Эффективность инновационной деятельности предприятия в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 18:57, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является теоретическое обоснование инновационной деятельности, и последующий анализ ее эффективности. Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
Понятие инноваций и их роль в развитии организации
Анализ инновационной деятельности
Рекомендации по внедрению инноваций в производство.

Работа содержит 1 файл

курсовая работа по экономике орг..docx

— 61.74 Кб (Скачать)

Введение

       Эффективность инновационной деятельности во многом зависит от того, насколько она  адаптирована к внешней среде, в  какой мере гибки и подвижны ее структуры, в какой мере она способна к нововведениям. Способность к  нововведениям выступает как  требование нашего времени, является общим. В современной конкурентной борьбе в первую очередь борьба идет не за обладание ресурсами, материальными ценностями, а за способность к нововведениям.

       В настоящее время необходимость  преобразований осознана большинством производственных организаций. Некоторые  уже провели необходимые преобразования, хотя для них остается актуальной задача приспособления к быстро меняющейся экономической и политической ситуации.

       Развитие  организаций происходит путем освоения разнообразных инноваций. Эти инновации  могут затрагивать все сферы  деятельности организации. Следует  отметить, что любые достаточно серьезные  инновации в одной сфере деятельности организации, как правило, требуют  незамедлительных изменений в сопряженных  участках, а иногда и общей перестройки организационных структур менеджмента. 
Инновациями являются любые технические, организационные, экономические и управленческие изменения, отличные от существующей практики в данной организации. Они могут быть известны и использоваться в других организациях, но для тех организаций, в которых они еще не освоены, их внедрение является новым делом и может привести к немалым трудностям. Организации обладают различной восприимчивостью к инновациям. Их инновационный потенциал существенно зависит от параметров организационных структур менеджмента, профессионально-квалификационного состава, промышленно-производственного персонала, внешних условий хозяйственной деятельности и других факторов. 
Инновация - элементарная составляющая предпринимательства, всегда присущая рыночной экономике. Но она является равным образом сочетанием рациональности и иррациональности. Творчество служит двигателем инновации, оно является «первичным ресурсом» предпринимательства при рыночной экономике.

       Следовательно, выбранная тема курсовой работы имеет  высокую степень актуальности.

       Целью данной работы является теоретическое  обоснование инновационной деятельности, и последующий анализ ее эффективности. Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:

  1. Понятие инноваций и их роль в развитии организации
  2. Анализ инновационной деятельности
  3. Рекомендации по внедрению инноваций в производство.

       Предметом в данной работе являются нововведения в организациях, то есть целенаправленные изменения в функционировании предприятия  как системы. А объектом являются продукция (виды, качество), материалы, средства производства, технологические  процессы и т.д.

       Работа  состоит из введения трех частей и  заключения. В первой  части курсовой работы рассматриваются теоретические аспекты инновационной деятельности предприятия, раскрывается понятие «инновация» и «инновационная деятельность», рассматриваются виды инноваций и состав инновационной деятельности. Вторая часть работы посвящена анализу эффективности инновационной деятельности предприятия на примере ООО «Радуга». Третья – рекомендации по внедрению инноваций в производство.

       В работе использована отечественная и переводная литература, а также источники электронной  информации (интернет-источники). 
 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Понятие инноваций и их роль в развитии предприятия

       Нововведение  – это изменение с целью  внедрения и использования новых  видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рычагов и форм организации  производства и управления. Понятие  «инновация» идентично понятию  «нововведение». Под инновацией подразумевается  объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего  аналога и приносящего прибыль [14, С.163].

       Также под инновацией (англ. «innovation» - нововведение, новшество, новаторство) понимается использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления [5, С. 193].

       Понятие «инновации» как экономической  категории ввел в научный оборот австрийский экономист Й. Шумпетер. Он впервые рассмотрел вопросы новых  комбинаций производственных факторов и выделил пять изменений в  развитии, т.е. вопросов инноваций:

       • использование новой техники, технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства;

       • внедрение продукции с новыми свойствами;

       • использование нового сырья;

       • изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;

       • появления новых рынков сбыта.

       В соответствии с международными стандартами  инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или  усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам1. Опыт свидетельствует, что разрешение экономических противоречий посредством отрицания устаревших форм и методов хозяйствования, формирования и утверждения новых – одно из проявлений инновационной деятельности общества. Инновация – это новая ценность для потребителя, она должна отвечать нуждам и желаниям потребителей.

