Наука и научные знания в средние века

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 17:57, реферат

Описание работы

Цель работы - рассмотреть развитие и становление средневековой науки. Исходя из цели работы, определим задачи работы:
определить основные черты, свойственные средневековой науке;
рассмотреть этапы развития и становления средневековой науки;
обозначить основные достижения науки средневековья.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….……..3
1. Основные черты средневекового мировоззрения и науки …………..….……..5
Становление средневековой науки……………..……………………….……...6
1.2 Особенности средневековой духовной культуры………………….………...15
1.3 Роль религии и церкви в средневековом обществе…………...…….………..15
2. Научные достижения в эпоху Средневековья……………………………........21
2.1 Математические достижения ……………………………………………........24
2.2 Достижения в физике и астрономии …………………………………………24
2.3 Достижения в медицине и биологии …………………………………………24
Заключение………………………………………………………………………….27
Список литературы………………………………………………………………...29
Приложения

Работа содержит 1 файл

Реферат наука.docx

— 61.11 Кб (Скачать)

В XIII—XV вв. через усвоение наследия арабоязычной и древнегреческой математики (частично из Византии) формируется западноевропейская математика, накапливается важный исходный опыт рационально-теоретического анализа, который определит ее дальнейшее стремительное развитие начиная с XVI столетия. В XIII в. в Италии появляются и широко распространяются первые серьезные учебники математики, в которых органично сочетаются практически значимые математические алгоритмы, процедуры с глубоким теоретическим анализом (Леонардо Пизанский (Фибоначчи).

В XIV—XV вв. главные направления  развития европейской математики —  расширение понятия числа, совершенствование  алгебраической символики, формирование тригонометрии как особой отрасли  математики. В трудах Фибоначчи уже  существует ясное понимание природы  иррациональных чисел. Н. Орем вводит понятие дробных степеней, а Н. Шюке — отрицательных и нулевых показателей степеней. Немецкий математик И. Мюллер (Региомонтан) в сочинении «Пять книг о тригонометриях всякого рода» систематически излагает тригонометрию как целостную математическую науку и представляет таблицы тригонометрических функций до седьмого знака.

1.2. Особенности средневековой духовной культуры

Значительные изменения  произошли в сферах деятельности, общения людей, в системе духовной культуры.

Деятельность стала более  сложной, опосредованной, многозвенной, многоступенчатой; усложнилась система  ее целей, средств и результатов. Технически Средневековье более  оснащено, чем античность. Все шире используются железные орудия труда. Для  средневекового хозяйства характерно наличие орудий труда, состоящих  из многих элементов (плуг, охотничьи  западни, мельницы, метательные устройства и др.). Появляется новая, более совершенная, удобная упряжь. Широко распространяется хозяйственно-культурный тип пашенных земледельцев, сочетающих ручное земледелие и животноводство. Разнообразятся отрасли  домашнего производства, ремесел, лесных промыслов и т.п. Растет площадь  обрабатываемой земли, внедряются прогрессивные  сельскохозяйственные технологии: трехпольный севооборот повышает урожайность; новые калорийные культуры (бобы, горох, чечевица, овощи) разнообразят питание. Демографический рост является зримым результатом экономического прогресса (например, население Западной Европы с 27 млн человек в 700 г. выросло до 42 млн в 1000 г. и до 73 млн в 1300 г.). Долгая ночь раннего Средневековья, с V в. по VIII в., сменяется мощным материальным и духовным подъемом IX—XII вв., чтобы затем на два столетия притормозиться в своем развитии.

Вместе с тем прогресс Средневековья в характере и  формах деятельности не следует переоценивать. Преобразующее воздействие человека на природу оставалось незначительным. Вещный (несубъектный) элемент производительных сил был развит слабо: орудия труда  были простейшими, они как бы продолжали и дополняли естественные органы труда человека, но не заменяли их; энергетическим источником процесса труда был человек, его мускульные усилия или действия домашних животных. Использование энергии  ветра и воды было спорадическим  и не определяло энергетического  базиса производства.

Личностный (субъектный) элемент (человек как главная производительная сила общества) медленно накапливал новые  знания, опыт, навыки, был привязан к  земле, консервативен, слабо защищен  от природных и социальных стихий. В XIV в. непрерывные войны и эпидемии чумы, которые следовали одна за другой (1347, 1360, 1369, 1374...), почти в два  раза сократили население Европы. Демографического уровня 1300 г. удалось  достичь только в конце XVI в. Становление  материальной культуры шло медленно и противоречиво, с множеством отступлений, периодами деградации, упадка.

