Экспортная товарная политика предприятия и пути ее совершенствования (на примере РУП «Станкостроительный завод им. С.М. Кирова»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2011 в 10:44, дипломная работа

Описание работы

Вышеперечисленные положения обусловливают актуальность темы дипломной работы. Таким образом, цель работы состоит в исследовании экспортной товарной политики и поиске путей ее совершенствования на РУП «Станкостроительный завод им. С.М. Кирова».
Для достижения поставленной цели было необходимо решить следующие задачи:

-раскрыть сущность экспортной товарной политики предприятия;

- проанализировать теоретические подходы к комплексному исследованию предприятия как самоорганизующейся неравновесной системы и разработать адаптационную модель ее конкурентоспособности;

- определить понятия экспортной товарной политики, экспортного товара.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. Сущность экспортной товарной политики на внешних рынках 7
1.1. Специфика товарной политики на внешних рынках и факторы
ее определяющие
7
1.2. Понятие экспортного товара, качество и конкурентоспособность
экспортного товара
13
1.3. Основные тенденции развития экспортной политики
Республики Беларусь
19
2. Изучение и реализация экспортной товарной политики на РУП «Станкостроительный завод им. С.М. Кирова»

27
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 27
2.2. Анализ деятельности маркетингового отдела предприятия на внешних рынках
39
2.3. Особенности формирования товарного ассортимента на
предприятии
42
2.4. Особенности реализации экспортной товарной политики
на предприятии

46
3. Предложения по совершенствованию экспортной товарной политики на РУП «Станкостроительный завод им. С.М. Кирова»

56
Заключение 66
Список использованных источников 68

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ горбачева.doc

— 879.00 Кб (Скачать)

     Если  у организации насчитывается  несколько ассортиментных групп  товаров, говорят о товарной номенклатуре.

     Товарная  номенклатура, или товарный микс, как совокупность всех товаров фирмы характеризуется широтой, длиной, глубиной и согласованностью. Широта товарной номенклатуры определяется числом товарных линий предприятия, длина – общим числом конкретных товаров фирмы, глубина – числом вариантов каждого товара определенной товарной линии, согласованность – степенью близости различных линий с точки зрения конечного использования товаров.

     С помощью четырех параметров товарной номенклатуры определяется товарная политика предприятия. РУП «Станкостроительный завод им. С.М. Кирова» можно расширить товарную номенклатуру за счет введения новых ассортиментных групп товаров. Можно увеличить насыщенность существующих ассортиментных групп товаров, приблизившись к положению компаний с исчерпывающий ассортиментом. Можно предложить больше вариантов каждого из имеющихся товаров, т.е. углубить свою товарную номенклатуру. В зависимости от того, стремится ли предприятие к завоеванию прочной позиции в одной или нескольких сферах, можно добиться большей или, наоборот, меньшей гармоничности между товарами различных ассортиментных групп.

     Проведение  эффективной товарной политики РУП «Станкостроительный завод им. С.М. Кирова» связано с двумя крупными проблемами. Во-первых, предприятие должно рационально организовать работу в рамках имеющейся номенклатуры товаров с учетом стадий жизненного цикла; во-вторых, – заблаговременно осуществлять разработку новых товаров для замены товаров, подлежащих снятию с производства и выводу с рынка. Можно выявить сильные и слабые стороны деятельности предприятия.

     Сильные стороны производственной деятельности:

     - продукция предприятия насчитывает около 30 видов станков,      адаптированных к целевым группам потребителям на разных типах рынков.

     - предприятие располагает уникальной производственной и конструкторско- экспериментальной базой.

     - предприятие укомплектовано высококвалифицированными специалистами во всех подразделениях завода.

     Слабые  стороны:

     -изношенность основных фондов составляет около 80 %. Большая часть фондов морально устарела.

     -большинство выпускаемой в настоящее время продукции уступает по основным технико-экономическим параметрам продукции, производимой крупнейшими мировыми глобальными компаниями.

     -для расширенного воспроизводства и технического перевооружения предприятие располагает недостаточными оборотными средствами.

     -на предприятии имеется дефицит рабочих специальностей высокой   квалификации.

     -в ближайшее время придвигается переезд предприятия за город что является преградой для развития

     Таким образом, РУП «Станкостроительный завод им. С.М. Кирова» необходимо иметь и постоянно совершенствовать товарную стратегию, что позволит ей обеспечить устойчивую структуру ассортимента, постоянный сбыт и стабильную прибыль. 

