Шпаргалка по "Маркетингу"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 10:06, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по "Маркетингу"

Содержание

1.СУЩНОСТЬ , ЦЕЛИ , ПРИНЦИПЫ И ФУНКЦИИ МАРКЕТИНГА
2.ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МАРКЕТИНГА
3..КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОМ
5. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОМ
8.МАРКЕТИНГОВАЯ СРЕДА
9.МАРКЕТИНГОВА МИКРОСРЕДА (ВНУТР)
12.МАРКЕТИНГОВА ИНФОРМАЦИОННА СИСТЕМА (МИС) ОРГАНИЗАЦИИ
13. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
14. ПРОЦЕСС МАРЕКТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 118.74 Кб (Скачать)

1.СУЩНОСТЬ , ЦЕЛИ , ПРИНЦИПЫ И ФУНКЦИИ МАРКЕТИНГА

Маркетинг - это вид  деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей целевых рынков посредством обмена товарами, обладающими  ценностью.

Филипп Котлер определил  маркетинг как вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством  обмена.

Сущность любого предпринимательства заключается  в производстве и предложении  рынку необходимого товара. Предприниматель  видит свою основную задачу в том, чтобы потребители постоянно  предъявляли спрос на его товар. Спрос является завершающим актом  мотивации потребителя. То есть для  того чтобы сформировался спрос, сначала должна появиться нужда  как побуждающий мотив.

Удовлетворенность потребителя складывается из следующих  составляющих (табл. 1.1.):

Таблица 1.1. Составляющие удовлетворенности потребителя  и инструменты маркетинга

 
Составляющие  удовлетворенности потребителя Инструменты маркетинга

(комплекс маркетинга)

 
Наличие ценности Товар  
Обоснованные  затраты Цена  
Удобство  приобретения Распространение  
Наличие информации Продвижение  
     

Поэтому продавец для  удовлетворения потребностей потребителя  должен использовать соответствующие  инструменты, которые в теории маркетинга называют комплексом маркетинга или  «4 Р»: product - товар; price - цена; place - место  реализации; promotion - продвижение (коммуникация).

Цели маркетинга тесно связаны с целями организации (финансовыми, имиджевыми, рыночными  и т.д.) и способствуют достижению последних:

1. Приоритетная цель - обеспечение максимальной потребительской  удовлетворенности и повышение  степени лояльности клиентов  компании.

Потребитель является единственным источником дохода и прибыли  компании. Поэтому, чтобы обеспечить себе долгосрочную прибыльность, предприниматели  должны позаботиться о благополучии и удовлетворенности клиента. Ориентация на потребителя создает основу для  превращения потенциальных покупателей  в постоянных, а затем в лояльных клиентов. Лояльный клиент - это потребитель, который приобретает товар только у определенного продавца.

2. Формирование и  стимулирование спроса в направлениях, перспективных для компании

компании следует  сконцентрировать свои усилия на тех  бизнес-направлениях, где она опережает  конкурентов (в качестве, издержках  и т.д.) и может действительно  создать предложение, способное  на высоком качественном уровне решить проблему потребителя.

Обеспечение бесперебойного сбыта продукции при оптимальных  затратах

Эта цель достигается  за счет хорошо функционирующей системы  обратной связи с рынком, предотвращения расходов, связанных с производством  товаров, не пользующихся спросом, целевого использования ресурсов при удовлетворении запросов потребителей.

4. Достижение превосходства  над конкурентами

Создание и поддержание  отличительного конкурентного преимущества, помогающего завоевать симпатии покупателей, особо актуально в  условиях низких темпов развития большинства  рынков

5. Увеличение объема  продаж и прибыльности отдельных  товаров, расширение доли компании  на рынках

Достижение поставленных целей возможно, если опираться на принципы маркетинга.

Принципы маркетинга - это основные положения, правила  ведения маркетинговой деятельности.

К основным принципам  маркетинга относят:

1. Принцип целевой  ориентации.

Принцип целевой  ориентации состоит в том, что  компании, исследуя рынок, выявляют группы потребителей (рыночные сегменты) со схожими  потребностями. Затем выбирают среди  них сегменты (целевые), наиболее соответствующие  своему профилю деятельности и возможностям. Эта операция в маркетинге называется сегментацией рынка.

2. Принцип адаптации  предполагает мобильность производственно-сбытовой  деятельности компании в условиях  нестабильной рыночной конъюнктуры  и запросов потребителей.

3. Принцип инновации  заключается в постоянном совершенствовании  и создании новых товаров, а  также в разработке и внедрении  новых технологий производства, сбыта и проведения маркетинговых  исследований.

