Финансовая политика Франции

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 07:47, курсовая работа

Описание работы

Финансовую политику Франции следует рассматривать в неразрывной связи с ее экономикой. Современная французская экономика - одна из наиболее мощных в мире. На рубеже XX и ХХI вв. Франция занимала среди ведущих стран Запада 5-е место в мире по душевому ВВП, 5-е - по удельному весу в мировом промышленном производстве, 4-е - по доле в мировом экспорте. Эти цифры особенно впечатляют при сопоставлении с показателями начала века. Те отражали совершенно иную ориентацию экономики: стремление капитала к возрастанию непроизводительным путем, невысокую концентрацию национального производства и его малые масштабы по сравнению
с величиной государственного долга. Промышленность заметно отставала по уровню развития и по весу в хозяйстве и от зарубежных соперников и от национальной финансово-кредитной сферы. Вследствие недостаточной индустриализации Франция оказалась предпоследней среди раз¬витых стран по динамике роста в 1870-1913 гг. Она пребывала в конце списка также и по производительности труда, норме накопления, экспортной квоте, по доле промышленности в ВВП.

Содержание

Финансовая политика франции 3
Экономическая и финансовая политика 2000 г. 13
Перспективы развития в 2001-2015 гг. 19
Список использованной литературы: 22

Работа содержит 1 файл

ккр.DOC

— 220.50 Кб (Скачать)

Однако уже со II кв. последствия спада начали понемногу преодолеваться; с середины весны в экономике наметилось оживление, прирост ВВП за апрель-июнь составил 0.7%, промышленной продукции - 0.6%. В дальнейшем хозяйство под воздействием улучшающихся мировой и внутрен ней конъюнктуры продолжало наращивать темпы. В результате, несмотря на ухудшение конъ юнктуры начала года, динамика экономического роста за 1990 г. почти соответствовала уровню фигурировавшему в прогнозах 1998 г.

В 2000-2001 гг., по всем имеющимся  прогно зам, эти темпы составят 2.9-3% - достаточно вы сокий для зрелой экономия уровень. В этом слу чае средний темп роста за 1997-2001 гг. достигнет 2.7%, то есть будет почти в 2.5 раза выше чем за предшествующее пятилетие.

Все это обеспечило некоторое  повышение удельного веса Франции  в западноевропейском ВВП. Данный показатель (фактически вернучся к уровню 1990 г. - 16.9% (1995 г. - 15.5%).

Характерная черта экономического развития Франции за последнее время - усиление его экстенсивного характера: соотношение вклада в рост экономики производительности труда и занятое ти изменилось в пользу последней.' Впервые эта тенденция обозначилась в 1998 г., когда едва ™ не треть прироста ВВП была получена за счет расширения занятости. В 1999 г. данный показатель дал уже почти половину прироста ВВП. Ни в одной из ведущих стран Западной Европы такого не наблюдалось. Именно повышение занятости определило в 1998-1999 гг. лидерство Франции по темпам экономического роста среди ведущих западноевропейских стран.

При всех положительных  моментах, которые привнес рост занятости в развитие страны (ускорение темпов личного потребления, улучшение общего экономического и социального климата, стимулирующие национальное производство), следует отметить, что этот фактор порождает сомнения в серьезности экономической базы подобного лидерства.

Во-первых, расширение занятости  осуществляется искусственными методами, весьма спорными с точки зрения общей эффективности национального производства (к данному вопросу мы еще вернемся). Во-вторых, в 1999 г. рост занятости сочетался с замедлением динамики производительности труда. Последнее, конечно, в определенной степени отражало чисто статистический момент, связанный с тем же ростом занятости. Однако оно свидетельствует о том, что прежние опережающие темпы роста производительности по сравнению, например с Великобританией или Германией, - следствие не столько интенсификации производства, сколько очередная "лукавая цифра", порожденная фактическим отсутствием увеличения занятости.

Другая особенность  экономического роста Франции последних лет в отличие от 1990-1996 гг. -опора по преимуществу на внутренний спрос. Правда, толчок подъему 1997 г. дал экспорт, подскочивший тогда до 10.7% (почти втрое по сравнению с 1996 г.). Однако в 1998 г. этот показатель снизился до 6.2%, а в 1999 г., с падением мирового спроса, и вовсе упал до 1.4%. По мнению французских зарубежных экспертов, такое падение -временное явление и темпы экспорта должны восстановиться к 2000-2001 гг. до 5.3-5.4%.

Внутренний спрос развивался более стабильно. Это относится в первую очередь к его основным компонентам - личному потреблению и инвестициям. Судя по поквартальному движению личного потребления, оно почти не пострадало во время ухудшения конъюнктуры (см. таблицу), продолжив в 1999 г. тенденцию уверенного роста.

 

 

 

 

Экономическая и финансовая политика  2000 г.

