Целевой маркетинг: сегментирование, выбор ниши рынка, позиционирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 09:49, контрольная работа

Описание работы

Маркетинг – это процесс планирования и управления мероприятиями по разработке новых изделий и услуг, ценовой политики, продвижению товаров к потребителям и сбыту готовой продукции или услуг, направленных на наиболее полное удовлетворение потребностей как отдельных личностей, так предприятий и организаций-потребителей.
Маркетинг является одной из основных дисциплин, изучаемых в рамках экономической науки. Маркетинг предполагает максимальную адаптацию предприятий к условиям рынка, прослеживая с помощью системных методов путь товара от момента изучения потребностей на него потребителей до послепродажного обслуживания

Содержание

Введение……………………………………………………………………. 3
1.Среда маркетинга…………………………………………………… 4-6
2.Целевой маркетинг: сегментирование, выбор ниши рынка, позиционирование…………………………………………………… 6
2.1.Сегментирование рынка……………………………………… 6-7
2.2.Позиционирование рынка……………………………………. 7-8
2.3.Выбор ниши рынка…………………………………………… 8-9
3.Стратегии маркетинга………………………………………………. 10-12
Заключение…………………………………………………………………. 13
Список используемой литературы………………………………………… 14

Работа содержит 1 файл

маркетинг.doc

— 82.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Целевой маркетинг: сегментирование, выбор ниши рынка, позиционирование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………….    3

  1. Среда маркетинга……………………………………………………   4-6
  2. Целевой маркетинг: сегментирование, выбор ниши рынка, позиционирование……………………………………………………    6

2.1.    Сегментирование рынка………………………………………   6-7

    1. Позиционирование рынка…………………………………….   7-8
    2. Выбор ниши рынка……………………………………………   8-9
  1. Стратегии маркетинга………………………………………………. 10-12

Заключение………………………………………………………………….    13

Список используемой литературы…………………………………………   14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Маркетинг –  это процесс планирования и управления мероприятиями по разработке новых  изделий и услуг, ценовой политики, продвижению товаров к потребителям и сбыту готовой продукции или услуг, направленных на наиболее полное удовлетворение потребностей как отдельных личностей, так предприятий и организаций-потребителей.

Маркетинг является одной из основных дисциплин, изучаемых в рамках экономической  науки. Маркетинг предполагает максимальную адаптацию предприятий к условиям рынка, прослеживая с помощью системных методов путь товара от момента изучения потребностей на него потребителей до послепродажного обслуживания.

Благодаря маркетинговым  исследованиям предприятия снижают  долю риска своей деятельности, учитывая сложившуюся на данном рынке ситуацию и принимая наиболее оптимальны управленческие решения.

В структуру  маркетинга входит изучение таких экономических  понятий, как: сегментация рынка; товарная политика; емкость и ниша рынка; ценовая политика и стратегии ценообразования; маркетинговые исследования; спрос и предложение на индивидуальных рынках; сбыт, товародвижения; конкуренция и конкурентоспособность; конъюнктура рынка; стимулирование сбыта и пропаганда; реклама; маркетинговое планирование; международный маркетинг.

 

 

 

 

 

 

 

1. Среда маркетинга.

 

Рыночная деятельность любой фирмы или предприятия  обусловлена влиянием внешней и  внутренней сред.

Внешняя среда образуется из макросреды, представляющей собой экономическое, демографическое, социально-культурное, научно-техническое и политико-правовое окружение, а микросреда – это потенциальные потребители, поставщики, посредники и конкуренты. Макросреда и микросреда являются внешними факторами, не контролируемыми предприятием. Изменение любого из них приводит к изменению внешней среды, что требует быстрого реагирования и оптимального приспособления.

Внутренняя  среда, которую предприятие может контролировать, складывается, во-первых, из действующей системы управления, способов и методов получения информации о рынке, планирования и контроля деятельности, а также ее организации, а во-вторых, из элементов маркетинга-микс: товара, цены, условий и места продажи, стимулирования. С помощью факторов внутренней среды предприятие приспосабливается к изменениям среды внешней.

Экономическая среда во многом обусловливается соотношением спроса и предложения, доходами и ценами на товары, сложившейся конъюнктурой. Если она развивается благополучно, то можно легче предвидеть спрос, определить его структуру и тенденции. В условиях же неблагоприятного развития экономики, инфляции, дефицита и т.п. поведение потребителей практически непредсказуемо.