4. Принцип планирования  предполагает определение последовательности  конкретных маркетинговых действий (постановку целей по товарам  - рынкам, отбор привлекательных  сегментов, разработку эффективного  комплекса маркетинга и т.д.), основанных  на прогнозах конъюнктуры рынка. 

2.ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ  МАРКЕТИНГА

Понятие «маркетинг»  многие ошибочно отождествляют с  рекламой и сбытом. Это объяснимо. С переходом к рыночным отношениям нам постоянно досаждают телевизионная  и почтовая реклама, газетные объявления, нам все время пытаются что-то продать. Кажется, что коммерция  – главное в жизни общества. 
            
Многие удивляются, узнав, что важнейший элемент маркетинга вовсе не сбыт. Сбыт, по определению Ф.Котлера, «лишь верхушка маркетингового айсберга». Сбыт – одна из многих функций маркетинга, часто не самая существенная. Среди задач маркетинга – выявление потребительских нужд, разработка подходящих товаров и установление на них соответствующей цены, налаживание системы их распределения и эффективного стимулирования. Если служба маркетинга предприятия, фирмы хорошо поработала, то на товары будет спрос. П.Друкер, известный теоретик маркетинга, говорит об этом так: «Цель маркетинга – сделать усилия по сбыту ненужными. Его цель – так хорошо познать и понять клиента, что товар или услуга будут точно подходить клиенту и продавать себя сами». Ф.Котлер дает следующее определение маркетинга: «Маркетинг – вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена». 
            
Социальные основы маркетинга связаны со следующими понятиями: нужды, потребности, запросы, товар, обмен, сделка и рынок. 
            
Нужды (первичные потребности). В основе маркетинга лежит идея человеческих нужд. 
            
Нужда – чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо. 
            
Нужды людей многообразны и сложны. Это и физиологические нужды – в пище, одежде, тепле и безопасности, и социальные нужды – в духовной близости, влиянии и привязанности, и личные нужды – в знаниях и самовыражении. Эти нужды не создаются чьими-то усилиями, а являются природными особенностями человека. 
            
Если нужда не удовлетворена, человек чувствует себя несчастным и обездоленным. Чем больше значит для него та или иная нужда, тем глубже он переживает. Неудовлетворенный человек займется поисками объекта, способного удовлетворить нужду, или попытается заглушить ее. 
            
Потребности. Второй исходной идеей маркетинга является идея человеческих потребностей. 
            
Потребность – это нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным укладом и личностью индивида. 
            
Для некоторых южноафриканцев жареная саранча – деликатес. Голодный филиппинец будет рад молоденькому поросенку, фасоли и манго. Проголодавшийся русский человек предпочтет говядину с жареным картофелем, яблоко, вишню. Потребности выражаются в объектах, способных удовлетворить нужду тем способом, который присущ культурному укладу данного общества. 
            
По мере развития общества растут потребности его членов. Люди сталкиваются с все большим количеством объектов, пробуждающих их любопытство, интерес и желание. Производители со своей стороны предпринимают целенаправленные действия для стимулирования желания обладать товарами. Они пытаются сформировать связь между тем, что они выпускают, и нуждами людей. Товар пропагандируют как средство удовлетворения одной или нескольких нужд. Производитель товара или услуги не создает нужду, она уже существует. К сожалению, руководители и предприниматели часто путают потребности с нуждами. 
            
Запросы. Потребности людей практически безграничны, но ресурсы для их удовлетворения ограниченны. Человек будет выбирать товары, которые доставят ему наибольшее удовлетворение в рамках его финансовых возможностей. 
            
Запрос – это потребность, подкрепленная покупательной способностью. 
            
Нетрудно оценить запросы конкретного общества в определенный период. Общество могло бы планировать объемы производства на следующий год, исходя из совокупности запросов предыдущего. Именно так и планировалось производство в период командно-административного управления экономикой. Однако по мере развития современного общества потребности неизбежно меняются. Людям надоедают вещи, которые ныне в ходу, они ищут разнообразия. На выбор товаров влияет также изменение цен или уровня дохода. К.Ланкастер отмечает, что товары – это, по сути дела, набор свойств, и люди останавливают выбор на тех продуктах, которые обеспечивают им получение лучшего набора выгод за свои деньги. 
            
Товары. Человеческие нужды, потребности и запросы предполагают существование товаров для их удовлетворения. 
            
Товар – все, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку в целях привлечения внимания, приобретения, использования или потребления. 
            