2.4. Особенности реализации экспортной товарной политики на предприятии

     На  РУП «Станкостроительный завод им. С.М. Кирова» объем  экспорта в 2010 г. составил 265,74 тыс. долл. США, против 1239,72 тыс. долл. 2009 г.  Снижение показателей объема экспорта связано с неблагоприятной экономической обстановкой в странах потребителях в связи с Глобальным Экономическим Кризисам. Следя за товарооборотом за рубеж видно, что продукция предприятия не пользуется большим спросом и основная часть продукции остается в стране.

       Прибыль от реализации продукции  за 2010 г. составляет       224 млн. рублей, рентабельность реализованной продукции 1,2. За 2009 г. 1836 млн. рублей рентабельность 0,8.

     Следует отметить, что основными потребителями  выпускаемой продукции  в 2009 г. были предприятия Республики Беларусь и  Российской Федерации.

     Предприятия не является крупным производителем либо производителем стратегически важных товаров. В основном завод производит продукцию и механизмы для дальнейшей переработки, навесное оборудование для тракторов МТЗ, работа на давальческом сырье. Так как применяется позаказный метод формирования цены, и предприятие работает на грани рентабельности (выживания) и принадлежит государству. Цена формируется из учета возможности предприятия быть на плаву оплачивать счета, задолженности, налоги.

     Основными потребителями продукции основного производства                                     в настоящее время являются предприятия Беларуси, России.

     Прогнозируемые  перечень и удельный вес по регионам в общем объеме спроса основных потребителей продукции завода в 2010 г. по промышленным регионам и городам представлен на рис. 2.1.

 

 Рис.2.1. Потребители продукции предприятия

 Примечание. Источник: собственная разработка 

     Предприятия Беларуси – Минск, Гомель, Солигорск, Бобруйск, Борисов; предприятия России – Набережные Челны, Новосибирск, Н. Новгород,   Москва, С. Петербург; предприятия Украины – Киев.»

     Изучение  международного рынка предполагает использование как кабинетных исследований, так и полевых исследований. Кабинетные исследования осуществляются на основе вторичной информации (справочники, специальные журналы, статистические данные).

     Они могут дать общее представление  о состоянии и развитии мирового товарного рынка, тенденциях развития рынков отдельных регионов, а также  основных отраслей производства, особенностях таможенного законодательства, доступности и территориальном расположении рынков, стоимости международных перевозок различными видами транспорта и т.д.

     В результате изучения международного рынка  предприятие с помощью специалистов отдела маркетинга получает систематизированную информацию о производственной и демографической базе страны-импортера, средствах регулирования рынка (таможенные правила, пошлины, налоги, ограничения импорта и т.д.), ожидаемом объеме спроса на экспортируемый товар, уровне цен, каналах распределения товаров, формах рекламной деятельности, видах упаковок продукции, условиях и расходах по доставке товара, конкурентной и конъюнктурной ситуации.

     Экспортный  рынок можно сегментировать по двум направлениям: макро-уровень – используются такие признаки данной страны или региона, как географическое положение, климат, государственное устройство, плотность населения, соотношение полов, возрастной состав, система обучения, культурные, этические и другие нормы и традиции; микро-уровень – здесь фигурируют такие признаки, как распределение доходов, имущественное положение, покупательские привычки и предпочтения.

     Особенности товарной политики в международном  маркетинге заключаются, прежде всего, в том, что она направлена на максимальное приспособление товаров к существующим на внешних рынках требованиям. А это вызывает необходимость модифицировать технические и потребительские параметры базового продукта, разрабатывать требуемую упаковку и дизайн, а также предоставлять соответствующую систему обслуживания товаров.

     При определении экспортных цен необходимо учитывать, что они, во-первых, складываются под влиянием расходов, которые, как  правило, не учитываются на внутреннем рынке, а во-вторых, часто находятся  под контролем государственного регулирования цен. Речь идет, например, о расходах на модификацию товаров для приспособления их к требованиям международного рынка, платежах посредникам, затратах на фрахт, пошлинах, расходах по транспортировке и страхованию грузов, по переводу валюты и т.д. Цена может формироваться в валюте страны-экспортера или в иностранной валюте.

     Что касается регулирования цен со стороны  правительства, то это различные  методы контроля цен, введение дискриминационных  цен, определение уровня фиксированных  цен и др.

     Все это требует тщательного проведения расчетов уровня экспортной цены в стратегии маркетинга для обеспечения необходимой доли прибыли и возмещения различного рода затрат.

