Наука и научные знания в средние века

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 17:57, реферат

Описание работы

Цель работы - рассмотреть развитие и становление средневековой науки. Исходя из цели работы, определим задачи работы:
определить основные черты, свойственные средневековой науке;
рассмотреть этапы развития и становления средневековой науки;
обозначить основные достижения науки средневековья.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….……..3
1. Основные черты средневекового мировоззрения и науки …………..….……..5
Становление средневековой науки……………..……………………….……...6
1.2 Особенности средневековой духовной культуры………………….………...15
1.3 Роль религии и церкви в средневековом обществе…………...…….………..15
2. Научные достижения в эпоху Средневековья……………………………........21
2.1 Математические достижения ……………………………………………........24
2.2 Достижения в физике и астрономии …………………………………………24
2.3 Достижения в медицине и биологии …………………………………………24
Заключение………………………………………………………………………….27
Список литературы………………………………………………………………...29
Приложения

Работа содержит 1 файл

Реферат наука.docx

— 61.11 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

“РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ”

Южно-Сахалинский институт (филиал)

 

Кафедра общих гуманитарных дисциплин

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине:               Концепции современного естествознания                     .                     

на тему:                      “Наука и научные знания в средние века”


(наименование  темы) 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 1 курса группы 1.109

специальность: 080109 “Бухгалтерский

учет, анализ и аудит”

Ф.И.О.: Юдина Е. В.

Преподаватель: Денисова Я.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Южно-Сахалинск 

2011 г.

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………….……..3

1. Основные черты средневекового мировоззрения и науки …………..….……..5

    1. Становление средневековой науки……………..……………………….……...6

1.2 Особенности средневековой духовной культуры………………….………...15

1.3 Роль религии и церкви в средневековом обществе…………...…….………..15

2. Научные достижения в эпоху Средневековья……………………………........21

2.1 Математические достижения ……………………………………………........24

2.2 Достижения в физике и астрономии …………………………………………24

2.3 Достижения в медицине и биологии …………………………………………24

Заключение………………………………………………………………………….27

Список литературы………………………………………………………………...29

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Становление современной  науки - тема достаточно разработанная, но не утратившая своей актуальности и сегодня: для понимания природы  науки, определившей характер индустриальной цивилизации, исследование ее генезиса имеет первостепенное значение. Несмотря на то, что многие аспекты этой темы достаточно хорошо изучены историками науки, философии и культуры, остается все же немало вопросов, касающихся, в частности, того периода, который можно было бы назвать предысторией становления новоевропейской науки и который сыграл весьма важную роль в пересмотре принципов античной онтологии и логики, подготовив тем самым переход к иному типу мышления и миропонимания, составивших предпосылку науки и философии Нового времени. Имеется в виду период позднего средневековья - XIV-XVI вв. Для этой эпохи характерна общая атмосфера скептицизма, которую до сих пор недостаточно принимали во внимание, но которая существенна для понимания тех интеллектуальных сдвигов, которые произошли в конце XVI-XVII вв. и которые именуют научной революцией.

Средневековая наука развивалась  в больших городах, где впервые  в Европе появляются высшие учебные  заведения - университеты (Парижский, Оксфордский, Кембриджский, Пражский). Университеты способствовали развитию и распространению  знаний, а также созданию новых  отраслей знания, которые чуть позднее  оформляются в различные науки - медицину, астрономию, математику, философию  и т.д. Наука начинала воспроизводить самое себя, что ускорило ее прогресс.

Постепенно формируется  совершенно новый слой общества - студенчество, который и поныне является двигателем образования и науки в современном  обществе.

В средневековых университетах  создаются столь эффективные  формы обучения, что ими пользуются и по сей день. Например, лекция (буквально - чтение) в средневековом университете по необходимости была основной формой сообщения знаний. Книг было мало, они были дороги, и поэтому чтение и комментирование богословских и научных трудов являлось важной формой информации. В университетах сформировались ученые звания и степени, факультеты как учебные подразделения. Отмерла такая форма обучения, как диспут, имевшая широкое распространение в средневековых университетах, но научные дискуссии и семинары имеют большое значение и в современной науке, и в высшей школе.

Цель работы - рассмотреть  развитие и становление средневековой  науки. Исходя из цели работы, определим  задачи работы:

    • определить основные черты, свойственные средневековой науке;
    • рассмотреть этапы развития и становления средневековой науки;
    • обозначить основные достижения науки средневековья.