Положим, женщина хочет выглядеть красивой. Все товары, способные удовлетворить эту нужду, можно назвать товарным ассортиментом выбора. Этот ассортимент включает парфюмерию, новую одежду, солярий, услуги косметолога и многое другое. Все товары желательны в разной степени. Вероятнее всего, в первую очередь приобретаются товары и услуги более доступные и дешевые – делается новая стрижка, покупается косметика и новое платье. Чем полнее соответствует товар желаниям потребителя, тем большего успеха добьется производитель. Производители должны отыскивать потребителей, которым они хотят продавать, должны выяснять их потребности, а затем создавать товар, как можно полнее удовлетворяющий эти потребности. 
            
Научные открытия и изобретения позволяют создавать новые товары, способные удовлетворять новые, ранее не известные потребности. Новые потребности должны быть сформированы путем реализации комплекса маркетинга. 
            
Товаром можно назвать все, что способно принести пользу, т.е. удовлетворить нужду. Помимо изделий и услуг, это могут быть личности, места, организации, виды деятельности и идеи. Человек решает, какую именно развлекательную передачу смотреть по телевидению, куда отправиться на отдых, каким организациям оказать помощь, какие идеи поддержать, в какое учебное заведение отдать учиться ребенка. 
            
Технологии удовлетворения нужд и потребностей постоянно обновляются. Современное экономическое развитие основывается на эволюции этих технологий. В ходе эволюции все больше функций передается от человека к технике. Современное развитие технологий обеспечивает одновременное сокращение затрат труда, материальных и энергетических ресурсов, а также капитала на удовлетворение одной и той же потребности человека. Иными словами, современные товары и услуги удовлетворяют известные потребности все более эффективно или предназначены для удовлетворения потребностей, которые ранее либо не удовлетворялись, либо вовсе не существовали. Поэтому новые товары и услуги все легче воспринимаются и все быстрее распространяются. 
            
Обмен. Проблемы маркетинга возникают и решаются при удовлетворении нужд и запросов с помощью обмена. Обмен – это акт получения от, кого-либо желаемого объекта с предложением чего-либо взамен. 
            
Для совершения добровольного обмена необходимо соблюдение пяти условий. 
1. Сторон должно быть как минимум две. 
2. Каждая сторона должна располагать чем-то, что представляет ценность для другой стороны. 
3. Каждая сторона должна быть способна осуществлять коммуникацию и доставку своего товара. 
4. Каждая сторона должна быть совершенно свободной в принятии или отклонении предложения другой стороны. 
5. Каждая сторона должна быть уверена в целесообразности или нежелательности иметь дело с другой стороной. 
            
Эти пять условий создают всего лишь потенциальную возможность обмена. А состоится ли он, зависит от соглашения между сторонами о его условиях. 
            
Сделка. Если обмен – основное понятие маркетинга как научной дисциплины, то основная единица измерения в сфере маркетинга – сделка. Сделка – это коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами. Она предполагает наличие, по меньшей мере, двух ценностно-значимых объектов и согласование условий, времени и места ее совершения. 
            
Как правило, условия сделок поддерживаются и охраняются обычаями, традициями, законодательством, исполнение которого обеспечивают соответствующие общественные институты и государственные структуры. Если необходимых для поддержания определенного типа сделок обычаев и традиций нет, то рыночный механизм работать в сфере этих сделок не будет. Законодательство и обеспечивающие его институты, государственные структуры могут сформировать соответствующие обычаи, традиции, если они удовлетворяют потребности участников сделок. 
            
Сделку следует отличать от передачи. Передача является одной из форм обмена и касается подарков, субсидий, благотворительных акций. Тот, кто передает подарок, рассчитывает на ту или иную выгоду (доброе расположение к себе, избавление от чувства вины и т.д.) либо желает поставить другую сторону в положение обязанной. 
            
Люди и организации, принимающие помощь от спонсоров, должны понимать мотивы «взаимности», лежащие в основе поведения жертвователей, и стремиться обеспечить выгоды, которые те для себя ищут. Если об интересах жертвователей забывают или не выказывают им признательности, то помощь вскоре прекращается. 
            
Маркетологи расширительно толкуют концепцию маркетинга, включая в ее сферу изучение поведения в процессе передачи. 
            
Осуществляя передачу, человек или организация стремятся вызвать ответную реакцию на то или иное предложение. Эта реакция равнозначна «покупке» или «коммерческому обмену». Кандидат на политический пост желает получить голоса избирателей, университет хочет добиться роста числа абитуриентов, общественное движение – восприятия его идей. Маркетинг слагается из действий, предпринимаемых с целью добиться желаемой ответной реакции аудитории в отношении какого-либо объекта, услуги, идеи. 
            
