7 процента на 1.10.2006  до 64,4 процента  на 1.10.2007. Доля  молодежи в возрасте 16 – 29 лет за этот период  уменьшилась  с 45,4 процента  до 43,2 процента.

Уровень регистрируемой безработицы  к экономически активному населению снизился с 1,3% на 1.10.2006 до 1,0 процента  на 1.10.2007 [11].

В отрасли торговли по городу Минску работают 73700 человек, в том числе  в торговле – 62400, в системе общественного  питания – 11300. Руководители составляют 13,5%, специалисты  - 11,5%. Около 65% - кадры  массовых профессий. Из руководителей 49% имеют высшее образование, 48,2% - среднее  специальное. Обучаются в ВУЗах  – свыше 4,5 тыс.человек.[12, c.25]

Согласно анализу баланса вакансий в Беларуси сложнее всего найти  работу бухгалтерам и экономистам. Так, по данным на 1 июня 2007 года, в городской  местности численность безработных  обладателей диплома бухгалтера составляла 830 человек, а потребность  нанимателей в этих специалистах (исходя из количества вакансий, заявленных в госслужбу занятости) равнялась 338. Предложение превышает спрос  и в отношении экономистов - соответственно 655 и 176. В списке трудоизбыточных  профессий в городах находятся  и юристы: количество безработных  дипломированных специалистов с  юридическим образованием почти  в 7 раз превышает потребность  нанимателей.

 

 

 

Таблица 1. Рынок труда наиболее массовых профессий по Республике                        Беларусь на 1 июня 2007г.

 

     Наименование профессий

          и специальностей

      Спрос

(количество вакансий)

       Предложение

                                                    Городская местность

Водитель автомобиля

2118

808

Грузчик

921

637

Каменщик

1976

300

Кровельщик-жестянщик

411

72

Маляр

848

331

Наладчик оборудования

211

62

Плотник

1080

309

Повар

537

556

Продавец непродовольственных товаров

239

724

Продавец продовольственных товаров

1757

1426

Слесарь-сантехник

571

192

Столяр

632

269

Токарь

782

164

Швея

1564

742

Бухгалтер

338

830

Врач

923

19

Инженер-программист

146

15

Экономист

176

655

Юрист

46

306

                                                               Сельская местность

Агроном

132

120

Бухгалтер

128

244

Ветеринар

234

21

Врач

74

8

Зоотехник

234

100

Экономист

65

113

Учитель, преподаватель

11

106

Информация о работе Эффективность использования средств на оплату труда в организации общественного питания, основные направления ее повышения