     Так как предприятия не носит лидирующую позицию на внешнем рынке, и не диктует цены из-за того что не имеет влияние на рынке цена устанавливается исходя из прямых затрат, необходимых на изготовление, и косвенных затрат, а также учитывая конъектуру рынка. А также при реализации продукции за пределы РБ устанавливать цены в соответствии с постановлением Совета Министров РБ 01.12.2008 г. №1834. 

     При определении цен на экспортируемые товары предприятие руководствуется  положением о порядке реализации за пределы РБ продукции по ценам, определяемым с учетом конъюнктуры  мирового рынка.

     В связи с индивидуальным характером  производства, формирование цен на станки по разовым заказам на стадии заключения договора, когда отсутствует конструкторская документация и не проведена технологическая подготовка производства, производится укрупнено на основании ориентировочного состава оборудования по узлам, передаваемым конструкторами. При этом составляется калькуляция на момент заключения договора и подлежит уточнению после проведения технической подготовки производства. После проведения технологической подготовки производства, получения исходных данных по нормативам, составляет нормативная калькуляция на единицу продукции.

     Основное  условие в ценовой политике РУП «Станкостроительный завод им. С.М. Кирова»  заключается в том, чтобы цена покрывала издержки и давала возможность получить нормальную прибыль. Для ведения успешной деятельности компании необходим четкий учет издержек обращения и поиск резервов снижения уровня затрат, своевременное обеспечение руководителей торговых организаций полной и достоверной информацией о фактических расходах, осуществление действенного контроля за использованием материальных, трудовых и денежных ресурсов.

     Ежегодно  при составлении планов развития заводу Министерством Промышленности доводится ряд целевых показателей  предусмотренных программой развития Республики Беларусь. Среди них затраты на 1 рубль товарной продукции и рентабельность реализованной продукции. В 2011 г. предприятие РУП «Станкостроительный завод им. С.М. Кирова»  должно достичь уровня затрат 0,6 руб. и уровня рентабельности реализованной продукции 11%. Достижение этих показателей затруднено тем, что с января 2010 г. резко увеличились цены на топливо и энергетические ресурсы (около 30% в среднем), что привело и к увеличению цен на покупные полуфабрикаты и комплектующие заводов-смежников. Возможность выполнить заданные показатели в сегодняшних условиях, сопряжена с выявлением внутренних резервов снижения себестоимости выпускаемой продукции

     Предприятия часто испытывают необходимость  в проектировании и освоении производства такой продукции, которая не заменяет ранее освоенную, а дополняет или расширяет уже существующий параметрический ряд изделий.

     Под параметрическим рядом понимается совокупность конструктивно и технологически однородных изделий, предназначенных  для выполнения одних и тех же функций и отличающихся друг от друга значениями технико-экономических параметров в соответствии с выполняемыми производственными операциями.

     Анализ  производственных затрат позволяет  установить, что нормы расхода  материальных ресурсов, как правило, изменяются при корректировке технико-экономических параметров. В связи я этим создается возможность распространить эту зависимость и на ценностные соотношения.

     Существует  ряд методов установления цен  на новую продукцию в зависимости  от уровня ее потребительских свойств с учетом нормативов затрат на единицу параметра. Такие методы носят название нормативно-параметрических.

     К данной группе методов ценообразования  можно отнести:

     1) метод удельных показателей;

     2) метод регрессионного анализа;

     3) агрегатный метод;

     4) балловый метод.

     Необходимым условием применения метода является тщательная аналитическая работа по формированию параметрического ряда, определению технических и экономических  параметров, на основе которых он строился. Изделия отбираются в параметрический ряд по признакам однородности технических требований к ним и однотипности технологии их изготовления. Однородность технических требований к изделиям предполагает наличие одних и тех же основных показателей качества, хотя технические требования к отдельным изделиям различаются. Для целей ценообразования важно  выявить различия в пределах  параметрического ряда, которые определяют разные эксплуатационные возможности, а следовательно, связаны с удовлетворением конкретного спроса на каждое изделие. Например, в параметрический ряд по признаку однородности технических требований входят различные марки беленой целлюлозы из хвойной, лиственной и тростниковой древесины. Эти марки имеют одни и те же наименования технических характеристик (механическая прочность, белизна, сортность и др.), но разные их значения. Большие параметрические  ряды образуют черные и цветные металлы, многие виды машин и оборудования.

Информация о работе Экспортная товарная политика предприятия и пути ее совершенствования (на примере РУП «Станкостроительный завод им. С.М. Кирова»)