Шпаргалки по товароведению

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 11:13, шпаргалка

Описание работы

Шпаргалки по товароведению, 31 вопрос

Работа содержит 1 файл

мои шпоры по товарке.doc

— 358.00 Кб (Скачать)

     Потреб  св-ва:

  1. Функциональные – хар-ют основное назначение товаров, способствуют успешному использованию товаров в процессах потребления, для которых они предназначены: Совершенство выполнения основной функции (хар-ся основными показателями); Универсальность применения (широта диапазона возможностей использования); Совершенство выполнения вспомогательных функций (доп возможности и удобства)
  2. Надежность в потреблении – способность товара противостоять действию факторов, оказывающих отрицательное влияние на качество товара в течение требуемой наработки(продолж-ть или объем работы изд-я): Долговечность – способность изд-я сохранять свою работоспособность до наступления предельного состояния при установленной схеме технич обслуж-я и ремонта. Безотказность – спос-ть изделия сохранять свою работоспособность в течение некоторого времени или некоторой наработки. Сохраняемость – способность изд-я выполнять заданные функции после хранения или транспортирования. Ремонтопригодность – хар-ет особенности конструкции и способа изгот-я изд-я, к-е заключаются в приспособленности его к технич обслуж-ю, ремонту и др.
  3. Эргономические – хар-ют удобство и комфорт эксплуатации изделия на всех этапах функционирования:

     Антропометрические – хар-ют соот-е размеров и формы изд-я размеру и форме тела человека. Физиологические (у прод) и гигиенические (у непрод) – оказывают влияние на функционирование организма. Психофизические - соотв-е изд-я силовым, слуховым, зрительным, обонятельным возм-тям чел-ка. Психологические – соотв-е изд-я навыкам, восприятию, мышлению и памяти чел-ка

  1. Эстетическиехар-ют способность изд-я через чувственно воспринимаемые образы удовл-ть потреб-ти ечл-ка и общ-ва в эстетическом образе: Информационная выразительность – способность изд-я отражать сложившиеся в обществе культурные нормы и эстет представления. Рациональность формы – хар-ет особ-ть выразительности формы и конструкции изделия и соотв-е их функциональному назначению. Целостность композиции- хар-ет органическую взаимосвязь элементов и формы, единства частей и целого. Совершенство производственного исполнения и стабильность товарного вида – хар-ют чистоту исполнения контуров, сопряжений деталей, узлов и агрегатов.
  2. Безопасность – состояние, при к-м риск вреда или ущерба ограничен допустимым уровнем: Химическая - хар-ет ст-нь защиты человека от возд-й вредных вещ-тв. Биологическая – от воздействия микро и макроорганизмов. Физиологическая - отсутствие риска д/жизнедеят-ти орг-ма чел или отд-х орг-ов при потр-ии тов. Электромагнитная. Электрическая - сп-ть изд-й эффект-но противостоять утечке электроэн-ии и защищать чел от действий эл тока. Радиационная - ст-нь защиты чел от радиоакт-х излучений. Механическая - хар-ет такие особ-ти констр-ции матер-ов и изд-й, кот позв-ют защитить чел от выступающих, режущих и быстровращ-ся дет-й. Пожарная - св-ва изд, кот способствуют защите потр-ля от поражения огнем. Безопасность транспортных средств
  3. Экологические – хар-ют спос-ть товаров влиять на окруж среду при их произ-ве, хранении, транспортировании, потреблении или эксплуатации и утилизации. Влияющие на атмосферу, почву, живые организмы, гидросферу
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     
  1. Факторы, формирующие и  сохраняющие качество товаров.
 

     Фактор  – причина процесса или явления. Качество – это совокупность потребительских свойств товара, обусловливающих его пригодность удовлетворять текущие и перспективные потребности в соответствии с его назначением.

