Экспортная товарная политика предприятия и пути ее совершенствования (на примере РУП «Станкостроительный завод им. С.М. Кирова»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2011 в 10:44, дипломная работа

Описание работы

Вышеперечисленные положения обусловливают актуальность темы дипломной работы. Таким образом, цель работы состоит в исследовании экспортной товарной политики и поиске путей ее совершенствования на РУП «Станкостроительный завод им. С.М. Кирова».
Для достижения поставленной цели было необходимо решить следующие задачи:

-раскрыть сущность экспортной товарной политики предприятия;

- проанализировать теоретические подходы к комплексному исследованию предприятия как самоорганизующейся неравновесной системы и разработать адаптационную модель ее конкурентоспособности;

- определить понятия экспортной товарной политики, экспортного товара.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. Сущность экспортной товарной политики на внешних рынках 7
1.1. Специфика товарной политики на внешних рынках и факторы
ее определяющие
7
1.2. Понятие экспортного товара, качество и конкурентоспособность
экспортного товара
13
1.3. Основные тенденции развития экспортной политики
Республики Беларусь
19
2. Изучение и реализация экспортной товарной политики на РУП «Станкостроительный завод им. С.М. Кирова»

27
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 27
2.2. Анализ деятельности маркетингового отдела предприятия на внешних рынках
39
2.3. Особенности формирования товарного ассортимента на
предприятии
42
2.4. Особенности реализации экспортной товарной политики
на предприятии

46
3. Предложения по совершенствованию экспортной товарной политики на РУП «Станкостроительный завод им. С.М. Кирова»

56
Заключение 66
Список использованных источников 68

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ горбачева.doc

— 879.00 Кб (Скачать)

     - развития экспорта национального капитала и корпоративных связей с ведущими мировыми фирмами и участия в реализации транснациональных проектов;

     - развития конкурентоспособной транспортной системы на международном рынке транспортно-экспедиционных услуг;

     - упрощения процедур во внешней торговле в соответствии с принципами международных организаций, в том числе порядка таможенного оформления грузов на пограничных пропускных пунктах и электронного обмена данными;

     - улучшения качества управления предприятиями, в том числе путем поиска эффективного собственника;

     - обеспечения соответствия белорусской экспортной продукции международным стандартам путем создания на предприятиях систем управления качеством на базе международных стандартов серии ИСО 9000;

     - развития систем сертификации и качества экспортной продукции, признанных в мире, установления требований к ее потребительским и экологическим характеристикам, а также безопасности применения; разработки государственных стандартов в области экологической сертификации продукции и производств на базе международных стандартов серии ИСО 14000;

     - создания дополнительных условий для стимулирования производства экспортной продукции с использованием опережающих технических идей и решений, наукоемких, энерго- и ресурсосберегающих технологий, в том числе в рамках льготного кредитования проектов за счет средств Фонда поддержки экспорта, Инновационного фонда и др.; проведения научно-технической политики и разработки инновационных механизмов с целью повышения технологического уровня, наукоемкости и эффективности производств на предприятиях;

     - обеспечения правовой защиты технических решений и патентной чистоты объектов экспортных поставок на основе осуществления патентования отечественных разработок.

     Таким образом, государство должно эффективно помогать предприятиям. Для этого оно должно создать политику чтобы стимулировать экспорт. Кроме этого, государству нужно совершенствовать систему законов, чтобы привлекать потребителей. Наиболее распространенными показателями открытости экономики являются показатели, характеризующие активность страны в мировой торговле: а) экспортная квота, т.е. отношение объема экспортируемых товаров и услуг к ВВП/ВНП; на уровне отрасли – это удельный вес всех экспортируемых отраслью товаров и услуг в их общем объеме; б) структура экспорта, т.е. соотношение или удельные веса экспортируемых товаров по видам и степени их переработки. Структура экспорта позволяет выделить сырьевую или машино-техническую направленность экспорта, роль страны в международной отраслевой специализации. Так, высокий удельный вес продукции обрабатывающих отраслей в экспорте страны, как правило, свидетельствует о высоком научно-техническом и производственном уровне отраслей, продукция которых идет на экспорт Таким образом, экспорт, который можно определить как вывоз товаров, капиталов, технологии за границу, является важнейшим показателем вовлечённости экономики Республики Беларусь в мировую экономику. Стратегическими принципами национальной экспортной политики, являются [39,40]:

