Формирование ассортимента товаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 01:54, курсовая работа

Описание работы

Объектом изучения курсовой работы являются факторы формирования оптимального ассортимента товаров.
Предмет изучения – ассортимент товаров.
Цель работы – изучить являются факторы формирования оптимального ассортимента товаров и пути совершенствования факторы формирования оптимального ассортимента товаров.

Содержание

Введение………………………………………………………………………... 4
1 Факторы формирования ассортимента товаров……………………………. 6
1.1 Критерии формирования товарного ассортимента …………………........ 6
1.2 Совершенствование формирования ассортимента товаров …………….. 15
2 Потребности как фактор формирования оптимального ассортимента товаров………………………………………………………………………….. 19
2.1 Спрос как способ выражения потребностей населения…………………. 19
2.2 Прогнозирование покупательского спроса: методы и приемы прогнозирования……………………………………………………………….. 24
3 Исследование факторов формирования ассортимента товаров в ОАО «ЦУМ-Минск»…………………………………………………………………. 28
Заключение……………………………………………………………………... 37
Список используемых источников……………………………………………. 39
Приложение А Рекомендуемое количество разновидностей товаров для магазинов самообслуживания отдельных форм специализации………………………………………………... 41
Приложение Б Графическое представление распределения товаров на области А, В, С……………………………………………...... 42
Приложение В График зависимости объемов продаж от структуры торгового ассортимента……………………………………... 43
Приложение Г Обязательный ассортиментный перечень товаров секции «Инструменты»………………………………………………. 44

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 185.64 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

Содержание…………………………………………………………………….. 3
Введение………………………………………………………………………... 4
1 Факторы формирования ассортимента  товаров……………………………. 6
1.1 Критерии формирования товарного  ассортимента …………………........ 6
1.2 Совершенствование формирования  ассортимента товаров …………….. 15
2 Потребности как фактор формирования  оптимального ассортимента товаров………………………………………………………………………….. 19
2.1 Спрос как способ выражения  потребностей населения…………………. 19
2.2 Прогнозирование покупательского  спроса: методы и приемы прогнозирования……………………………………………………………….. 24
3 Исследование факторов формирования  ассортимента товаров в ОАО «ЦУМ-Минск»…………………………………………………………………. 28
Заключение……………………………………………………………………... 37
Список  используемых источников……………………………………………. 39
Приложение  А Рекомендуемое количество разновидностей товаров  для магазинов самообслуживания отдельных форм специализации………………………………………………... 41
Приложение  Б Графическое представление  распределения товаров на области  А, В, С……………………………………………...... 42
Приложение  В График зависимости  объемов продаж от структуры торгового  ассортимента……………………………………... 43
Приложение  Г Обязательный  ассортиментный перечень товаров секции  «Инструменты»………………………………………………. 44
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   ВВЕДЕНИЕ 
 

   В розничной торговле очень важно  правильно сформировать оптимальный  ассортимент товаров, которые бы пользовались спросом у потребителей, максимально удовлетворяя потребности  населения и принося прибыль  торговой организации. Однако чтобы  сформировать такой ассортимент, необходимо провести комплекс мероприятий, направленных на изучение факторов формирования такого ассортимента товаров, учитывая основные особенности его формирования, при  помощи различных методов изучения этих факторов.   

   Правильность  построения оптимального ассортимента товаров является необходимым условием в работе магазина, так как именно от этого зависит его дальнейшее совершенствование в торговле и  предпочтения потребителей, делать свой покупки именно в этом магазине.

   Данная  курсовая работа направлена на изучение факторов формирования оптимального ассортимента товаров. Эта проблема является актуальной и нуждается в необходимости  изучения, так как в сложившихся условиях конкуренции фирм, занимаясь продажей товаров, они вынуждены особенно четко формировать ассортимент. В идеале, конечно, было бы желательно иметь полный ассортимент товаров на складе, на практике складывается иная ситуация. Проблема состоит в том, что вследствие ограниченности ресурсов фирм, они не могут себе этого позволить. И их цель – выбрать оптимальный ассортимент, удовлетворяющий максимальный спрос клиентов и дающий максимальную прибыль торговым предприятиям.