     Факторы, формирующие качество товаров – комплекс объектов и операций, свойственных определенным этапам технологического цикла и предназначенных для формирования заданных требований к товароведным характеристикам продукции.Можно подразделить на 3 группы:

    • Факторы, влияющие на формирование качества:
      • Изучение рынка товаров: поиск и выбор целевого рынка, его сегментация, опред-е потребностей в товаре, оценка емкости рынка, составление подробной характеристики потребителей данного рыночного сегмента, установление требований к качеству товаров.
      • Разработка требований к товарам: опред-ся комплекс треб-ий, которым товар должен соот-ть; анализируется инф-я о действующих НД, методах оценки кач-ва, существующих аналогах товара, которые представлены на рынке и др.
      • Качество исходного сырья и материалов. Под сырьем понимают предметы труда, используемые для производства готовых изделий или для дальнейшей переработки.  Очень важно правильно оценить целесообразность применения конкретных видов сырья, определить из каких видов сырья возможно получение продукции с улучшенными потребительскими свойствами. В некоторых случаях для сокращения затрат на производство единицы продукции более дорогое сырье заменяют более дешевым. Свойства сырья и материалов определяются их химическим составом и структурой. Изменение химического состава влечет за собой существенное изменение свойств.
      • Качество конструирования и проектирования. Процессу производства предшествует конструирование и проектирование. На этой стадии закладывается качество будущего изделия. Перед тем, как начать работать над проектом нового изделия, следует еще раз обобщить данные по результатам изучения спроса, по оценке конъюнктуры рынка, по возможным изменениям потребностей.
      • Качество изготовления (переработки). Это совокупность свойств процесса изготовления продукции, от которых зависит соответствие этого процесса и его результатов установленным требованиям.
      • Контроль готовой продукции. Уровень нормативных требований определяет выбор сырья, методов производства, контроля и, следовательно, качество готовой продукции.
    • Факторы, сохраняющие качество:
      • Упаковка и маркировка. Упаковка делится: 1) по назначению (потребительская и транспортная); 2) по мат-лу (металл., стеклянная, бумажная и тд); 3) по жесткости (жесткая, мягкая, полужесткая-коробки); 4) по способу закрывания (открытая, герметичная, открывающаяся); 5) по кратности исполь-я (одноразовая, возвратная, многооборотная). Упаковка должна защищать товары от неблагоприятных внешних воздействий, обеспечивать сохранность товаров, не должна иметь запаха, не должна быть пористой, гигроскопичной и должна иметь низкую теплопроводность, должна быть легкой и удобной для транспортирования, должна соответствовать требованиям безопасности, служить средством рекламы.
      • Условия транспортирования, хранения, реализации и использования товаров. Для обеспечения сохранности товаров - использование складов, хранилищ, холодильников, и др. При транспортировании товаров к факторам, способствующим сохранению их качеств, относят: правильный выбор упаковки; прочность упаковки; плотность укладки товаров в таре; дальность перевозок. Реализация товаров осуществляется на предприятиях торговли разного типа. Техническое оснащение торговых предприятий, соблюдение санитарно-гигиенических требований способствует сохранению качества товаров.
      • Техническая помощь в обслуживании – предполагает установку и подключение оборудования, профилактический осмотр товара, профилактический и гарантийный ремонт.
 
     
  1. Объективные и субъективные методы определения показателей  качества. Достоинства  и недостатки различных  методов
 

Методы  определения показателей кач-ва бывают объективными и субъективными.  

Объективные методы:измерительный,регистрационный,расчетный.

Субъективные (эвристические):органолептический,экспертный,социологический.

Объективные методы:

1.Измерительныйоснован на информации, получаемой при использовании технических средств измерений (измерительных приборов, реактивов и др.).

Достоинство- объективность и точность.

Недостатки: сложность и длительность некоторых измерений, необходимость специальной подготовки персонала, приобретение сложного, часто дорогостоящего оборудования, а в ряде случаев и необходимость разрушения образцов.

2.Регистрационный – основан на наблюдении и подсчете числа определенных событий, случаев, предметов или затрат.

Недостаток: трудоемкость и в ряде случаев длительность проведения наблюдений.

3.Расчетный - основан на получении информации расчетом. Показатели качества рассчитываются по математическим формулам, по параметрам, найденным другими методами, например измерительным.