     • суверенитет при открытости экономики и полномасштабной интеграции Республики Беларусь в мировую экономику;

     • многовекторность и экономическая  целесообразность внешней торговли при всемерном развитии интеграционных процессов в союзном государстве  Беларуси и России, а также в рамках СНГ;

     • выход на новые международные  рынки и диверсификация структуры  экспорта на традиционных рынках;

     • перевод внешней торговли Республики Беларусь на систему принципов и  механизмов ВТО с использованием протекционистских мер в соответствие с международной практикой;

       • защита интересов и обеспечение  равных условий функционирования  на мировом рынке для государственных  и частных экспортеров; преобладание  экономических методов и механизмов  над административными в области  внешнеторгового регулирования; сохранение и наращивание в экспорте доли промышленной продукции и услуг (транспортных, туристических, финансовых);

     • увеличение в экспортной продукции  национальной добавленной стоимости  путем снижения импортоемкости (энергоемкость, материалоемкость) и рационального импортозамещения; повышение удельного веса в экспорте наукоемких и инновационных товаров;

     • совершенствование правовых условий, механизмов привлечения и эффективного использования иностранных и  внутренних инвестиций для наращивания экспортного потенциала;

       • повышение роли регионов  в развитии экспортного производства  и прямого товарооборота с  регионами различных государств. Увеличение экспорта должно стимулировать  экономический рост благодаря  инвестированию прироста валютной  выручки в модернизацию технологий.

     По  результатам первой главы можно  сделать вывод о том, что конкуренция  носит для участников рыночных отношений, и в  первую очередь для товаропроизводителей, объективно-принудительный характер. Она заставляет их систематически применять новые технологии, повышать производительность труда, снижать или сдерживать цены на производимые продукты. Иначе говоря, конкуренция систематически воздействует на индивидуальные издержки производства в сторону снижения, заставляет экономить ресурсы, добиваться наиболее рационального сочетания используемых факторов производства. 
 
 

     2. Изучение  и реализация  экспортной и товарной  политики на УП  «Станкостроительный   завод им. С.М.  Кирова» 

2.1. Организационно- экономическая  характеристика предприятия

     Республиканское унитарное предприятие «Станкостроительный  завод                          им. С.М. Кирова» основано в 1881 году. Высшим органом управления является Министерство промышленности Республики Беларусь.

     Завод относится к предприятиям с замкнутым циклом  изготовления продукции. Завод имеет четкую систему и структуру организации предприятия. Предприятия имеет большое множество подразделений и отделов подотчетных генеральному директору. В настоящее время  завод специализируется на выпуске протяжных, отрезных и специальных станков (рельсоотрезных и др.). На заводе приступили к изготовлению широкой номенклатуры деревообрабатывающих станков, гидравлических прессов, установок для обработки камня.  В рамках программы импортозамещения  в 2009 г. освоено производство колесных пар к торфовозным вагонам  ТСВ-6А, что позволило значительно снизить импортную составляющую в себестоимости готового вагона. РУП «Станкостроительный завод им. С.М. Кирова» освоено производство  передних и задних навесных устройств к перспективным энергонасыщенным  тракторам  РУП «МТЗ» 25-22 и 30-22.

     Основными потребителями продукции основного  производства                                     в настоящее время являются предприятия  Беларуси, России.  Среднесписочная численность работающих на заводе на 01.01.2010 г. составляет 502 человека, в том числе производственные рабочие – 214 чел., вспомогательные – 81 человек.

     РУП «Станкостроительный завод им. С.М. Кирова», являясь государственным предприятием, самостоятельно определяет структуру управления, устанавливает штатное расписание, разрабатывает и реализует научно-техническую, экономическую, инвестиционную и социальную политику, координирует действия в сфере рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

     Осуществление функций управления подразделениями производится в соответствии с положениями о самостоятельных структурных подразделениях завода, положениями о должностных лицах, должностными инструкциями, стандартами предприятия, процедурами управления, инструкциями. Организационная структура управления РУП «Станкостроительный завод им. С.М. Кирова» приведена в приложении А.

     Структура управления заводом совершенствуется по мере изменения рыночных условий  путем создания новых и реорганизации (реструктуризации) существующих подразделений. Это вызвано необходимостью создания организационно-технических условий для эффективного воздействия на экономическую, финансовую, производственную, социальную, научно-исследовательскую деятельность завода в зависимости от конъюнктуры рынка.

