Экспортная товарная политика предприятия и пути ее совершенствования (на примере РУП «Станкостроительный завод им. С.М. Кирова»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2011 в 10:44, дипломная работа

Описание работы

Вышеперечисленные положения обусловливают актуальность темы дипломной работы. Таким образом, цель работы состоит в исследовании экспортной товарной политики и поиске путей ее совершенствования на РУП «Станкостроительный завод им. С.М. Кирова».
Для достижения поставленной цели было необходимо решить следующие задачи:

-раскрыть сущность экспортной товарной политики предприятия;

- проанализировать теоретические подходы к комплексному исследованию предприятия как самоорганизующейся неравновесной системы и разработать адаптационную модель ее конкурентоспособности;

- определить понятия экспортной товарной политики, экспортного товара.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. Сущность экспортной товарной политики на внешних рынках 7
1.1. Специфика товарной политики на внешних рынках и факторы
ее определяющие
7
1.2. Понятие экспортного товара, качество и конкурентоспособность
экспортного товара
13
1.3. Основные тенденции развития экспортной политики
Республики Беларусь
19
2. Изучение и реализация экспортной товарной политики на РУП «Станкостроительный завод им. С.М. Кирова»

27
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 27
2.2. Анализ деятельности маркетингового отдела предприятия на внешних рынках
39
2.3. Особенности формирования товарного ассортимента на
предприятии
42
2.4. Особенности реализации экспортной товарной политики
на предприятии

46
3. Предложения по совершенствованию экспортной товарной политики на РУП «Станкостроительный завод им. С.М. Кирова»

56
Заключение 66
Список использованных источников 68

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ горбачева.doc

— 879.00 Кб (Скачать)

     РЕФЕРАТ 

     Объем работы: 69 страниц, 17 таблиц, 4 рисунка, 4 приложения, 40 литературных источников.

     Тема: Экспортная товарная политика предприятия и пути ее совершенствования (на примере РУП «Станкостроительный завод им. С.М. Кирова»).

     Объект  дипломной работы:  РУП «Станкостроительный завод им. С.М. Кирова», г. Минск.

     Ключевые  слова: маркетинг, конкуренция, экспорт, цена, качество, потребительские свойства, эффективность, конкурентоспособность, товарная политика, прибыль, коммерческая деятельность.

     Цель  дипломной работы: исследование экспортной товарной политики и поиск путей ее совершенствования на  РУП «Станкостроительный завод им. С.М. Кирова».

     В работе рассмотрены сущность  экспортной товарной политики на внешнем рынке, конкуренции на внешнем рынке, изучен и обобщен практический материал по организации маркетинговых исследований на предприятии, рассмотрены особенности формирования товарного ассортимента, особенности реализации экспортной товарной политики на предприятии, предложены мероприятия по совершенствованию экспортной политики РУП «Станкостроительный завод им. С.М. Кирова». Дана экономическая характеристика РУП «Станкостроительный завод им. С.М. Кирова», проанализированы структура, функции и задачи службы маркетинга, обосновано ее влияние на результаты деятельности предприятия.

     В процессе работы разработаны мероприятия по совершенствованию экспортной товарной политики на промышленном предприятии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

   стр.          

  ВВЕДЕНИЕ 4
1. Сущность  экспортной товарной политики на внешних рынках 7
  1.1. Специфика товарной политики на внешних рынках и факторы

ее определяющие

7
  1.2. Понятие экспортного товара, качество и конкурентоспособность

экспортного товара

13
  1.3. Основные тенденции развития экспортной политики

Республики  Беларусь

19
2. Изучение  и реализация экспортной товарной политики на РУП «Станкостроительный  завод им. С.М. Кирова»  
 
27
  2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 27
  2.2. Анализ деятельности маркетингового отдела предприятия на внешних рынках  
39
  2.3. Особенности формирования товарного ассортимента на

предприятии

42
  2.4. Особенности реализации экспортной товарной политики

на предприятии

 
46
3. Предложения по совершенствованию  экспортной товарной политики на РУП «Станкостроительный завод им. С.М. Кирова»  
 
56
  Заключение 66
  Список  использованных источников 68
  Приложение  70
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Международная деятельность фирмы – это деятельность по экспорту и импорту товаров, капиталов, технологий, услуг, осуществление совместных с другими странами проектов, интеграционные процессы в различных сферах.