Качественные сдвиги по сравнению  с античностью претерпела и сфера  общения людей. Развитие общественного  разделения труда, социально-экономических  отношений преобразует «при-родно-определенные» связи между людьми (кровнородственные, территориальные и др.), но в целом социальные связи носят характер межличностных отношений. С началом крестовых походов локомотивом социально-экономических отношений постепенно становится торговля; натуральные крестьянские повинности сменяются денежными. Развивается новая сеть торговых путей. Возникают новые «миро-экономики», целостные мировые, международные хозяйственно-торговые системы. Происходит становление городов как центров торговли и ремесел.

Однако товарное производство было развито недостаточно: долго  господствовало патриархальное натуральное  хозяйство. Способ производства был  феодальным. Земля и труд прикрепленных  к ней, зависимых от феодала крестьян оставались главным источником богатства. Экономическая активность ремесленников  контролировалась феодалами. Ремесло  и торговля ограничивались преимущественно  местными нуждами. Долгое время серьезного экспортного производства не было, прорыв здесь был осуществлен  лишь в производстве тканей и красителей. Торговля была больше ориентирована  на предметы роскоши (ткани, пряности и  т.д.) и продукты первой необходимости (соль и т.д.). Тяжелые товары (зерно, древесина, вина и т.п.) в сферу  торговли входили медленно. Как и  ремесленное производство, торговля имела цеховой, корпоративный характер. Медленно и трудно внедрялось денежное обращение.

Социальные связи строились  наличной зависимости и внеэкономическом принуждении. Все общество, снизу  доверху, от крестьянина до короля, пронизано отношениями личной взаимозависимости. Доминирование в системе общения  межличностных отношений порождало  сословный характер феодального  общества. Сословный статус личности определял не только ее место и  роль в обществе, ее правовое и имущественное  положение, но и ее сознание, мировосприятие. Человека характеризовали, прежде всего, не его объективными чертами (деловитостью, активностью, способностями), а через сословно-иерархические ценности: престиж, авторитет, власть и т.д.

«Закованный в латы», облаченный в сутану, вооруженный сохой средневековый  человек с его чувствами, мыслями, образами далек, очень далек от нашего мироощущения. Привязанность к земле, малая подвижность населения, подчиненность образа жизни ритмике природных процессов, слабость общения — все это определяло мироощущение слитности с природой. Духовная культура еще несет в себе черты первобытного мифологизма. По-прежнему человек в своем сознании наделял себя природными качествами, а природу — человеческими. Средневековому сознанию также свойственны повышенная эмоциональность, экзальтированность. Средневековый человек быстро и легко переходит из одной крайности в другую: от слез к смеху и от смеха к слезам, от суровой, лишенной радости, этически неуступчивой религиозной аскезы к пестрому, развлекательному, зрелищному, наполненному игрой образов празднику [1]; он все время допускает смешение фарса и трагизма и т.д.

  • 1 См.: Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1965.

Мир средневекового сознания — это мир амбивалентности, подлинное  «царство грез». Средневековый человек  часто не может дать себе отчет  в том, в каком, собственно, мире он находится — в земном или небесном. Его сознание беспрестанно экстатически наполняют видения, откровения, тягостные переживания и образы (крестные муки, картина адских мучений, угрозы наказания за грехи и т.п.). В таком сознании вполне допустимо сосуществование земных, человеческих и божественных, небесных реалий, их взаимное превращение друг в друга.

Стержнем средневекового сознания было религиозное мировоззрение, в котором истолкование всех явлений  природы и общества, их оценка, а  также регламентация поведения  человека обосновывались ссылками на сверхъестественные силы, которые полностью  господствуют над материальным миром, способны по своему произволу изменять ход естественных событий и даже творить бытие из небытия. Высшей сверхъестественной силой выступал Бог.

В отражении и воспроизведении  межличностных отношений всегда преобладают эмоциональные стороны  сознания. Этим объясняется доминирование  в средневековом сознании ценностно-эмоционального отношения к миру над познавательно-рациональным. Это сознание было по преимуществу оценочным. Именно поэтому точкой отсчета в духовном освоении мира выступали ценностные противоположности — добро и зло, небесное и земное, божественное и человеческое, святое и грешное, и др. Вещь, попавшая в сферу отражения, воспроизводилась в первую очередь с точки зрения ее полезности для человека, а не в ее объективных связях. Отсюда и особое отношение к знанию. Знание рассматривалось не как главная цель духовной деятельности, а как некоторый ее побочный продукт.