 

 

1.Основные черты  средневекового мировоззрения и науки

Важнейшей чертой средневекового мировоззрения, бесспорно, является теоцентризм – представление о Боге как единственной подлинной реальности. Вся жизнь средневекового человека была так или иначе связана с религией.

Отношение к природному миру как к вторичной, неподлинной  реальности породило и иной способ его познания. Оно исходило из совершенно новых, отличных от античного познания, предпосылок.

Вся деятельность человека воспринималась в русле религиозных  представлений. Противоречащее догматам церкви запрещалось специальными декретами. Основное внимание, бесспорно, уделялось познанию подлинной реальности – Бога, но такое познание было возможно только в рамках религии. Естественнонаучному познанию отводилась второстепенная роль. При этом все его выводы проходили через цензуру библейских концепций. Это усиливало элемент созерцательности в познании, настраивало его на откровенно мистический лад, что и предопределило регресс или, в лучшем случае, стагнацию научного познания.

Особенности средневекового мировоззрения и познания привели  к тому, что наука в это время  носила исключительно служебный  характер. Она могла только иллюстрировать и детализировать истины Священного писания, познать же первоначала  мира она не могла в принципе и  в основном использовалась для решения  чисто практических задач.

Таким образом, средневековая  наука перестала соответствовать  введенным нами ранее критериям  научного знания. Это означало ее безусловный  шаг назад по сравнению с античной наукой.

В недрах средневековой культуры успешно развивались такие специфические  области знания, как астрология, алхимия, ятрохимия, натуральная магия.

Часто их называли герметическими (тайными) науками. Они представляли собой промежуточное звено между  техническим ремеслом и натурфилософией, содержали в себе зародыш будущей  экспериментальной науки, в силу своей практической направленности. Исподволь они разрушали идеологию созерцательности, перешедшую в средневековое мировоззрение из античности, осуществляли переход к опытной науке, хотя и несли в себе при этом множество черт магического мироощущения, основанного на идее сверхъестественной связи предметов и явлений мира. В ходе этих исследований были получены весьма интересные результаты как в практической, так и в теоретической областях. Тем самым эти дисциплины подготовили возможность появления современной науки.

Самые интересные результаты дали алхимия и ятрохимия, в рамках которых были открыты способы получения серной, соляной, азотной кислот, селитры, сплавов ртути с металлами, многих лекарственных веществ. Ятрохимия - течение в медицине XVI–XVII веков, ставившее своей задачей поиски философского камня для нахождения панацеи – лекарства от всех болезней.

В теоретической области  были важны разрабатывавшиеся идеи космизма, а также биологизации мира - рассмотрение мира как целостного организма, каждая часть которого несет в себе признаки всего целого. Но если практические достижения герметических «наук» позже легли в основу классического естествознания Нового времени, то теоретические рассуждения были отброшены и новый интерес к этим идеям появился лишь в XX веке.

Также закладывается новое  понимание механики, которая в  античности была прикладной наукой. Античность и раннее Средневековье рассматривали  все созданные человеком инструменты  как искусственные, чуждые природе. В силу этого они не имели никакого отношения к познанию мира, так  как действовал принцип: «подобное  познается подобным». Именно поэтому  только человеческий разум в силу принципа подобия человека космосу  мог познавать мир. Позже инструменты  стали считаться частью природы, лишь обработанной человеком, и в  силу своего тождества с ней их можно было использовать для познания мира. Таким образом, открывалась  возможность для использования  экспериментального метода познания.

Важным было создание условий  для точного измерения. В науке  вплоть до эпохи Возрождения точное измерение природных процессов  считалось невозможным, так как  точность считалась характеристикой  только идеальных объектов. Но в  Средние века шло бурное развитие астрологии, содержавшей в себе зародыши будущей астрономии и требовавшей  довольно точных измерений.

Еще одной новацией стал отказ от античной идеи о модели совершенства – круге. Эта модель была заменена моделью бесконечной  линии, что способствовало формированию представлений о бесконечности  Вселенной, а также лежало в основе исчисления бесконечно малых величин, без которого невозможно дифференциальное и интегральное исчисление. На нем  строится вся математика Нового времени, а значит, и вся классическая наука.

Постепенно средневековое  мировоззрение начинает ограничивать и сдерживать развитие науки, которая  требовала нового взгляда на мир. Новая картина мира была сформулирована в эпоху Возрождения, приобрела  завершенность и стала научной  после первой глобальной научной  революции XVI–XVII веков.