     Стратегические  цели экспортера:

  • расширение производства, увеличение прибыли за счет захвата новых рынков за рубежом;
  • достижение экономии на масштабе производства;
  • увеличение прибыли за счет использования сравнительных преимуществ других стран;
  • увеличение валютных ресурсов фирмы.

     Выходя  на рынок, предприятие готово предложить потребителям, некий продукт или  услугу, которые будут удовлетворять  их потребности. Предприятие точно должно знать, для удовлетворения какой именно потребности данный продукт предназначен. Чтобы потребитель принял данный продукт, он должен иметь соответствующий уровень качества, эффективную упаковку, а так же марочное название. Для того чтобы данный товар или услуга были конкурентоспособными, предпринимателю необходимо решать задачи в нескольких направлениях, а именно – разработать ценовую, товарную, сбытовую политики.

     В настоящее время в Республике Беларусь медленно, но верно происходят процессы, подталкивающие нашу страну к развитию рыночных отношений, современный мир диктует свои правила, и Республика Беларусь как участник международных отношений должна играть по этим правилам. Государственная власть не всегда может в полной мере обеспечить успешность деятельности предприятия, поэтому в условиях рыночных отношений, когда каждое предприятие создается и функционирует для получения максимума прибыли, для достижения этой цели должна быть создана система маркетинга, которая в полной мере может охватить весь спектр вопросов, касающихся успешности деятельности предприятия. Развитие международных экономических отношений на современном этапе характеризуется усилением процесса глобализации. Его важнейшими проявлениями являются транснационализация предпринимательской деятельности фирм и стремительное развитие информационных технологий, во многом определяющих конкурентоспособность субъектов мирового хозяйства. Многие национальные предприятия становятся международными в силу, как своей конкурентоспособности, так и конкурентоспособности экономики страны, что определяет статус последней в мировом хозяйстве. Особое значение приобретают проблемы обеспечения и повышения конкурентоспособности фирм. Их решение важно как для Республики Беларусь в целом, так и национальных экспортоориентированных предприятий.

     Одним из важнейших факторов успеха конкурентной борьбы компании является лидерство  в издержках, и, как следствие  – возникающая мобильность цены, которая позволяет быстро реагировать на действия конкурентов, снизить негативные последствия сильных ценовых «ударов» рынка, и оставляет возможность получить прибыль при самой неблагоприятной текущей рыночной ситуации [4, с.33].

       Цели фирмы определяют направления  развития ее деловой активности, а стратегия маркетинга представляет  собой план достижения этих целей, в котором должны быть отражены все элементы маркетинга, финансовые ресурсы, производственные возможности компании. Маркетинговая стратегия заключается в долгосрочном согласовании возможностей фирмы с ситуацией на рынке. Реализация маркетинговых мероприятий на этом уровне возможна, благодаря: совершенствованию организационной структуры фирмы; организации проникновения на новые товарные рынки; разработке и введению на рынок нового товара; свертыванию деловой активности и уход с рынков, где стало невозможным получение устойчивой прибыли; проникновению на новые рынки посредством создания совместных предприятий; кооперации деятельности с фирмами, обладающими опытом успешной деятельности на интересующих рынках. Маркетинговая стратегия выхода на внешние рынки является одним из важнейших инструментов осуществления интернационализации деятельности предприятия.

     Разработка  эффективной маркетинговой стратегии  выхода предприятия на внешние рынки  снижает потенциальные риски, связанные  с проникновением, и повышает вероятность успеха компании на целевом зарубежном рынке.

     Вышеперечисленные положения обусловливают актуальность темы дипломной работы. Таким образом, цель работы состоит в исследовании экспортной товарной политики и поиске путей ее совершенствования на  РУП «Станкостроительный завод им. С.М. Кирова».