Религиозное разделение мира в сознании на земной (грешный, бренный) и небесный (божественный, возвышенный, идеальный) предполагало возможность приобщения к миру «по ту его сторону». Способом такого приобщения считались не знания, а вера (в том числе и формы чувственно-эмоциональной экзальтации, связывавшие человека с божественной первосущ-ностью). И потому, например, Кассиодор глубоко уверен, что «не только неученые, но даже те, кто и читать не умеет, получают от Бога премудрость» [1], ребенок, искренне и наивно верующий в Бога, постигнет то, чего не способны понять напичканные ученостью «книжники». Средневековье вере отдает предпочтение перед знанием.

1.3. Роль религии и церкви в средневековое общество

Для средневековой культуры характерны две ключевые отличительные  признаки: корпоративность и господствующая роль религии и церкви. Средневековое  общество, как организм из клеток, состояло из множества социальных состояний (социальных слоев). Человек по рождению принадлежал к одному из них и практически не имела возможности изменить свое социальное положение. С каждым таким положением были связаны свой круг политических и имущественных прав и обязанностей, наличие привилегий или их отсутствие, специфический уклад жизни, даже характер одежды. Существовала строгая сословная иерархия: две высшие сословия (духовенство, феодалы - землевладельцы), потом купечество, ремесленники, крестьяне (последние во Франции объединялись в «третье сословие»). Четкую формулу вывел на рубеже X - XI веков епископ французского города Лана Адальберон: «одни молятся, другие воюют, третьи работают ...». Каждое состояние был носителем и соответствующего типа культуры.   

Мощным объединяющим фактором в таких условиях были религия  и церковь. Определяющая роль христианской религии и церкви во всех областях общественной и культурной жизни  составляла принципиальную особенность  европейской средневековой культуры. Церковь подчинила себе политику, мораль, науку, образование и искусство. Весь мировоззрение человека средневековья  был теологическим (от греческого «теос» - бог). Чем же можно объяснить такое исключительное положение религии в средневековом обществе?   

Одну из ответов на вопрос дает сам смысл христианского  вероучения. Оно возникло из борьбы и взаимного влияния множества  философских и религиозных течений. Если говорить о первичном христианство, то одной из главных идей, которые обеспечили широкое распространение новой религии, была идея равенства людей - равенство как греховность существа перед всемогущим и всемилостивый богом - но также равенство. Христианство, возникнув в колониях Древнего Рима, в среде рабов и вольноотпущенников, с самого начала не было религией какого-либо одного народа, оно имело наднациональный характер. Как религиозное учение, христианство основывается на трех главных идеях:

  • идеи греховности всего человеческого рода, зараженного первородным грехом Адама и Евы;   
  • идеи спасения, который необходимо заслужить каждому человеку;
  • идеи искупления всех людей перед богом, на путь которого стало человечество благодаря страданиям и добровольной жертве Иисуса Христа, который соединил в себе как божью, так и человеческую природу.

В первоначальном христианстве очень сильна была вера в скорое второе пришествие Иисуса Христа, Страшный суд и конец грешного мира. Однако время шло, ничего подобного не происходило, и на место этой идеи в приходит идея утешения - загробной воздання за хорошие или плохие поступки, то есть ада и рая.   

Принципы официального церковного мировоззрения средневековья были заложены на рубеже IV-V сс. в трудах Августина, впоследствии наравне образу святых. Он разработал учение о «божественной благодати», согласно которому церковь есть посредник между богом и людьми ( «единорятивна роль церкви»). Только церковь привлекает людей к богу. Как хранительница «божьей благодати», она может дать человеку искупление грехов. Согласно Августину, весь ход истории обречен божественным промыслом, поэтому человек есть не в силах его изменить и грешно даже пытаться это сделать. Надо безропотно принимать как богатство и бедность, они - следствие первородного греха Адама и Евы. Этот же грех исказил человеческий разум, с тех пор он должен искать себе опору в вере. Отсюда - постулат: «Верь, чтобы понимать», который провозглашал приоритет веры над разумом.   

До конца античности христианство представляло собой развитой мировоззренческой  системе. Было произведено «символ  веры» - краткое изложение основных догматов христианской церкви. В него вошли догмат о «троичность бога», который есть единственный и, вместе с тем, состоит из трех человек - Бога-отца, Бога-сына и Бога-духа Святого, догмат о воскресении Христа и другие.   

Первые христианские общины отличались демократизмом, однако достаточно быстро служители культа - духовенство, или клир (от греческого «Клер» - судьба, сначала их выбирали по жребию) превращаются в суровую иерархическую организацию. Сначала самое высокое положение  в Клири занимали епископы. Римский епископ стал добиваться признания за ним первенства среди всего духовенства христианской церкви. В конце IV-начале V сс. он присвоил себе исключительное право именоваться Папой и постепенно приобрел власть над всеми другими епископами Западной Римской империи. Христианская церковь стала именоваться католической, что означает всемирная.   

Информация о работе Наука и научные знания в средние века