   Объектом  изучения курсовой работы являются факторы  формирования оптимального ассортимента товаров.

   Предмет изучения – ассортимент товаров.

   Цель  работы – изучить являются факторы  формирования оптимального ассортимента товаров и пути совершенствования  факторы формирования оптимального ассортимента товаров. Для достижения поставленной цели предстоит решить следующие задачи:

  • определить основные факторы формирования оптимального ассортимента товаров и их виды;
  • изучить влияние каждого фактора на формирование оптимального ассортимента товаров;
  • выявить принципы, которыми должно руководствоваться торговое предприятие  в процессе подбора необходимого ассортимента товаров;
  • описать стадии жизненного цикла товаров при формировании ассортимента;
  • изучить этапы формирования ассортимента товаров;
  • определить примерную номенклатуру потребительских комплексов;
  • изучить основные показатели ассортимента;
  • определить основные направления по совершенствование формирования ассортимента товаров.

   При написании данной курсовой работы были использованы такие методы исследования как аналитический, сравнительный и обобщения.

   Курсовое  исследование написано при использовании  литературы по теоретическим основам товароведения непродовольственных товаров, коммерческой деятельности, маркетингу и управлении торговым предприятием, раскрывающим затронутую в работе проблему. Библиографический список представлен в конце курсовой работы.

   Структура курсовой работы состоит из титульного листа, реферата, содержания, введения, основной части, заключения, списка используемых источников и приложений.

 

  Глава 1 Факторы формирования ассортимента товаров 

  1.1 Критерии формирования  товарного ассортимента 

  Ассортимент товаров — совокупность их видов, разновидностей и сортов, объединенных или сочетающихся по определенному признаку. Основными группировочными признаками товаров являются сырьевой, производственный и потребительский. Различают производственный и торговый ассортимент товаров.

  Производственным  ассортиментом называют номенклатуру товаров, выпускаемых промышленными и сельскохозяйственными предприятиями, а также другими изготовителями. Как правило, предприятия, производящие товары, выпускают узкий ассортимент товаров, что позволяет им внедрять передовую технологию производства, совершенствовать ассортимент выпускаемых товаров, улучшать их качество. Поэтому выпускаемые ими товары нуждаются в дальнейшей подсортировке с учетом требований торговли, на предприятиях которой сосредоточен широкий ассортимент товаров, представляющий собой сочетание продукции, вырабатываемой самыми различными изготовителями. Такая подсортировка, или преобразование ассортимента, осуществляется преимущественно на предприятиях оптовой торговли, через которые проходит основная масса товаров сложного ассортимента. Некоторая часть продовольственных и непродовольственных товаров подвергается подсортировке непосредственно в магазинах и других предприятиях розничной торговли.

  Торговый  ассортимент представляет собой  номенклатуру товаров, подлежащих продаже  в розничной торговой сети. Он включает ассортимент товаров, выпускаемых  многими предприятиями, и подразделяется на две товарные отрасли: продовольственные и непродовольственные товары. Каждая из отраслей делится на товарные группы, в состав которых входят товары, объединяемые по ряду признаков (однородности сырья и материалов, потребительского назначения, степени сложности ассортимента). [6, с. 45]

  Товарный  ассортимент – это определенная совокупность разнообразных товаров, входящих в состав торговли.

  Необходимым условием бесперебойного снабжения  розничной торговой сети товарами в  необходимом ассортименте является создание оптимального ассортимента товаров  на оптовых предприятиях. Поэтому  правильное, научно обоснованное формирование ассортимента представляет собой важнейшую  функцию коммерческой службы оптовых  предприятий.

  Документом, служащим целям формирования ассортимента товаров для конкретного оптового предприятия, является ассортиментный перечень товаров. [6, с. 47]

  Формирование  товарного ассортимента – это  разработка и установление в определенном порядке номенклатуры товаров, образующих необходимую совокупность для торговли.