     Управление  заводом осуществляется в соответствии с действующим законодательством  и Уставом завода на основе сочетания  прав и интересов трудового коллектива и собственника имущества завода.

     РУП «Станкостроительный завод им. С.М. Кирова» возглавляет директор. Наем директора осуществляется по контракту, в котором определяются права, обязанности и ответственность директора, условия его материального обеспечения и освобождения от должности с учетом гарантий, предусмотренных действующим законодательством. Директор  самостоятельно решает все вопросы деятельности организации. Связь между директором и основными подразделениями линейная, а затем подчинение происходит по функциональному признаку. Данный вид сочетает преимущества линейного и функционального типа, т.е. представляет собой единство распорядительства и квалифицированное осуществление функций управления специальным аппаратом — администрацией.

     В целом структура управления РУП «Станкостроительный завод им. С.М. Кирова» отвечает предъявляемым к ней требованиям с соблюдением норм управляемости, оптимального числа звеньев и уровней управления. Такая структура управления предоставляет возможность руководителю эффективно осуществлять оперативное и стратегическое руководство предприятием.

     Для осуществления своей производственной деятельности на РУП «Станкостроительный завод им. С.М. Кирова» в настоящее время функционирует четыре участка основного производства, размещенные в одном производственном корпусе.

     Основные  фонды – это средства труда, которые  неоднократно участвуют в производственном процессе, сохраняя при этом свою натурально-вещественную форму, выполняют одну и ту же функцию в течение нескольких производственных циклов и переносят свою стоимость на производственную продукцию частями по мере становления.

     Основные  фонды находятся в постоянном движении, которое определяется их наличием на конкретный момент времени и использованием. С целью изучения того, как создаются и изменяются основные фонды на предприятии, проведем анализ движения и наличия основных средств на РУП «Станкостроительный завод им. С.М. Кирова» в 2008-2010гг. (табл. 2.1).

     Таблица 2.1.

     Состав  и структура основных фондов УП «Станкостроительный  завод им. С.М. Кирова» за 2008-2010гг.

   Год    Группы  основных фондов    На  начало года    На  конец года    Отклонение,

   (+/–)

   сумма, млн. руб.    уд. вес, %    сумма, млн. руб.    уд. вес, %    сумма, млн. руб.    уд. вес, %
2008г.     Всего в т.ч.:    42159    100    41870    100    -289    -
I. ОПФ, из них:    40594    96,3    40305    96,3    -289    -
1) здания    31041    73,6    31071    77,1    +30    3,5
2) сооружения    781    1,8    676    1,6    -105    -0,2
     4) машины и  оборудован    9209    21,8    9065    21,6    -144    -0,2
5) транспортн. средства    765    1,8    698    1,7    -67    -0,1
     8) инструмент, инвентарь     363    0,9    360    0,9    -3    -
II. ОНПФ    1565    3,7    1565    3,7    -    -
2009г. 
 
 
   
Всего в т.ч.:    41870    100    43126    100    +1256    -
I. ОПФ, из них    40305    96,3    40305    93,4    -    -2,9
1) здания    31071    77,1    32348    75    +1277    -2,1
2) сооружения    676    1,6    688    1,6    12    -
4) машины и оборудован    9065    21,6    9120    21,1    +55    -0,5
5) транспортн. средства    698    1,7    619    1,4    -79    -0,3
     6)инструменты и инвентарь    360    0,9    351    0,8    -9    -0,1
II. ОНПФ    1565    3,7    2821    6,5    +1256    +2,8
 
 
 
 
2010г.    
Всего  в т.ч.:    43126    100    44352    100    +1226    -
I. ОПФ, из них    40305    93,4    41056    92,6    +751    -0,8
1) здания    32348    75    33040    74,5    +692    -0,5
2) сооружения    688    1,6    691    1,6    +3    -
4) машины и оборудован    9120    21,1    9125    20,6    +5    -0,5
5) транспортн. средства    619    1,4    698    1,7    +79    +0,3
6)инструменты  и инвентарь    351    0,8    351    0,8    -    -
II. ОНПФ    2821    6,5    3296    7,4    +475    +0,9

Информация о работе Экспортная товарная политика предприятия и пути ее совершенствования (на примере РУП «Станкостроительный завод им. С.М. Кирова»)