Демографическая среда характеризует численность и возраст населения, состав семьи, миграционные процессы, динамику изменения образовательного и материального уровня и т.д. «Демографические взрывы» и «детские бумы», падение рождаемости и старение населения – все это оказывает самое непосредственное влияние на поведение, вкусы и желания тех или иных групп потребителей.

Научно-техническая  среда во многом определяет фундаментальные изменения в жизни людей, производстве материальных благ, окружающей природе. Появление новых товаров формирует новые рынки, происходит естественное отмирание старых отраслей деятельности. Предприятия, не заметившие коренных преобразований в этой сфере, обречены на банкротство и исчезновение. В то же время достижения научно-технического прогресса приводят, с одной стороны, к дефициту и удорожанию некоторых видов сырья, загрязнению окружающей среды, а с другой – к появлению принципиально новых отраслей по производству альтернативных материалов, охране природы и т.п.

Социально-культурная среда представляет собой систему жизненных ценностей, формирующую поведение потребителей, отношение людей друг к другу, обществу, природе. Складывающиеся традиции, обычаи, стереотипы оказывают существенное влияние на потребление в рамках данной территории, но они могут быть совершенно иными в другом месте.

Политика-правовая среда устанавливает рамки предпринимательской деятельности. Она рождает законодательные акты, определяет роль государственных органов и общественных институтов в экономической жизни общества, создает условия для развития рыночно-конкурентной сферы деятельности и «правила игры» для субъектов рынка.

Среди рассматриваемых  ниже элементов микросреды маркетинга важнейшим являются потенциальные потребители. Это могут быть отдельные индивидуумы и домашние хозяйства, предприятия-производители, промежуточные продавцы, государственные учреждения, зарубежные клиенты и др. Каждый из них предъявляет вполне определенные требования к товарам, ценам, сервису и т.п.

Посредники – это лица и организации, которые обеспечивают продвижение товаров и услуг предприятия на рынок. К ним можно отнести оптовых и розничных торговцев, агентов и брокеров, рекламные агентства, транспортные организации. Посредники помогают предприятию определить возможные рынки сбыта продукции, ускорить продвижение товаров, обеспечить быстрое получение информации, а также осуществить упаковку и маркировку товаров, их страхование и т.д.

Поставщики обеспечивают предприятие необходимыми материальными ресурсами. Эффективность снабжения сырьем, материалами, комплектующими изделиями во многом зависит от знания всех возможных поставщиков и их потенциала, умения работать с ними в непосредственном контакте.

Особое место  во внешней микросреде занимают конкуренты, оказывающие существенное влияние на весь комплекс маркетинговых действий. Существуют различные структуры и виды конкурентной деятельности. Они заставляют предприятие внимательно следить за поведением конкурентов и своевременно принимать необходимые меры для обеспечения собственных преимуществ.

 

2. Целевой маркетинг: сегментирование, выбор ниши рынка, позиционирование.

 

Целевой маркетинг — форма маркетинговой деятельности, в ходе которой продавец разграничивает сегменты рынка, выбирает из них один или несколько целевых сегментов (целевой рынок) и разрабатывает приемы маркетинга для каждого из них отдельно, целенаправленно, с учетом выбора товарных позиций, наиболее эффективных для каждого сегмента рынка.

2.1. Сегментирование рынка

Сегментирование рынка – это процесс моделирования  или разработки товара или услуги, при котором они адресуются некой  опознаваемой части целевого рынка. Альтернативу сегментирования называют агрегированным (совокупным) рынком или массовым маркетингом, при котором всем потребителям предлагаются идентичные товары или услуги. 
          Сегментирование является важным средством повышения рентабельности. Рост прибыли происходит тогда, когда цена, оптимальная для потребителя, выше затрат на изготовление продукта. Например, компьютерную программу можно адаптировать к специальным потребностям некоторых пользователей. Если адаптация обошлась дорого, но некоторые пользователи готовы заплатить за созданную программу сотни или даже тысячи долларов, то увеличение цены по сравнению с ценой стандартного продукта принесет миллионы долларов дополнительной прибыли. Именно так создавались миллиардные состояния в компьютерной индустрии. 
                                    2.2. Позиционирование рынка.

Позиционирование товара на рынке - действия по разработке предложения компании и ее имиджа, направленные на то, чтобы занять обособленное благоприятное положение в сознании целевой группы потребителей. При позиционировании необходимо определить свойства товаров, наиболее интересующие потребителей.