  Формирование  ассортимента товаров в розничных  торговых предприятиях — сложный процесс, осуществляемый с учетом действия целого ряда факторов. Эти факторы можно подразделить на общие (не зависящие от конкретных условий работы того или иного торгового предприятия) и специфические (отражающие конкретные условия работы данного торгового предприятия). [1, с. 143]

  Общими  факторами, влияющими на формирование промышленного и торгового ассортимента, являются спрос, рентабельность и производство товаров.

  Спрос как потребность, подкрепленная  платежеспособностью потребителей, — определяющий фактор формирования ассортимента; в свою очередь, зависит  от сегмента потребителей (их доходов, национальных, демографических и  других особенностей).

  Наряду  с покупательским спросом, в качестве основного фактора, влияющего на формирование ассортимента, выступает  производство товаров.

  Рентабельность  производства и реализации определяется себестоимостью, издержками производства и обращения, на размеры которых  оказывают определенное влияние  государственные меры по поддержке  отечественных изготовителей (льготное налогообложение, таможенные тарифы и  др.). Так, формирование ассортимента алкогольной  продукции в последние годы в  значительной степени определяется мерами по государственному регулированию  ее производства и реализации.

  Специфичными  факторами формирования промышленного  ассортимента являются сырьевая и материально-техническая  база производства, достижения научно-технического прогресса, а торгового ассортимента — производственные возможности  изготовителей, специализация (класс  и тип) торговой организации, каналы распределения, методы стимулирования сбыта и формирования спроса, материально-техническая  база торговой организации.

  Сырьевая  база производственных организаций  определяется наличием природных ресурсов, состоянием добывающей и перерабатывающей промышленности, выпускающей сырье, полуфабрикаты и комплектующие  изделия, а также затратами на производство и доставку сырья. Недостаточность  или трудоемкость добычи, сбора или  выращивания отдельных видов  сырья приводит к сокращению ассортимента соответствующих товаров.

  Так, отдаленность районов произрастания, высокая трудоемкость сбора отдельных  видов дикорастущих ягод привели  к сокращению ассортимента изделий, вырабатываемых на натуральном сырье, и замену их изделиями на синтетических  пищевых добавках, имитирующих вкус, запах и цвет ягод (например, безалкогольные напитки).

  Материально-техническая  база товарного производства также  оказывает значительное влияние  на формирование ассортимента. Недостаточность  производственных площадей, отсутствие или нехватка необходимого оборудования приводят к тому, что ассортимент товаров, пользующихся спросом, может сократиться. Последствиями этого являются чрезмерный спрос, рост цен и замена дефицитных товаров фальсифицированными. Именно из-за нехватки производственных ресурсов наряду с низкой рентабельностью сократился ассортимента высококачественных виноградных вин, но расширился ассортимент их подделок или низкокачественной продукции.

  Достижения  научно-технического прогресса —  мощный стимул обновления ассортимента потребительских товаров. Разработка принципиально новых товаров, не имевших ранее аналогов, а также  товаров повышенного качества возможно в основном благодаря развитию науки, техники и технологии. Так, благодаря  разработке таких прогрессивных  технологий, как асептическая стерилизация, сублимационная сушка, появились принципиально  новые виды консервированных продуктов. Открытие полупроводников произвело  революцию в ассортименте радиотехнических товаров.

  Торговый  ассортимент неизбежно формируется  под воздействием промышленного, поскольку  производственные возможности изготовителя определяют состав предложения. Однако в условиях рыночной экономики производственные возможности изготовителя перестают  быть определяющим фактором формирования торгового ассортимента.

  Заказы  торговых организаций, определяемые спросом  потребителей, оказывают все большее  воздействие на формирование торгового  ассортимента. У работников торговли появилась реальная возможность  влиять на промышленный ассортимент  через заказы товаров, пользующихся спросом.

Информация о работе Формирование ассортимента товаров