В 2000 г. французская экономика  развивалась достаточно активно. Темпы ее роста составили 3.3ас. что несколько выше показателя предыдущего года. См. Таблица 1 Однако по прогнозам 1999 г. прирост

 

 

 

Таблица 1

 

1960-1970гг.

1971-1980 гг.

1981-1990 гг.

1991-1996гг.

1996-2000гг.

1999г.

2000 г.

200! г., прогноз

ВВП

56

2.3

3.3

1.1

2.8

2.9

3.3

3.1

Личное потребление

4.3

3.5

. 1.S

0.7

1.7

;. ;

2.6

2.8

Госпотребление

4.1

3.3

2.5

2.3

1.3

2.6

1.3

1.3

Инвестиции

7.8

2.5

2.6

3.4

4.8

7.1

6.2

5.4

Импорт

10.2

5.8

3.9

5-1

8.1

3.7

13.1

q -

Экспорт

8.6

7.2

5.2

5.3

7.4

з.~

12.8

8^6

Промышленное производство

5.1

3.2

1.2

0.9

1.0

3.6

13.1

8.6

Занятость

0.6

0.5

0.3

0.3

1.1

1.8

1.9

1.6

Производительность труда

5.1

1.5

74

с\ -

1.7

1.0

1.4

1.4

Норма сбережений

25.0

20.6

18.S

19.3

20.8

21.4

21.7

21.3


 

должен был составить 4.2% (3.5% по самым осторожным подсчетам). Таким образом, результаты года оказались неплохими, но худшими, чем предполагалось.

По-видимому, высшая точка  нынешнего цикла была пройдена во П полугодии 1999 г., когда показатель роста действительно достигал 4%. После этого началось постепенное торможение, выявившееся уже в I квартале 2000 г. и ставшее очевидным к лету. Здесь наложились друг на друга снижение действия девальвации евро и повышение мировых цен на нефть. Впрочем, и нынешний темп ВВП позволяет Франции оставаться лидером по этому показателю в ЕС. Стабилизация темпов роста сочеталась в истекшем году с дальнейшим расширением занятости. В результате экстенсивный характер роста, ставший приметой развития второй половины 90-х годов, сох~ ' "глея и в 2000 г. За счет расширения занятости опять, как и в предыдущем году, была получена почти половина прироста ВВП.

В исследуемый период функция "опоры роста" перешла  от внутреннего спроса к экспорту. Однако и внутренний спрос продолжал развир-.-ься стабильно. Особенно это относится к личному потреблению, темпы которого возросли с 2.1 до 2.6%. В I полугодии оно несколько сократилось, прежде всего из-за скачка мировых цен на нефть и внутренних (на 45%) - на энергоносители. Однако затем покупательная способность населения стала возрастать: включились инфляционные поправки заработной платы, предусматриваемые коллективными договорами. Положительно действовало и дальнейшее сокращение безработицы, а также снижение некоторых местных прямых налогов и ставки налога на добавленную стоимость (за 2000 г. общая сумма снижения достигла 0.8% ВВП).

Динамика капвложений  сохранялась в 2000 г. на достаточно высоком  уровне, но была нес.^ лько ниже, чем  в 1999 г. Слегка уменьшилась и норма  накопления. Некоторое торможение инвестиционного процесса было вызвано, вероятно, определенным насыщением инвестиционного спроса после бурного трехлетнего переоснащения экономики в 1997-1999 гг.; порожденной теми же причинами стабилизацией роста жилищного строительства (которое к тому же отреагировало на временное сжатие потребления); наконец, уже упоминавшимся ростом цен на энергоносители. В 2000 г., как и в предшествующие годы, вложения в активные элементы основного капитала росли более высокими темпами, чем в пассивные.

 

По-прежнему наименее динамичным -.;емен-том внутреннего спроса оставалось государственное потребление. Государство продолжает его сдерживать для дальнейшего уменьшения бюджетного дефицита, сократившегося в 2000 г. до 1.8% ВВП. Известным камнем преткновения остается рост расходов социальной сферы (во Франции она является частью системы государственных финансов) на 1.3%.

По сравнению с 1999 г. темпы роста экспорта повысились более чем втрое. Это связано  как с введением евро, так и  с его с девальвациями. Несомненно позитивную роль сыграли модернизация предприятий и некоторое снижение стоимости трудозатрат. Вместе с тем вследствие роста цен на нефть стоимость импорта несколько превысила стоимость экспорта. Впгочем. это не сказалось на состоянии баланса текущих операций и платежного баланса, сведенных в 2000 г., как и в 1999 г., с положительным сальдо.

