Экспертиза качества отдельной группы непродовольственных товаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 09:00, курсовая работа

Описание работы

Выбор данной темы обусловлен, прежде всего, ее актуальностью. Товар является неотъемлемой частью любой экономической системы, при любом способе производства. Само понятие «товар» возникает примерно одновременно с появлением в обществе таких базовых экономических понятий как средства производства, деньги и др. Именно он является целью обмена, возникающего между представителями разных слоев общества. Отсюда становится очевидной значимость такой дисциплины как товароведение. Именно изучая основные особенности товара как экономического явления, системы формирования

Содержание

3 стр.
Введение.

3 стр.


Глава 1. Порядок проведения экспертизы качества отдельной группы непродовольственных

товаров

3 стр.
1.1. Виды товарных экспертиз

11 стр.
1.2. Основания для проведения качественных экспертиз

14 стр.
1.3. Субъекты экспертизы, их права и обязанности

18 стр.
1.4. Порядок проведения экспертизы качества отдельной группы непродовольственных товаров

20 стр.


Глава 2. Потребительская экспертиза конкретного вида непродовольственного товара данной товарной группы

21 стр.
2.1. Характеристика субъекта и объекта экспертизы

21 стр.
2.2. Выбор показателей и методов проведения экспертизы

39 стр.
2.3. Организация проведения и составление акта экспертизы

42 стр.
Заключение

43 стр.
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовик Экспертиза качества отдельной группы непродовольственных товаров распечатать.doc

— 1.15 Мб (Скачать)

•  предназначенные для ремонта товара в процессе эксплуатации;

•  определяющие сохранность товаров при перевозке, хранении и реализации.

Экспертизе по комплектности подвергают в основном непродовольственные товары, а продовольственные товары — только при продаже наборов продуктов.

Экспертизой качества новых товаров, называется оценка качества товаров по номенклатуре показателей, характеризующих степень новизны, возможность и целесообразность их выпуска в реализацию. Новый товар — это продукция, предназначенная для реализации и отличающаяся от имеющихся товаров аналогичного назначения измененными потребительскими свойствами. Цель этой экспертизы качества — определение практической полезности и показателей качества, которые могут создать потребительские предпочтения.

Правовая база экспертизы качества новых товаров отсутствует, а нормативная база представлена стандартами, санитарными и иными правилами и в этом совпадает с приемочной экспертизой. При экспертизе качества новых товаров используют различные методы оценки: органолептической, измерительной, социологической, экспертной. Решающее значение имеет экспертная оценка качества, а остальные методы выполняют вспомогательную роль.

Целью экспертизы может быть оценка всей номенклатуры показателей качества или только их части, например степени новизны. Выбор показателей качества обусловливается необходимостью соблюдения обязательных требований (безопасности, функционального назначения), а также определения степени новизны, что и составляет сущность экспертизы качества новых товаров. Степень новизны характеризуется количественными и качественными изменениями потребительских свойств, формирующими и удовлетворяющими новые потребности. Степень новизны может выражаться в баллах или процентах. Е.Е. Задесенец предлагает следующие градации степени новизны: товары незначительной новизны (степень новизны до 20%), товары нового вида (21—70%) и качественно новые товары (71-100%). В зависимости от градации нового товара выбирают и методы его изучения. Для товаров, степень новизны которых не превышает 70%, можно использовать сравнительные методы, основанные на сравнении показателей качества товаров одного наименования новых и уже известных. Для качественно новых товаров этот метод мало приемлем, поэтому для них применяют прогнозно-аналоговые, безаналоговые или комбинированные, которые являются разновидностями сравнительного метода, но на более высоком уровне, с использованием элементов прогнозирования. Прогнозно-аналоговый метод основан на построении перспективно-прогнозного ряда базовых образцов товаров-аналогов и использовании его для сравнительной оценки качественно новых товаров. Безаналоговый метод — на анализе процессов потребления разными группами потребителей или процессов проектирования. Комбинированный метод основан на совмещении оценок ранее известных и новых потребительских свойств изучаемых товаров. В этом случае эксперты широко используют всю доступную им информацию о товарах-аналогах, об уровне проектных разработок. Комбинированный метод сочетает сравнительный метод для изучения качественных свойств и прогнозно-аналоговый (безаналоговый) для изучения новых свойств.