Субъективные  методы:

  1. Органолептический метод определения значений показателей качества товара или продукции с помощью органов чувств.

Достоинства: - доступность,- быстрота определения,- отсутствие дорогостоящего оборудования.Допускается использовать оборудование, улучшающее действие органов чувств (лупы).

Недостатки:- субъективность,- несопоставимость результатов,- недостаточная воспроизводимость результатов.

Органолептические методы:

- Визуальный – метод основан на восприятии внешнего вида объекта с помощью зрения.

Показатели внешнего вида:- форма,- цвет,- блеск,- состояние и фактура поверхности,- целостность изделия и т.д.

- Осязательный – основан на восприятии консистенции или состояния поверхности с помощью тактильных ощущений (прикосновений). Используется при характеристики мягкости, шелковистости ткани, меха.

- Обонятельный – основан на восприятии запаха с помощью рецепторов обоняния (продовольственные товары; бытовая химия; парфюмерия и т.д.)

- Вкусовой – основан на восприятии вкуса с помощью вкусовых рецепторов (продовольственные, непродовольственные товары). При вдыхании запаха непродовольственных товаров возникает привкус (обувь, изделия из пластмассы, парфюмерия…).

- Акустический – основан на восприятии звуков органами слуха (музыкальные товары, целостность стеклянных и металлических изделий).

2. Экспертный методоснован на учете мнений специалистов-экспертов. Эксперт — это специалист, компетентный в решении конкретной задачи

Экспертные  методы:Метод дельфы,Метод комиссий (паттерн),Комбинированный.

     Методы  различаются и это оказывает влияние на объективность.

3.Социологический метод - основан на сборе и анализе мнений потребителей. Сбор мнений потребителей осуществляется различными способами: устный опрос; распространение анкет-вопросников, организация выставок-продаж, конференций, аукционов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
  1. Контроль  качества товаров. Виды контроля качества.
 

     Контроль  качества — проверка соответствия показателей качества установленным требованиям, которые определены в соответствующих нормативных документах (стандартах, нормах, правилах и др.) или в технических условиях. Контроль качества проводится на разных стадиях жизненного цикла товара, причем виды и цели контроля на каждой стадии могут быть различными. На стадии производства контроль качества осуществляет изготовитель. На стадии обращения контроль качества осуществляется для проверки сохранности товаров при хранении, транспортировании, а также продаже. Контроль качества товаров в процессе приемки осуществляют на складе получателя или на складе поставщика в точном соответствии со стандартами, техническими условиями, договорами, другими обязательными для сторон правилами, а также по сопроводительным документам, удостоверяющим качество и комплектность поставленных товаров (технический паспорт, сертификат, удостоверение о качестве, счет-фактура, спецификация и т.п.). Если в результате контроля обнаружено, что качество товаров, их комплектность и маркировка не соответствуют указанным требованиям, то контроль приостанавливают и составляют акт, в котором указывают количество осмотренных товаров и характер выявленных дефектов. Некачественную продукцию отправляют на склад, где должна быть обеспечена сохранность этих товаров. Контроль качества может включать или не включать в себя испытания — экспериментальное определение значений параметров и показателей качества в процессе функционирования или при имитации условий эксплуатации, а также при воспроизведении определенных воздействий на исследуемый товар, изделие (продукцию) по заданной программе.

 Уровень качества – хар-ка качества, основанная на сравнении значений показателей качества оцениваемого товара с базовыми значениями показателей. Оценка уровня качества – совокупность операций по выбору номенклатуры показателей качества, определению значений показателей качества и сравнению их с базовыми. Проба – минимально допустимая часть товарной партии, отобранная для оценки качества. Выборка – определенное минимально допустимое количество упакованных единиц, отобранных для составления пробы, предназначенное для оценки качества. Приемочное число – число дефектных изделий, обнаруженных в выборке, которое позволяет принять партию. Браковочное число - -//- не позволяет принять партию. Приемочный уровень дефектности – макс % дефектных изделий, к-й рассматривается как удовлетворительный для процесса.

Информация о работе Шпаргалки по товароведению