Позиционированием называется процесс поиска такой рыночной позиции  для компании, продукта или услуги, которая будет выгодно отличать ее (его) от положения конкурентов. Позиционирование осуществляется с учетом конкретной целевой группы потребителей, для которой создаются и предлагаются преимущества и уникальность. Без ясного представления о том, на что направлена позиция, очень сложно, даже почти невозможно, согласовать решения комплекса маркетинга.  Позиционирование начинается с товара. Это может быть продукт, услуга, компания, социальный институт или даже человек.

Позиционирование  — это инструмент, используя который  можно быть услышанным даже в нашем  сверхкоммуникативном обществе.  Позиционирование – это придание товару конкурентоспособного положения на рынке на основе создание отличительных свойств и признаков по сравнению с товарами конкурентов.  Главная цель позиционирования это установление определнного желаемого места в сознании целевых потребителей что бы впоследствии именно этот товар был объектом их покупки.  Важнейшей задачей позиционирования является обеспечение комплекса мероприятий по приданию отличительных свойств и признаков собственному товару среди одноименных товаров конкурентов.  Эти свойства и признаки должны иметь следующие характеристики: выгоду для потребителя, оригинальность, доступность для потребителя по соотношению цены и качества, защищенность.

Позиционирование  обычно осуществляется в три этапа:

  1. Проводится детальное исследование рынка с целью определения, какие атрибуты являются важными для данного рыночного сегмента, и устанавливается приоритетность этих атрибутов.
  2. Составляется перечень конкурирующих продуктов, обладающих выявленными атрибутами.
  3. Устанавливается идеальный уровень значений атрибутов для конкретного сегмента рынка. Проводится сравнительная оценка атрибутов позиционируемой марки продукта по сравнению с идеальным уровнем и по сравнению с продуктами конкурентов.

2.3. Выбор ниши рынка.

Ниша  рынка (от латинского " nidus" — гнездо) — представляет собой ограниченные по масштабам вид бизнеса или сферу хозяйственной деятельности с резко очерченным кругом потребителей.

Ниша рынка  характеризуется наличием следующих  признаков:

  • высокоиндивидуализированные нужды и запросы потребителей, для удовлетворения которых необходим определенный набор взаимодополняющих продуктов (изделий и услуг);
  • небольшая и стабильная потенциальная емкость рынка;
  • значительное ослабление конкуренции.

Виды  ниш рынка:

Ниши рынка  могут быть результатом:

  • целевого маркетинга — ориентация на устойчивую во времени, но очень небольшую по емкости часть рынка, которую крупные компании не могут или не хотят осваивать в полной мере (т.е. удовлетворять все запросы потребителей на этом рынке) и где пресс конкуренции длительное время ослаблен;
  • возникновения особой ситуации на рынке — определенного стечения условий и обстоятельств хозяйственной деятельности (например, в результате действий государственных органов власти), вызывающих появление уникальных нужд и запросов потребителей, которые не могут быть удовлетворены с помощью уже предлагаемых на рынке изделий и услуг;
  • вертикального маркетинга, ориентированного на поиск так называемой вертикальной ниши рынка. Это поиск способов реализации одного продукта вместе с функционально (по потребительским свойствам) близкими продуктами для различных групп потребителей (на нескольких сегментах рынка одновременно);
  • горизонтального маркетинга, ориентированного на поиск так называемой горизонтальной ниши рынка. Данный подход предполагает постоянное расширение ассортимента изделий и услуг предприятия, ориентированных на один целевой сегмент рынка;
  • "кустового " ("пучкового ") маркетинга — определения ниши рынка путем формирования круга постоянных потребителей (так называемая фокусная группа), привлекаемых полным набором предлагаемых изделий и услуг, различного функционального (отраслевого) назначения, которые эти потребители могут получить в одном месте (у одного дилера, производителя или поставщика).

 

 

 

 

 

3. Стратегии маркетинга.

Сжатое практическое описание основных типов стратегий маркетинга, инструментов их реализации, главных составных частей маркетинговых планов, а также методы контроля и показатели эффективности расходования средств на маркетинговые кампании.

Различают два уровня управления маркетингом: стратегический и тактический.

Информация о работе Целевой маркетинг: сегментирование, выбор ниши рынка, позиционирование