Дегустацией пищевых продуктов называется оценка органолептических показателей качества экспертами,, проверенными на сенсорную чувствительность. Целью Дегустации является получение достоверных результатов при органолептической. оценке качества, снижение ее субъективности за счет высокой профессиональной компетентности экспертов, которая достигается узкой специализацией их по группам товаров. Отбор экспертов в дегустационные группы проводится путем проверки их сенсорной чувствительности, кроме того, эксперт должен иметь опыт органолептической оценки выбранной товарной группы.

Дегустацию пищевых продуктов проводят при экспертизе новых товаров, при необходимости выявления качественных изменений органолептических показателей, при определении товарного сорта и других градаций качества. Результаты дегустации могут быть- выражены в виде описания отдельных показателей, а также в баллах. В последнем случае применяют стандартные шкалы (шкалы балльной оценки) вин, пива, твердых сычужных сыров и сливочного масла) или для балловой оценки данного вида товара должна быть разработана специальная шкала.

Экспертизой товаров по договорам называется оценка экспертом соблюдения требований качества, установленных договорами купли-продажи, комиссии и хранения. Основанием для проведения такой экспертизы служат разногласия между сторонами, заключившими договор. Правовой базой проведения такой экспертизы являются Федеральный закон «О защите прав потребителей» (гл. 1 и 2, ст. 1—26), правила продажи товаров, правила комиссионной торговли непродовольственными товарами, утвержденные постановлением Правительства РФ от 6 июня 1998 г. № 569.

Необходимость в проведении экспертизы по договорам хранения появляется в случае возникновения количественных потерь сверх установленных норм или снижения качества товаров, а также при полной их потере. Снижение качества товаров при хранении происходит вследствие микробиологических, биологических, физических, химических, физико-химических и биохимических процессов. Нередко ухудшение качества товаров можно определить по органолептическим показателям, эксперт при этом самостоятельно принимает решение о необходимости исследования товара в испытательных лабораториях измерительными методами. Независимо от причин возникновения качественные потери списывают по актам, которые подписывают эксперты, руководитель и материально-ответственные лица. Нормы списания товаров за счет снижения качества отсутствуют.

Ассортиментной экспертизой называется оценка экспертом количественных и качественных характеристик товара для установления его ассортиментной принадлежности. Этот вид товароведной экспертизы как самостоятельный применяют только при возникновении разногласий между поставщиком и покупателем, продавцом и потребителем по вопросам ассортиментной принадлежности товара к определенной группе, наименованию, товарной марке или при установлении соответствия ассортимента товаров в партии ранее представленным образцам, каталогам или договорам купли-продажи.

Документальной экспертизой называется оценка экспертом товароведных характеристик товаров, основанная на информации товарно-сопроводительных, технологических и иных документов. При проведении документальной экспертизы отсутствующего товара эксперт анализирует имеющиеся документы: накладные, сертификаты, качественные удостоверения, акты списания, технические документы по контролю за температурно-влажностным режимом, докладные работников торговых организаций. Самостоятельно этот вид экспертизы проводится в случае отсутствия товара вследствие его реализации, хищения, порчи, гибели из-за непредвиденных обстоятельств. Сложность документальной экспертизы заключается в том, что при отсутствии товара эксперту приходится полагаться на представленные документы, которые могут быть фальсифицированы. Результаты экспертизы в таком случае зависят от компетентности эксперта, так Как в результате проведенной экспертизы могут быть опровергнуты документы, представленные торгующими организациями, а руководители и материально ответственные лица привлечены к уголовной ответственности.

Комплексной экспертизой называется оценка экспертом всех характеристик товара на основе их испытаний и анализа документов. Она может включать не только товароведные, но и стоимостные характеристики. Этот вид экспертизы применяют в тех случаях, когда необходимо всесторонне оценить товар с учетом позиций продавца, потребителя, а также сложившейся рыночной конъюнктуры. Комплексную экспертизу широко применяют в практике комиссионной торговли, при экспортно-импортных операциях внешнеторговой деятельности, при заключении договоров купли-продажи по образцам крупных партий товара. Комплексная экспертиза включает другие „виды экспертизы (количественную, качественную, ассортиментную и документальную), и поэтому все средства и методы, используемые для их проведения, применяются и для этой экспертизы.