Рынок. Понятие «сделка» связано с понятием «рынок». Рынок – это совокупность существующих и потенциальных покупателей товара. 
            
Чтобы разобраться в природе рынка, представим себе три разных способа удовлетворения людьми своих нужд. Первый способ – самообеспечение, когда каждый может самостоятельно добыть для себя все необходимое. Эффективность такой деятельности очень низка. Второй способ – децентрализованный обмен, когда каждый человек рассматривает всех остальных в качестве потенциальных «покупателей». Это очень сложно и малоэффективно в части обмена. 
            
Третий способ – централизованный обмен. На сцене появляется новое лицо – купец. Он посредник между производителями и покупателями в месте под условным названием «рыночная площадь». Производитель поставляет конкретные товары, а купец обменивает их на все, что необходимо. Таким образом, для приобретения товаров, предлагаемых другими, покупатель имеет дело с одним купцом, а не со многими отдельными лицами. Появление купца резко уменьшает общее число сделок, необходимых для осуществления обмена в каких-то заданных объемах. Купец и централизованный рынок повышают торгово-операционную эффективность экономики. 
            
По мере увеличения числа лиц и сделок растет число купцов и рынков. В развитом обществе рынок – это не конкретное место, где встречаются и осуществляют сделки покупатели и продавцы. Сделку можно совершить и, не вступая в непосредственный контакт с покупателем. Например, фирма дает рекламу товара по телевидению, собирает заказы от клиентов по телефону и рассылает товары почтой. 
            
В современной экономике формируются рынки на различные товары, услуги и иные объекты, имеющие ценностную значимость. Например, рынок труда состоит из людей, желающих предложить свою рабочую силу в обмен на заработную плату. Для облегчения функционирования рынка труда вокруг него возникают и множатся различные посреднические организации и консультационные фирмы по трудоустройству. Денежный рынок – еще один важный рынок, который дает возможность занимать, ссужать, копить деньги и гарантировать их сохранение. С его помощью происходит перераспределение ресурсов от менее эффективно действующих предприятий и предпринимателей – действующим более эффективно. 
            
Маркетинг. Понятие «рынок» приводит, наконец, к завершающему понятию цикла – «маркетингу». Маркетинг – это человеческая деятельность, так или иначе имеющая отношение к рынку. Маркетинг – это работа с рынком ради осуществления обменов, цель которых – удовлетворение человеческих нужд и потребностей. Таким образом, мы возвращаемся к определению Ф.Котлера: маркетинг – вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена. 
            
Процесс обмена требует работы. Тому, кто хочет продавать, необходимо искать покупателей, выявлять их нужды, создавать соответствующие товары, продвигать их на рынок, складировать, перевозить, договариваться о ценах. Основу маркетинговой деятельности составляют исследование и разработка товара, налаживание коммуникации, организация распределения, установление цен, развертывание службы сервиса. 
Маркетологи выделяют два вида рынков: рынок продавца и рынок покупателя. Рынок продавца – это такой рынок, на котором продавцы имеют больше власти и где наиболее активными «деятелями рынка» приходится быть покупателям. Это рынок дефицита товаров и услуг, который наиболее типичен для командно-административного управления экономикой. Рынок покупателя – это такой рынок, на котором больше власти имеют покупатели и где наиболее активными «деятелями рынка» приходится быть продавцам. 
            
В начале 50-х годов предложение товаров в странах с рыночной экономикой стало обгонять спрос на них, и маркетинг стали ассоциировать с продавцами, пытающимися отыскать покупателей. В этой книге, как и в популярном учебнике Ф.Котлера, будем придерживаться именно этой точки зрения и разбирать проблемы маркетинга, возникающие перед продавцами в условиях рынка покупателя.

4..КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ  МАРКЕТИНГОМ

Сложилось мнение, что  управление маркетингом - это поиск  количества потребителей, достаточного для данного уровня производства компании. Однако управление маркетингом  в компании, которая имеет желаемый уровень спроса, также необходим, как и в компании, имеющий недостаточный  его уровень. Ведь в любой момент спрос может измениться: например, стать недостаточным, нерегулярным или чрезмерным. Управление маркетингом обеспечивает соответствующие методы работы с этими различными состояниями спроса. (22, 121)

Следует отметить, что  управление маркетингом имеет целью  достичь желаемого уровня обмена с целевыми рынками. И нередко  случается, что в процессе реализации этой задачи интересы компании и клиентов вступают в противоречие. Возникший  конфликт разрешается на базе следующих  пяти концепций, руководствуясь которыми компании ведут маркетинговую деятельность: концепция совершенствования производства, концепция совершенствования товара, концепция интенсификации коммерческих усилий, концепция маркетинга и концепция  социально-этичного маркетинга. Рассмотрим каждую из них.