       Таким образом, непременными свойствами инновации является их новизна, производственная применимость (экономическая обоснованность) и она обязательно должна отвечать запросам потребителей.

       Все разнообразие инноваций можно классифицировать по ряду признаков.

       1.По  степени новизны:

       • радикальные (базисные) инновации, которые реализуют открытия, крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений развития техники и технологии;

       • улучшающие инновации, реализующие средние изобретения;

       • модификационные инновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии, организации производства.

       2.По  объекту применения:

       • продуктовые инновации, ориентированные на производство и использование новых продуктов (услуг) или новых материалов, полуфабрикатов, комплектующих;

       • технологические инновации, нацеленные на создание и применение новой технологии;

       • процессные инновации, ориентированные на создание и функционирование новых организационных структур, как внутри фирмы, так и на межфирменном уровне;

       • комплексные инновации, представляющие собой сочетание различных инноваций.

       3.По  масштабам применения:

       • отраслевые;

       • межотраслевые;

       • региональные;

       • в рамках предприятия (фирмы).

       4.По  причинам возникновения:

       • реактивные (адаптивные) инновации, обеспечивающие выживание фирмы, как реакция на нововведения, осуществляемые конкурентами;

       • стратегические инновации – это инновации, реализация которых носит упреждающих характер с целю получения конкурентных преимуществ в перспективе.

       5.По  эффективности:

       • экономическая;

       • социальная;

       • экологическая;

       • интегральная [5, С.194-195]     

       Инновационная деятельность — это деятельность, направленная на создание и практическое использование (доведение до потребителя) новых или усовершенствованных  видов продукции, технологий, услуг  или организационных решений  административного, производственного, коммерческого или иного характера, обеспечивающих экономический, социальный или иной эффект.     К инновационной относится вся  деятельность в рамках инновационного процесса, включая маркетинговые  исследования рынков сбыта и поиск  новых потребителей, поиск новаторских идей и решений, а также партнеров по внедрению и финансированию инновационного проекта.

       Инновационная деятельность — опосредующее звено  между собственно наукой и производственной сферой, это своеобразная производительная сила, осуществляющая интеграцию науки  и производства, реализующая технико-экономические  потребности экономических агентов  посредством использования научной  продукции или услуг. Инновационная деятельность включает:

  • выявление проблем предприятия;
  • осуществление инновационного процесса;
  • организацию инновационной деятельности.[17]

       В условиях рыночной экономики осуществление  инновационной деятельности опосредуется коммерческой целесообразностью.

       Период  создания, распространения и использования  нововведений называют инновационным  циклом. В зависимости от ряда факторов предприятие может осуществлять полный инновационный цикл:

       - фундаментальные исследования;

       - поисковые исследования;

       - прикладные научно-исследовательские  работы (НИР);

       - опытно-конструкторские работы (ОКР);

       - промышленное освоение;

       - производство;

       - сбыт,

       а может осуществлять только какую-либо часть инновационного цикла.

       Инновационный процесс – это совокупность научно-технических, технологических и организационных изменений, происходящих в процессе реализации инноваций. Отметим, что инновационный процесс осуществляется путем перехода из одного качественного состояния в другое – от фундаментальных исследований к производству новой продукции, что характеризуется линией жизненного цикла (ЖЦ) инноваций и масштабом их распространения.

       Необходимо  различать также понятия «новшества»  и «инновации». Под новшеством понимается оформленный результат исследований и разработок в какой-либо сфере  деятельности, связанный с повышением ее эффективности, а инновация –  это конечный результат внедрения  новшества с целью изменения  объекта управления и получения  экономического, социального, экологического и других видов эффекта. Новшество – это предмет инновации, они имеют различный жизненный цикл. Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение инновационным лагом. Процесс введения новшества на рынок принято называть процессом коммерциализации.

       Рынок инноваций – это совокупность инновационных продуктов и процессов, продавцов и покупателей, приобретающих  научно-техническую, наукоемкую продукцию. Основным товаром на рынке инноваций  является научный и научно-технический  результат. Рынок инноваций формируют  научные организации, научно-исследовательские  организации, вузы, временные творческие коллективы, самостоятельные лаборатории, новаторы и др. [14, С. 164]

       Современная инновационная деятельность базируется на следующих методологических принципах:

Информация о работе Эффективность инновационной деятельности предприятия в современных условиях