В рамках товароведческой экспертизы решаются следующие вопросы:

 

- каково наименование товара, по установлению групповой принадлежности товаров (определение рода, вида, сорта, комплектности);

-определение принадлежности отдельных единиц или множеств товара к одной группе (марке, артикулу, типу, виду);

- из какого вида сырья изготовлен товар;

- является ли сырье (материал), использованное для изготовления изделий, доброкачественным или недоброкачественным? В чем состоит его недоброкачественность;

- какими стандартами регламентируется качество данного товара? Отвечает ли его качество ГОСТам, техническим или договорным условиям;

- соответствуют ли наименование и характеристики товара указанным на этикетке маркировочным обозначениям, клеймам? В чем выражается несоответствие;

- каким способом (кустарным или фабрично-заводским) изготовлен товар;

- являются ли данные изделия товарами отечественного или зарубежного производства;

- соответствуют ли условия хранения и транспортировки товаров требованиям стандартов? Могло ли нарушение стандартных требований к упаковке и транспортировке товаров привести к их порче;

- каков размер ущерба, нанесенного в результате порчи товара;

- какова норма потерь при хранении данного товара;

- какова стоимость изделия, единицы товара;

- какова стоимость товара с учетом изменения его свойств в процессе эксплуатации, порчи, повреждения;

- соответствует ли данный товар нормативно-технической, технологической, конструктивной и иной документации, требованиям экологической безопасности;

- имеются ли в данном изделии дефекты;

- каковы время и причина образования дефектов; и пр.

 

1.2.Основания для проведения качественных экспертиз

 

Экспертиза проводится в случаях:

-Разногласий между получателем и поставщиком в определении качества товара;

-Необходимости контроля количества товара, продукции в поступившей партии;

отсутствия поставщика в месте проверки товара по количеству и качеству или неявки его представителя по вызову получателя для участия в приемки товара;

-Потери первоначального качества товара при транспортировке;

-По определениям арбитражных судов и иных судебно-следственных органов.

Такие экспертизы осуществляются либо в соответствии с требованиями и условиями Контрактов/Договоров между Поставщиком и Получателем, либо по заявкам предприятий и организаций в соответствии с нормативно-технической и сопроводительной документацией.

 

Заказчиками товарной экспертизы могут быть:

Юридические лица  -  проверка соответствия поступившей партии условиям контракта/договора; Предотгрузочный контроль грузов.

Физические лица -  экспертиза качества товара, бывшего в употреблении, по определению причин образования дефектов и/или процента снижения качества при наличии дефектов.

Таможенные органы - Определение страны происхождения; Идентификация товара; Уточнение характеристики товара и определение кода по ТН ВЭД СНГ; Фиксирование состояния товара, характеристики товара, упаковки, количества в момент передачи (получения) на складе временного хранения на таможенной территории.

Страхование компании - оценка причинённого страхователю ущерба в стоимостном выражении с учётом потери качества и/или фактического количества при наступлении страхового события (страхового случая): стихийного бедствия, пожара, аварии систем отопления, хищения имущества или его повреждения и пр.

Банки - определение количества, качества и ориентировочной стоимости имущества, передаваемого под залог (заклад), с учётом уровня качества, сезонности, срока службы (годности) и др.

 

Статья 18. Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков

[Закон РФ "О защите прав потребителей"] [Глава II] [Статья 18]

1. Потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:

потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:

обнаружение существенного недостатка товара;

нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара;

невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

Перечень технически сложных товаров утверждается Правительством Российской Федерации.

2. Требования, указанные в пункте 1 настоящей статьи, предъявляются потребителем продавцу либо уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю.

3. Потребитель вправе предъявить требования, указанные в абзацах втором и пятом пункта 1 настоящей статьи, изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру.

Информация о работе Экспертиза качества отдельной группы непродовольственных товаров