1. Концепция совершенствования  производства

Данная концепция  основана на том, что потребитель  отдаст предпочтение тем товарам, которые  широко распространены и доступны по цене. Следовательно, управление должно быть направлено на совершенствование  производства и повышение эффективности  распределения.

К основным предпосылкам существования этой концепции управления можно отнести то, что большая  часть реальных и потенциальных  потребителей имеют невысокие доходы, спрос равен или немного превышает  предложение, происходит быстрое снижение высоких производственных расходов (обычно по новой продукции), что  приводит к завоеванию большей доли рынка.

Усилия предприятий, следующих этой концепции, должны быть нацелены на совершенствование процесса производства, а следовательно, на снижение уровня издержек и повышение производительности труда и эффективности производства.

Но концепция совершенствования  производства таит в себе опасность: на каком-то этапе исповедующая ее компания может решить, что для нее внутренние производственные процессы важнее всего  прочего, в том числе важнее удовлетворения потребителя. Например, в течение  многих лет компания TexasInstruments (TI) придерживалась концепции совершенствования производства и снижала себестоимость, стремясь уменьшить цены на свою продукцию. Такая  политика позволила компании завоевать  большую долю американского рынка  наручных калькуляторов. Но при выпуске  электронных часов данный подход не сработал. Хотя часы TI были довольно дешевы, они не пришлись по вкусу  потребителям. Стремясь сделать часы как можно дешевле, TI упустила из виду, что доступный по цене товар  должен быть еще и привлекательным.

2. Концепция совершенствования  товара

Она основывается на том, что потребитель отдаст предпочтение товару, который воплощает высший уровень качества, максимальную производительность и новые возможности. Следовательно, компания должна всю энергию направлять на непрерывное совершенствование  своей продукции.

К факторам, поддерживающим существование такой концепции  маркетинга, могут быть отнесены следующие: общество нуждается не в количественных, а качественных характеристиках  уровня жизни, неустойчивость экономической  конъюнктуры, инфляция, монополистические  ограничения рынка, быстрый моральный  износ товаров.

Случается, что концепция  совершенствования товара оборачивается  «маркетинговой близорукостью». Например, железнодорожные компании долгое время  пребывали в заблуждении, будто  потребителю нужны поезда, а не средство передвижения, и не заметили возросшей конкуренции со стороны  самолетов, автобусов, грузовых и легковых автомобилей.

3. Концепция интенсификации  коммерческих усилий

В основе данной концепции  лежит представление о том, что  потребители не будут покупать товар, производимый данной компанией, если не предпринять специальных мер  по продвижению товара на рынок и  широкомасштабной продаже. Чаще всего  эта концепция применяется в  отношении товаров пассивного спроса (товары, о покупке которых покупатель вряд ли задумывается, например, энциклопедические  издания или страховые полисы). В этой ситуации продающая сторона  должна точно определить круг потенциальных  покупателей и разъяснять им преимущества своего продукта.

Основные предпосылки  использования сбытовой концепции  заключаются в следующем: главная  задача фирмы состоит в достижении определенного объема продаж своих  товаров: потребители не будут покупать товары в объеме, необходимом с  точки зрения фирмы, без определенного  воздействия. Потребителей можно заставить  купить данные товары с помощью различных  методов стимулирования продаж.

Многие компании прибегают к концепции интенсификации коммерческих усилий в периоды перепроизводства. Их цель - продать то, что у них  есть, а не производить то, что  требуется на рынке. Маркетинг, основанный на стратегии агрессивной продажи, связан с большим риском. Он ориентирован исключительно на единовременную сделку, а не на создание длительных взаимовыгодных отношений с клиентами. Он предполагает, что покупатели, которые согласились  на покупку товара, будут им довольны, а если и нет, то со временем забудут чувство разочарования и снова купят товар этой фирмы. Однако большинство исследований показывает, что покупатель не станет снова покупать товар, которым он недоволен. И доказано, что удовлетворенный покупатель рассказывает о товаре, который ему понравился, в среднем трем своим знакомым, а неудовлетворенный делится разочарованием в среднем с десятью.

Информация о работе Шпаргалка по "Маркетингу"