1.1. Становление средневековой науки

Эпоха Средневековья, зародившаяся на развалинах и пожарищах эллинистически-римского мира, рухнувшего под безжалостным натиском полчищ варварской, все сметающей  на своем пути конницы, и завершившаяся  спустя более чем через тысячелетие  крушением феодально-крепостнического режима под ударами буржуазных революций XVI— XVIII вв., — один из величайших и  колоритнейших периодов истории человечества. Он наполнен многообразным, богатейшим, красочным содержанием; динамичным (хотя противоречивым и непоследовательным) развитием материальной и духовной культуры.

«Закованное в латы» Средневековье  — эпоха одновременно и мрачная, и яркая. Она насыщена драматическими эпизодами многовековой борьбы государств и народов, церкви и светской власти, пап и императоров, Востока и  Запада, ортодоксии и еретизма, классовыми и национально-освободительными восстаниями. Она полна изуверства, костров для малейших проявлений свободной человеческой мысли; ужасных памятников человеческому безумию вроде крестовых походов (вершины средневекового экспансионизма), в том числе детских. В то же время она несла с собой исключительно самобытный, имеющий некоторое особое очарование, неповторимый и даже сейчас не во всем нами понятный тип культуры. Культуры в своей сущности высоко духовной, часто личностно бескорыстной, а также импровизационной, с празднично-игровой, маскарадной формой радости и ликования, умевшей отвлечь и увлечь человека, такой культуры, которая была способна и возвысить человека, и приземлить его.

Но Средневековье —  это еще и эпоха высокого взлета рациональной мысли, логико-теоретического поиска, успехов научной, правовой, моральной и политической мысли, выдающегося прорыва философского разума в сферу универсальных  законов бытия. Средневековье дало истории культуры целую плеяду выдающихся мыслителей, философов, практиков, политиков, ученых, многие из которых отнесены к сонму героев и великих мучеников  человечества.

К концу XII — началу XIII в. обозначился застой в социально-экономическом  и культурном развитии стран Ближнего и Среднего Востока. Страны же Западной Европы, напротив, стали «обгонять» мусульманский Восток и Византийскую империю. В основе такого «исторического рывка» лежало развитие производительных сил (как в сельском хозяйстве, так  и в ремеслах).

Происходит технологическая  революция в агротехнике: появляется тяжелый колесный плуг, используется боронование, совершенствуется упряжь тягловых животных, что позволяет  в 3—4 раза увеличить нагрузки, внедряется трехпольная система земледелия, создается земельно-хозяйственная  кооперация, осваиваются новые источники  энергии — сила воды и ветра (распространяются водяные и ветряные мельницы) и  др. Благодаря изобретению кривошипа и маховика механизированы многие ручные операции. Рационализируется организация хозяйственной деятельности (особенно в монастырях).

Производство избыточной сельскохозяйственной продукции стимулирует  развитие торговли, ремесла. Усиливается  тенденция урбанизации. Складываются центры мировой торговли (Венеция, Генуя), «миро-экономики». Формируется уважительное отношение к физическому труду, к деятельности изобретателей, инженеров. Дух изобретательности и предприимчивости все в большей степени пронизывает культурную атмосферу общества. Превращение физического труда в ценность, в достойное занятие порождает необходимость его рационализации, так как тяжесть физического труда осознается как нечто нежелательное.

В этих условиях происходит подъем в духовной сфере. Одним из наиболее ярких его выражений  стало возникновение новых светских образовательных учреждений — университетов. Еще в XII в. был открыт университет  в Болонье, а в 1200 г. был основан  Парижский университет. В XIII—XIV вв. появились университеты в других городах Западной Европы: в Неаполе (1224), Тулузе (1229), Праге (1349), Вене (1365), Гейдельберге (1385) и т.д.

Средневековые университеты имели четыре факультета. Первый —  подготовительный; он был самым многочисленным и именовался факультетом свободных  искусств. Здесь преподавали семь свободных искусств — грамматику, риторику, диалектику (искусство вести  диспуты), геометрию, арифметику, астрономию и музыку. Впоследствии этот факультет  стали называть философским, а полученные знания подразделяли на философию натуральную, рациональную и моральную. Основными  факультетами являлись медицинский, юридический и теологический. Теологический факультет считался высшим факультетом, но обычно он был наименее многочисленным.

Информация о работе Наука и научные знания в средние века