 

Характерной приметой 2000 г. стали высокие темпы развития промышленности, заметно опережавшие динамику ВВП. Это даже вызвало на-

которое повышение ее удельного вес;, „ структуре валового продукта по производству Впрочем общий тренд не изменился: французская экономика остается "экономикой услуг", до.,,,, КОТОпых в ВВП в 2000 г. составляла 72%. Этот Показатель соответствовал аналогичным цифрам по США Великобритании и превышал немецкиц Особенно впечатляет годовой прирост в машиностроении (14.1%) и в отраслях. производящих потребительского пользования (в.5%). Выпуск полуфабрикатов и готовых изче-лий кратковременного пользования, напротив увеличивался медленнее средних тем„ов (соответственно 4.5 и 1.5%). Это означало Д(\.,ЬНейшее изменение пропорций промышленное ,-и и экспорта в пользу более современных производств Наконец, 2000 г. стал рекордным по прцбуд^ос-ти промышленных компаний, осоС*нно крупных экспорториентированных: их Донало,оВая прибыль возросла на 15-20%. v

Безусловно положительными является изме нения на рынке труда. В 2000 г. работу получили 432 тыс. человек. Уровень безработиц,, СНИЗи1СЯ до 9.6%. Теперь, чтобы достичь равцовесия'на рынке труда (5% безработных от чц01енности экономически активных), достаточно п* течение 3-4 лет создавать не более 160 тыс. раЛ,1Чих мест ежегодно. Впервые за очень длительней период отмечалось повышение занятости в птц»,,.„,,,,,»» ности(1.7%). ^'мышлен-

Одной из основных макропроблем 2С*М г стало повышение темпов роста цен. Инд,^с потребительских цен возрос втрое по сравнс„ию с „L. дыдущим годом и почти достиг потолк^ предусматриваемого Маастрихтским договором По прогнозам на 2001 г., этот индекс стабц шзируст-ся, но еще на более высоком уровне.

Вообще прогнозы дальнейшего  рал,1ития ме-нее благоприятны, чем на 2000 г. и и ,(елОм на прошедшее трехлетие. Предпринимать ,„ и эко_ номисты говорят о весьма вероятном пщении мирохозяйственной конъюнктуры, преж;('с всего в связи с ухудшением экономической curvarruu « США. Ожидается, что в 2001 г. рост стадии* * ется на уровне 3.1%, заметно снизятся инвестиции и экспорт. Эйфория конца века кончи, 1ась пср-спективы роста уже не кажутся столь бллч-гящимн.

В течение 2000 г. правительство  Жочч,ена про-должало следовать "неизменно социлдистичес-ким" курсом, направленным прежде bcvixj на стимулирование спроса через решение счч„иа1ЬНЬ1Х проблем. Результаты этой политики нсмщознач-ны. Конечно, 2000 г. был для экономив весьма успешным. Но успехи были достигнута» в значительной мере благодаря валютной полц v-,,Ke про-води.мой не на национальном, а на ев(учпейском уровне, росту мощи французского биз^-^а и вы. сокой мировой конъюнктуре. Расширение лично-

го потребления было непропорционально низким по отношению к темпам и масштабам сокращения безработицы. Инвестиционный же спрос затормозился. Чтобы его подтолкнуть, повысить конкурентоспособность национальных производителей и, наконец, чтобы двигаться дальше по пути выполнения требований ЕВС, необходимо срочное проведение реформ в сфере государственных финансов. А этого пока не предвидится.

Перед лицом надвигающихся  президентских выборов левое  правительство, опасающееся утратить свой основной электорат, более чем когда-либо сковано в своих действиях. На 2000 г. была объявлена реформа местной налоговой администрации, предполагавшая сокращение расходов на управление фискальной системой (во Франции они считаются едва ли не самыми высокими среди развитых стран). Реформа была провалена из-за забастовок налоговых инспекторов, поддержанных депутатами местных органов власти. Аналогичная участь постигла также запланированную на истекший год реформу в сфере высшего образования: по стране прокатились демонстрации преподавателей и студентов.

      1. Постоянно атакуемый слева за недостаточно активное перераспределение увеличившегося общественного пирога в пользу трудящихся, а справа - за то, что не снижаются налоги, Л. Жоспен решил дать ответ всем своим критикам. В середине марта 2000 г. он выступил с предложением сокращения на
      2. логов на 40 млрд. фр. (дополнительно к 40 млрд- сокращений, уже заложенных в годовой бюджет). Речь шла о подоходном налоге, местных налоговы
      3. х сборах (налог на профессии и на жилье), а также о снижении ставки НДС с 20.6 до 19.6%. Государство располагало средствами для проведения этих мероприятий. Благодаря успешному общеэкономическому развитию и рассасыванию безработицы, вызвавшему существенный рост числа налогоплательщиков, фискальные поступления возросли на 30 млрд. фр. в

1999 г. по сравнению  с 1998 г. и еще на 50 млрд. в

2000 г. При jtom налоговое бремя во Франции достигло рекордной (и для данной страны, и для ЕС) величины - 46.3%, что на 0.7% выше уровня предыдущего гида.

Информация о работе Финансовая политика Франции