     Для достижения поставленной цели было необходимо решить следующие задачи:

     -раскрыть  сущность экспортной товарной  политики предприятия;

      - проанализировать теоретические подходы к комплексному исследованию предприятия как самоорганизующейся неравновесной системы и разработать адаптационную модель ее конкурентоспособности;

       - определить понятия экспортной товарной политики, экспортного товара.

     Объектом  исследования является РУП «Станкостроительный завод им. С.М. Кирова».

     Предмет исследования – экономические отношения, отражающие конкурентоспособность  предприятия на внешнем рынке.

     Методологической  базой для написания курсовой работы послужили следующие методы научных исследований: логический, абстрактный, сравнительный, монографический.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. СУЩНОСТЬ  ЭКСПОРТНОЙ ТОВАРНОЙ ПОЛИТИКИ НА ВНЕШНИХ  РЫНКАХ
 
    1. Специфика товарной политики на внешних рынках и  факторы ее определяющие

     На  внешних рынках требования к одним  и тем же товарам значительно различаются для каждой из стран. Эти различия во многом определяются существующим уровнем социально-экономического развития каждой из стран и характерным для нее состоянием культурной среды. И в связи с этим одной из основных проблем товарной политики на внешних рынках является обеспечение соответствия предлагаемых товаров разнообразным требованиям внешних рынков. Чтобы такое соответствие обеспечить, в рамках товарной политики следует принимать обоснованные управленческие решения, реализация которых позволяет создавать требуемый на внешних рынках товар (экспортный товар), имеющий необходимый уровень качества. Такой товар должен иметь товарные марки (ассортиментные позиции) и его следует предложить в требуемом ассортименте. При этом экспортный товар должен иметь наиболее приемлемые для потребителей дизайн, упаковку и маркировку [6, с.89].

     Классификацию возможных форм выхода на внешний  рынок разработал Ж.-Ж. Ламбен. Эти  стратегии различаются в зависимости  от того, экспортирует ли предприятие продукцию, изготовленную им на своем рынке, или создает производственное подразделение на зарубежном рынке.

      1. Производство в стране (экспорт) 

          непрямой экспорт 

          - нерегулярный экспорт 

          - торговые кампании 

          - экспортно-импортные кампании 

          - торговые кооперации

          прямой экспорт 

          - зарубежные представительства 

          - местные агенты 

          - местные дистрибьюторы 

          - торговый филиал 

  1. Производство за рубежом

        - сборочный завод 

        - контракт на производство 

        - лицензионное соглашение 

        - совместное предприятие

        - прямое инвестирование 

     Экспорт продукции на зарубежный рынок –  одна из наиболее распространенных форм выхода предприятия на внешний рынок. Его очевидная привлекательность  с точки зрения многих (особенно не очень крупных предприятий) заключается в минимальных издержках по завоеванию рынка, а также возможности своевременного предвидения всевозможных рисков, и их страхования. Экспорт, как стратегия выхода на внешний рынок может применяться на разных стадия «зрелости» рынка, предоставляя преимущества чаще всего в следующих случаях:

  • предприятие недостаточно велико для организации производства за рубежом;
  • технология и другие особенности производства не позволяют перенести его в другую сторону;
  • производство за рубежом менее прибыльно;
  • организация производства нежелательна по политическим и социальным причинам;
  • рынок не достаточно велик и спрос на нем недостаточно стабилен [8, с.56].

     Непрямой  экспорт предполагает продажу товаров  за границу через посреднические организации, к которым относятся  оптовые торговцы, агенты экспортера, импортера, розничные торговцы. Данная стратегия заключается в передаче собственности и всех рисков посреднику, продающему товар на внешних рынках. Это самый дешевый и наименее рискованный способ. Предприятие не участвует непосредственно в международной торговле в том смысле, что в нем нет подразделения, занимающегося зарубежными поставками. Зарубежные поставки обрабатываются как обычные поставки на внутренний рынок, а международные операции поручаются другим организациям [2, с.78].

Информация о работе Экспортная товарная политика предприятия и пути ее совершенствования (на примере РУП «Станкостроительный завод им. С.М. Кирова»)